"Оценка качества магистерской подготовки на основе применения индикаторов"

Автор: Ключникова Татьяна Николаевна
Должность: доцент
Учебное заведение: Орловский филиал ФГБОУ ВО РАНХиГС при Президенте
Населённый пункт: Орел
Наименование материала: статья
Тема: "Оценка качества магистерской подготовки на основе применения индикаторов"
Дата публикации: 16.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

УДК 378.1: 378.2
Оценка качества магистерской подготовки на основе применения

индикаторов

Т.Н. Ключникова
Данная статья посвящена применению индикаторов для оценки качества магистерских программ. В качестве элементов данной системы выступает результат обучения и соответствующий критерий. При этом особое значение уделяется интерактивным формам обучения. Область применения результатов обширна. Данное исследование может быть интересно как региональным, так и муниципальным органам власти, работающим в сфере образования, а также научным кругам, исследователям, которые занимаются проблематикой улучшения образовательной среды. Ключевые слова: магистерская программа; качество образования; интерактивные формы; образование; компетенции; критерии; результат
Evaluation of the quality of master's training based on the use of indicators

T.N. Klyuchnikova
This article focuses on the use of indicators to measure the quality of master's degree programs. As an element of this system is a result of training and relevant criteria. Particular importance is given to interactive forms of learning. Applications extensive results. This study can be fun for both regional and municipal authorities, working in the field of education, as well as the scientific community, researchers are engaged in the problems of improvement of the educational environment. Keywords: master's program; the quality of education; interactive forms; education; competence; criteria; result В результате перехода Российской Федерации на двухуровневую систему высшего образования уровень магистерской подготовки приобретаете все большее значение. За последний год востребованность данных программ
возросла в 5-6 раз. При этом вопрос оценки качества магистерской подготовки остается открытым. Подготовка будущих магистров нацелена на то, что выпускник должен обладать широкой эрудицией, фундаментальной научной базой, владеть методологическим аппаратом, современными информационными технологиями, методами получения, обработки и хранения данных. Кроме того, к основным компетенциям магистра можно отнести ее и умение плодотворно организовать научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность [2, с. 381]. В Федеральных государственных образовательных стандартах подготовки магистров прописаны требования к образовательным программам, которые включают в себя две основные части – образовательную и научно- исследовательскую. Магистрант, который выполнил все требования учебного плана, установленный объем научно-исследовательской работы в соответствии с индивидуальным планом работы и прошел практику, допускается к итоговой аттестации [3, с. 84]. При этом в качестве индикаторов оценки качества магистерской подготовки выступают: - соответствие полученных компетенций магистра с паспортом компетенции магистерской программы [5, с.1228]; - выполнение требований Федеральных государственных образовательных стандартов по написанию выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации). Индикатор «соответствие полученных компетенций магистра с паспортом компетенций магистерской программы» рассчитывается в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам магистратуры, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2013 г. № 1367, разработаны паспорта и программы формирования компетенций [1, с. 10].
При этом, паспорт компетенций для каждой магистерской программы устанавливает показатели оценивания содержание формируемой компетенции; формы и методы формирования, измерения и оценки сформированности компетенции. Для этого используются три основных показателя: пороговый – «удовлетворительный» (является необходимым для выпускника после завершения магистерской программы), базовый – «хорошо» (превышение минимальных характеристик обучающего сформированным компетенциям), высокий – «отличный» (максимально возможная выраженность компетенций). Таблица 1 - Индикатор «соответствие полученных компетенций магистра с паспортом компетенций магистерской программы»
Показатели оценки

