внеклассное мероприятие по химии 8 класс "Химический элемент"

Автор: Фаттахова Наталья Николаевна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МАОУ СОШ №4
Населённый пункт: город Алапаевск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: внеклассное мероприятие по химии 8 класс "Химический элемент"
Дата публикации: 15.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Внеклассное мероприятие по химии

для 8-х классов.

Тема занятия: «Химический элемент»

Цели
: Закрепить знания обучающихся об открытии Периодической системы, ее строении, строении химических элементов, а также расширить знания о жизни великого русского ученого химика Д.И. Менделееве  активизация интереса к предмету и повышение мотивации;  вызвать интеллектуальный азарт - решить, ответить, сделать раньше других;  развитие потенциальных возможностей учащихся, самостоятельности, умения искать информацию.
Задачи урока:
I. Образовательные: 1. Повторение темы «Химический элемент» 2. Закрепление умения пользоваться периодической системой элементов, находить по таблице элементы и соответствующие относительные атомные массы 3. Закрепление основных понятий: элемент, атом, молекула, Аr, Мr 4. Умение вычислять массовую долю элемента в соединении 5. Расширить знания о жизни Д.И. Менделеева II. Воспитательные: 1. Умение работать в группе, решать вместе поставленную задачу. 2. Такое занятие развивает командный дух и активность всех участников. Объединяет учащихся, учит работать вместе на достижение поставленной цели. III. Развивающие: 1. Развитие творческого и логического мышления Проводимое мероприятие, кроме закрепления знаний содержит занимательные задания, что увеличивает интерес учащихся; позволяет применить знания, полученные на уроке химии. Оборудование: интерактивная доска, периодическая система, напечатанная азбука Форма проведения : интеллектуальная игра
План мероприятия
1. Вступительное слово учителя 2. Представление команд 3. Конкурс загадок 4. «Семь химических элементов» 5. «Перестрелка» конкурс капитанов 6. Расчетная 7. Эрудит 8. «Детская считалочка» 9. Сообщения о жизни Д.И. Менделеева 10. Подведение итогов Мероприятие рассчитано на 50 мин.

Ход мероприятия
Эпиграф к занятию на доске «Другого ни чего в природе нет Ни здесь, ни там в космических глубинах Всё – от песчинок малых до планет – Из элементов состоит единых…» (С.Щипачев) Добрый день юные химики!!! Мы рады вас приветствовать на нашей химической игре «Химический элемент». Прежде чем мы с вами начнем состязание давайте вспомним, какой нелегкий путь был преодолен Д.И. Менделеевым в создании Периодической системы химических элементов. (чтение стиха об открытии Периодической системы) Мир сложен, он полон событий, сомнений И тайн бесконечных и смелых загадок Как чудо природы рождается гений И в хаосе этом Находит порядок… Весь мир большой: Жара и стужа, Планет круженье, свет зари- Всё то, что видим мы снаружи Законом связано внутри. Найдётся ль правило простое, Что целый мир объединит? Таблицу Менделеев строит Природы ищет алфавит. 2 Случилось в Петербурге это Профессор университета
Писал учебник для студентов… Задумался невольно он. Как рассказать про элементы? Нельзя ли тут найти закон? Искали многие решенья, Но проходя лишь пол-пути бросали Мучило сомненье: «А можно ли закон найти?» Мир состоит из элементов (В то время знали шестьдесят). А сколько их всего? На это нельзя ответить наугад. Но не гадал, а верил он. «Тут должен, должен быть закон!» Упрямо он искал решенье. Был труд, надежда и терпенье И вера в то, что он найдёт. Он так работал целый год. 3 Но вот дела отложены Расчёты прерываются С утра в поездку дальнюю Учёный собирается. Все чемоданы собраны. На козлах кучер мается: «Поспеть бы надо к поезду, А барин всё копается!». А барин одевается и к двери направляется. Он к двери направляется И вдруг!!! Шляпа брошена в углу!
Он бросается к столу. И строчит карандашом. Наконец-то понял он В чём разгадка, в чём закон!... Из кабинета не выходит… Тогда усталостью сражён, Лёг на диван и видит сон. 4 Был четвёртый ряд нарушен Элемент не обнаружен. Элемент не обнаружен – тот, Что в этом месте нужен Но напрасно беспокойство Существует где – то он! «Я найду сначала свойства, и поможет мне закон!» Удельный вес назвали, цвет, Летуч на воздухе иль нет Как плавится, в чём растворим… Законом пользуясь своим, Три элемента предсказал, Как будто их в глаза видал! Быть может раз в тысячелетье Свершить подобное дано, Но мир открытья не заметил Иль не поверил, всё равно. И кто – то говорил по – свойски: «Забудь об этой ерунде! Как можно обнаружить свойства веществ, Ненайденных нигде!..» 5
Вот как – то раз узнали учёные всех стран: Металл чудесный галлий (в честь Франции назвали) Открыл Буободран. Довольный и счастливый рассматривал металл, Но писем из России ни как не ожидал. Он взял письмо, прочёл его От русского учёного?! -Ошибся я! Слыхали! Француз был удивлён – в глаза не видел галлий, А свойства знает он! Вес высчитал удельный точней, чем я стократ Какой – то Менделеев, ещё пять лет назад!- Глаза его сверкали, топорщились усы. Но вот металл свой галлий он кинул на весы… Ответ в Россию мчится: «Прекрасная таблица! Я вами восхищён! Проверен мной практически закон периодический И, я категорически приветствую закон!» 6 У химиков переполох! Ведь галлий был одним из трёх, предсказанных заранее!.. И следом как из - под земли, вдруг скандий в Швеции нашли, На свет Германий извлекли, (естественно в Германии)» 7 Потом дополнилась таблица Узнали новые частицы Прославят, подтвердят закон Открытия будущих времён. 8 «И каждый знак её взлелеев Суровым гением своим Поведал миру Менделеев
В природе понятое им.» (А.А. Чивилихин) А теперь начинаем наше состязание. Представление команд.
Первый конкурс
называется «Конкурс загадок». Я буду читать вопросы, а вы должны будете угадать, о каком химическом элементе идет речь. Не кричим, поднимаем руки. За каждый правильный ответ команда получает карточку «один балл». 1. Какой газ утверждает, что он — это не он? (неон) 2. Какой неметалл является лесом? (бор) 3. Какой химический элемент состоит из двух животных? (мышьяк) 4. Какой элемент вращается вокруг Солнца? (уран) 5. Какой элемент является настоящим гигантом? (титан) 6. Какие химические элементы утверждают, что могут «другие вещества рождать»? (водород, кислород, углерод) 7. В состав двух химических элементов входит напиток морских пиратов. Какие это элементы? (бром, хром) 8. От какого металла нужно отрезать одну треть, чтобы получить известную кость скелета животного или человека? (Серебро) 9. Название какого металла несет в себе волшебника? (магний) 10. Какой элемент не имеет постоянной «прописки» в Периодической системе химических элементов (водород) 11. Какой элемент всегда рад (радон) 12. Какой металл, по древней мифологии, обречен на вечные муки (тантал) 13. В состав названия какого металла входит дерево (никель) 14. Какой благородный металл состоит из болотных водорослей (платина) 15. Какие химические элементы легко превратить в веселое зрелище (цирконий – цирк, цинк – цирк).
Второй конкурс
«Семь химических Элементов» Для решения этой головоломки впишите по горизонтали названия четырех металлов и название одного неметалла таким образом, чтобы по диагоналям можно было прочесть названия еще двух металлов. При этом названия всех семи химических элементов должны заканчиваться на –ИЙ
И

Й

И

Й

И

Й

И

Й

И

Й

Ответ: ц е з
И

Й
г е л
И

Й
б а р
И

Й
р о д
И

Й
т у л
И

Й

Третий конкур:
«Перестрелка» Конкурс капитанов Капитанам команд задаются вопросы, один вопрос – 1 балл 1. Мельчайшая химически неделимая частица… (атом) 2. Положительно заряженная частица в атоме ….(протон) 3. Формула максимального количества электронов на энергетическом уровне …(2n2) 4. На s- орбитали может находиться … электрона (2) 5. Назовите число протонов у элемента №13 (13) 6. Назовите число электронов у элемента №98 …(98) 7. Мельчайшая частица вещества, обладающая всеми его свойствами …(молекула) 8. Элементы, имеющие одинаковый заряд ядра, но разное количество нейтронов называются….(изотопы) 9. На p- орбитали находится … электронов (6) 10. Частица в атоме, не несущая никакого заряда называется …(нейтрон)
Четвертый конкурс:
«Поиск» А) Найди лишний элемент в ряду:
1.
Водород, гелий, неон, аргон
2.
Железо, кобальт, никель, аргон
3.
Водород, литий, бериллий, бор
4.
Фтор, хлор, марганец, бром Б) Найдите выигрышные пути на следующих квадратах: 1. Элементы одного периода
Al

O

F

Ga

S

I

In

Se

Cl

2. Элементы одной главной подгруппы
N

O

F

P

S

Cl

Si

Se

V
3. Элементы, находящиеся рядом в периодической системе
Na

W

Mg

Ca

O

Al

P

S

Si

Четвертый конкурс: «Расчетная»
Игроку каждой команды предлагается решить задачу (5 задач каждой команде – по количеству игроков) Вычислите М r вещества и определите w каждого химического элемента в нём. № вариант а А Б В Г Д 1 Na 2 O Na 2 O 2 Na 2 SO 3 Na 3 PO 4 Fe(OH) 3 2 MgO Mg 3 N 2 MgSO 4 MgSiO 3 Mg(NO 2 ) 2 3 AlN Al 2 O 3 AlPO 4 AlCl 3 Al(ClO 4 ) 3 4 PH 3 P 2 O 5 H 3 PO 4 FePO 4 Mg(PO 3 ) 2
Матрица ответов
№ вариант а А Б В Г Д 1 62 w(Na)=74,2% w(O)=25,8% 78 w(Na)=59% w(O)=41% 126 w(Na)=36,5% w(S)=25,4% w(O)=38,1% 164 w(Na)=42,5% w(P)=18,9% w(O)=39% 107 w(Fe)=52,3% w(O)=44,9%w (H)=2.8% 2 40 w(Mg)=60% w(O)=40% 100 w(Mg)=72% w(N)=28% 120 w(Mg)=20% w(S)=26.7% w(O)=53,3% 100 w(Mg)=24% w(Si)=28% w(O)=48% 116 w(Mg)=20,7% w(N)=24,1% w(O)=55,2% 3 41 w(Al)=65,9% w(N)=34,1% 102 w(Al)=53% w(O)=47% 122 w(Al)=22,1% w(P)=25,4% w(O)=52,5% 133,5 w(Al)=20,2% w(Cl)=79,8% 325,5 w(Al)=8,3% w(Cl)=32,7% w(O)=59% 4 34 w(P)=91,2% w(H)=8,8% 142 w(P)=43,7% w(O)=56,3% 98 w(H)=3,1% w(P)=31,6% 151 w(Fe)=37,1% w(P)=20,5% 262 w(Mg)=27,5% w(P)=23,7%
w(O)=65,3% w(O)=42,4% w(O)=48,8%
За каждую правильно решенную задачу – 1балл

Пятый конкурс:
«Эрудит» На экране появляются ребусы. 1 ребус – 1 балл (смотреть приложение 1)
Шестой конкурс
: «Детская считалочка» Здесь зашифрован текст детской считалочки. А, как вы уже, догадались, подобрать ключ к шифру поможет периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и азбука.
He C Be H Al F H As Cr Cl S He S Al S Ca Sc

S P Ne K Mg H Al K C He C Ar H He S Ca Sc

B H Ar H He S Ca Cu P C P C H Fe N Al

K H Si F H Cl Al H Mg H Al Ne Cl S Fe N Al
Ответ: (Бегал заяц по болоту, Он искал себе работу, Да работы не нашел, Сам заплакал и пошел) Пока подсчитываются результаты конкурсов и определяются победители, ребята слушают интересные факты из жизни Д.И. Менделеева. В случае, если команды заработали одинаковое число баллов, им предлагается еще одно задание (смотреть приложение 2) По итогам шести конкурсов победила команда …. Все участники викторины получают отличные отметки . Мы считаем, что вы – молодцы. Сегодня вы очень удачно проявили свои знания по химии. Было очень весело и интересно. Вы у знали что-то новое для себя. Мы надеемся , что и вам наша викторина понравилась, и в дальнейшем вы с удовольствием будете участвовать в подобных мероприятиях.
До новых встреч!

Приложение 2
Разгадать ребус
в котором зашифровано значение химии среди других наук. Разгадать его нетрудно. Но как трогательно и прекрасно его содержание: «Химия — наука мира!»
Ребус "Значение химии"

Приложение 1