"Рабочая программа краеведение 5 класс (ФГОС)"

Автор: Ауэр Татьяна Васильевна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МБОУ Сонская СОШ
Населённый пункт: село Сонское, Боградский район, Республика Хакасия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Рабочая программа краеведение 5 класс (ФГОС)"
Дата публикации: 13.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


1

1.

Пояснительная записка
Программа по краеведению для 5 класса составлена на основе следующих документов:  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом МОиН РФ №1897 от 17.12.2010 года;  Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»  Основная образовательная программа МБОУ Сонская сош;  Положение о рабочей программе МБОУ Сонская сош; Изучение предмета «Родной край – Хакасия» призвано отразить национальные и региональные особенности конкретного субъекта Российской Федерации. Будучи составной частью региональной политики субъекта РФ, курс предусматривает возможность введения содержания, связанного с историей, культурой, традициями полиэтнического и поликультурного населения региона и отвечает потребностям изучения природно-экологических, экономических и социокультурных особенностей жизнедеятельности РХ. Введение предмета «Краеведение» должно способствовать решению основных
целей
гуманитарного образования, которые определены, исходя из современных требований:  осуществление гражданско-патриотического, нравственного воспитания учащихся как важнейшей задачи обучения в школе;  углубление и развитие знаний учащихся по истории Хакасии, географии, полученные в рамках начального образования;  оказание помощи в социализации учащихся, по формированию у них основ для реализации ключевых социальных, политических, коммуникативных компетенций. Изучение предмета направлено на достижение следующих
задач
:  сформировать у учащихся целостный историко-географический и культурный образ своего края в его своеобразии и неповторимости;  овладеть знаниями о важнейших событиях и процессах становления и развития региональной истории, культуры в их взаимосвязи;  применять знания и представления об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии.

2.Общая характеристика учебного предмета «Краеведение»
Данный курс является дополнением к курсу географии, истории и направлен на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. Содержание данного курса строится на основе вовлечение учащихся в разнообразную учебную, исследовательскую и практическую деятельность, что, в свою очередь, является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения. В основу курса положено понимание краеведения как интегрированного учебного предмета, раскрывающего взаимодействие человека и окружающей среды, позволяющего обучающимся увидеть родной край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный, единый регион.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа курса рассчитана на 34 часа (1ч в неделю). Сроки реализации общеобразовательной программы: 1год. Широкие возможности в формировании УУД открывает проектная и исследовательская деятельность:
Примерные темы проектов и исследовательских работ
Класс Тема исследования, проекта 5 «Происхождение названия моего села», « Образование города Абакан», Презентации на тему: «Природа Сонской земли», « Растения Красной книги», «Топонимика села Сонское» Основополагающими принципами построения программы является системно- деятельностный подход, который предполагает:  воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;  ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и результат образования;  учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся;  обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;  разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;  гарантированность достижения планируемых результатов освоения учебного предмета «Родной край - Хакасия», что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного

предмета

Личностным
и результатами обучения краеведения в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. Важнейшие
личностные результаты
: (ЛР1) воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою малую Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед малой Родиной; (ЛР2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; (ЛР3) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; (ЛР4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; (ЛР5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; (ЛР6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; (ЛР7) развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение природного и культурного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные
результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Важнейшие
метапредметные результаты
обучения краеведения: (МР1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; (МР2) умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; (МР3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; (МР4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; (МР5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; (МР6) умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; (МР7) владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; (МР8) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; (МР9) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; Важнейшие
предметные результаты:
(ПР1) первичные навыки использования территориального подхода (на примере своего региона) как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире; (ПР2) первичные представления о пространственно-географическом положении малой Родины; (ПР3) основополагающие знания о природе Земли как целостной развивающейся системе, о единстве человека и природы; (ПР4) владение этнографическим компонентом своего региона; (ПР5) начальные умения и навыки работы с топонимическим материалом своего региона;

