"Проблема подбора вокального репертуара для учащихся вокальной студии"

Автор: Кривель Вера Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Дом детского творчества №1"
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская обл
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Проблема подбора вокального репертуара для учащихся вокальной студии"
Дата публикации: 18.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации




Проблема подбора вокального репертуара для учащихся

вокальной студии
(Методические рекомендации) Автор: Кривель В.Н., педагог дополнительного образования

Содержание:

1.
Пояснительная записка ………………………………………………………3
2.
I глава: Теоретические аспекты проблемы подбора вокального репертуара для сольного исполнения ………………………………………………………5 1.1.Вокально-педагогические концепции о значимости подбора вокального репертуара в процессе обучения………………………………………………5 1.2.Виды музыкально-педагогического материала……………………….......8
3.
II глава: Особенности подбора вокального репертуара для старшей возрастной группы творческого объединения ..………………….....................11 2.1.Специфика контингента учащихся вокальной студии …..……………….11 2.2.Примерный репертуарный уровень …………………………………..……14
4.
Заключение…………………………………………………………………….17
5
.Список литературы…………………………………………………………….19 2

Пояснительная записка
Основной задачей данной методической работы является обобщение опыта вокальной педагогики в вопросе подбора репертуара для сольного исполнительства и адаптация его к условиям образовательного процесса и специфике контингента обучающихся в творческих объединениях дополнительного образования. Методологической основой данной работы явились концепции Л.Б.Дмитриева, Е.А. Милькович, А.Г. Менабени, А.П. Зданович, В.М.Луканина, И.И. Плешакова, В.И. Павловской-Боровик в области вокальной педагогики. Педагог стоит перед сложной проблемой, выбирая репертуар для того или иного учащегося, т.к. данный момент является одним из главных в вокальном обучении, и педагог должен с полной ответственностью подходить к этому вопросу. Выбранные вокальные произведения должны соответствовать основным критериям, таким как: художественная ценность, доступность, педагогическая целесообразность, развивающая направленность и т.д. А также, педагог должен чувствовать тонкую грань, через которую не следует переходить в силу неподготовленности или неопытности обучаемого, дабы не переоценить возможности ребёнка и не выбрать для него репертуар, превосходящий его возможности. Результатом пения непосильных, эмоционально насыщенных, широких по диапазону и сложных в музыкальном отношении произведений, исполнение которых требует высокого вокального мастерства и значительной культуры, является большой, часто непоправимый вред, который, главным образом, сказывается на наиболее талантливых людях, так как их вокальная и эмоциональная одарённость позволяют им браться за самые трудные вокальные произведения и гарантируют им успех в публичных выступлениях. В итоге учащийся форсирует и портит свой голос, он начинает переоценивать как свои вокальные данные, так и свои исполнительские возможности. Он приучается поверхностно, формально относиться к изучению художественных произведений (обычно в таких случаях работа над репертуаром сводится к бессмысленному и губительному для голоса «натаскиванию»). Выступления с непосильным, плохо освоенным, а часто и недоброкачественным материалом, искажают представление учащегося о том, каким должно быть полноценное исполнение перед публикой, портят его музыкальный вкус. Мнение, что ребёнок может петь все произведения, которые более или менее укладываются в природный диапазон его голоса – в корне неверно и в высшей степени вредно. Только то исполнение полноценно, которое всесторонне раскрывает художественную сущность вокального произведения. 3
Для того, чтобы человек мог понять художественную сущность вокального произведения, чтобы он мог творчески овладеть им и полноценно его исполнить, он должен стоять на соответствующем общекультурном, музыкальном, исполнительском и вокально-техническом уровне. Есть прекрасные вокальные произведения, художественная сущность которых несложна и которые не содержат значительных вокальных трудностей, произведения, для полноценного исполнения которых не требуется многолетнего профессионального обучения. Есть вокальные произведения более сложные, и есть, наконец, такие, исполнение которых требует от певца высокой культуры, развитой музыкальности, большого вокального мастерства и выработанных исполнительских навыков. Посильным и полезным для данного певца должно считаться лишь то вокальное произведение, художественную сущность которого данный исполнитель может осознать и полноценно выявить, т.е. такое произведение, которое он сможет хорошо исполнить. Систематизированный подбор высококачественного, постепенно усложняющегося репертуара, всегда соответствующего музыкально- исполнительскому и вокально-техническому развитию ученика, является одним из главных условий здорового всестороннего роста певца и одним из лучших стимулов к его работе над собой. Систематизация должна проводиться по всем признакам: сложность художественного образа, сложность музыкального и эмоционального содержания, вокально- технические трудности (ширина диапазона, тесситура, подвижность и т.п.). Из вышесказанного следует, что перед педагогом стоит нелёгкая задача воспитания всесторонне развитого ребёнка, одним из средств которого является грамотный, индивидуальный, систематизированный подбор репертуара, что подтверждает актуальность рассматриваемого вопроса. 4

Глава I.

Теоретические аспекты проблемы подбора вокального

репертуара для сольного исполнения.

1.1.Вокально-педагогические концепции о значимости

подбора вокального репертуара в процессе обучения.
«Воспитание голоса через требования музыки должно являться основным, потому, что певческий голос в конечном итоге и предназначен для выражения музыки. <...> Правильно подобранный музыкальный материал сам по себе является воспитателем голоса. <...> От того, что будет петь учащийся, зависит и как у него будет строиться голосообразование и звуковедение. Таким образом, в руках педагога имеется важнейший фактор развития голоса – музыкальный материал.» - [4, с.557] Л.Б. Дмитриев в своём учебном пособии «Основы вокальной методики» выделяет значение музыкально-педагогического материала в вокальном обучении и характеризует его действие на ученика и его голос. Для голоса совсем не безразлично, какие музыкальные задания ему будет предложено выполнять. В зависимости от того, какие упражнения, вокализы, произведения будут даны ученику, в голосе будут вырабатываться те или иные качества. Сам музыкальный материал будет воспитывать голос, вести его в желаемом направлении даже в том случае, если педагогические замечания, касающиеся голоса, будут отсутствовать. Воспитание голоса через требования музыки является краеугольным камнем в методике каждого педагога. Педагогический материал, на котором строится развитие голоса, выработка основных технических и затем исполнительских качеств певца включает в себя упражнения, вокализы, этюды и художественные произведения. Воспитывая голос через музыкальные задания, мы тем самым вызываем к жизни самое важное звено, необходимое в певческом искусстве, - связь между музыкальным представлением и его вокальным воплощением, между исполнительством и техникой. Музыка воздействует на голосовой аппарат целостно. Певец не думает о том, что надо сделать, как построить звук, чтобы выразительно спеть мелодию. Чувство музыки подсказывает ему и характер звука, и манеру звуковедения. Подобранный по определённому плану музыкальный материал позволяет вести воспитание голоса и музыкальности певца в нужном направлении и в тесной взаимосвязи. Сознание здесь мало включается в детали работы голосового аппарата. Певец, добиваясь выразительного исполнения мелодии, не концентрирует своего внимания на том, какого у него положение языка, глотки, гортани, дыхания – он поёт, а голосовой аппарат интуитивно выполняет то, что ему диктует музыкальное представление. 5
«Правильный подбор педагогического материала, хотя и является важнейшим фактором развития голоса, не должен быть единственным путём воспитания, он должен сочетаться с другими. Только тогда верно подобранный педагогический материал принесёт в полной мере и во всех случаях свою неоценимую пользу». [4, с.559] Многие вокальные педагоги справедливо считают, что воспитание певца должно быть последовательным, планомерным. Ни в коем случае нельзя допустить работы над произведением, для которого ученик ещё не созрел, т. к. можно нанести непоправимый вред его голосовому аппарату. Об этом говорит Е.А. Милькович в своей методической записке к «Систематизированному вокально-педагогическому репертуару», этот принцип исповедовал и И.И. Плешаков. Одним из вокально-педагогических принципов И.И. Плешакова, профессора Ленинградской консерватории (с1952 по 1972 гг.) было последовательное, постепенное движение от простого к сложному. Только добиваясь тщательного выполнения определённой задачи, он считал возможным приступить к решению следующей. «Иван Иванович часто говорил, что голос не терпит спешки в своём развитии, и певец, пренебрегающий этой истиной, расплачивается очень дорогой ценой, поэтому он запрещал исполнять репертуар, не соответствующий уровню профессиональной подготовки студента». [1, с. 81.] А.Г. Менабени в учебном пособии «Методика обучения сольному пению», рассматривая принципы и методы вокального обучения акцентирует наше внимание на принципе посильной трудности, тесно связанном и узаконенном в вокальной педагогике с принципом постепенности и последовательности. «Постепенность и последовательность предполагает обязательное следование от простого к сложному <...> при формировании певческих навыков и освоении учебного материала (упражнений, вокализов, художественных произведений с текстом). Посильная трудность при вокальном обучении по мере обученности ученика, развития его способностей постепенно неуклонно восходит вверх. И оптимальность повышения его уровня обеспечивается строгим соблюдением правила постепенного усложнения вокально-технических и художественных навыков, их совершенствования». [7, с. 75.] «Искусство музыкального выражения это результат деятельности ума и чувств, творческого воображения и художественного мышления, артистического темперамента и воли, результат способности понимать и чувствовать музыку». [5, с. 41.] В процессе исполнения вокальная техника и экспрессия взаимно определяют своё развитие. Выработка вокально-технических навыков совершенно необходима. Без умения управлять голосом экспрессия беспомощна. Дело всё в том, что основная работа над техникой голосоведения должна связываться с раскрытием содержания музыкального произведения. 6
А.П. Зданович также обращается к проблеме выбора репертуара для студентов с разным уровнем вокальной подготовки. «Развитие вокальной техники на художественном материале является наиболее верным путём для достижения единства в художественном и техническом развитии певца. Работа над художественным произведением, способствуя общему творческому росту, помогает в то же время формированию вокальной техники. <...> Важным в этом отношении является , прежде всего, самый выбор материала. Наиболее простым является тот случай, когда художественный и технический уровень певца примерно одинаков. Тогда подбор материала не представляет особой трудности. Он, естественно, должен соответствовать индивидуальности певца, уровню его общего развития, а постепенное усложнение материала будет способствовать продвижению певца в художественном и техническом направлениях. Сложной проблемой является выбор материала для певцов, у которых либо техника превышает художественный уровень, либо художественное развитие выше технических возможностей. В первом случае, помимо общих принципов, следует руководствоваться и тем, чтобы включать произведения, которые не столько сложны в техническом отношении, сколько способствуют художественному развитию. Так, характерен, скажем, относительно несложный в вокально-техническом отношении «Восточный романс» Даргомыжского. Тесситура его весьма ограничена, в мелодике нет скачков на большие интервалы, музыкальная фактура не требует особой эмоциональной и звуковой насыщенности. В то же время тонкость поэтического и музыкального образа способствует развитию у певца художественного чутья, гибкости исполнительской манеры. <...> Особенно внимательно следует подходить к выбору материала для певцов, у которых техника значительно отстаёт от художественного развития. Для таких исполнителей очень полезными являются эмоционально яркие произведения, которые часто интуитивно приводят певца к нахождению верных технических приёмов. <...> Художественный материал развивает у певца в гораздо большей степени, чем абстрактно-технические упражнения, важные качества его голосовой техники». [5, с.47-49.] Обобщив всё вышесказанное, можно выделить несколько тенденций, которых придерживаются вокалисты-педагоги в выборе репертуара. Выбор материала должен быть глубоко продуманным, ответственным шагом, основанном на принципе постепенности и последовательности в вокальной педагогике, а так же принципе посильной трудности в вокальном обучении. Репертуар должен соответствовать художественному и вокально- техническому уровням обучающегося. 7

1.2. Виды музыкально-педагогического материала.
Исследуя опыт многих педагогов-вокалистов ( А.П. Здановича, Л.Б.Дмитриева, В.М. Луканина, А.Г. Менабени и др.), можно проследить общие тенденции в классификации видов музыкально-педагогического материала и обозначении их роли в развитии голоса учащегося. Все , за небольшим исключением, выделяют следующие виды: упражнения, вокализы, народные песни, художественные произведения (в т.ч. камерная музыка), произведения современных авторов. Спорно мнение А.П. Здановича относительно роли вокализов в развитии голоса. Он считает, что они не достаточно полезны на начальном этапе обучения, хотя многие, в т. ч. Л.Б. Дмитриев, доказывают необходимость включения вокализов в репертуар певца абсолютно любого уровня подготовки. Наиболее простым видом музыкального материала, с которым приходится сталкиваться начинающему певцу – это
упражнения.
Однако, упражнения не являются уделом только первого этапа развития голоса. Упражнения сопутствуют певцу на протяжении всей его творческой жизни. Под упражнением понимается повторение какой-либо деятельности с целью улучшить способ её выполнения. Упражнения являются основным средством приобретения навыков. Так и в вокальной педагогике упражнения служат для выработки основных навыков, необходимых для профессионального пения. Принцип пения legato, кантилена, беглость, скачки, пение staccato, пассажи и различные украшения усваиваются на упражнениях и потом уже совершенствуются и шлифуются на вокализах и художественных произведениях. Пение повторяющихся звуков-попевок можно назвать упражнением только тогда, когда оно производится с определённой целью. Только в этом случае упражнения, посредством закрепления одних и тех же движений, образуют стереотип, помогающий в дальнейшем при встрече с подобной фигурацией, выполнять её не задумываясь, автоматически верно. Упражнения всегда должны быть индивидуально направлены и никогда не должны носить стандартный характер. Упражнений существует великое множество. В каждой школе пения приводятся десятки и даже сотни упражнений. Все они имеют определённую конкретную педагогическую направленность, которая часто указывается перед упражнением. Следующим видом музыкально-педагогического материала являются
вокализы.
Они представляют собой тот музыкальный материал, который употребляется большинством педагогов как переходный от упражнений к художественным произведениям. Вокализы вполне соответствуют этюдам в других видах музыкального искусства. Это музыкальные произведения, написанные с определённой технической задачей. Вокализы, как и этюды, всегда имеют целью выработку 8
тех или иных технических качеств, имеют узкопедагогическую направленность. Этим они схожи с упражнениями, однако от последних они отличаются тем, что являются настоящими музыкальными произведениями со всеми свойственными им характерными чертами. Вокализы поются либо на один гласный звук, т.е. вокализируются, либо с названиями нот – сольфеджируются. Вокализ несёт определённое музыкальное содержание, имеет законченную музыкальную форму, создаёт у слушателя определённые музыкальные переживания. Тот технический элемент, который всегда присутствует в вокализе, обычно бывает растворён в музыкальном содержании и не воспринимается как самоцель. Поэтому вокализ слушается как музыкальное произведение без слов. Отсутствие текста и технический элемент, который заключён в вокализе, делают его ценным материалом для воспитания голоса, являясь хорошим переходным материалом от упражнений к художественным произведениям с текстом для всех учеников. Вокализы существуют в виде сборников, подобранных по степени продвинутости ученика, по определённым типам голосов или просто рассчитанных на развитие определённых видов вокальной техники. Ещё один важный элемент в воспитании голоса, являющийся идеальным переходом к пению художественной музыки –
народная песня.
Многообразие национально-выразительных интонаций народных песен способствует как художественному, так и вокально-техническому развитию. Особенность народной песни состоит в том, что в ней заложено не только эмоциональное начало, но и интеллектуальное. Кантилена, например, русской народной песни – это кантилена, идущая от мысли, от глубины человеческих чувств. Мысль в русской песне неотделима от эмоций. Образность её несёт в себе ярко выраженные интеллектуальные черты. Шуточные и плясовые народные песни проникнуты национальным юмором и задором. Если упражнения и вокализы носят подсобный характер, как материал, подготавливающий к пению художественных произведений, то сами
художественные произведения,
разумно подобранные, являются основным средством воспитания певца. Певец растёт как музыкант-исполнитель и как вокалист прежде всего на правильно подобранном репертуаре. Для начального этапа обучения обычно берутся лёгкие произведения старинных классиков: Монтеверди, Скарлатти, Кальдара, Генделя, Баха, Моцарта, Бетховена. Старые западные классики писали свои произведения в очень простой, ясной и строгой форме, не допускающей вольности исполнения. Произведения этих композиторов развивают в ученике чувство формы, ясность музыкального мышления, логику гармонизации. Их музыка в высшей степени возвышена и благородна. С музыкальной стороны эти произведения являются замечательным материалом, на котором молодой певец может приобщиться к пониманию классической музыки. 9
На первых этапах развития молодого певца основной задачей является выработка правильного звукообразования и звуковедения. Выразительность произведений старинных классиков заключена прежде всего в музыке, которая по сути своей инструментальна и не требует горячей эмоциональности, взволнованности, большого накала чувств.
Камерная музыка
чрезвычайно развивает певца, расширяет его музыкальный кругозор, способствует его внутреннему обогащению, даёт ему возможность овладеть новыми вокальными красками. Исполнение камерного репертуара требует многого. Когда каждое произведение представляет собой сжатую, отточенную миниатюру, наполненную большим содержанием, не обойтись готовой формой: нужна большая, вдумчивая работа, чёткий план исполнения. Всё это обязывает к большому труду, к большой общей и музыкальной культуре, творческой самостоятельности, заставляет научиться не только петь, но и творчески осваивать произведение. Особо следует остановиться на
музыке современных авторов.
Молодое поколение певцов должно быть подготовлено для их исполнения. Лёгкие в музыкальном и вокальном отношении произведения должны включаться в репертуар возможно раньше, чтобы слух привыкал к новым гармониям, к сложному языку новой музыки. За время обучения эта музыка должна успеть стать понятной, близкой певцу. Однако в выборе произведений современных авторов следует быть очень осторожным, так как многие из них пишут сочинения не учитывая особенностей голоса. Оценивая то или иное произведение с точки зрения его полезности для ученика, следует его проанализировать с музыкальной, вокально-технической стороны, отметить трудности, заключённые в эмоционально-смысловом содержании. Все эти особенности вместе создают представление о сложности данного произведения для исполнения. Произведение, выбранное для ученика, всегда должно соответствовать уровню его музыкального развития, вокальной и исполнительской подготовке. Особенно губительным для голоса ученика является непосильный в вокально-техническом отношении репертуар. Нерационально подобранные произведения могут задержать вокальный рост ученика и даже принести прямой вред.
Глава II
10

Особенности подбора вокального репертуара для

старшей возрастной группы учащихся.

2.1. Специфика контингента учащихся в вокальной

студии.
Основной контингент вокальной студии Дома творчества составляют подростки 14-17 летнего возраста, поэтому преподавателю необходимо учитывать возрастные явления, происходящие в этом возрасте и учитывать их в своей работе. Подростковый возраст часто называют переходным, в связи с переходом от детства к юности. В этот период происходят значительные изменения в ранее сложившихся психических структурах, идёт активное наращивание знаний, умений, растёт нравственное самосознание личности, формируется новая социальная позиция. Мироощущение подростка проходит сложный путь с расставания с детской непосредственностью и беззаботностью через мучительные сомнения в себе, в своих возможностях к новому открытию своего «Я». Развитие в этот период носит бурный, стремительный характер. В подростковом возрасте происходит расширение жизненного мира личности (появляется интерес к литературе, музыке, экономике, спорту и т.п.), круга её общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Значительным изменениям подвергается и эмоциональная сфера: переживания становятся глубже, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к ряду явлений жизни делается длительнее и устойчивее, значительно более широкий круг явлений социальной действительности становится небезразличным подростку и порождает у него различные эмоции и более глубокие оценки. Область чувств становится, таким образом, более многообразной и дифференцированной. Благодаря экспериментальным работам учёных было установлено, что потребность осознания себя как личности активизирует подростка, расширяет его круг общения и деятельности. В процессе общения со сверстниками корректируется самооценка индивида. В этом возрасте наиболее ценятся такие качества, как знание, сообразительность, умение владеть собой, открытость и др. Именно в этот период формируется социальная ориентация и социальная перцепция. При благоприятных условиях у подростка формируются такие личностные качества, как чуткость, сопереживание, сочувствие, отзывчивость и эмпатия (постижение эмоциональных состояний другого человека путём сопереживания ему). По данным отечественных психологов, для подросткового возраста характерна повышенная утомляемость, стремление отмежеваться от всего подчёркнуто детского, устойчивость первого впечатления, ярко выраженная 11
эмоциональность. Это возраст значительных тяготений к довольно сложным краскам и звукам, что связано с изменением процессов в области чувств. Помимо психологических изменений, подросток испытывает изменения и в физиологии. В данном случае речь идёт об эволюции (мутации) голоса, процессе перехода детского голоса во взрослый. Мутация протекает очень различно. Она зависит от развития психики, а также от общего состояния здоровья подростка. Смена голоса у мальчиков и у девочек происходит различно. Этот процесс у девочек протекает менее заметно и менее болезненно, чем у мальчиков. У девочек он обычно развивается постепенно, спокойно, в то время как у мальчиков наблюдаются резкие, скачкообразные изменения в голосе. Голоса мальчиков во время мутации понижаются на октаву, чего не происходит с голосами девочек. Формирование женского голоса происходит на базе крепнущего среднего регистра. При начальной стадии мутации повышается голосовая утомляемость. При врачебном осмотре отмечается лёгкое воспаление в виде покраснения слизистой гортани. В средней, собственно мутационной стадии все явления прогрессируют. Усиливается охриплость и сипота, иногда появляются болезненные ощущения при пении. В третьей, завершающей стадии, характерно увеличение певческого диапазона и силы голоса, его тембровое обогащение. Как показывает педагогическая практика, детям в период мутации петь можно и даже полезно, так как пение в этот период способствует развитию голосового аппарата и более быстрому формированию взрослого голоса. Выбирая музыкально-педагогический материал для работы с учащимся, знакомя его с художественными произведениями, педагог не только обогащает вокальный опыт и внутренний мир певца, но и расширяет его музыкальный кругозор. Хотелось бы подробнее остановиться на этом понятии. Музыкальный кругозор можно определить как индивидуально- личностное образование, формирующееся на широкой базе системы знаний и познавательных интересов, проявляющееся в постоянной внутренней потребности в самообразовании и самосовершенствовании. Кругозор имеет огромное функциональное значение в жизни человека, являясь показателем интеллектуального потенциала личности, образованности, культуры, мерой разносторонней творческой активности. На процесс формирования кругозора влияют ряд факторов: социальный (среда людей, в которой общается школьник, региональные условия), информационный поток, интеллектуальный фактор, включающий память, внимание, воображение, воспроизведение, мышление. Музыкальный кругозор представляет собой сложное духовное образование, выражающееся в синтезе музыкального знания, интересов и потребностей в самообразовании. В результате смены ведущего типа деятельности с учебной на общественно-значимую, музыкальный кругозор 12
подростка протекает как в целенаправленной, так и в стихийной сфере жизнедеятельности. Вследствие этого, необходимо прививать подросткам азы самостоятельности, творческой активности. Попова С.В. в своей научной работе «Формирование музыкального кругозора подростков на уроках музыки и внеклассных занятиях» изложила систему формирования музыкального кругозора в следующей схеме:
Музыкальный кругозор

деятельность содержание деятельность

учителя подростков

формы, средства, 1. эмоционально- выбор видов методов, методы

ценностный деятельности

2. содержательно- по усвоению формы становле-

информативный содержания

ния музыкально- 3. исторический

го кругозора 4. региональный





самостоятельная

формы расширения деятельность

музыкального

кругозора сообщения,

доклады, подготовка

учебных

средств на

формы закрепления печатной

и развития музыкаль- основе

ного кругозора сочинения
Подытожив всё вышесказанное, можно сказать, что перед современным педагогом-вокалистом стоит нелёгкая задача в воспитания учащегося. Педагог должен быть вооружён знаниями в области вокальной методики, педагогики, психологии и других науках, и применять их в работе с детьми.
2.2. Примерный репертуарный уровень.
13
Ведущие вокальные педагоги нередко в своих работах предлагают примерный вокально-педагогический репертуар. В частности, В.М. Луканин в своей книге «Обучение и воспитание молодого певца» предлагает репертуарный уровень для мужских голосов с разным уровнем подготовки (для начальной стадии обучения, для певцов средней подготовленности и для певцов, заканчивающих обучение). Рабочая программа «Поём вместе» так же содержит примерный репертуарный уровень для каждого года обучения и уровня подготовки детей. Программой предложен следующий музыкально-педагогический материал (здесь репертуар даётся в сокращении):
I год обучения

(без музыкального образования)

