"Психологическая профилактика девиантного поведения подростков из проблемных семей"

Автор: Горячева Любовь Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Областное государственное казенное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – Новодольский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья "Остров детства"
Населённый пункт: р.п. Базарный Сызган
Наименование материала: Обобщение опыта
Тема: "Психологическая профилактика девиантного поведения подростков из проблемных семей"
Дата публикации: 14.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Психологическая профилактика девиантного поведения подростков из проблемных семей . Актуальность выбора темы исследования связана с тем, что девиантное пове - дение, как правило, закладывается в подростковом возрасте. Девиантное поведение подростков имеет свою специфическую природу. Среди причин, обуславливающих различные девиации, выделяют социально-психологические, психолого-педагогиче - ские, психобиологические факторы. К социально-психологическим факторам, способствующим развитию подростковых девиаций, относят неблагополучные или проблемные семьи, в которых воспитывается подросток. Цель выпускной квалификационной работы : на основе теоретического анализа и эмпирического исследования выявить влияние проблемной семьи на формирова - ние девиантного поведения подростков. Объект исследования – девиации в подростковом возрасте. Предмет исследования – проблемная семья как социально-психологический фактор девиантного поведения подростков. Задачи исследования: - провести теоретический анализ психологической литературы по теме работы; - рассмотреть сущность и виды подростковых девиаций; - изучить типы проблемных (неблагополучных) семей; - провести констатирующий эксперимент с целью выявления влияния проблемной семьи на формирование девиантного поведения подростков; - дать рекомендации по психологической профилактике девиантного поведе - ния подростков из проблемных семей. Гипотеза исследования: проблемная (неблагополучная семья) является одним из психологических факторов, определяющих девиации подростков. Методы исследования: - теоретические: изучение и анализ трудов зарубежных и отечественных авто - ров, посвященных заявленной теме; - эмпирические: эксперимент; - метод обработки данных, полученных в ходе эксперимента (количественный и качественный анализ). В первой главе выпускной квалификационной работы рассмотрены теоретико- методологические основы изучения психологического влияния неблагополучной се - мьи на девиантное поведение подростков. Девиантное поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причи - няющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся
ее социальной дезадаптацией. Для девиантных подростков характерны такие осо - бенности эмоционально-волевой сферы, как повышенная тревожность, дефектность ценностной системы, особенно в области целей и смысла жизни. Они, как правило, импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, агрессивны, конфликтны, что затрудня- ет общение таких подростков с окружающими и создает значительные сложности при их воспитании. Под неблагополучной или негармоничной семьей принято понимать семью, в которой нарушен благоприятный психологический климат, внутрисемейная гармо - ния. Такая семья может находиться в конфликте с ближайшим окружением, изолиро - вать себя от общества и даже противопоставлять себя ему. Неблагополучная семья характеризуется низким состоянием психологического комфорта внутри семейного пространства. Для изучения влияние различных видов неблагополучных, (проблемных) се - мей на формирование девиантного поведения подростков в ходе проведения данного исследованиябыл проведен эмпирический эксперимент. Базой для проведения исследования явилась группа старшеклассников, уча - щихся 9-11 классов МКОУ «Базарносызганская СОШ №1», р.п. Базарный Сызган, Ульяновской области. В исследовании принимали участие 27 подростков, мальчики в возрасте 14- 16 лет. Первым этапом исследования стало диагностирование склонности данной группы подростков к отклоняющемуся поведению, для чего использовалась «Мето - дика изучения склонности к отклоняющемуся поведению». Как показано на Листе 1, рисунке 1, самым распространенным отклонением в целом по группе испытуемых, является склонность к агрессии и насилию. На рисунке 1 Лист 2 графически отобра - жено количество подростков, показавших высокие значения по каждой шкале в про - центном отношении ко всей исследуемой группе. Данная группа испытуемых выде - лена в качестве экспериментальной. В этой группе средние показатели по шкалам (в процентах) распределились следующим образом (Лист 2, рисунок 2.2). На основании данных, представленных на рисунке Б.1 Приложения Б, можно сделать вывод, что в экспериментальной группе наивысший показатель регистриру - ется по «Шкале склонности к агрессии и насилию» - 19,4%. Это говорит о том, что у данных подростков усматриваются агрессивные тенденции, которые свидетель -
ствуют об агрессивной направленности подростков данной группы в отношениях с другими людьми, о склонности решать проблемы путем насилия. Таким образом, можно сделать вывод, что как в целом по группе, так и в экспе- риментальной группе ведущим средним показателем является показатель «Шкалы склонности к агрессии и насилию». Характеристика семей подростков, вошедших в экспериментальную группу представлена на рисунке 3.1, Лист 3. Эти данные получены на основании бесед с классными руководителями, учителями, инспектором по делам несовершеннолет - них, со школьным педагогом-психологом. Полученные данные показывают, что 36,5% подростков (4 ребенка) экспериментальной группы проживают в алкогольных семьях. 36,5 % подростков (4 ребенка) проживают в педагогически несостоятельных семьях. 9% подростков (1 ребенок) проживает к криминальной семье. 9% под - ростков (1 ребенок) проживает в асоциально-аморальной семье. 9% (1 подросток) проживает в конфликтной семье. Результаты исследования подростков, вошедших в экспериментальную группу, проведенного по методике ОРО А.Я. Варна и В.В. Столина, представлены в таблице 1 (Лист 4). Показатели по шкалам в экспериментальной и контрольной группах в сравнении представлены в таблице 1 (Лист 5). Таким образом, можно сделать вывод, неблагополучные семьи (алкогольные, асоциально-аморальные, конфликтные, криминальные, педагогически несостоятель - ные) оказывают отрицательное психологическое влияние на поведение подростков, способствуют формированию девиантного поведения подростков. Проведенное ис - следование позволило выявить взаимосвязь девиантного поведения подростков и се - мейного неблагополучия. Гипотеза исследования подтверждена. В целом в системе воздействий на отклоняющееся поведение можно выделить два направления: - превенция, то есть предупреждение, психопрофилактика; - интервенция, то есть преодоление, коррекция, реабилитация . Профилактика девиантного поведения - это комплекс мероприятий, которые направлены на его предупреждение. В психолого-педагогической науке выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику. Превенция, то есть первичная психопрофилактика, направлена на ликвидацию неблагоприятных факторов, вызы - вающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к
влиянию этих факторов. Первичная профилактика является весьма действенной при работе с подростками. Вторичная профилактика обращена на раннее выявление и реабилитацию нервно-психических нарушений и работу с группой «риска». К по - следней относятся, например, подростки со склонностью к формированию отклоня - ющегося поведения, но не имеющего такового в настоящее время. Третичная про - филактика направлена на устранение нервно-психических расстройств, сопровожда - ющихся нарушением поведения, а также на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформировавшимся отклоняющимся поведением. В качестве рекомендаций по исправлению ситуации можно предложить ис - пользовать тренинг Г.И. Макартычевой «Я – хороший родитель». В задачи тренинга входит определение круга проблем во взаимоотношениях родителей с подростками , способах их разрешения, информации об ответственности родителей за правонару - шения несовершеннолетних. Спасибо за внимание.