"Перспективный план по развитию речи в старшей логопедической группе"

Автор: Ермилова Снежана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 122 "Лучистый"
Населённый пункт: г.Брянск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Перспективный план по развитию речи в старшей логопедической группе"
Дата публикации: 19.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

По развитию речи

(СТАРШАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ГРУППА)

Воспитатель: Ермилова С.А.

МБДОУ д/с № 122 «Лучистый» г.Брянск


ТЕМА

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ

КАТЕГОРИИ

Познавательное

развитие

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

ЛИТЕРАТУРА


ФРУКТЫ.
1. Расширять знания детей по данной теме. 2. Обогащать глагольный словарь, словарь признаков. 3. Согласование сущ. с прилагательным (красное яблоко, спелая груша); 4. Согласование сущ. с числительными 2, 5 (один апельсин, два апельсина, пять апельсинов); 5. Употребление местоимений «мой, моя» с существительным (мое яблоко, моя слива); 6. Образование множественного числа существительных в Им.п., Р.п. (яблоко- яблоки - много яблок); 7. Образование прилагательных от существительных (варенье из слив - сливовое); 8. Предложно-падежное управление; Цель: расширять и уточнять представления детей о фруктах. Где растут, как их убирают, как употребляют в пищу. Упражнять в употр. Глаголов действ., глаголов, связан. с уборкой урожая, способов переработки и приготовления. Закреплять умения согласовывать сущ. с прилагательными . .
Пересказ рассказа

К.Д.Ушинского

«История одной

яблоньки»
Цель: Обучать связному последовательному пересказу; Формировать целенаправленное восприятие и анализ текста; Развивать навыки планирования пересказа; Закреплять навыки грамматически правильного оформления высказываний; Активизировать и обогащать словарь (определения, глаголы, родственные слова).
Чтение

произведения

В.Сутеева

«Мешок яблок»
Цель : учить внимательно и заинтересованно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию, побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа.

ЦВЕТ. ФОРМА

1.
Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (круг-кружок, квадрат- квадратик);
2.
Усвоение притяжательных местоимений мой, моя в сочетании с прилагательными и существительными муж. и жен. рода (моя желтая бумага, мой красный треугольник);
3.
Преобразование глаголов повелительного наклонения 1 лица ед. ч. в изъявительное наклонение 3 лица ед. ч. наст. времени (спи - спит, пей - пьёт);
4.
Усвоение антонимов. Цель: Учить детей воспринимать предметы, выделять их разнообразные свойства и отношения (Цвет, форму, величину, расположение в пространстве). Формировать умение подбирать пары или группы предметов, совпадающих по заданному признаку. Продолжать знакомить с цветами спектра. Учить различать по светлоте и насыщенности, правильно называть их.
Составление

предложений по

демонстрируемому

действию
. Цель – учить детей отвечать на вопросы развернуто, полным ответом-фразой из 3-4 слов,. См. Т. А. Ткаченко. Формирование и развитие связной речи (занятие № 2)
Чтение

произведения

Е.Измайлова

«краски радуги».
Цель- развивать умение понимать содержание произведения, замечать выразительно- изобразительные средства, обогащать речь прил. (см. кн. Богуш «Обучение правильной речи» с.168)

ОДЕЖДА. ОБУВЬ.

1.
Формирование у детей представлений и знаний о видах одежды, обуви, головных уборах;
2.
Образование форм винительного, творительного и родительного падежей существительных;
3.
Образование уменьшительно- ласкательной формы существительных;
4.
Усвоение притяжательных местоимений мой, моя в сочетании с прилагательными и существительными муж. и жен. Рода;
5.
Образование приставочных глаголов с приставками на, по, вы;
6.
Образование качественных прилагательных от существительных (платье из шерсти – шерстяное);
7.
Усвоение антонимов; Цель: расширять и уточнять представления детей о названии одежды для разных сезонов года (классификация). Уточнить детали одежды. Упр. в употребл. сущ. с уменьшительно- ласкательн. суф. и согласов. прилагат. с сущ. Развивать связную речь , активизировать словарь по теме
. Пересказ рассказа

Л. Е. Белоусовой

«Мишины кроссовки»
(по картинно-графическому плану) См. Л. Белоусова «Научиться пересказывать? Это просто!» - с. 33. Цель: Обучать связному последовательному пересказу ; Формировать целенаправленное восприятие и анализ текста; Развивать навыки планирования пересказа; Закреплять навыки грамматически правильного оформления высказываний; Активизировать и обогащать словарь
Чтение словенской

сказки «Кто сшил

Видеку рубашку»
Цель : учить внимательно и заинтересованно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию, побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа.

ОВОЩИ

1.
Расширять знания детей по данной теме.
2.
Обогащение глагольного словаря, словаря признаков.
3.
Образование множественного числа существительных в Им. и Род. падежах.
4.
Согласование существительных с прилагательными;
5.
Согласование существительных с числительными (1,2,5);
6.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
7.
Предложно-падежное управление; Цель: расширять и уточнять представления детей об овощах. Где растут, как их убирают, употребл. в пищу. Упражнять в употребл. глаголов действия. Глаголов связанных с уборкой урожая, способами обработки и приготовления. Закреплять умения согласов. сущ. с прилаг. Учить составлять маленький рассказ.
1.Составление

предложений с опорой

на сюжетную картинку

«Уборка урожая»
. Цель: Продолжать учить составлять рассказ по сюжетной картине; связно, непрерывно, логично высказывать свои мысли; грамматически правильно оформлять предложения; активизировать словарь по теме.
Рассказывание

р.н.с. «Вершки и

корешки».
Цель- учить внимательно и заинтересованно слушать сказку, отвечать на вопросы по содержанию, развивать связную речь.