Народные песни
1. Французская народная песня «Большой олень» 2. Французская народная песня «Каде Руссель» 3. Украинская народная песня «Ой, в лесу есть калина» 4. Русская народная песня «Во поле берёза стояла» 5. Русская народная песня «Во поле берёза стояла» 6. Польская народная песня «Любопытный дрозд» 7. Русская народная песня «Как на тоненький ледок»
Романсы и песни русских композиторов
1. А. Лядов «Колыбельная» 2. А. Лядов «Окликание дождя» 3. В. Калинников «Киска» 4. Ц. Кюи «Зима» 5. А. Гретри «Спор»
Романсы и песни зарубежных композиторов
1. Э. Григ «Детская песенка» 2. Л. Бетховен «Волшебный цветок» 3. Л. Бетховен «Сурок» 4. Ж. Векерлен «Лизетта встала» 5. Р. Шуман «Тихий вечер» 6. Г. Перселл «Ах, как сладок миг любви» 14

Произведения современных композиторов
1. Т. Попатенко «Скворушка прощается» 2. А.Спадавеккиа «Добрый жук» 3. В. Шаинский «На свете невозможное случается» 4. М. Иорданский «У дороги чибис» 5. И. Дунаевский «До чего же хорошо кругом» 6. В. Иванников «Самая хорошая»
I год обучения

(с музыкальным образованием)

Народные песни
1. Русская народная песня «В тёмном лесе» 2. Русская народная песня «Я с комариком плясала» 3. Французская народная песня «Гусята» 4. Французская народная песня «Пастушка» 5. Английская народная песня «Спи, малыш» 6. Шведская народная песня «Праздник урожая»
Песни и романсы русских композиторов
1. М. Глинка «Ты, соловушка, умолкни» 2. Ц. Кюи «Осень» 3. П. Чайковский «Колыбельная» 4. М. Яковлев «Зимний вечер» 5. А. Аренский «Расскажи, мотылёк» 6. Ц. Кюи «Майский день»
Произведения зарубежных композиторов
1. Й. Гайдн «Тихо дверцу в сад открой» 2. В. Моцарт «Детские игры» 3. Ж. Векерлен «Младая флора» 4. И. Бах «За рекою старый дом» 5. Дж. Перголезе «Ах, зачем я не лужайка» 6. Э. Григ «Лесная песнь»
Произведения современных композиторов
1. И. Дунаевский «Доброе утро» 2. М. Леви «Колыбельная» 3. Р. Бойко «Берёзки» 4. Р. Соснин «Почему»
II год обучения
15

Народные песни
1. Р.н.п. «Сеяли девушки яровой хмель» 2. Р.н.п. «Лён зеленой» 3. Р.н.п. «Ходила младёшенька» 4. Р.н.п. «Среди долины ровныя» 5. Р.н.п. «Земелюшка – чернозём»
Песни и романсы русских композиторов
1. А. Аренский «Там вдали за рекой» 2. А. Алябьев «Незабудочка» 3. П. Булахов «Тук, тук, тук, как сердце бьётся» 4. Л. Варламов «Горные вершины» 5. А. Гурилёв «Сарафанчик» 6. С. Танеев «Колыбельная»
Романсы и песни зарубежных композиторов
1. И. Брамс «Колыбельная» 2. Ж.Б. Векерлен «Пастушка-резвушка» 3. Й. Гайдн «К дружбе» 4. В.А. Моцарт «Тоска по весне» 5. Р. Шуман «Вечерняя звезда» 6. Ж. Руссо «День без тебя»
Произведения современных авторов
1. Е. Крылатов «Ваши глаза» 2. И. Тульчинская «Муравьиный фонарщик» 3. Е Птичкин «Цветы России» 4. Г. Струве «Так уж получилось» 5. М. Красев «Летний вальс»
III год обучения

Народные песни
1. Р.н.п. «У зари-то, у зореньки» 2. Р.н.п. «Ах, ты, степь широкая» 3. Р.н.п. «Чернобровый, черноокий» 4. Р.н.п. «Ивушка» 5. Укр.н.п. «Де ти доля моя бродишь» 16
6. Фр. н. п. «Птички»
Песни и романсы русских композиторов
1. А. Алябьев «Я вижу образ твой» 2. П. Булахов «Гори, гори, моя звезда» 3. А. Варламов «Красный сарафан» 4. М. Глинка «В крови горит огонь желанья» 5. А. Даргомыжский «Расстались гордо мы» 6. Ц. Кюи «Царскосельская статуя»
Песни и романсы зарубежных композиторов
1. И. Бах «Нам день приносит свет зари» 2. Э. Григ «Люблю тебя» 3. В.А. Моцарт «Маленькая пряха» 4. Ф. Шуберт «Куда» 5. И. Брамс «Девичья песня» 6. Дж. Перголезе «Если любишь»
Произведения современных авторов
1. Н. Будашкин «Песня Настеньки» 2. Л. Липатов «Ласточка моя» 3. И. Дунаевский «Шумят седые сосны» 4. К. Молчанов «Помни» 5. Т. Хренников «Колыбельная Светланы» 6. Ю. Чичков «Свет материнских глаз»
Заключение.
17
Проанализировав концепции ведущих педагогов-вокалистов в отношении подбора репертуара, их взгляды на эту проблему, можно выделить общие тенденции. В основном, все придерживаются мнения, что репертуар должен быть посильным, доступным, развивающим. Музыкально-педагогический материал должен соответствовать вокально-техническому уровню учащегося и уровню его художественного развития, быть эмоционально привлекательным, расширяя музыкальный кругозор и обогащая эстетически- художественный и вокальный опыт ребёнка. Многие вокальные педагоги выделяют несколько видов музыкально- педагогического репертуара, такие как: вокальные упражнения, вокализы, народные песни, художественные произведения, включая камерную музыку. Задача педагога – грамотно использовать вышеназванные виды репертуара. При подборе материала должна быть определённая цель. Педагог ясно должен представлять себе какие вокально-технические навыки, умения он пытается развить или укрепить у учащегося, используя данное упражнение или вокализ. Бесцельный выбор обозначенных видов музыкально-педагогического материала может привести к торможению развития вокальной техники поющего. Художественные произведения должны быть посильными, развивающими и соответствовать вокально-техническому и художественному уровню ребёнка. С особым вниманием нужно подходить к подбору произведений современных авторов. Учащийся должен быть постепенно подготовлен к исполнению названного вида репертуара. Помимо того, что педагог должен владеть методикой преподавания вокала, уметь грамотно и целенаправленно выбирать репертуар, он должен знать специфику контингента учащихся и учитывать в своей работе психофизические изменения данного возрастного периода (14-17 лет). Ещё хотелось бы сказать о следующем: молодой педагог, начиная свою практику, всегда сталкивается с проблемой подбора репертуара, так как он имеет лишь собственный вокальный опыт, свой репертуар. Большим подспорьем являются рабочие программы, в которых определён репертуарный уровень.
Список литературы:
18
1. Васильев Б.И. Из методического опыта профессора Ленинградской консерватории И.И. Плешакова. / Вопросы вокальной педагогики. Сб. статей. Вып. 6. – Л.: Музыка, 1982. 2. Вопросы вокальной педагогики: Сб. статей. Вып. 6. – Л.: Музыка, 1982. 3. Вопросы вокальной педагогики. Сб. статей. Вып. 7/ Сост. А. Яковлева.-М.: Музыка, 1984. 4. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 1968. 5. Зданович А.П. Некоторые вопросы вокальной методики. М.: Музыка,1965. 6. Луканин В.М. Обучение и воспитание молодого певца. Л.: Музыка, 1977. 7. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению:Учебное пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1987. 8. Милькович Е.А. Систематизированный вокально-педагогический репертуар. Том I. М.Л.: Государственное музыкальное издательство, 1939. 9. Павловская-Боровик В.И. Об исполнительских задачах певца./Вопросы вокальной педагогики. Сб. статей. Вып. 6. – Л.: Музыка, 1982. 10. Попова С.В. Формирование музыкального кругозора подростков на уроках музыки и внеклассных занятиях. Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук, М., 1998. 11. Психология современного подростка. / Под ред. Д.И. Фельдштейна, М., 1990. 12. Рабочая программа учебной дисциплины «Вокальный класс».- Егорьевск, МОМПК,2009. 13. Юссон Р. Певческий голос. М.: Музыка, 1974. 14. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М., 1990. 15. Яковенко С.Б. Волшебная Зара Долуханова. М., 1997. 19