"Развитие связной монологической речи у старших дошкольников"

Автор: Агапова Марина Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с №451 "Теремок"
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: проект
Тема: "Развитие связной монологической речи у старших дошкольников"
Дата публикации: 13.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное казенное дошкольное

образовательное учреждение города Новосибирска

"Детский сад № 451 комбинированного вида» Центрального округа

Автор:

Марина Валерьевна Агапова

воспитатель

первой кв. категории

Новосибирск, 2015


Содержание

1.

Краткая аннотация проекта……………………………………

3

2.

Постановка проблемы…………………………………………….

4

3.

Цели и задачи проекта………………………………………….

7

4.

Методы реализации проекта……………………………………

8

5.

Ожидаемые результаты…………………………………………..

14

6.

Оценка качества реализации проекта………………………… 14

7.

Практическая значимость результатов………………………

15

8.

Результаты реализации проекта……………………………….

15

9.

Приложение……………………………………………………….

21

10.

Список литературы……………………………………………… 32
2

Краткая аннотация проекта
Данный проект был разработан в соответствии с федеральными и региональными нормативными документами. В проекте освещена проблема развития связной монологической речи у старших дошкольников. Данный проект направлен на создание эффективной системы работы по развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста логопедической группы "Белочка" МКДОУ № 451 . Реализация проекта осуществлялась по трем направлениям: дети, родители, организация предметно-развивающей среды. По каждому направлению определены задачи, способствующие достижению единой цели. В проекте указаны принципы его успешной реализации, методы реализации. Продолжительность проекта 2 года.
Участники проекта:
дети старшей логопедической группы "Белочка", их родители, педагоги старшей логопедической группы "Белочка". В результате реализации проекта: - в группе будет создана система работы по развитию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста; - в группе будет создана речевая среда, соответствующая старшему дошкольному возрасту и способствующая развитию связной речи; - повысится уровень компетентности педагогов и родителей в области связной монологической речи; - у детей повысится речевая активность; - возрастет активность всех участников образовательного процесса в проектной деятельности; - будет обеспечено психологическое благополучие дошкольников. 3

Постановка проблемы
Актуальность развития речи дошкольников обусловлена социальным заказом общества и федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования. В целевых ориентирах ФГОС ДО отмечено, что к моменту поступления в школу «ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности». Как мы видим, одним из важнейших условий всестороннего развития детей остается формирование правильной речи. Развитие полноценной связной речью очень важно, потому что именно в ней проявляются богатство или бедность словарного запаса ребенка, состояние его звукопроизношения и владение им грамматическими нормами родного языка. Более того, по состоянию связной речи ребенка можно судить об уровне умственного развития дошкольника, поскольку именно в связной речи выражается его умение правильно осмыслить явления окружающей жизни и логично, и последовательно о них рассказывать. Поэтому, очень важно создавать условия для развития связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Если навыки монологической речи не будут сформированы, то речь нельзя будет назвать полноценной. Школьное обучение требует от ребенка правильного построения собственных 4
устных ответов на уроках, умения пересказывать, составлять описательные рассказы, доказывать и аргументировать свою точку зрения, понимать объяснения учителя, понимать тексты учебников, также как и литературных произведений. Главной задачей развития связной речи в старшем дошкольном возрасте являет - ся совершенствование монологической речи. Эта задача решается через такие виды речевой деятельности, как:  пересказ литературных произведений,  составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы,  создание разных видов творческих рассказов,  сочинение рассказов по картине и серии сюжетных картинок. Овладение связной монологической речью – высшее достижение речевого вос - питания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, сло - варного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развити - ем всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетической. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому, очень важно создавать условия для развития связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Наблюдая за развитием монологической речи детей старшей группы, было от - мечено, что высказывания детей однотипные, отличаются непоследовательностью, состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой, уровень ин - формативности высказывания очень низкий. Кроме того, даже у тех детей, у кого речь сформирована хорошо, в словотворче - стве преобладает диалогическая речь, ребенок не может оформить свои знания в связное речевое высказывание. Таким образом, выявились проблемы в развитии связной монологической речи. 5
В сложившейся ситуации возникла необходимость в создании целенаправлен - ной системы работы по формированию связной монологической речи детей. 6

Цель и задачи проекта
Целью проекта стало создание системы работы, направленной на развитие связной монологической речи детей 5-7 лет.
Задачи
 создать в группе речевую среду, соответствующую старшему дошкольно - му возрасту и способствующую развитию связной речи.  изучить и систематизировать методическую литературу и опыт других пе - дагогов по данной теме. Для достижения цели проекта работа будет организована по трем направлениям, в каждом их которых будут определены дополнительные задачи: 1. Работа по организации предметно-развивающей среды. 2. Работа с родителями. 3. Работа с воспитанниками детского сада. 7

Методы реализации проекта

Работа по организации предметно-развивающей среды
Задача: организация предметно-развивающей среды, способствующей раз - витию связной речи и соответствующей возрастным и индивидуальным особенно - стям детей.


п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.
Оценка развивающей среды в группе, её соответствие возрасту, уровню развития детей, про - граммным задачам и требованиям ФГОС Начало каждого учебного года Ст. воспитатель, учитель-логопед, воспитатели 2. Обогащение и изменений среды в соответствии с задачами развития связной речи. В течение года Воспитатели 3. Оформление речевого уголка в группе Постоянно Заведующая ДОУ Пугачева Л.Н., учитель-логопед, воспитатели 4. Приобретение и изготовление ме - тодических и наглядных материа - лов для организации совместной и самостоятельной речевой дея - тельности (картины, разные виды театра, художественная литерату - ра, мнемотаблицы, схемы для со - ставления рассказов, наборы сю - жетных картинок и т.д.). В течение года Заведующая ДОУ Пугачева Л.Н., воспитатели 5. Изготовление речевых игр в сов - местной работе с детьми и роди - телями В течение года Воспитатели 6. Формирование каталога игр по развитию связной монологиче - ской речи. Постоянно Воспитатели, учи - тель-логопед 8

Работа с родителями
1. Выявить уровень компетентности родителей в вопросах развития связ - ной монологической речи детей . 2. Провести ряд мероприятий, направленных на повышение компетентности родителей по данной теме. 3. Организовать постоянное консультирование родителей. 4. Создать условия для активного участия родителей в проектной деятельно - сти. 5. Оформить наглядную информацию по теме проекта. Для достижения общей цели проекта родители должны понимать необходи - мость проводимой работы и стать активными участниками процесса по развитию связной монологической речи своих детей. План мероприятий по работе с родителями


п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.
Анкетирование «Развитие речи детей», «Сколько мы общаемся?» и др. Начало и завершение учебного года Воспитатели 2. Ознакомление родителей с ре - зультатами педагогических на - блюдений за развитием связной речи детей и обследований спе - циалистов 2 раза в год Воспитатели 3. Проведение тематических роди - тельских собраний по развитию речи дошкольников. 2 раза в год Воспитатели 4. Привлечение родителей к созда- нию развивающей среды в груп - пе. В течение года Воспитатели, родители 5. Оформление и сменяемость ин - формации стенда «Развитие связ - В течение года Воспитатели 9
ной речи детей старшего до - школьного возраста». 6. Оформление наглядно-текстовой информации: памяток, папок- передвижек. В течение года Воспитатели 7. Организация выставок методиче- ской литературы, статей периоди - ческих изданий по развитию связной монологической речи ре - бенка. В течение года Воспитатели 7. Консультация «Взаимодействие родителей и педагогов по разви - тию связной монологической речи». По заявкам Учитель-логопед 8. Мастер-класс «Дидактические игры в развитии связной моноло- гической речи дошкольников». Ноябрь 2012 Воспитатели 9. Выполнение творческих заданий по лексическим темам. Постоянно Родители 10. Семинар-практикум: «Обогаще- ние словаря ребенка в домашних условиях». Январь 2013 Воспитатели 11. Индивидуальные консультации по вопросам родителей. По заявкам Учитель-логопед, вос воспитатели 12. Консультация «Нарушения связ - ной речи у дошкольников и пути их преодоления». Апрель 2013 Воспитатели 13. Участие родителей в реализации детских и совместных проектов. В течение года Воспитатели, родители 14. Мастер-класс «Организация мо - нологической речи в домашних условиях». Сентябрь 2013 Воспитатели 15. Совместное сочинение рассказов и сказок дома и последующее чтение их в группе. В течение года Воспитатели, родители 16. Родительское собрание «Разви- тая связная монологическая речь Ноябрь 2013 Воспитатели 10
– одно из условий успешного обучения ребенка в школе». 17. Оформление буклетов «Читайте детям сказки. Учите пересказу», «Составляем описательные рассказы дома», «Чтобы речь ре - бенка стала более образной» и т.д. В течение года Воспитатели 18. Показ открытого мероприятия с детьми по развитию связной мо - нологической речи в рамках «Дня открытых дверей». 1 раз в год Воспитатели 19. Презентация результатов проекта Май 2014 г Воспитатели 11

Работа с детьми
1. Изучить состояние связной монологической речи. 2. Создать эффективную речевую среду в группе, способствующую развитию монологической речи. Развитие связной монологической речи детей в рамках реализации данного проекта должно проходить в системе с развитием всех сторон речи и познавательной активности детей. Для этого в образовательной деятельности группы широко исполь- зуется технология «Метод проектов». План мероприятий по работе с детьми


п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.
Обследование связной монологи - ческой речи. Сентябрь Учитель-логопед, воспитатели 2. Планирование индивидуальной ра- боты с детьми по развитию связ - ной речи на основании педагоги - ческих наблюдений В течение года Воспитатели 8. Составление перспективного пла - на по развитию связной монологи - ческой речи. Начало учебного года Воспитатели 9. Организация образовательной дея - тельности по развитию связной монологической речи (групповая и подгрупповая) 1 раз в не - делю Воспитатели. 10. Внесение в календарное планиро - вание упражнений и игр на разви - тие связной монологической речи. В течение года Учитель-логопед, воспитатели лого - педических групп 11. Формирование каталога игр по развитию связной монологической речи. Сентябрь- октябрь Воспитатели 3. Изготовление совместно с детьми дидактических игр по развитию связной монологической речи. В течение года Воспитатели 4. Речевое развитие в ходе режим - ных моментов в течение дня. В течение года Воспитатели 12
5. Постоянное обогащение словар - ного запаса детей, формирование грамматического строя речи и звуковой культуры в контексте раз- вития связной речи. Постоянно Воспитатели 6. Сюжетно-ролевые игры, игры-дра - матизации, режиссёрские игры. Ежедневно Воспитатели 7. Участие в реализации индивиду - альных и совместных тематиче - ских проектах. В течение года Воспитатели 8. Работа над правильным построе - нием предложений. Постоянно Воспитатели 9. Заучивание наизусть. Раз в неде - лю Воспитатели 10. Чтение художественных произве - дений Ежедневно Воспитатели 11. Работа над составлением рассказа- описания. Ежедневно Воспитатели 12. Работа над пересказом текста В течение года Воспитатели 13. Работа над самостоятельным рассказом. Два раза в неделю Воспитатели 14. Творческое рассказывание Два раза в неделю Воспитатели 15. Индивидуальная работа с детьми. Ежедневно Воспитатели 16. Организация режимного момента «Новости дня» Ежедневно Воспитатели Реализация проекта будет проходить в три этапа: 1. Подготовительный (выбор участников проекта, проведение наблюдений, мониторинга и анкетирования, анализ результатов, составление плана работ). 2. Основной (реализация плана мероприятий). 3. Итоговый (подведение итогов реализации проектов, анализ полученных результатов, обобщение опыта педагогов).
Ожидаемые результаты
13
В результате реализации проекта: - в группе будет создана эффективная система работы для качественного разви - тия связной монологической речи детей, - повысится уровень компетентности педагогов и родителей в области связной монологической речи; - произойдет понимание и освоение структуры и содержания методики развития связной монологической речи; - у детей повыситься уровень развития монологической речи; - возрастет активность всех участников образовательного процесса в проектной деятельности.
Оценка качества реализации проекта
Будут проанализированы условия организации предметно-развивающей среды. Результаты работы с родителями будут определены методом опроса, изучением активности их участия в образовательных мероприятиях и проектировании. Так же анкетирование позволит определить уровень удовлетворенности роди - телей результатами данного проекта и их участием в его реализации. Оценка качества работы с детьми произойдет при помощи педагогического на - блюдения и психолого-педагогических исследований специалистов ДОУ на предмет выявления уровня речевого развития детей. С целью выявления уровня связной монологической речи, с детьми будут орга - низованы беседы, проанализированы творческие рассказы детей, результаты итого - вых тематических мероприятий, результаты проектной деятельности. Сравнительный анализ полученных при исследовании результатов позволит сде- лать выводы об эффективности реализации проекта.
Практическая значимость результатов
14
Прогнозируя результаты реализации проекта, можно предполагать об его эф - фективности в использовании работы с дошкольниками и организации взаимодей - ствия детского сада и семьи в вопросах развития связной монологической речи де - тей. Реализация проекта позволит достичь позитивных результатов в развитии связ - ной монологической речи в семьях воспитанников, значительно повысится уровень развития связной монологической речи детей, повысится компетентность всех участ - ников образовательного процесса в вопросах связной монологической речи.
Результаты реализации проекта
Реализация проекта проходила на базе МКДОУ «Детский сад № 451 комбиниро - ванного вида «Теремок», в логопедической группе «Белочка». Реализация проекта осуществлялась по трём направлениям: 1.Организация развивающей среды 2.Работа с родителями 3.Работа с детьми На начальном этапе было проведено педагогическое наблюдение, в результате которого было отмечено, что дети допускают много ошибок при произнесении слов с двумя и тремя слогами (искажения, усечения), в построении не только сложного, но и простого предложения; пользуются однообразными способами связи предложений в тексте (потом, потом…, он смотрит, он пошел…). Некоторые дошкольники наруша- ют последовательность изложения мыслей, им трудно начать или закончить высказы- вание, что, в конечном итоге, свидетельствует о слабом развитии связной речи у де - тей группы. Два раза в год учителем-логопедом проводится обследование речевого развития детей группы. Так, результаты мониторинга за два года показа ли уровень, % группа низкий средний норма начало года конец года начало года конец года начало года конец года старшая 33 10 67 84 - 6 15
подготовительная 25 - 75 20 - 80 Дополнить результаты мониторинга по теме проекта помогли педагогические на - блюдения (см. приложение 1, таблица 1, диаграмма 1), составленные на основе пара - метров, предложенных В.П. Глуховым. Полученные данные показали, что 42 % де - тей справились с задание без помощи педагога, 47 % опирались на помощь педагога и 11% не смогли справиться с заданием. Всё это свидетельствует о необходимости формирования связной монологической речи старших дошкольников с ОНР в общем комплексе коррекционных мероприятий. С целью полноценного овладения детьми монологической речью была направлена работа на развитие у них грамматических и лексических языковых навыков. Одним из направлений в работе по реализации проекта является – создание условия для самостоятельной активности детей и организации совместной деятель - ности. Для этого были проанализированы условия всей предметно-развивающей сре - ды группы, определены необходимые изменения и дополнения. Особое внимание было уделено оснащению речевого уголка. Были приобретены большие репродукции картин, пейзажные картины, натюрморты, демонстрационные картины по лексиче - ским темам, серии сюжетных картинок и предметные картинки. Также в соответ - ствии с лексической темой были изготовлены мнемотаблицы и мнемосхемы, дидак - тические игры на развитие словотворчества. Были внесены изменения в организа - цию центров театрализации, сюжетно-ролевых игр и художественной литературы. В результате чего центры были дополнительно оснащены различными видами театра: пальчиковым, перчаточным настольным ,ширмой для показа; уголок «Ряженья» по - полнился готовыми и самодельными костюмами, париками, масками; атрибуты к сюжетно-ролевым играм менялись в зависимости от темы недели или проекта. Уго - лок художественной литературы пополнился разнообразными книгами, журналами, сочиненными и проиллюстрированными детьми сказками, портретами писателей, поэтов, картинками из сказок, аудиосказками и др. Одним из принципов организа - ции предметной среды группы является тематика, что означает постоянную смену содержания центров, их пополнение в соответствии с лексическими темами и тема - 16
ми детских проектов. Вся предметно-развивающая среда группы организована с це - лью развития активности детей, в том числе и речевой. Среда удовлетворяет интере - сы детей группы и соответствует их возрастным и индивидуальным особенностям. Организация развивающей среды, таким образом, обеспечивала организацию совместной и самостоятельной детской деятельности, что способствовало повыше - нию познавательной и речевой активности детей, желанию детей участвовать в про - дуктивной деятельности, используя полученные знания. Был обобщен опыт работы по применению методов и приемов развития связной монологической речи в современных условиях, подобраны приемы и формы работы для формирования последовательного, логически правильно выстроенного и лек - сико-грамматически правильно оформленного высказывания, были подобраны ди - дактические игры и упражнения по развитию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста. Работа по развитию монологической речи была включена во все традиционные режимные моменты. В результате реализации проекта были организованы новые ре - жимные моменты такие, как: утренние и вечерние сборы, во время которых дети де - лились своими «новостями», презентации авторских тематических, творческих проектов. Во время логопедического часа использовались различные дидактические игры и упражнения на развитие монологической речи, упражнения на развитие дыхания, фонематического слуха, автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, фра - зах. Хорошо зарекомендовал себя такой вид пересказа, как логопедическая сказка. Это текст со сказочным содержанием, который содержит большое количество одина - ковых звуков. Также к данному виду сказок относятся сказки, в тексте которых часто встречается автоматизируемый в связной речи звук или оппозиционные звуки. Благо - даря таким сказкам дети учились последовательно и связно пересказывать текст сказки. Во время совместной деятельности уделялось большое внимание заучиванию наизусть стихотворений, считалок, загадок, пословиц, поговорок. Педагогами учиты - 17
валась мимика, интонация, ритмичность. Так как заучивание является отличным ме - тодом тренировки памяти, то использовался метод наглядного моделирования (схе - мы и таблицы). При использовании пиктограмм, схем, таблиц у детей повысился интерес, внимание, речевая активность. Очень были интересны для детей игры: «Объяснялки», во время которой дети учились составлять высказывания-рассужде - ния, используя сложноподчиненные предложения, «Я – рекламист», где в форме рекламного сообщения ребенок по мнемотаблицам, по рисункам рекламировал свой товар, при этом составляя подробный описательный рассказ и высказывая свое мне - ние о предмете. С детьми, имеющими наиболее выраженные затруднения при составлении пере - сказа, описания проводилась индивидуальная работа в вечернее время. В группе были созданы благоприятные условия для самостоятельной речевой деятельности детей: широко использовались различные виды театра, сюжетно-роле - вые игры, рассматривание художественной литературы, составление собственных моделей для описания, раскладывание в правильной последовательности серии сю - жетных картинок и составления рассказов по ним. Также дети с охотой включались в работу по составлению диафильмов и озвучивания его. Во время непосредственно-образовательной деятельности по развитию моно - логической речи работа проводилась как фронтально, так и с подгруппами детей. Так как речевое развитие проводилось 3 раза в неделю, то одно из них полностью было посвящено развитию монологической речи. Также был составлен перспектив - ный план по развитию монологической речи, по которому и велась коррекционная работа (см. приложение 2). В непосредственно- образовательную деятельность по речевому развитию вхо - дило составление различных рассказов-описаний (о предмете или объекте, по серии сюжетных картинок, по одной сюжетной картине, по мнемотаблицам, по пейзажной картине, синквейне), пересказов (выборочный, краткий, без опоры на наглядность, с использованием моделирования, по рисунку и др.), рассказов из личного опыта , творческого рассказывания (по аналогии, придумывание продолжения и завершения 18
рассказа, составление рассказа по опорным словам и на предложенную тему, состав - ление рассказа по собственному рисунку). Дополнительно в работе с детьми использовалась технология «Метод проек - тов», все этапы которой способствовали речевому развитию детей. При методе трех вопросов дети научились формулировать свои мысли, задавать вопросы по теме, при сборе информации – обобщать и систематизировать полученные знания и передавать свои знания другим, при выборе проектов – рассуждать, аргументировать и пояснять свой выбор, при реализации проектов – договариваться со сверстниками, объяснять свои действия, при презентации – составлять творческие рассказы. В рамках реализации проекта была организована целенаправленная работа с се - мьями воспитанников. Для родителей были организованы: анкетирование и беседы, родительские со - брания, индивидуальные консультации, мастер-классы, оформление информацион - ных стендов, участие родителей в проектной деятельности и создании развивающей среды. Постоянное взаимодействие с родителями по вопросу речевого развития детей, безусловно, дало положительные результаты. Родители стали больше внимания уде - лять культуре собственной речи и речевому развитию детей . Изменилось отношение родителей к проблемам речевого развития детей дошкольного возраста в целом. Многие родители сменили позицию созерцателя на позицию единомышленника и ак- тивного помощника в работе по развитию речи детей и создании развивающей сре - ды. В результате реализации проекта педагогами группы была изучена научная и методическая литература, систематизированы знания по развитию связной моноло - гической речи старших дошкольников. Опыт работы был обобщен и представлен на творческом отчете в мае 2014 года. Чтобы убедиться в эффективности работы по данному проекту, были проведены диагностические и сравнительные исследования (см. приложение №1, таблица 2, диаграмма 2, диаграмма 3), По ним видно, что процентное количество детей, 19
справившихся с заданиями самостоятельно, выросло на 35,5%, с помощью педагогов - уменьшилось на 25,5 %, а число детей, не справившихся с заданиями, стало 0%.. Кроме результатов исследования хотелось бы отметить следующие достижения:  повысился уровень развития связной монологической речи детей.  Предложения стали более распространенными.  В речи детей стали преобладать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.  Речь детей стала более образной.  Улучшилась психологическая обстановка в группе, дети более дружелюб - ны и внимательны (к взрослым и друг другу).  Повысилась компетентность родителей в вопросах связной монологиче - ской речи детей.  Повысился интерес к участию в проектной деятельности и словотворче - ству.  Использовались новые, эффективные формы сотрудничества. Анализируя результаты данного проекта, можно сделать вывод о необходимости и целесообразности использования представленной системы работы в профессиональ - ной деятельности педагога.
Приложение 1

Таблица 1. Результаты исследования связной монологической

речи детей старшего дошкольного возраста в начале реализации проекта
Вид задания Выполнено самостоя- тельно Выполнено с помощью педагога Не выполне- но 20
Составление предложений по картин- кам, изображающим простые дей- ствия. 8 6 1 Составление предложения по 3 кар- тинкам 10 4 1 Пересказ известной сказки 7 7 1 Составление рассказа по серии сю- жетных картинок 5 8 2 Составление рассказа на предложен- ную тему 6 8 1 Завершение рассказа по готовому на- чалу с опорой на картинку 2 10 3 Общее количество детей в % 42% 47% 11% В результате начального обследования связной речи детей было выявлено, что 42 % испытуемых выполнили предложенные задания самостоятельно; 47% до- школьников нуждались в помощи педагога; 11% детей не справились с предло- женными им заданиями. Результаты исследования также можно увидеть на диаграмме 1.
Таблица 2. Результаты исследования связной речи детей старшего до-

школьного возраста в конце реализации проекта
Вид задания Выполнено самостоя- тельно Выполнено с помощью пе- дагога Не выполнено Составление предложений по картин- кам, изображающим простые дей- ствия. 15 - - Составление предложения по 3 кар- тинкам 14 1 - Пересказ известной сказки 11 4 - Составление рассказа по серии сю- жетных картинок 12 4 - Составление рассказа на предложен- ную тему 10 5 - Завершение рассказа по готовому на- чалу с опорой на картинку 9 6 - Общее количество детей в % 78,5% 21,5% 0% 21
В результате конечного исследования было получено, что 78,5 испытуемых справились с данными заданиями самостоятельно,21,5 % детей нуждались в по- мощи педагога. Детей, не справившихся с заданием, стало 0%.. Результаты исследования также можно увидеть на диаграмме 2.
Диаграмма 1

Диаграмма 2
22

Диаграмма 3
Сравнительная диаграмма результатов педагогического исследования связной монологической речи за 2 года. По ней видно, что процентное количество спра- вившихся с заданиями самостоятельно выросло на 35,5%, с помощью педагогов- уменьшилось на 25,5 %, а детей, не справившихся с заданием, стало 0%. Что го- ворит о положительной динамики развития связной монологической речи детей.
Приложение 2