5. Содержание учебного предмета

5 класс (35 часов)
Пространственно-географический -11 1. Особенности местоположения Хакасии на карте России. 2. Символы Хакасии. 3. Административно-территориальные единицы Хакасии. 4. Село в котором я живу. 5. Достопримечательности города. 6. Абакан – столица Хакасии. 7. История возникновения города Абакана. 8. Численность населения республики. Этнографические -8. 1. Путешественники и исследователи в Хакасии. Д.Г. Мессершмидт, Н.М. Мартьянов. 2. Этнография народов Хакасии: традиции. 3. Хакасский костюм, кухня. 4. Календарные праздники: хакасские, славянские, немецкие и другие. 5. Родословная. Заповедные места Хакасии -7 1. Красная книга Хакасии. 2. Памятники природы Хакасии. 3. Памятник природы - заповедник Хакасский. 4. Памятник природы - заповедник Саяно-Шушенский Топонимика-8 1. Топонимика как дисциплина. 2. Происхождение и современное состояние топонимики Хакасии. 3. Работа с топонимическими терминами. 4. Сбор местного топонимического материала. Итоговый урок по курсу «Родной край - Хакасия»
Календарно-тематическое планирование курса Краеведение 5 класс
№ п\п Тема Содержание Характеристика видов деятельности Планируемые результаты 1 Особенности местоположения Хакасии на карте России Основные понятия: Республика Хакасия, географическое положение Знать особенности местоположения Хакасии на карте России ЛР1, МР2, ПР2 2 Символы Хакасии Основные понятия: Флаг, герб, солярный знак Хакасии Знать и характеризовать символы Хакасии ЛР1, МР3, Пр4, 3-4 Административно- территориальные единицы Хакасии Основные понятия: Орджоникидзевский, Ширинский, Боградский, Усть- Абаканский, Алтайский, Бейский, Аскизкий, Таштыпский районы Знать административно- территориальные единицы Хакасии; Уметь показывать их на карте МР6, ПР2, МР2 5 Село, в котором я живу Основные понятия: село Сонское Уметь давать характеристику своему селу МР8, ЛР6, МР3
6 История возникновения моего села Основные понятия: версии происхождения села Знать историю возникновения своего села ЛР3, МР1, 7-8 Абакан – столица Хакасии Основные понятия: Абакан, столица Изучить особенности города Абакана – столицы Хакасии МР8, МР4 9 История возникновения города Абакана Основные понятия: острог Знать историю возникновения города Абакана ЛР3, МР2 10 Численность населения республики Основные понятия: нации, национальности Знать численность и состав населения республики ПР4, МР1, 11 Обобщение по теме: пространственно- географическое положение Хакасии Проверочная работа 12 Путешественники и исследователи в Хакасии. Д.Г. Мессершмидт, Н.М. Мартьянов Основные понятия: Мессершмидт Д.Г., Мартьянов Н.М Называть исследователей Хакасии ЛР3, МР9, МР1 13 Этнография народов Хакасии: традиции Основные понятия: этнография, традиции Знать традиции народов Хакасии ЛР3, ПР4, МР4 14- 15 Хакасский костюм. Кухня Основные понятия: хакасский костюм, кухня хакасов Изучить особенности хакасского костюма и хакасской национальной кухни ЛР3, ПР4, МР2 16- 17 Календарные праздники: хакасские, славянские, немецкие Основные понятия: Хакасские, славянские и немецкие праздники Изучить хакасские, славянские и германские календарные праздники ПР4, МР1, ЛР4, 18 Родословная Основные понятия: родословная, генеалогия Знать свою родословную; составлять генеалогическое древо МР6, ЛР6, МР3 19 Обобщение по теме Проверочная работа 20 Красная книга Хакасии Основные понятия: красная книга Называть виды, занесённые в Красную книгу Хакасии ЛР7, ПР3, 21- 22 Памятники природы Хакасии Основные понятия: памятник природы Знать и называть памятники природы Хакасии ЛР7, МР1, МР2 23- 24 Заповедник Хакасский Основные понятия: заповедник, заказник Знать и называть заповедники Хакасии ЛР7, ПР3, 25 Заповедник Саяно- Шушенский Основные понятия: заповедник Изучить особенности Саяно-Шушенского заповедника ЛР7, МР5 26 Обобщение по теме Проверочная работа
27 Топонимика как дисциплина Основные понятия: топонимика Знать что изучает топонимика ПР5, МР3 28- 29 Происхождение и современное состояние Хакасии Основные понятия: происхождение Хакасии Изучить происхождение и современное состояние Хакасии МР1, МР4 30 Работа с топонимическими терминами Основные понятия: макротопонимия, микротопонимия Изучить основные топонимические термины ПР5, ЛР2, МР2 31- 33 Сбор местного топонимического материала Формировать умение работы в социуме ЛР6, ПР5, МР9 34 Обобщение по теме Проверочная работа 35 Обобщение за курс Проверочная работа
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

образовательного процесса:
- Библиотечный фонд Технические средства обучения: 1) персональный компьютер; 2) мультимедийный проектор; Список литературы: 1. Л.В. Анжиганова, Т.И. Зеленецкая, Л.П. Орлова, И.Е. Ауль, Современная Хакасия, Абакан, Хакасское книжное издательство, 2007г. 2. В. Полежаев, Хакасия, судьбой нам дарованная.., Абакан, 2012г. 3. С.М. Прокофьев, Природа Хакасии, пособие, Хакасское книжное издательство, Абакан, 1993г. 4. А.Ф. Пантелеев, Н.Н. Пантелеева, П.И. Чебодаев, Из истории Хакасии, Хакасское книжное издательство, Абакан, 1989г. 5. В.Я. Бутанаев, Хакасы, М., Инсан, 1995г. 6. В.Я. Бутанаев, Традиционная культура и быт хакасов, хакасское книжное издательство, Абакан, 1966. 7. П.И. Чебодаев, История Хакасии, Хакасское книжное издательство, 1992г.

Планируемые результаты изучения курса «Краеведение Хакасии»

Обучающийся научится
: • показывать на географической карте территорию республики, город или село; • соотносить территорию республики с территорией России; • характеризовать (описывать) основные периоды древнейшей истории народов, населявших Хакасию, достижения археологических культур; • составлять родословную своей семьи, рода; • объяснять топонимику историко-географических объектов; • характеризовать основные периоды истории народов, населявших Хакасию; • объяснять значение терминов заповедник, заказник, национальный парк; • объяснять топонимику географических объектов; • характеризовать историко-культурные достопримечательности; •выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов,