"Занимательность как средство воспитания любви к родному языку, его культуре"

Автор: Большакова Лидия Николаевна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ "Темп"
Населённый пункт: г.Амурск Хабаровского края
Наименование материала: Статья
Тема: "Занимательность как средство воспитания любви к родному языку, его культуре"
Дата публикации: 17.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования центр творчества «Темп» г. Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края
«Занимательность как средство воспитания любви к родному языку, его культуре»
Автор: Большакова Лидия Николаевна, Методист г.Амурск
Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Русский язык – язык с уникальным алфавитом, жестким произношением и репутацией одного из сложных для изучения. Но мы не задумываемся об этом, потому что он для нас родной. Воспитание любви к родному языку, его культуре - серьезная и ответствен ная задача, стоящая перед педагогом, ибо «языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни». (К. Г. Паустовский) Чтобы пробудить интерес к изучению родного языка у уча щихся, нужно подобрать такой материал, который был бы доступен, интересен, легок в понимании. Таким материалом является занимательность. Приемы занимательности часто связаны с общими проблемами обучения: развитием приемов мышления, общеучебных умений и навыков. Если обратиться к рассмотрению понятия занимательности, необходимо, прежде всего, взять за основу определение, которое дано в словаре С.И.Ожегова. Так, встречаем такие трактовки понятий: а) занимательный - способный занять внимание, воображение, интересный; б) интересный - возбуждающий интерес, занимательный, любопытный; в) любопытный - отличающийся любопытством, интересный, возбуждающий любопытство. Какие же элементы занимательности вызывают чувство удивления? - новизна; - необычность; - неожиданность; - странность; - несоответствие прежним представлениям. Все эти особенности, составляющие сущность занимательности, являются сильнейшими побудителями познавательного интереса, обостряющими эмоционально- мыслительные процессы, заставляющими пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать в имеющихся знаниях объяснения. Проблема занимательности берет свое начало с Я.А.Коменского. Он не вводил этого понятия, но писал, что образование должно возбуждать «интерес к знанию и охоту к учению». Сегодня теоретики и практики оценили уникальные возможности занимательной игры в роли активного участника как учебного, так и воспитательного процесса. Постоянное совершенствование учебного процесса, поиски но вых приемов обучения языку и использование их в сочетании с тра диционными - вот чем характеризуется деятельность педагога. Я считаю, что каждое занятие должен быть результативным. И достичь этого можно только при условии, если привить учащимся интерес к изуче нию сокровищ родного языка, стремление к активной творческой деятельности. «Я славлю жемчуг слова…» (Алишер Навои). Вы знаете, что такое жемчуг? Ну, конечно же! Каждый знает, что это за драгоценность. Из одной маленькой песчинки, за годы, десятилетия, а то и столетия вырастает чудеснейшая жемчужина. Добытая со дна, она становиться украшением для человека. Точно так же и народное творчество, народные приметы, пословицы и поговорки, быль и небылицы, загадки и притчи, знания, с годами и тысячелетиями превращаются из простых песчинок наблюдений в мудрость жизни. Народная мудрость: пословицы, поговорки, присказки, цитаты и афоризмы великих людей, приметы — что это? Случайно подмеченные законы Вселенной или может быть опыт поколений? И в том и в другом случае все они оправданы самой жизнью. И если хотя бы изредка задумываться, созерцать над этими словами, то уже можно многому научиться. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающую программа «Я славлю жемчуг слова…», которую я реализую, позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение 2
для формирования подлинных познавательных интересов как основы образовательной деятельности. В процессе обучения дети могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Дети удивляются, когда узнают, насколько русский алфавит уникален. Некото рые буквы в нем точно такие же, как в латинском, а вот другие выглядят так же, но звучат совсем иначе. Буква
е
в русском языке может представлять два раз ных звука: [йэ] и [йо]. То есть для [йо] есть отдельная буква
ё
, но эти две точки почти никогда не пишут, так что полу - чается не
ё
, а
е
: В ближайшие дни природа передохн
ё
т от холод - В ближайшие дни природа передохн
е
т от холода. А еще две буквы -
ъ
и
ь
— не имеют собственных звуков. И только в русском языке можно составить предложение из трех гласных звуков: «Э, а я?», «Э, и я!». Или составить предложение из пяти букв, идущих друг за другом в алфавите: «Где ёж?» Это забавно, но «Чайник долго остывает
»
и «Чайник долго не остывает» - это одно и то же. «Борщ пересолила» и «С солью переборщила» - тоже. Запутаться можно. Что уж говорить о лексических обо ротах, которые запросто могут сбить с толку иностранного гражданина: «как снег на голову», «ни в зуб ногой», «седьмая вода на киселе». Попробуйте объяснить иностранцу фразу «Руки не доходят посмотреть». Включение элементов занимательности в образовательный процесс пробуждает у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь, этому способствуют задания, направленные на развитие устной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Занимательность создает атмосферу заинтересованности, рождает чувство ожидания. От степени заинтересованности зависит и характер внимания детей на занятии, их активность, а также творческий подъем учащихся. Для успешного проведения занятий по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Я славлю жемчуг слова…» я использую разнообразные виды работ
:
викторины, игровые элементы, дидактический материал, пословицы и поговорки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки и т.д. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Познание начинается с удивления. Удивить учащихся можно нетрадиционной формой занятия: - занятие-викторина «Родной язык мы знаем, его мы уважаем»; - конкурсная программа «Такие знакомые слова»; - конкурс «Игры Деда Азбуковеда»; - турнир смекалистых «Жемчужины народной мудрости»; - занятие «Пословица недаром молвится»; - занятие – путешествие и др. Усвоению материала способствуют мотивация изучения предмета, активные действия учащихся в процессе самостоятельного «открытия» новых знаний, разнообразие информации: проект «Сокровища родного языка», беседа ««Русский язык неисчерпаем, как сама жизнь». Использование на занятиях занимательных заданий помогает повысить грамотность учащихся, развить у них интерес к предмету. Формы игровых и занимательных заданий должны быть разнообразны: ребусы, шарады, анаграммы, каверзные вопросы, загадки и т.д. Занимательность - стимул познавательного интереса, средство обучения - способствует активизации мышления. Занимательность - прием, который, воздействуя на чувства учащегося, способствует созданию положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности у всех учащихся. Русский язык – невероятный язык. Одними и теми же словами могут обозначаться разные вещи и выражаться абсолютно разные эмоции. Только в нашей стране слово «угу» 3
является синонимом к словам «пожа луйста», «спасибо», «добрый день», «не за что» и «извините», а слово «давай» в большинстве случаев заменяет «до сви дания». Как перевести на другие языки, что «очень умный» — не всегда компли мент, «умный очень» — издевка, а «слишком умный» — угроза? Все иностранцы, изучающие русский, удивляются, почему «ничего» может обозначать не только «ничего», но и «нормально», «хорошо», «отлично», а также «все в порядке» и «не стоит извинений». В ступор человека, изучающего рус ский, может ввести фраза «да нет, на верное», одновременно несущая в себе и утверждение, и отрицание, и неуве ренность, но все же выражающая неуверенное отрицание с оттенком возможности положительного решения. Попробуйте внятно объяснить, какая разница между «выпить чай» и «вы пить чаю»; какая разница между «тут» и «здесь»; почему действие в прошлом можно выразить словами «раньше», «давно», «давеча», «недавно», «намед ни» и десятком других и почему в определенных ситуациях их можно заменить друг на друга? Как точно назвать наклонение с ча стицей «бы», когда она выражает в раз ных ситуациях и условие, и просьбу, и желание, и мечтательность, и необходи мость, и предположение, и предложение, и сожаление? В русском языке иногда у глагола нет какой-либо формы, и это обусловлено законами благозвучия. Например: «по бедить». Он победит, ты победишь,
я...
победю? побежу? побежду? Филологи предлагают использовать заменяющие конструкции «я одержу победу»
или
«стану победителем». Поскольку форма первого лица единственного отсутствует, глагол является недостаточным. Русский язык - это инструмент познания, мышления, развития. Он обладает богатыми возможностями творческого обогащения. Через язык учащийся овладевает традициями своего народа, его мировоззрением, эстетическими ценностями, приобщается к сокровищам мировой литературы. Русский язык изучают во многих странах потому, что он очень красив, мелодичен. Константин Георгиевич Паустовский писал: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный свет». Русский язык - уникальный, невероятный язык, и пусть он один из сложных для изучения! Русский язык – наш родной язык. Нужно его просто знать, любить, беречь и сохранять, гордиться им! Чтобы каждый мог сказать: «Я ко всем наукам ключ имею, я со всей вселенною знаком - это потому, что я владею русским всеохватным языком». (Сафрон Давыдов) 4