САД-ОГОРОД
1. Систематизировать знания детей по данной теме. 2. Усвоение антонимов; 3. Образование множественного числа существительных в Им. п., Р.п.; 4. Образование уменьшительно- ласкательных форм существительных (огурец- огурчик); 5. Образование прилагательных от существительных (варенье из слив - сливовое); 6. Падежные конструкции; 7. Образование сложных прилагательных (желто-красное яблоко)
8.
Образование качественных прилагательных от существительных (капусту срезают - срезанная, картофель выкапывают – выкопанный и т.д.) Цель: расширять и уточнять представления детей об овощах и фруктах. Где растут, как их убирают, употребл. в пищу. Упражнять в употребл. глаголов действия. Глаголов связанных с уборкой урожая, способами обработки и приготовления. Закреплять умения согласов. сущ. с прилаг. Учить составлять маленький рассказ.
Составление рассказа-

описания об овощах

(фруктах) с опорой на

схему
. Цель: составлять описательный рассказ с опорой на план; Учить связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль; учить строить грамматически правильно предложения; контролировать произношения в собственной речи; согласовывать сущ. с прилагательными; активизировать словарь по теме; развивать внимание, наблюдательность, Чтение произведения А.Сиххата «Сад» Цель : учить внимательно и заинтересованно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию, побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа.

ОСЕНЬ. ДЕРЕВЬЯ

1.
Обогащение глагольного словаря, словаря признаков.
2.
Образование множественного числа существительных;
3.
Согласование прилагательных с существительными мн. и ед. числа;
4.
Согласование существительных с числительными;
5.
Образование качественных прилагательных от существительных;
6.
Усвоение антонимов;
7.
Составление рассказа об осени с опорой на схемы-символы. Цель: расширять и уточнять представления детей об изменениях, которые происходят в природе осенью. Способств. развитию познав. интереса, учить выслушивать ответы детей и давать обоснов. дополнения. Упр. в употр. глаголов и прилаг., учить логически мыслить.
- Рассматривание

пейзажной картины

«Осенью».
Цель: Продолжать учить составлять описательный рассказ по картине; связно, непрерывно, логично высказывать свои мысли; грамматически правильно оформлять предложения; активизировать словарь по теме.
Чтение

произведения

К.Д.Ушинского

«Спор деревьев».
Цель – продолжать развивать интерес к художественной литературе, учить внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы по содержанию.

ЛЕС. ГРИБЫ. ЯГОДЫ

1.
Формирование у детей представлений и знаний о лесе, съедобных и несъедобных грибах и ягодах;
2.
Согласование существительных с прилагательными;
3.
Образование множественного числа существительных в Им. и Род. падежах; 4. Согласование существительных с числительными; 5. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных;
6.
Образование приставочных глаголов с приставками на, по, вы;
7.
Усвоение антонимов; Цель: расширять и уточнять представления о роли леса в жизни человека. Уточнить знания о разновидности лесов, о грибах и ягодах. Учить различать съедобные и несъедобные грибы, знать внешние признаки. Упраж. в согл. числ. с существ. Образов. сущ. с уменьш. ласк суф-ом. Упраж. в подборе слов антонимов, закрепить словарь по теме.
1.

Рассказывание по ССК

«По грибы»
Цель: Учить составлять рассказ по серии сюжетных картинок; Связно, непрерывно, логически высказывать свою мысль; Грамматически правильно оформлять предложения; Подбирать слова- признаки, синонимы к слову; Упражнять в словообразовании, словоизменении. развивать связную речь. .
Чтение

произведения

Н.Снегирева «Кто

сажает лес?».
Цель – продолжать развивать интерес к художественной литературе, учить внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы по содержанию.

ОД ОДЕЖДА. ОБУВЬ. ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

8.
Формирование у детей представлений и знаний о видах одежды, обуви, головных уборах;
9.
Образование форм винительного, творительного и родительного падежей существительных;
10.
Образование уменьшительно- ласкательной формы существительных;
11.
Усвоение притяжательных местоимений мой, моя в сочетании с прилагательными и существительными муж. и жен. Рода;
12.
Образование приставочных глаголов с приставками на, по, вы;
13.
Образование качественных прилагательных от существительных (платье из шерсти – шерстяное);
14.
Усвоение антонимов; Цель: расширять и уточнять представления детей о названии одежды для разных сезонов года (классификация). Уточнить детали одежды. Упр. в употребл. сущ. с уменьшительно- ласкательн. суф. и согласов. прилагат. с сущ. Развивать связную речь , активизировать словарь по теме .
Составление

описательного рассказа

об одежде (с опорой на

схему);
Цель – учить детей составлять описательный рассказ о предметах одежды, с опорой на схему описания. Развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением, активизировать словарь по теме «Одежда», развивать внимание и мышление, обращая внимание на детали описания. (см.кн. О.С. Гомзяк «Говорим правильно», с.39)
Чтение

произведения

С.Маршака

«Вот какой

рассеянный».
Цель – продолжать развивать интерес к художественной литературе, учить внимательно слушать произведение и отвечать на вопросы по содержанию.

ПОСУДА

1.
Расширение словаря по теме;
2.
Образование мн. числа существительных в Им. и Род. падежах;
3.
Образование приставочных глаголов;
4.
Образование уменьшительно- ласкательной формы существительных;
5.
Согласование существительных с числительными;
6.
Образование качественных прилагательных от существительных;
7.
Усвоение антонимов; Цель: расширять и уточнять представления о названии посуды. Уметь называть и различать кухон., столовую, чайною посуду.Уметь называть правильно части посуды, внешние признаки. Употр. в образовании однокор. слов, согласов. сущ. с прилаг., активизировать словарь по теме.
Пересказ рассказа Н.

Калининой

«Помощники»; (см. на

карточках)
Цель – формировать у детей умение связно и последовательно пересказывать текст по опорным картинкам, активизировать словарь по теме.
Чтение

произведения

Алябьевой «Как

посуда чуть не

перессорилась».
Кн3 с.161 Цель – продолжать развивать интерес к художественной литературе, учить внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы по содержанию.

ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ

1.
Расширение знаний детей о продуктах питания, названий приемов пищи;
2.
Введение в активный словарь прилагательных обозначающих вкусовые оттенки;
3.
Образование мн. числа существительных в Им. и Род. падежах;
4.
Усвоение притяжательных местоимений мой, моя в сочетании с прилагательными и существительными муж. и жен. рода;
5.
Образование уменьшительно- ласкательной формы существительных;
6.
Согласование существительных с числительными;
7.
Образование приставочных глаголов;
8.
Образование качественных прилагательных; Развитие фразовой речи с использованием вопросительной Цель: Уточнение представления о продуктах питания, их значения для здоровья человека. Закрепление навыка грамматически правильного построения предложения из 4-5 слов. Активизация употребления близких по значению глаголов (жарить, варить, кипятить, печь). Совершенствование умения самостоятельно задавать вопросы, участвовать в диалоге, соблюдая правила речевого этикета. Развитие зрительного восприятия, произвольного внимания, логического
Составление рассказа

«Как можно

приготовить

бутерброд»;
Цель – учить составлять рассказ на предложенную тему (из 4-5 предложений) по следам продемонстрированного действия, строя ее в полном соответствии с порядком слов в вопросе. Обучать монологической речи.
Чтение

произведения Н.

Носова«Мишкина

каша».
Цель – продолжать развивать интерес к художественной литературе, учить внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы по содержанию.

ИГРУШКИ

1.
Образование множественного числа существительных (Мишка — мишки, кубик — кубики, мяч — мячи).
2.
Образование уменьшительно- ласкательной формы существительных. (Мяч — мячик, коляска — колясочка, машина — машинка).
3.
Дифференциация глаголов единственного и множественного числа. Дети — играют, дружат, строят. Жадина — играет, строит, читает один.
4.
Согласование существительных с местоимениями в роде и числе (мой мяч, моя кукла, мое место, мои игрушки).
5.
Употребление простых предлогов. Мишка на стуле. Мяч под столом. Зайка в коробке. Машинка за деревом. Цель: расширять и уточнять представления об игрушках, название, способы игры с ними; выделять составные части, форму, цвет, материал. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами). Работа над темпом и ритмом речи. Координация речи с движением. .
- Пересказ рассказа Л.

Е. Белоусовой «Не

ломай!»
(по картинно- графическому плану) См. Л. Белоусова «Научиться пересказывать? Это просто!» - с. 8. Цель - формировать у детей умение связно и последовательно пересказывать текст по опорным картинкам, активизировать словарь по теме.
Чтение сказки

«Мячик».

Алябьева кН.3 с.24
Цель – продолжать развивать интерес к художественной литературе, учить внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы по содержанию.

МЕБЕЛЬ
1. Образование существительных в разных падежах. - Родительный падеж единственного и множественного числа. (В комнате много стульев. Нет стула). - Дательный падеж ед. числа. (Подойди к дивану (кровати). Радуюсь новому столу и тумбочке). - Творительный падеж ед. и множ. числа. (Сижу на стуле, диване. Сидят на стульях, диванах). Образование существительных С уменьшительно-ласкательными суффиксами. (Стул — стульчик). Согласование числительных с существительными в роде, числе (Один стул, два стула, пять стульев). Употребление предлогов. (Бусы упали за шкаф). Образование антонимов. . Цель: расширять и уточнять представления о мебели, которая находится в кухне, прихожей, гостиной, игровой, детской, спальне. Обогащать словарь сущ.,прилаг.,глаголами. Употр. в речи уменьш. - ласкат. суффик., согласов. сущ. с местоимениями.
Составление рассказа-

описания о мебели по

плану.
Цель – учить детей составлять описательный рассказ о предметах мебели, с опорой на схему описания. Развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением, активизировать словарь по теме «Мебель», развивать внимание и мышление, обращая внимание на детали . (см.кн. О.С. Гомзяк «Говорим правильно», с.39)
Чтение

произведения С. Я.

Маршака « Откуда

стол пришел».
Цель – продолжать развивать интерес к художественной литературе, учить внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы по содержанию.

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ.
• Образование существительных множественного числа (Заяц — зайцы, белка — белки). • Образование уменьшительно- ласкательной формы существительных. • Дифференциация глаголов единственного и множественного числа. (Заяц—прыгает, скачет, играет. Зайцы—прыгают, скачут, играют). • Согласование существительных с прилагательными в роде и числе. (Хитрая лиса, трусливые зайчики, косолапый медведь, серые волки);  Образование антонимов. Цель: расширять и уточнять представления детей о диких животных, их детенышах. знать их внешние признаки и повадки, как передвигаются, чем питаются, где живут. Упр. в подборе эпитетов, развивать словарь по данной теме.
Рассказывание по

картине из серии

«Дикие животные

наших лесов» - «Заяц».
Цель – учить детей составлять описательный рассказ по сюжетной картине. Связно, непрерывно, логично высказывать свои мысли. Контролировать произношения в самостоятельной речи.
Рассказывание р.н.с.

«Зимовье зверей»
Цель- учить внимательно и заинтересованно слушать сказку, отвечать на вопросы по содержанию, связную речь.

НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК.
 Образование существительных множественного числа (Елка — елки, подарок — подарки, хлопушка — хлопушки, гирлянда — гирлянды). • Образование уменьшительно- ласкательной формы существительных. (Снежинка — снежиночка, песня — песенка, игрушка — игрушечка). • Дифференциация глаголов единственного и множественного числа. (Дед Мороз — поет, идет, играет. Дети — поют, идут, играют). • Согласование существительных с местоимениями в роде и числе. (Мой подарок, моя гирлянда, мое стихотворение, мои снежинки). • Употребление простых предлогов. Подарок под елкой. Шишка на елке. Цель: расширять и уточнять представления об особенностях новогоднего праздника, когда его отмечают, как готовятся, что ожидают. Расширять знания детей о новогод. праздниках в других странах. Упр. в образов сущ. от прилагат., в образов. слов с помощью уменьш.-ласкат. суфф. Развивать грамм. фразовую речь, использ. предлож. разной конструкции.
Составление рассказа по

серии сюжетных картин

«Незнайкин подарок»
(см. Т.Ткаченко «Связная речь», занятие № 14); Цель – продолжать учить составлять рассказ по с.с.к. Развивать умение передавать предметное содержание картинок связно, последовательно, объединяя их в общую сюжетную линию, развивать связную речь.
Заучивание

стихотворения

Е.Трутневой «Шел по

лесу Дед Мороз»
Цель – учить внимательно и заинтересованно слушать стихотворение. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихотворение

ДОМАШНИЕ

ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ.
• Образование существительных множественного числа от един- ственного. (Корова — коровы, собака — собаки, индюк — индюки, гусь — гуси, петух — петухи). • Образование уменьшительно- ласкательной формы существительных. (Кошка — кошечка, лошадь — лошадка, цыпленок — цыпленочек, курица — курочка, утка — уточка). • Дифференциация глаголов един- ственного и множественного числа. (Поросенок — прыгает, бегает, хрюкает. Поросята — прыгают, бегают, хрюкают. Курица — клюет, бегает, ищет. Цыплята — клюют, бегают, ищут). • Согласование существительных с местоимениями в роде и числе. (Мой поросенок, моя лошадка, мои щенята, мой цыпленок, моя курица, мои утки, мое перо). • Согласование существительных с прилагательными в роде и числе. Цель: Цель: расширять и уточнять представления детей о домашних животных, их внешних признаках и повадках, как передвигаются, чем питаются, где живут, какую пользу приносят человеку. Упр. в подборе слов действий, слов признаков, образование притяжательных прил. Упр. в составлении описательных рассказов, развивать связную речь, внимание и память.
Пересказ рассказа

Е.Чарушина «Собака».
Цель - формировать у детей умение связно и последовательно пересказывать текст по опорным картинкам, активизировать словарь по теме.
Чтение

произведения

К.Паустовского

«Кот-варюга»
Цель – продолжать развивать интерес к художественной литературе, учить внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы по содержанию.

ЗИМУЮЩИ

ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ.
1. Образование существительных в разных падежах. - Родительный падеж множест- венного числа. (В парке много воробьёв, ворон, голубей, синиц, сорок). - Дательный падеж множественного числа. (Насыпали зернышки воробьям). - Творительный падеж единст- венного и множественного числа. (Голуби кружат над воробьями). - Предложный падеж единственного и множественного числа. (Дома дети рассказали о птицах). 2. Употребление предлогов. (Совенок сидел в дупле). 3. Образование приставочных Цель: расширять и уточнять представления детей о зимующих птицах. Подвести к раскрытию связей между внешним видом птиц и их питанием, движением и образом жизни. Уточнить строение и части тела, особенности оперения. Воспитов. любовь к пернатым. Упр. в употр. сложных прилаг., антонимов, притяж. прилаг., в согласовании сущ. с местоим. Расширять словарный запас.
Составление рассказа по

сюжетным картинкам

«Кормушка».
Цель: Учить составлять рассказ по серии сюжетных картинок; Связно, непрерывно, логически высказывать свою мысль; Грамматически правильно оформлять предложения; Подбирать слова- признаки, синонимы к слову; Упражнять в словообразовании, словоизменении
Чтение произведения

Н.Сладкова

«Синичкина

кладовая»
Цель – продолжать развивать интерес к художественной литературе, учить внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы по содержанию.

ЗИМА

1.
Образование существительных множественного числа (Снежинка — снежинки, комок — комки, шапка — шапки).
2.
Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. (Снеговик — снеговичок, лыжа — лыжи, комок — комки, мороз — морозец, санки — саночки).
3.
Дифференциация глаголов единственного и множественного числа. (Снеговик — кидает, едет, строит, лепит. Дети — кидают, едут, строят, лепят).
4.
Согласование существительных с прилагательными Цель: расширять и конкретиз. представления о зиме, явлениях живой и неживой природы зимой. Закрепить название зимних месяцев. Упр. в подборе прил. к сущ. Формировать умение пользоваться в речи антонимами, а так же всеми видами предложений. .
Пересказ рассказа

«Весёлый снеговик» по

картинно - графическому

плану
(см. См. Л. Белоусова «Научиться пересказывать? Это просто!» - с. 53). Цель - формировать у детей умение связно и последовательно пересказывать текст по опорным картинкам, активизировать словарь по теме.
Заучивание

стихотворения

Сурикова «Зима»
Цель – учить внимательно и заинтересованно слушать стихотворение. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихотворение
Человек. Части тела
1.
Образование существительных с помощью суффиксов –ИК-, -ЕНЬК-, -ИЩЕ-.
2.
Согласование сущ. с прилагательными.
3.
Предложно-падежное управление (Вин. И Тв. падежи).
4.
Образование мн. и ед. числа существительных в Им. и Род. падежах.
5.
Образование префиксальной формы глаголов (бежали – прибежали, убежали).
6.
Преобразование формы глаголов 3 лица ед. ч. в Цель: расширять и уточнять представления детей о строении человеч. тела и назначении отдельных частей тела. Развивать логическое мышление и память. .
Составление

описательного

рассказа по

графическому плану

«Мой лучший друг».
Цель: составлять описательный рассказ с опорой на план; Учить связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль; учить строить грамматически правильно предложения; контролировать произношения в собственной речи; согласовывать сущ. с
Чтение произведения

Е.Пермяка «Как

Маша стала

большой»
Цель – продолжать развивать интерес к художественной литературе, учить внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы по содержанию.


В разных республиках, входящих в состав нашего го.


1.
Образование существительных мн. числа (морж – моржи).
2.
Образование уменьшительно- ласкательной формы существительных. (медведь — мишка).
3.
Дифференциация глаголов ед. и мн. числа. (Олень – скачет, прыгает. Олени - скачут, прыгают).
4.
Согласование существительных с прилагательными в роде и Цель:уточнить представления детей о животных холодных стран. О внешнем виде, характерных особенностях, повадках, питании, детенышах. Активизировать в речи детей прилаг. и глаголы, уметь образовывать притяжательн. прилаг., сложные слова, объяснять значение крылатых выражений. Закрепить словарь по данной теме.
Пересказ рассказа

«Белый

медвежонок» по

картинно -

графическому плану
(см. Л. Белоусова «Научиться пересказывать? Это просто!» - с. 17 ). Цель: Обучать связному последовательному пересказу ; Формировать целенаправленное восприятие и анализ текста; Развивать навыки планирования пересказа; Закреплять навыки
Чтение произведения

С.Снегирева

«Отважный

пингвиненок»
Цель – продолжать развивать интерес к художественной литературе, учить внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы по содержанию.

ДЕНЬ РОССИЙСКОЙ АРМИИ

1.
Образование существительных мн. числа (Солдат — солдаты, моряк — моряки, летчик — летчики).
2.
Дифференциация глаголов ед. и мн. числа. (Командир — воюет, стреляет, защищает. Солдаты — воюют, стреляют, защищают).
3.
Согласование существительных с местоимениями в роде и числе. (Мой пистолет, моя форма, мои самолеты, мое оружие). Цель: уточнять и расширять знания детей о Российской армии. Представление о родах войск. Раскрыть значение слова Отечество. Воспитывать уважение к защитникам Родины. Ввести в активный словарь сущ.: полководец, офицер, маршал, противник, командир, военнослужащий, артеллирист, ракетчик, пехота и т. д. Упр. в составлении предложений с .Составление рассказа по серии картин «Пограничник». ЦЕЛЬ:– продолжать учить составлять рассказ по с.с.к. Развивать умение передавать предметное содержание картинок связно, последовательно, объединяя их в общую сюжетную линию, Заучивание стихотворения В.Степанова «Наша Армия» Цель – учить внимательно и заинтересованно слушать стихотворение. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихотворение

ЖИВОТНЖИВОТ

ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН

1.
Образование существительных мн. числа (жираф - жирафы).
2.
Образование уменьшительно- ласкательной формы существительных. (слон - слоны).
3.
Дифференциация глаголов ед. и мн. числа. (страус – бежит, прячется. Страусы - бегут, прячутся).
4.
Согласование существительных с прилагательными в роде и Цель: расширять и уточнять представления детей уточнить представления детей о животных южных стран. О внешнем виде, характерных особенностях, повадках, питании, детенышах. Активизировать в речи детей прилаг. и глаголы, уметь образовывать притяжательн. прилаг., сложные слова, объяснять значение крылатых выражений. Закрепить словарь по данной теме.
1.
Составление описательного рассказа «Кого я видел в зоопарке?» по плану. - Цель: составлять описательный рассказ с опорой на план; Учить связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль; учить строить грамматически правильно предложения; контролировать произношения в собственной речи; согласовывать сущ. с
Чтение сказки

Р.Киплинга

«Слоненок»
Цель – продолжать развивать интерес к художественной литературе, учить внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы по содержанию.

8 МАРТА. СЕМЬЯ

1.
Образование существительных мн. ч. (Бабушка — бабушки, цве- ток — цветы, песня — песни).
2.
Образование уменьшительно- ласкательной формы существительных. (Мама — мамочка, цветок — цветочек, бабушка — бабулечка).
3.
Дифференциация глаголов ед. и мн. числа. (Мама — поет, печет, целует. Дети — поют, пекут, целуют).
4.
Согласование сущ. с местоимениями в роде и числе. (Мой подарок, моя мама, мое желание, мои цветы).
5.
Согласование существительных с Цель: расширять и уточнять представления детей о семье, степени родства близких людей, уточнить обязанности членов семьи. Упр. в образовании сущ. с уменьш.- ласк. суффиксом, в составл. предложений разной конструкции, развивать речь.
Составление

описательных рассказов

на тему «Моя мама»
Е.А.Лапп «Развитие связной речи детей 5-7 лет « с.96 Цель: составлять описательный рассказ с опорой на план; Учить связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль; учить строить грамматически правильно предложения; контролировать произношения в собственной речи; согласовывать сущ. с прилагательными;
Заучивание

стихотворения

Г.Виеру «Мамин

день»
Цель – учить внимательно и заинтересованно слушать стихотворение. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихотворение

ВЕСНА. ЦВЕТЫ

1.
Образование существительных мн. числа (Лист — листья, сосулька — сосульки, ручей — ручьи).
2.
Образование уменьшительно- ласкательной формы сущ. (Цветок — цветочек, ручей — ручеек, солнце — солнышко).
3.
Дифференциация глаголов ед. и мн. числа (Сосулька — капает, плачет. Сосульки — капают, плачут). 4. Согласование сущ. с местоимениями в роде и числе (Мой листик, мое солнышко, мои цветы, моя шапочка). 5. Согласование сущ. с прилаг. в роде и числе (Быстрый ручей, теплые лучики , …). 6. Усвоение антонимов. 7. Дифференциация глаголов ед. и мн. числа (Сосулька — капает, плачет. Сосульки — капают, плачут). Цель: расширять и уточнять представления детей о признаках весны, уметь выделять и называть их, сравнивать, находить прич.-следств. связи в явлениях живой и неживой природы. Уметь отгадывать загадки, объяснять их. Уточнить первые приметы весны в природе; приметы ранней и поздней весны, что весной продолжительность дня увеличивается, достигая весеннего равноденствия. Составление рассказа по сюжетной картине «Весна». Цель: Продолжать учить составлять рассказ по сюжетной картине; связно, непрерывно, логично высказывать свои мысли; грамматически правильно оформлять предложения; активизировать словарь по теме. Формирование сложноподчиненного предложения с сою-
Чтение произвеления

«Сказка о весне
» Цель – продолжать развивать интерес к художественной литературе, учить внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы по содержанию.

НАШ ГОРОД

1.
Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами. 2. Образование существительных в разных падежах.  Родительный падеж мн. числа. (В городе много проспектов, театров, скверов, площадей, улиц).  Творительный падеж ед. и мн. чис ла. (Любуюсь улицей (улицами), па мятником (памятниками).  Предложный падеж ед. и мн. Цель:закреплять и расширять знания детей о родном городе Брянске. Знать его достопримечательности, историю своего года, название главных улиц, площадей, парков, важнейшие предприятия города. Обогащать словарь детей по данной теме. Воспитывать чувство гордости за свой город, стремление сделать его еще красивее. Творческое рассказывание «Мой дворик». Цель: Учить детей самостоятельному рассказыванию с элементами творчества; Формировать навыки планирования рассказа, умения определять последовательность событий; Активизировать воображение, готовить к литературно-словесному творчеству; научить использованию различных
Чтение произвеления

С Баруздина

«Дом в котором ты

живешь
» Цель – продолжать развивать интерес к художественной литературе, учить внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы по содержанию.

П

ПРОФЕССИИ. ИНСТРУМЕНТЫ
Образование существительных мн. числа (Логопед – логопеды). Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами. (-оньк, -еньк). Образование относительных прилаг. С использоанием продуктивных суффиксов (-ов, -ин, -ев, -ан, -ян) – кожаный, стеклянный и т.д. Дифференциация глаголов ед. и мн. числа. (Учит – учат, лечит – лечат, Цель: расширять и уточнять представления детей о названиях и назначениях разных профессий, их своеобразие, результаты деятельности. Понимать, что овлад. профес. требует от человека упорства,дисциплины, знаний, умений. Уметь высказывать суждения и делать выводы о значении проф. в жизни людей, их необходимость в разных жизн. ситуациях. Пересказ рассказа «Кто моя мама по профессии?» (см. дид. материал к логопед. занятиям). Цель: Обучать связному последовательному пересказу ; Формировать целенаправленное восприятие и анализ текста; Развивать навыки планирования пересказа; Закреплять навыки грамматически правильного оформления
Чтение произведения

Д.Родари «Чем

пахнут ремесла?»
Цель – продолжать развивать интерес к художественной литературе, учить внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы по содержанию.

ВОЗДУ

ШНЫЙ, ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ
1.Образование существительных в разных падежах. - Р. п. множ. числа. (В небе много самолетов, …); - Тв. п. ед. и множ. числа. (Путешествовать можно самолетами (самолетом). - Пр. п. ед. и множ. числа. (Важные грузы перевозят на судах (судне). 2.Образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами. (Самолетик, вертолетик, винтик). 3. Употребление предлогов. (Полечу на самолете). 4. Согласование сущ. с числительными в роде, падеже и числе (Один самолет, два Цель: расширять и уточнять представления детей о воздушном и водном транспорте, назначение, название, части. Уточнить название професс. людей, работающих на транспорте и контрол. движение на дорогах. Закрепить правила дорож. движения. Развивать грам. фразовую речь в процессе рассказывания. Составление творческого рассказа по детским рисункам «Путешествие на Цель: Учить детей самостоятельному рассказыванию с элементами творчества; Формировать навыки планирования рассказа, умения определять последовательность событий; Активизировать воображение, готовить к литературно-словесному творчеству; научить использованию
Чтение произведения

М.Ильин, Е.Сегал

«Машины на нашей

улице
» Цель – продолжать развивать интерес к художественной литературе, учить внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы по содержанию.

Н НАЗЕМНЫЙ, ПОДЗЕМНЫЙ

ТРАНСПОРТ

1.
Образование существительных в разных падежах. - Р.п. множ. числа. (В городе много такси, машин, автобусов). - Тв. падеж ед. и мн. числа. (Путешествовать можно поездами (поездом) или машиной (машинами).
2.
Образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
3.
Употребление предлогов места (в, на) и движения (в, по) (Поеду в такси).
4.
Согласование сущ. с числительными в роде, падеже и числе (Один поезд, два поезда, пять Цель: расширять и уточнять представления детей о наземном и подземном транспорте, назначение, название, части. Уточнить название професс. людей, работающих на транспорте и контрол. движение на дорогах. Закрепить правила дорож. движения. Развивать грам. фразовую речь в процессе рассказывания. Составление рассказа о каком-либо виде транспорта по плану Цель: составлять описательный рассказ с опорой на план; Учить связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль; учить строить грамматически правильно предложения; контролировать произношения в собственной речи; согласовывать сущ. с прилагательными; активизировать словарь
Чтение произведения

С.Сахарнова «Самый

лучший пароход»
Цель – продолжать развивать интерес к художественной литературе, учить внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы по содержанию.

ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ
1.Образование сущ. в разных падежах. - Род. падеж мн. числа. - Дательный падеж мн. числа (Насыпали зернышки воробьям). - Тв. падеж ед. и мн. числа. (Лебеди кружат над озерами). - П. падеж ед. и мн. числа. (Дома дети рассказали о птицах). 2.Употребление предлогов. 3.Образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами. (Крыло — крылышко, утка — уточка). 4.Образование однокоренных слов. 5.Образование приставочных Цель: расширять и уточнять представления детей закрепить названия перелетных птиц, их характерные особенности, повадки, способах размножения, питания, способах существования. Уметь делать логические выводы об изменении в природе и жизни птиц. Упр. в образовании всех форм сущ. мн. числа, расширять глагольный словарь путем
Рассказывание по

серии сюжетных картин

«Скворцы прилетели»
(картины Ильяковой).

Цель:продолжать учить составлять рассказ по с.с.к. Развивать умение передавать предметное содержание картинок связно, последовательно, объединяя их в общую сюжетную линию,
Заучивание

стихотворения

К.Быкова «Апрель»
Цель – учить внимательно и заинтересованно слушать стихотворение. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихотворение

ПОМЕЩЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА.

ПРОФЕССИИ.

1.
т); Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (сад-садик, дети-детки);
2.
Усвоение притяжательных местоимений мой, моя в сочетании с существительными муж. и жен. рода (моя группа, мой стол)
3.
Преобразование глаголов повелительного наклонения 1 лица ед. ч. в изъявительное наклонение 3 лица ед. ч. наст. времени (спи - спит, пей - пьёт Цель: расширять и уточнять представления детей о профессиях людей; уточнять и закреплять словарный запас по данной теме. совершенствовать грамматический строй речи (упражнять в образовании прилагательных от существительных, строить грамматически верную фразу и предложение); развивать речевую активность,
Составление

предложений по

демонстрируемому

действию
. Цель – учить детей отвечать на вопросы развернуто, полным ответом-фразой из 3-4 слов,. См. Т. А. Ткаченко. Формирование и развитие связной речи (занятие № 1)
Чтение

стихотворения «Что

такое детский сад».

Е. Чеповецкий
Цель – продолжать развивать интерес к художественной литературе, учить внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы по содержанию

ТРУД ЛЮДЕЙ ВЕСНОЙ

1.
Согласование сущ. с прилагательным в роде, числе и падеже. (Ухоженное поле, новый трактор).
2.
Образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Дождь — дождик, дождичек).
3.
Подбор однокоренных слов (сад – садовник – посадка – рассада).
4.
Образование относительных прилагательных. Цель: расширять и уточнять представления детей о труде людей весной. Воспитывать в детях чувство уважения к труду людей . Составление рассказа по сюжетной картине «Труд людей весной». Цель: Продолжать учить составлять рассказ по сюжетной картине; связно, непрерывно, логично высказывать свои мысли; грамматически правильно оформлять предложения; Составление распространенных предложений с предлогом (На поле вышли трактора).
Чтение произведения

В.Крупинина

«Отцовское поле»
Цель – продолжать развивать интерес к художественной литературе, учить внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы по содержанию.

ДЕНЬ ПОБЕДЫ
1.Образование сущ. в разных падежах в ед. и мн. числе. 2.Образование сущ. с уменьшительно- ласкательными суффиксами. 3. Образование однокоренных слов (свобода - освободил – освобождение - освободитель). 4. Образование приставочных глаголов (ехал, приехал, заехал, отъехал). 5. Употребление предлогов. Цель: расширять и уточнять представления детей расширять знания детей о государственных праздниках. Углублять знания о Российской армии в период Великой Отечественной войны. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов: возлагать цветы к обелискам, памятникам. Составление рассказа по серии сюжетных картин «На границе». – Цель:продолжать учить составлять рассказ по с.с.к. Развивать умение передавать предметное содержание картинок связно, последовательно, объединяя их в общую сюжетную линию, Учить составлять распространенные предложения.
Чтение произведения

А.Твардовского

«Рассказ танкиста»
Цель – продолжать развивать интерес к художественной литературе, учить внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы по содержанию.



МЕБЕЛЬ

1.
Образование существительных в разных падежах. - Родительный падеж единственного и множественного числа. (В комнате много стульев. Нет стула). - Дательный падеж ед. числа. (Подойди к дивану (кровати). Радуюсь новому столу и тумбочке). - Творительный падеж ед. и множ. числа. (Сижу на стуле, диване. Сидят на стульях, диванах).
2.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. (Стул — стульчик).
3.
Согласование числительных с существительными в роде, числе Цели: закрепить знание названий мебели, её отдельных частей и обобщающее слово «мебель»; расширить знания о назначении мебели, о различных её видах; учить пониманию предлогов в сочетании с названиями мебели; развивать логическое мышление; слуховое внимание и координацию движений; учить согласовывать числительные от одного до пяти с
Творческое

рассказывание на тему

«В мебельном

магазине».
Цель: Учить детей самостоятельному рассказыванию с элементами творчества; Формировать навыки планирования рассказа, умения определять последовательность событий; Активизировать воображение, готовить к литературно-словесному творчеству; научить использованию
Чтение произведения

Н.Нищевой

«Наша квартира»
Цель – продолжать развивать интерес к художественной литературе, учить внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы по содержанию.

ЛЕТО. НАСЕКОМЫЕ
1. Образование существительных в разных падежах. .- Р.п.ед. и мн. числа. (В поле много кузнечиков, бабочек, муравьев). - Т.п. мн. числа. (Птицы питаются насекомыми: жуками и комарами). - .П.п.ед. и мн. числа. (Энтомолог рассказал о редкой бабочке и больших осах). 2. Согласование сущ. с числительными в роде, числе и падеже (Одна стрекоза, две стрекозы, пять стрекоз). 3. Образование притяжательных прилагательных (Комариный, пчелиный, муравьиный). 4. Образование Цель: расширять и уточнять представления детей систематизировать представления о многообразии насекомых, особенностях их строения (голова, усы, крылья) и внешнего вида (жуки, бабочки, пчелы, стрекозы), чем питаются, маскировка, где живут ( норка, улей, дупло, муравейник), их вред, польза.Дать представления о местах обитания и способах передвижения. Воспитывать бережное Пересказ рассказа «Бабочка - красавица» по картинно - графическому плану (см. Л. Белоусова «Научиться пересказывать? Это просто!» - с. 39). Цель: Обучать связному последовательному пересказу ; Формировать целенаправленное восприятие и анализ текста; Развивать навыки планирования пересказа; Закреплять навыки грамматически
Чтение произведения

Ю.Дмитриева

«Насекомые»
Цель – продолжать развивать интерес к художественной литературе, учить внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы по содержанию.