Перспективное планирование по развитию монологической речи

в старшей группе с ОНР

Месяц

Тема

недели

НОД

Задачи
Сентябрь 1 неделя Наши правила. Составление правил нашей группы. 1.Закреплять навыки построения простого предложения. 2.Формировать в детях понимание необходимости соблю- дения правил поведения и взаимоотношений в группе. 3.Закрелять у детей навыки ведения переговоров и дис- куссий в разрешении конфликтов в группе. 4.Развивать коммуникативные способности. 2 неделя Дружба. Составление описательного рассказа «Мой друг». 1.Формироать навыки составления описательного расска- за из личного опыта . 2.Активизировать мыслительную и речевую деятельность. 3.Формировать социально-коммуникативные основы лич- ности в процессе формирования представлений о дружбе. 3 неделя Детский сад. Заучивание стихотворения 1. Формировать навыки рассказывания стихотворения с опорой на пиктограмму. 23
«Детский сад». 2. Развивать память, внимание. 3. Совершенствовать интонационную выразительность речи. 4 неделя Осень. Призна- ки осе- ни. Составление описательного рассказа по схеме. 1. Составлять рассказ с опорой на план-схему. 2. Упражнять в составлении распространенных предложе- ний. Октябрь 1 неделя Деревья осенью. Пересказ рассказа «Лес осенью» с опо- рой на мнемо- таблицу. 1. Формировать навыки пересказывания текста с опорой на мнемотаблицу. 2. Упражнять в составлении распространенных предложе- ний по вопросам. Октябрь 2 неделя Овощи. Огород. Составление рассказа-описа- ния овощей по схеме. 1. Формировать навыки составления описательного рассказа с опорой на схему. 2. Упражнять в употреблении прилагательных. Октябрь 3 неделя Фрукты. Сад. Составление рассказа-описа- ния фруктов по схеме. 1. Формировать навыки составлять описательный рассказ с опорой на схему. 2. Упражнять в образовании множественного числа суще- ствительных в именительном падеже. Октябрь 4 неделя Грибы. Ягоды. Лес. Пересказ рассказа «В лесу» с опорой на схему. 1. Формировать умение пересказывать рассказ по схеме. 2. Упражнять в составлении распространенных предложе- ний. Ноябрь 1 неделя Одежда. Составление рассказа-описа- ния одежды по схеме. 1. Формировать навыки составления описательного рассказа по схеме. 2. Формировать умение распространять предложения пу- тем введения определений. Ноябрь 2 неделя Обувь. Заучивание стихотворения «Сапожки». 1. Формировать умение запоминать и рассказывать стихо- творения с опорой на схему. 2. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Ноябрь 3 неделя Игруш- ки. Пересказ рассказа «Иг- рушки» 1. Формировать умение пересказывать с опорой на схему. 2. Формировать умение распространять предложения пу- тем введения определений. Ноябрь 4 неделя Посуда. Составление рассказа-описа- ния посуды. 1.Формировать знания по составлению рассказа-описа- ния по схеме. 2. Упражнять в образовании множественного числа суще- ствительных в именительном падеже. Декабрь 1 неделя Зима. Составление описательного рассказа о зиме по схеме. 1. Формировать навыки составления описательного рассказа по схеме. 2. Упражнять в составлении распространенных предложе- ний. Декабрь 2 неделя Домаш- ние жи- вотные. Пересказ сказки «Волк и семеро козлят» с опорой на предметные картинки. 1. Формирование умения пересказывать сказку по пред- метным картинкам. 2. Упражнять в составлении распространенных предложе- ний. Декабрь Дикие Пересказ 1.Формировать умение пересказывать сказку по серии кар- 24
3 неделя живот- ные. сказки «Три медведя» по се- рии картинок. тинок. 2. Развивать логическое мышление. Декабрь 4 неделя Новый год. Составление рассказа по сю- жетной картине «Новый год». 1. Формировать умение составлять рассказ по сюжетной картине с опорой на план-схему. 2. Распространять предложения путем введения определе- ний. Январь 2 неделя Зимую- щие птицы. Составление рассказа «Си- ничка» по се- рии картинок. 1. Формировать умение составлять рассказ по серии карти- нок. 2. Развивать логическое мышление. Январь 3 неделя Мебель. Заучивание за- гадки о столе. 1. Формировать навыки запоминания и рассказывания за- гадки с опорой на предметные картинки. 2. Развивать память, внимание. Январь 4 неделя Транс- порт. Составление сравнительного рассказа ма- шин. 1.Формировать умение составлять сравнительный описа- тельный рассказ с опорой на схему. 2. Упражнять в распространении предложений определе- ниями. Февраль 1 неделя Профес- сии. Составление рассказа-описа- ния профессии. 1. Формировать навыки составления рассказа-описания по схеме. 2. Формировать умение составлять сложносочиненные предложения. Февраль 2 неделя Домаш- ние пти- цы. Пересказ рассказа «На реке». 1. Формировать умение пересказывать рассказ по опор- ным картинкам. 2. Упражнять в употреблении простых предлогов. Февраль 3 неделя Дом и его ча- сти. Пересказ сказки «Тере- мок» 1. Формировать умение пересказывать сказку по мнемота- блице. 2.Формировать знания составления сложносочиненные предложения. Февраль 4 неделя Наша Армия. Заучивание стихотворения «Погранич- ник». 1. Запоминать и рассказывать стихотворение по схеме. 2. Развивать память, внимание, мышление. Март 1 неделя Празд- ник на- ших мам. Составление рассказа по сюжетной кар- тине «Мамин день». 1.Формировать навыки составления рассказа по сюжетной картине с опорой на план-схему. 2.Упражнять в образовании прилагательных. Март 2 неделя Весна. Составление описательного рассказа «Вес- на наступила». 1.Формировать знания по составлению рассказа с опорой на предметные картинки. 2. Упражнять в распространении предложений определе- ниями. Март 3 неделя Перелет- ные пти- цы. Пересказ рассказа «Ла- сточка». 1.Формировать умение пересказывать с опорой на схему. 2. Формировать знания составления сложносочиненных предложений. Март 4 неделя Комнат- ные рас- тения. Составление рассказа по се- рии картинок «Аленький цве- точек». 1.Формировать навыки составления рассказа по серии картинок. 2.Активизировать словарь по теме. 25
Апрель 1 неделя Семья. Составление рассказа по се- рии картинок «Бабушкин шарф». 1.Формировать навыки составления рассказа по серии картинок. 2. Активизировать словарь по теме. Апрель 2 неделя Рыбы. Составление рассказа-описа- ния рыбы. 1.Формировать умение составлять рассказ-описание по схеме. 2.Формировать знания по составлению сложноподчинен- ных предложений. Апрель 3 неделя Насеко- мые. Заучивание стихотворения «Пчела» 1. Формировать умение запоминать и рассказывать стихо- творение по схеме. 2. Развивать память, внимание, мышление. Апрель 4 неделя Труд лю- дей вес- ной. Составление рассказа по сю- жетной картине «На даче». 1. Формировать знания составления рассказа по сюжет- ной картине с опорой на план-схему. 2. Упражнять в распространении предложений определе- ниями. Май 1 неделя Наш го- род. Составление рассказа по сю- жетной картине «Наш город». 1.Формировать умение составлять рассказ по сюжетной картине с опорой на план-схему. 2.Упражнять в составлении сложноподчиненных предло- жений. Май 2 неделя Правила дорож- ного движе- ния. Составление рассказа по се- рии картинок «На улице». 1.Формировать навыки составления рассказа по серии картинок. 2.Развивать логическое мышление. Май 3 неделя Поле. Луг. Составление рассказа по сю- жетной картине «Поле». 1. Формировать умение составлять рассказ по сюжетной картине с опорой на пиктограмму. 2. Упражнять в образовании множественного числа суще- ствительных в родительном падеже. Май 4 неделя Скоро лето. Составление описательного рассказа «Лето». 1. Формировать навыки составления рассказа с опорой на предметные картинки. 2. Упражнять в составлении сложноподчиненных предло- жений.
Перспективное планирование по развитию монологической речи в
подготовительной группе с ОНР
Месяц

Тема

недели

НОД

Задачи
Сентябрь 1 неделя Детский сад Составление рассказа из личного опыта «День в дет- ском саду». 1.Формировать навыки составления рассказа из личного опыта. 2.Стимулировать проявление индивидуальности ребенка в описаниях. 2 неделя Наши правила Составление рассказа по се- рии сюжетных картинок. 1.Формировать навыки составления рассказа по серии сю- жетных картин. 2.Развивать умение строить свое высказывание правиль- но, последовательно. 26
3 неделя Времена года. Осень Составление описательного рассказа по пейзажной кар- тине И. Левита- на «Золотая осень». 1.Закреплять умение составлять описательные рассказы по содержанию картины. 2.Продолжать вводить в речь детей эмоционально-оценоч- ную лексику. 3.Воспитывать любовь и бережное отношение к произве- дениям искусства. 4 неделя Овощи. Фрукты. Пересказ рассказа Л. Толстого «Ко- сточка» 1.Закреплять навыки пересказа без сюжетных картинок. 2.Развивать умение грамматически правильно и логически последовательно строить свои высказывания. Октябрь 1 неделя Откуда хлеб пришел? Составление рассказа по мнемотаблице «Как хлеб на стол попал?». 1.Закреплять навыки составления рассказа с опорой на мнемотаблицу. 2.Воспитывать у детей навык самоконтроля за речью. 3.Активизировать словарь по теме. 2 неделя Что растёт в лесу? Пересказ рассказа В. Ка- таева «Грибы». 1.Совершнствовать умение детей пересказывать рассказ близко к тексту с помощью сюжетных картин. 2. Уточнять и пополнять знания о съедобных и несъедоб- ных грибах. 3.Совершенствовать умение точно отвечать на поставлен- ные вопросы. 4.Прививать интерес к художественному слову. 3 неделя Леса Сибири Составление сравнительного рассказа о де- ревьях по мне- мотаблице. 1.Формировать навыки составления сравнительного рассказа о двух деревьях с опорой на мнемотаблицу. 2.Закреплять у детей правильное употребление в речи от- носительных прилагательных. 3.Обобщать знания о деревьях. 4 неделя Звери сибир- ских ле- сов Пересказ рус- ской народной сказки «Мужик и медведь» (с элементами драматизации) 1.Закреплять навыки пересказа, проявляя творческое во- ображение и артистизм. 2. Развивать умение распространять предложения опреде- лениями. 3.Развивать мыслительную деятельность. 4. Воспитывать самоконтроль за речью. Ноябрь 1 неделя Птицы сибир- ского региона Составление рассказа по се- рии сюжетных картин «Синич- ка», с исполь- зованием опор- ных моделей. 1.Формировать навыки составления рассказа по серии сюжетных картин с опорой на модель. 2. Совершенствовать умение детей составлять простые предложения с однородными членами и сложноподчинён- ные предложения с союзом – потому что. 2 неделя Домаш- ние жи- вотные и птицы Составление рассказа «Как цыплёнок за- блудился» (с придумывани- ем конца рассказа). 1. Формировать навыки самостоятельно продолжать и за- вершать начатый рассказ. 2.Упражнять в умении составлять распространённые предложения 3 неделя Земно- водные Составление синквейна о 1.Формировать знания детей о структуре синквейна. 2.Формировать умение самим составлять синквейн по об- 27
и пре- смыкаю- щиеся земноводном или пресмы- кающемся. разцу воспитателя. 3.Упражнять в употреблении однородных определений. 4 неделя Насеко- мые Пересказ басни Крылова «Стрекоза и Муравей». 1.Закреплять навыки пересказывания текста без опоры на картинку. 2.Воспитывать и прививать интерес к художественному слову. 3.Формировать навыки пересказа стихотворного текста. Декабрь 1 неделя Зима Составление рассказа по пейзажной кар- тине К.Ф. Юона «Вол- шебница зима» 1. Совершенствовать умение составлять рассказы о содер- жании картины. 2.Развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки, развивать эстетические чувства. 3.Воспитывать интерес к изобразительному искусству. 2 неделя Зимние забавы Составление рассказа по сю- жетной картине «Саша и снего- вик» (с приду- мыванием кон- ца рассказа). 1.Закреплять навыки составления рассказа по сюжетной картине с придумыванием последующих событий. 2.Упражнять в составлении сложных предложений. 3 неделя Мастер- ская Деда Мороза Составление описания ново- годней игруш- ки по рисункам или поделкам детей. 1.Совершенствовать навыки детей по описанию предме- тов с опорой на изображение или предмет. 2.Углублять знания о свойствах и качествах предметов, об их существенных признаках 4 неделя Ново- годний празд- ник Составление рассказа из личного опыта « Как мы праздновали Новый год». 1.Развивать умение составлять рассказы из личного опы- та. 2. Упражнять в употреблении распространенных предло- жений. Январь 3 неделя Семья Составление рассказа по сю- жетной картине «Семья». 1.Закреплять навыки связно и последовательно описывать изображенные события. 2.Развивать у детей умение составлять рассказ коллектив- но. 3.Закреплять навыки придумывать события, предшеству- ющие изображенному на картине. 4 неделя Человек. Части тела. Составление рассказа-описа- ния о внешно- сти человека по плану. 1.Закреплять навыки составления рассказа-описания с опорой на план. 2.Развиваать у детей умение логически правильно выстра- ивать свой рассказ. 3.Пополнять словарь детей описательными прилагатель- ными. Февраль 1 неделя Дом. Мебель. Составление загадок о мебе- ли. 1. Закреплять знания алгоритма составления загадок. 2.Совершенствовать навыки классификации предметов по качествам (материал изготовления, способ использова- ния). 28
3. Способствовать развитию у детей образного воображе- ния, понимания иносказательного описания предмета . 2 неделя Посуда. Продук- ты пита- ния Составление рассказа по сю- жетным кар- тинкам «Чай- ник разбился». 1.Закреплять навыки составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. 2. Упражнять в умении выстраивать картинки в определенной последовательности и комментировать свои действия. 3. Продолжать учить различать эмоциональные состояния радости, страха (испуга), грусти (печали). 4. Воспитывать нравственные нормы поведения. 3 неделя День За- щитника Отече- ства Пересказ рассказа Л.Кас- силя «Богаты- ри» 1.Закреплять навыки пересказа рассказа близко к тексту и по плану. 2.Развивать умение строить высказывание без опорных сигналов. 4 неделя Гарде- роб Составление сравнительного рассказа по теме «Одежда» с опорой на схему. 1.Формировать навыки составления сравнительного рассказа. 2.Расширять и активизировать словарь детей по теме «Одежда». 3. Упражнять в употреблении распространенных предло- жений Март 1 неделя 8 Марта Составление описательного рассказа «Ми- лая мамочка» с опорой на ри- сунок. 1.Совершенствовать умение составлять описательный рассказ с опорой на изображение. 2.Закрепление навыков составления распространённых предложений. 3. Закреплять умение составления плана по рассказыва- нию. 2 неделя Город Новоси- бирск Составление рекламных рассказов «Приезжайте в наш город!» 1.Закреплять умения составлять описательные рассказы по памяти. 2.Развивать стремление рассказывать о своих впечатлени- ях. 3.Упражнять в употреблении распространенных предло- жений. 3 неделя Го- родской транс- порт Составление рассказа «Слу- чай на улице» по сюжетной картине (с при- думыванием предшествую- щих и последу- ющих событий) 1.Совершенствовать умения составлять рассказ по сю- жетной картине с придумыванием предшествующих и по- следующих событий. 2.Закреплять умение подробно объяснять свои действия. 3.Закреплять умения рассказывать по плану. 4 неделя Профес- сии на- шего го- рода Составление рассказа по сю- жетной картине «В поликлини- ке». 1.Совершенствовать умение детей составлять рассказа по сюжетной картине. 2.Закреплять умения составлять распространенные предложения. 3.Активизировать словарный запас. Апрель 1 неделя Весна. Пробу- ждение природы Составление описательного рассказа по пейзажной кар- 1.Совершенствовать умение по составлению развернуто- го описательного рассказа по картине. 2.Закреплять умения выделять главную мысль картины. 3.Закреплять умение составлять сложноподчиненные 29
тине А. Савра- сова «Грачи прилетели». предложения. 2 неделя День космо- навтики Творческое рассказывание «Путешествие на другую плане- ту». 1.Закреплять умение составлять короткий рассказ на за- данную тему по плану. 2. При оценке рассказов отмечать занимательность сюже- та, 3.Развивать фантазию, творческие способности. 3 неделя Моя Россия Пересказ рассказа С.А. Баруздина «Страна, где мы живём» (с изменение главных дей- ствующих лиц и добавлением последующих событий). 1.Закреплять умение детей пересказывать текст с измене- нием главных действующих лиц и добавлением последую- щих событий. 2.Развивать память и воображение. 3.Воспитывать чувство любви к Родине. 4 неделя Живот- ные се- верных регио- нов Рос- сии и жарких стран Составление сравнительного рассказа по предложенным картинкам. 1.Закреплять умение составлять сравнительный рассказ по предложенным картинкам. 2.Закреплять умение детей пользоваться как краткой, так и развернутой формой ответа. 3. Закреплять умение правильно строить сложные предло- жения. Май 1 неделя Живот- ные мо- рей и океанов нашей Родины. Составление описательного рассказа по сю- жетной картине «На дне мор- ском». 1.Совершенствовать умения детей по составлению рассказа по сюжетной картине. 2.Закреплять умения составлять распространенные предложения. 3.Активизировать словарный запас. 2 неделя День Победы. Составление рассказа «Со- бака-санитар» по серии сю- жетных карти- нок. 1.Совершенствовать умение составлять рассказ по серии сюжетных картин. 2.Закреплять умение строить последовательно свои вы- сказывания. 3.Закреплять умение самостоятельно придумывать собы- тия, предшествующие изображенным событиям. 30

Список литературы
1. Глухов В.П. Развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи. - М., 2006. 2. Ельцова О.М, Горбачевская Н.Н. Организация полноценной речевой дея- тельности в детском саду.- СПБ: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2005. 3. Жукова Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недо- развития речи у дошкольников. Екатеринбург, 2004. 4. Иванищина О.И. Развитие связной речи детей: образовательные ситуации и занятия. Старшая группа. Волгоград: Учитель,2013Парамонова Л.Г. Вос- питание связной речи у детей. Детство-пресс. 2011 5. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. Мозаика- Синтез, 2006. 6. Перчаткина Е. Сотрудничество логопеда и родителей // Дошкольное вос- питание. 1998г. № 11 7. Рахимкулова А.Ф. Логосказка как форма проведения логопедических упражнений. //Дошкольная педагогика. 2014, №3Сомкова О.Н. Образова- тельная область «Коммуникация». Учебно-методическое пособие. Дет- ство-пресс. 2012. 31
8. Рудик О.С. Развитие речи детей 4-5 лет в свободной деятельности. Мето- дические рекомендации. ТЦ Сфера, 2009. 9. Соколова С.Е. Формирование связной речи детей. Обучение рассказыва- нию //Дошкольная педагогика. 2014, №3 10.Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недо- развития речи у детей 6 лет. М., 2002. 11.Федоренко Л.П., Фомичева Г.А. Методика развития речи детей дошколь- ного возраста. 1984 32