Результаты обучения

Критерии оценивания
Пороговый Знать: - концептуальные положения различных научных школ теории и практики, структурно и комплексно ориентироваться в аспектах российского и зарубежного опыта; - методологические основы познания реальности в контексте проблемы исследования. Уметь: - воспринимать новые знания в сфере проводимых исследований; - углублять знания по методологии теории и практики. Владеть: - методологией познания; - умением применять на практике результаты научных исследований. Знает основные понятия и категории. Умеет осуществлять поиск новых знаний в контексте возникающих проблем. Способен использовать научные знания в исследовательской работе. Базовый Знает концептуальные положения основных научных школ. Умеет осуществлять системный поиск новых знаний в контексте изучаемой проблемы. Способен применять научные знания в профессиональной деятельности. Высокий Знает основные методы научного исследования. Умеет осуществлять выбор и апробацию методов исследования, применение современного аппарата, оборудования, информационных технологий. Применяя данную таблицу каждое образовательное учреждение само определяет рейтинговую оценку по каждому из показателей значения. При этом каждый из магистрантов, после обучения должен: - уметь самостоятельно использовать знания и навыки современной теории и методологии;
- самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи и уметь их решить, при этом используя прикладные и фундаментальные знания; - применять полученные модели и методы исследования в практической деятельности (с применением информационных технологий); - уметь профессионально составлять и оформлять научно-техническую документацию [4, с. 30]. Индикатор «выполнение требований Федеральных государственных образовательных стандартов по написанию выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации)» предполагает: анализ и обработку информации, полученной в результате изучения широкого круга источников и научной литературы по профилю магистратуры; систематизацию данных полученных в ходе наблюдения и экспериментов, разработку проектов имеющих практическую значимость. А также к требованиям по выполнению данного индикатора можно отнести и то, что при выполнении ВКР магистр должен показать свою способность, опираясь на полученные углубленные знания, самостоятельно решать задачи в своей профессиональной деятельности. Кроме того, умения овладеть профессиональными компетенциями, воспринимая специальную информацию, а также научно аргументировать и защищать свою точку зрения также имеет важное место в расчете данного индикатора. С переходом на технологизацию образовательных процессов для оценки индикатора «выполнение требований Федеральных государственных образовательных стандартов по написанию выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации)» разрабатываются различные схемы оценки. По нашему мнению, наиболее эффективной будет являться та, которая включает в себя три основных критерия: 1. Наличие результатов анализа научных исследований у магистранта (применение решений по реализации образовательных и научно- исследовательских задач).
2. Использование творческого подхода для оригинальности решения поставленной задачи в ВКР (магистерской диссертации). 3. Осуществление научно-исследовательской деятельности в соответствии с использование современных методов и технологий. Оценка индикатора «выполнение требований Федеральных государственных образовательных стандартов по написанию выпускной квалификационной работы выполняется на основе следующих этапов: - способность проведения подробного анализа теоретико- методологического и эмпирического материала; - готовность предложить творческое решение задач исследования на всех этапах написание ВКР (магистерской диссертации); - осуществление самостоятельных исследований на всем этапе магистерского исследования. Схема оценки построена в соответствии с рейтинговой оценкой деятельности магистранта. В процессе написания магистерской диссертации обучающейся может набрать максимально 100 балов (количество баллов от заложенной трудоемкости). Оценка выполнения каждого задания дается в балльном интервале с описанием того, как и что оценивается. Такой подход обеспечивает не только объективность оценки со стороны преподавателя, но и прогнозируемость ее магистрантом, поскольку определены четкие критерии оценивания. Немаловажно, что такая схема нацеливает на творческое решение поставленных задач перед магистрантом, ориентируя его на принятие нестандартных решений. При этом на качество магистерской подготовки влияет применение интерактивных методов. Применение интерактивных методов обучения является одним из основных направлений совершенствования учебного процесса и реализации компетентностного подхода в современном вузе. Интерактивное обучение – это обучение в сотрудничестве, в совместной деятельности. Оно направлено на повышение эффективности образовательного
процесса, формирование у студентов профессиональных навыков и компетенций, умения самостоятельно находить нужную информацию и работать с ней. Роль интерактивных методов в образовательном процессе возрастает в связи с уменьшением числа аудиторных часов, отводимых на изучение дисциплин учебного плана, и увеличением доли самостоятельной работы магистрантов. Основными компонентами интерактивного обучения являются: метод работы в малых учебных группах (Team Work); деловая (ролевая) игра (Business Games); интерактивная лекция, лекция пресс- конференция, коллективные решения творческих задач; конкурсы практических работ с их обсуждением, презентация, дискуссия. Интерактивное обучение требует установления обязательной обратной связи между участниками учебного процесса. С целью получения информации об эффективности данных приёмов на различных этапах образовательного процесса, магистрантам должно быть предложено ответить на вопросы анкеты и оценить применяемые средства и методы обучения. При этом уровни оценки должны варьироваться от удовлетворительного (самого низкого) до отличного (самого высокого). В качестве предложенных вопросов анкеты могут выступать следующие: 1. Влияет ли применение мультимедийной техники на качество Вашего образования? 2. Улучшает ли применение мультимедийной техники восприятие материала? 3. Какова обеспеченность методической литературой в процессе магистерского обучение? 4. Применение деловых (ролевых) игр в учебном процессе позволяет получить практическую направленность в выбранной специальности и т.д.? Результаты анкетирования позволяют выявить качество уровня магистерской подготовки в исследуемый период и направления работы по дальнейшему совершенствования учебного процесса. Также, применение интерактивных методов и мультимедийных технологий в сочетании с
традиционными видами учебной работы, а также поддержание обратной связи со студентами позволит повысить эффективность и результативность профессиональной подготовки магистров. Таким образом, представленные выше оценки качества магистерской подготовки должны помочь упорядочить деятельность обучающихся, создать условия успешной защиты ВКР (магистерской диссертации) в соответствии с разработанной программой государственной аттестации.
Литература:
1. Дровникова О.Н. Некоторые особенности и разновидности аномальных коммуникаций // Языки для специальных целей и профессиональная коммуникация в изменяющемся мире материалы Круглого стола, состоявшегося в Орловском государственном институте искусств и культуры. ответственный редактор А.Г. Пастухов. Орёл, 2009. С. 10-12. 2. Ключникова Т.Н. Управление знаниями как технология развития инструментальной рациональности специалистов в условиях транспрофессионализации // ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЩЕСТВО Всероссийская социологическая конференция к 20-летию Российского общества социологов: сборник научных трудов. 2009. С. 381. 3. Ключникова Т.Н. Компетентностный подход: готовность к диалогу и взаимодействию специалистов в сфере экономики и управления // Образование и общество. 2010. № 4. С. 83-85. 4. Ключникова Т.Н. Социальные индикаторы преобразований в системах управления // Среднерусский вестник общественных наук. 2010. № 3. С. 29-34. 5. Комаревцева О.О. Экономические и психологические факторы эффективности инвестиционной деятельности в регионе // Научно- методический электронный журнал Концепт. 2013. Т. 4. С. 1226-1230.