"Волшебное дыхание музыки" на музыку П.И. Чайковского "Детскоий альбом"

Автор: Киселёва Елена Петровна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Хореографический лицей (полного дня) №95"
Населённый пункт: Удмуртская Республика г. Ижевск
Наименование материала: Интегрированный урок
Тема: "Волшебное дыхание музыки" на музыку П.И. Чайковского "Детскоий альбом"
Дата публикации: 14.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Сценарий театрализованного представления

«Волшебное дыхание музыки»

по « Детскому альбому» П.И. Чайковского

Кабинет
оформлен портретом композитора Петра Ильича Чайковского. На других стенах игрушки от новогоднего представления. На фортепиано стоит бюст П.И. Чайковского. На окнах занавешены шторы для показа слайдов. Установлен проектор, музыкальный центр. Расставлены стулья для зрителя, приглашенных гостей. Приготовлены столы, где дети будут рисовать музыку. Все дети одеты в бальные платья. Дети солдатики стоят уже на месте выступления. Звучит музыка П.И.Чайковского. Действующие лица: П.И.Чайковский, учитель, дамы – учащиеся (2 девочки), реприза «Маленький утенок» исп. – учащиеся (3 девочки).
Сделать:

Программку. Домашнее задание от П. И. Чайковского.

Краски, кисти, баночки с водой, большие листы. Ткани- отрезки от материи- раздать тем,

кто не умеет рисовать.
У дверей стоят две дамы: Проверяют их пригласительные билеты, приглашают детей в зал, провожают их на свои места.
Стол для комиссии.

Звучит музыка к балету «Спящая красавица».

В класс входят дети и рассаживаются на свои места. Дамы присели за свои столики.

ПРОЛОГ

Учитель:
Добрый день, уважаемый зритель! Мы продолжаем знакомиться с творчеством гениального русского композитора Петра Ильича Чайковского. В прошлые занятия мы с вами знакомились с музыкой из балетов Петра Ильича Чайковского и решили, что она хорошо подходит к нашему театрализованному преставлению «Приключения на балу у Щелкунчика». А сегодня мы остановимся на «Детском альбоме», который он написал для вас, милые дети. А для начала с трепетом хочу услышать ответ на мой вопрос. Скажите, а в каком городе родился Петр Ильич Чайковский?
Дети
: В городе Воткинске.
Учитель:
Вам нравиться его музыка. Сегодня мы будем не только слушать, а рисовать музыку, и говорить о ней как она вам представляется, в каких красках, какой у неё характер. Вспомните представление и ту музыку, которая звучала на этом празднике, какой она вам представляется?
Дети:
Она легкая, изящная, волшебная, сказочная и т.д.
Учитель:
А если так, то под волшебный взмах дирижёра происходят чудеса и мы готовы ловить каждое дыхание музыки. Наше знакомство мы сделали игровым. Почему, потому что сам Петр Ильич Чайковский очень любил играть со своими племянниками. Перед каждым представлением звучат фанфары, а на балу самым главным является - оркестр. Под него все приглашенные танцуют мазурки, вальсы и другие танцы. Вот и мы открываем наше представление – знакомством с музыкой Петра Ильича Чайковского - Оркестром!
Петр Ильич Чайковский Марш из балета «Щелкунчик».

Хореографическая зарисовка «Оркестр солдатиков» исп. учащиеся



4 хореографического

класса.

Входит во время исполнения П.И.Чайковский ( учащийся 9 класса ).
Учитель:
(
восторженно)
Ребята, вот видите какая сила музыки П. И. Чайковского Хочу вам представить - Петр Ильич Чайковский, а это, уважаемый Мэтр, наши дети хореографического лицея и уважаемые гости. Прошу вас занять почетное место. Сегодня мы знакомимся с одним из ваших произведений, которое посвящено детям – «Детским альбомом». Как создавался ваш альбом для детей, Петр Ильич?
Чайковский:
Весной 1878 году я вернулся на Родину из-за границы и приехал погостить на Украину, в семью, своей сестры Александры Ильиничны Давыдовой, детей у нее было семеро, мне с ними было интересно: я придумывал для них праздники с кострами, фейерверками и, конечно же с танцами, где сам им аккомпанировал на рояле.
Однажды
, сидя на веранде с чаем, я услышал как в соседней комнате терзает гаммы и этюды «незадачливый пианист». Мне стало жалко племянника, и я решил написать цикл легких фортепианных пьес.
Учитель:
Да, да пьес разнообразных по характеру, с оглядкой на трудности начинающего пианиста, пьес легких, запоминающихся, с интересными названиями. Здесь встречаются картинки природы и названия детских игр, сказочные персонажи и танцевальные мелодии.
Чайковский:
Да, я так и назвал «Детский альбом», туда вошли 24 пьесы. На титульном листе первого издания было написано: «Посвящается Володе Давыдову. Детский альбом Сборник легких пьес для детей». Давайте откроем альбом.
Прослушайте пьесу «Зимнее утро» и поделитесь своими впечатлениями.

Учитель:
Вы мокните кисть в краски и нарисуйте то, что вам
представилось,
а вам выбрать цвет ткани, к музыке, которая будет звучать.
Звучит (запись, слайды): «Зимнее утро» П.И.Чайковский.

Учитель

:
И каково ваше впечатление? Похоже на зимнее утро?
Дети:
Да, видели на окнах замороженные узоры, людей спешащих по своим делам и хочется сидеть дома в тепле и никуда не выходить и т.д.
Учитель:
Просмотрим, что нарисовали наши слушатели, а какой цвет больше вы увидели в этой пьесе? (Если дети не успели нарисовать, то позже можно посмотреть).
Учитель:
Да, Вот как музыка влечет вас за собой. Вы представили, себе как вы подышали на окошечко, и оно подтаяло. И в эту маленькую проталинку вы смотрите, что делается там за окном. Петр Ильич, вы много путешествовали, и наверно музыка зарубежных композиторов как-то повлияла, на ваше творчество?
Чайковский
: Я много был за границей и мне интересна культура того народа, где я находился. Вот, например, пьеса немецкого композитора Й. Кюффнера «Трио» (исп. учащиеся). хореографического класса.
Чайковский:
Также повлияли на меня песенки немецкие, итальянские, французские и вы сразу определите, в каких, я был странах. А сейчас я с удовольствием прослушаю их.
Учитель: (выходит с учащимися)
Какие твои любимые игрушки?
Ученик
: Я люблю солдатиков и лошадок.
Рассказывает стихотворение
.
На своей лошадке вихрем я лечу,


Я гусаром смелым очень стать хочу.

Милая лошадка, на тебе верхом,

Я скачу по лугу лихо с ветерком.

Учитель:
Благодарю тебя Егор. Давай спросим, у мальчишек, любят ли они играть в солдатиков?
Дети:
Да.
Учитель:
А что означает слово МАРШ?
Дети:
Отвечают, как понимают значение этого слова.
Учитель:
ДА, марш означает шествие, под него удобно шагать людям. Музыка марша - это не только аккомпанемент вашим шагам, но и портрет шагающим.
Ученик
:
Мы деревянные солдаты,

Мы маршируем левой-правой.

Мы стражи сказочных ворот.

Их охраняем круглый год.

Мы маршируем чётко, браво.

Нам не страшны путей преграды.

Мы охраняем городок,

Где музыка живёт!

Учитель:
И так, уважаемые, встречайте! Марш деревянных солдатиков. Уводит на место детей
«Марш деревянных солдатиков»
исполняет учащийся 3 класса, фортепиано.
Немецкая и итальянская песенки
исполняют учащиеся 2 класса.
Учитель:
Ребята показали вам марш солдатиков, немецкую и итальянскую песенки. Эти пьесы открывают собой мини-цикл внутри «Детского альбома», который можно условно назвать «Музыкальный дневник путешественника». Скажите дети, эта музыка похожа на наши русские мотивы?
Дети:
Нет и т.д.
Учитель:
Да, эти пьесы – «Итальянская песенка», «Немецкая песенка», и другие пьесы которые вы услышите впереди «Старинная французская песенка», «Неаполитанская песенка» с явным национальным колоритом. Видите, как точно композитор определяет портрет, характер. А теперь мы приглашаем к инструменту учащихся, и послушаем, как они понимают эти произведения.
Чайковский:
Живя, в Италии, я имел удовольствие слышать много итальянской – как
профессиональной, так и народной музыки
. Кое-что из особо полюбившихся мне мелодий я использовал в своем творчестве. Мелодия, использованная в пьесе, которую мне сейчас проиграет дитя, как раз является такой подлинной итальянской песенкой.
Учитель:
У рояля учащаяся 4 класса «Итальянская песенка».
Итальянская песенка исп. учащийся 5 класс
(фортепиано)
Немецкая песенка исп. учащийся 4 класс
(фортепиано)
Учитель
: А сейчас, уважаемые, прозвучит произведение не из «Детского альбома», а было позаимствовано у народа. Чайковский качает головой.
Старинная французская песенка в исп. учащаяся 2 класса
(фортепиано).

Чайковский:
Мне хотелось бы добавить, что я писал не только для детей, но и серьезную музыку – балеты, симфонии и оперы. И мне интересно, если вы хореографический лицей, то танцуете ли вы под мою балетную музыку?
Учитель:
На этот вопрос дети сами ответят, а я спрошу, к каким балетам написал музыку П.И. Чайковский?
Дети:
«Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик».
Учитель:
Прошу, на нашу условную сцену мастеров танцевальной музыки и хореографии (объявлять нужно каждый хореографический этюд)
Чайковский:
А вы дети будьте внимательны.
«Трепак» из балета «Щелкунчик» исп. учащиеся 3 класс

«Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик» исп. учащаяся 5 класса
(фортепиано).
Хореографическая вариация «Неаполитанский танец» из балета «Лебединое озеро»

исп. учащиеся 4класса.

Учитель:
Три произведения Петра Ильича Чайковского сейчас прозвучали? Скажите, они все были одинаковыми? Что ты, малыш, услышал в первой пьесе? и т.д.
Дети:
отвечают.
Чайковский:
замечательно вы продемонстрировали свои танцевальные таланты, но вы не все вспомнили пьесы из «Детского альбома». В нем есть и танцевальная музыка.
Учитель:
Вы, правы, Петр Ильич, у нас есть чем вас порадовать. Сейчас прозвучит мазурка - по происхождению польский танец. В этом своем качестве она имеет характерные особенности польского танца. У Чайковского было много предшественников писавших мазурку. Встречаются мазурки разного характера. Мазурка из «Детского альбома» - камерного характера. Данная мазурка написана в традиционной для этого танца трехчастной форме.
«Мазурка» исп. учащаяся 5 класса
(фортепиано).
Учитель:
А ребята из 3 класса станцуют «Вальс», тоже имеет трех частную форму
(и подчитать как для детей танцевальных «РАЗ, ДВА,ТРИ)

Чайковский «Вальс» из Детского альбома исп. учащиеся 3 класс.

Учитель:
Ребята, не только Петр Ильич обращался к жанру вальса, но и другие композиторы, так как этот танец был очень популярен в то время. «Вальс» Ф. Карулли исполняет учащаяся 5 класса (гитара).
Чайковский:
Играя со своими племянниками читая им сказки, меня навеяла мысль, а что если изобразить сказку в музыке и вспомнил популярного персонажа русских народных сказок – Бабу Ягу. И вот, что у меня получилось.
Учитель:
Ребята, скажите, какая она эта – Баба Яга?
Дети:
Рассказывают (она злая, резкая, грубая, колдунья и т.д.)
Учитель:
Вот такой вы видите эту сказочную особу, А как композитора её увидел прослушаем и сравним схожим ли наши мнения с Метром. А поможет нам узнать Валерия Петрова – дипломант первой степени Международного конкурса-фестиваля «На крыльях таланта»
Чайковский «Баба-Яга» исп. учащаяся 6 класса
(фортепиано).
Учитель:
Благодарим наших исполнителей. Прослушав пьесу, вы увидели образ Бабы – Яги? Вы согласны с композитором, что это Баба-Яга!
Дети:
Да и т.д.

Учитель:
Гармонический язык в этой пьесе более острый, чем в других пьесах цикла. Резкие аккорды вместе с многочисленными акцентами и выраженным от начала до конца отрывистым штрихом (
staccato
) придают музыке зловещую причудливость. Угловатое, как бы нарочито утрированное звучание начала пьесы напоминает прихрамывающую походку сказочного персонажа.
Учитель:
Жаль закрывать последнюю страницу «Детского альбома». Жалко расставаться с чудесным поэтическим миром, в который погружает нас музыка великого композитора. И с гордостью думаешь о тех ребятах, которые исполняют пьесы и делают жизнь музыки П.И. Чайковского вечной. И вы, уважаемые дети, порадовали Метра своими впечатлениями. Скажите: -Как назывался сборник, в который вошли пьесы для детей? -Кому посвятил Петр Ильич «Детский альбом»? -Сколько пьес входит в «Детский альбом»? -Какая пьеса, из услышанных больше всего вам понравилась?
Выстраивается на середине класса реприза «Маленький утёнок».

Учитель: Всем вам, наши фрейлины, раздадут памятные книжки.
Дамы раздают всем «Детский альбом» ( в нем стихи и написанные пьесы ).
Домашнее задание: Нарисовать рисунок к понравившейся пьесе, или кто пишет стихи

написать свои впечатления о музыке.

Чайковский:
Не напрасны были наши труды и поколениям нашим надлежит Славу и Богатство Отечества беречь и множить, Благодарю вас, о юные творцы!
Дети встают и аплодируют П.И. Чайковскому.

Чайковский поклоном благодарит детей и уходит в первую дверь, только потом уходят все

дети.

Звучит «Pas des des» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик».