"Работа на агрегатах для предпосевной обработки почвы"

Автор: Шайхутдинов Булат Инсафович
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ "Образовательный центр с. Камышла"
Населённый пункт: село Камышла, Самарская область
Наименование материала: Конспект
Тема: "Работа на агрегатах для предпосевной обработки почвы"
Дата публикации: 19.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Работа на агрегатах для предпосевной обработки почвы.

Цель занятия:
закрепить знания, полученные на теоретических занятиях, по технологии предпосевной обработки почвы. Научить комплектовать агрегаты и готовить их к работе, подготавливать поле и проводить предпосевную обра- ботку почвы, проверять качество работы, определять производительность агре- гатов и расход топлива. Закрепить умения и навыки проведения ежесменного технического обслуживания агрегатов для предпосевной обработки почвы.
Воспитательная цель занятия
: воспитывать у учащихся стремление работать производительно, выполнять работу качественно, бережно относиться к обще- ственной собственности, прививать любовь к избранной профессии.
Оборудование, инструменты, приспособления и материалы:
-
для сплошной культивации
: трактор МТЗ-80 навесной или прицепной культиватор КПС-4, топливосмазочные материалы, заправочный инвентарь, обтирочный материал, вешки, две линейки, двухметровка, размерные подклад- ки для установки культиватора на глубину обработки, чистик, сумка трактори- ста с набором инструментов, угольник для замера перекрытия лап, рамка пло- щадью 1 м 2 , шинный манометр, инструкционно-технологическая карта;
- для боронования
: трактор ДТ-75, сцепка универсальная С - 11 У, зубовые бороны БЗТС-1, топливосмазочные материалы, заправочный инвентарь, обти- рочный материал, вешки, двухметровка, сумка тракториста с набором инстру- ментов, инструкционно-технологическая карта.
План занятия.
I. Организационная часть: 1-2 мин. II. Вводный инструктаж - 20 мин. Мастер сообщает тему и цель занятия. Прове- ряет готовность учащихся к работе на агрегатах для предпосевной обработки. Инструктирует учащихся по технике безопасности при работе на агрегатах для предпосевной обработки почвы. Контролирует качество предпосевной обра- ботки почвы. Распределяет учащихся по рабочим местам, выдает инструмент и учебно-техническую документацию. III. Самостоятельная работа учащихся и текущий инструктаж - 328 мин.
Учащиеся проводят ежесменное техническое обслуживание агрегатов для предпосевной обработки почвы. Проверяют готовность агрегатов к работе. Подготавливают поле к работе. Выполняют работу на агрегатах для предпосев- ной обработки поля. Контролируют качество предпосевной обработки почвы, определяют производительность агрегатов и расход топлива на 1 га. Очищают агрегаты от пыли и грязи и ставят на стоянку. IV. Заключительный инструктаж — 8—10 мин. Мастер анализирует выполне- ние задания учащимися. Обосновывает и выставляет оценку. Дает задание на дом.
Вводный инструктаж.
Объявив тему и цель занятия, мастер проводит инструк- таж по технике безопасности при работе на агрегате. Во избежание несчастных случаев при эксплуатации культиватора КПС-4 запрещается:  выполнять работы неисправным инструментом;  очищать и натягивать болтовые соединения прицепного культивато- ра без блокировки транспортными планками сницы с рамой, навесного культи- ватора, когда он навешен на трактор и поднят в транспортное положение, без фиксации нижних тяг трактора;  работать с неисправным культиватором или приспособлениями;  находиться рядом с трактором, садиться на культиватор при движе- нии, подъеме или опускании его. При работе навесного агрегата гидроподъемник трактора включать только с сидения тракториста, а не стоя на тракторе или на земле. Если при проведении технического обслуживания требуется поднять одну из сторон культиватора, необходимо пользоваться домкратом грузоподъемностью не менее 1 т. Устанавливать домкрат следует в местах, обозначенных буквами ДК, подложив под него деревянную опору размером не менее 300x200x40 мм. Пользо- ваться можно только исправным домкратом. Мастер задает учащимся следующие вопросы. Можно ли выполнять какие- либо работы, находясь под культиватором, поднятым на домкрате? Почему опасно находиться под культиватором? Как обеспечить безопасность механизатора при выполнении работ под культиватором?
Обобщив ответы учащихся, мастер обращает внимание на то, что при"ра- боте в загоне нельзя находиться в зоне работы агрегата, очищать от раститель- ных остатков рабочие органы культиватора и бороны. После инструктажа по технике безопасности мастер предлагает провести ежесменное техническое обслуживание предпосевного агрегата.
При ежесменном техническом обслуживании культиватора
следует очистить его от грязи и растительных остатков. Проверить наличие всех болтов, гаек, затяжку болтовых соединений, разводку шплинтов. Необходимо обратить внимание учащихся на крепление стрельчатых лап к стойкам, которые ослабевают чаще других. Стойка в держателе крепится сто- порными винтами. Шинным манометром проверяют давление в колесах. Оно должно быть 0,19—0,24 МПа (1,9—2,4 кгс/см 2 ). Давление доводят до нормального с помо- щью приспособления, имеющегося на тракторе.
Проводят ежесменное техническое обслуживание трактора.
Работа на агрегате для сплошной культивации (рабочее место № 1).
Подготовка культиватора к работе.
При подготовке агрегата к ранневесенней культивации зяби, когда почва сильно уплотнена после осенне-зимних осадков, а сорняков еще нет, на культи- ваторе применяют пружинные зубья. Пружинные зубья устанавливают с помощью кронштейна по одному на короткие грядили и по два — на длинные. При этом нужно следить, чтобы передние концы зубьев выступали на 50—60 мм от кронштейна короткого гря- диля и на 100—110 мм от обоймы у длинного и свободного грядилей. Для уничтожения сорняков на культиватор ставят стрельчатые лапы, на- плавленные твердым сплавом. При малой засоренности полей в переднем ряду устанавливают лапу за- хватом 270 мм, а во втором — захватом 330 м. При сильной засоренности полей все лапы должны иметь захват 330 мм. После установки лап или пружинных зубьев проверяют сжатие пру- жинно-нажимных штанг. Для работы на плотных почвах пружины сжимают больше, для чего переставляют фигурные шпильки на верхние отверстия штанг.
Это обеспечивает надежное заглубление рабочих органов и позволяет получить более равномерную глубину обработки. Чтобы получить равномерную глубину обработки, мастер предлагает силу сжатия на всех грядилях установить одинаковой, а у лап, идущих по колее трак- тора, увеличить сжатие пружин, чтобы предотвратить выглубление лап на утрамбованной колесами почве. Рабочие органы регулируют на заданную глубину обработки почвы на ровной площадке. При этом культиватор устанавливают на прокладки, высота которых равна заданной глубине обработки почвы, уменьшенной на 3 см (ве- личина погружения колес в почву).
При регулировке прицепного культиватора
, присоединенного к тракто- ру, необходимо перевести культиватор в рабочее положение с помощью гидро- цилиндра, рукоятку гидрораспределителя трактора перевести в положение «нейтральное». Заглушить двигатель. Отсоединить культиватор от трактора, по- ставить на подставку, а под нее установить прокладку толщиной, равной глуби- не обработки почвы. Навесной культиватор регулируют только после установки на прокладки, отсоединив его от трактора. Винтом механизма регулирования глубины установить такое положение рамы, при котором головки штанг грядилей опираются на вкладыши, а подо- швы стрельчатых лап или носки рыхлительных лап лежат на ровной площадке. При этом оба конца рамы должны быть на одинаковой высоте от уровня пло- щадки, а горизонтальные грани переднего бруса рамы параллельны площадке. В противном случае глубина обработки будет разная. Если головки некоторых штанг не опираются на вкладыши, то под них надо поставить регулировочные шайбы. После установки длинных грядилей выставляются короткие и односто- ронние грядили. Головки штанг этих грядилей также должны опираться на вкладыши, а рабочие органы на опорную плиту. Для этого перестанавливают оси, которые соединяют штангу с грядилем на регулировочных отверстиях, и добавляют регулировочные шайбы под головки штанг.
Положение стойки с универсальной стрельчатой лапой на ходу культива- тора изменяют перемещением стойки в литом держателе. Выставив лапу, за- тянуть стопорные винты. Присоединить зубовые бороны. Передняя часть зубо- вых борон присоединяется к полозкам приспособления навески борон осями. Задняя часть борон присоединяется к навеске растяжкой из цепи. Один конец цепи кольцом и усиком соединяется со средней частью бороны, второй конец заводится в крестообразное отверстие уголка приваренного на конце тру- бы кронштейна навески борон. После регулировки культиватора подтянуть болтовые соединения, ото- гнуть концы стопорных планок. Прицепной культиватор присоединяется непосредственно к трактору. Навесной культиватор навешивается на трактор, оборудованный автосцепкой СА-1, посредством замка, приваренного к рамке культиватора. Автосцепка СА- 1, навешенная на механизм навески трактора, опускается вниз. Учащийся пода- ет трактор назад, вводя рамку автосцепки СА-1 в полость замка культиватора, и включением гидромеханизма «на подъем» автоматически навешивает культива- тор. При этом собачка на рамке автосцепки СА-1 под воздействием пружины входит в паз замка и фиксирует соединение рамки с замком. Мастер должен обратить внимание учащихся на то, что в процессе работы агрегата носок собачки должен опираться на упор замка. Для плотности соеди- нения необходимо с помощью эксцентрика установить между упором и носком собачки минимальный зазор, обеспечивающий свободное перемещение собач- ки. В ходе подготовки трактора к работе следует проверить установку колес. Ширина колес должна быть 1400 мм, давление в шинах передних колес 0,17 МПа (1,7 кгс/см 2 ), задних —0,12 МПа (1,2 кгс/см 2 ). Подготовив агрегат к работе, мастер предлагает проверить наличие инструмента, которым пользовались учащиеся. Трактор с культиватором выво- дят на загон.
Следующий этап задания
- подготовка поля для сплошной культи- вации. Перед разбивкой поля необходимо определить направление движения.
Мастер задает учащимся вопрос: Что нужно учитывать при выборе на- правления движения агрегата? Из теоретического курса учащиеся помнят, что первую культивацию про- водят поперек вспашки или под углом к ней, а последующие - поперек предше- ствующей культивации. Когда учащиеся определят направление культивации, мастер предлагает установить ширину поворотной полосы в три захвата агрегата. Для этого веш- ками надо провесить внутренние границы этой полосы и нарезать контрольную полосу глубиной 6—8 см. Провесить линию первого прохода (рис. 1) на расстоянии, равном 1,5 захвата агрегата от края поля. При первом проходе трактор следует вести, направляя пробку его радиатора по вешкам. Рис. 1. Схема установки вешек на линиях для проведения контрольных борозд и первого прохода агрегата. Опускать и поднимать культиватор необ- ходимо при разворотах только, если он проходит через контрольные борозды. При проходе первого гона проверяют правильность всех регулировок культи- ватора. Проехав 40—50 м, замеряют глу- бину обработки в 10—15 местах по ши- рине агрегата. Если отклонение фактической глубины составляет от заданной более ± 1 см, винтовыми механизмами заглубляют или выглубляют культиватор. Причем оба винта культиватора поворачивают на одинаковое число оборотов, чтобы не было перекосов. Если глубина хода лап переднего ряда отличается от глубины заднего ряда, изменяют длину центральной тяги навесного механизма трактора. В случае сгруживания почвы перед боронами регулируют длину тяг. При работе культиваторного агрегата важно соблюдать прямолинейность движения,
не допуская огрехов и большого перекрытия между смежными проходами. Перед поворотом агрегата рабочие органы переводятся в транспортное положе- ние; поворот осуществляют на рабочей передаче, при необходимости снижая скоростной режим двигателя. Последующие движения выполняют челночным способом (рис. 2). Рис. 2. Схема движения агрегата при сплошной культивации челночным способом. Смежные проходы должны обеспечивать перекрытие 100—150 мм. Культиватор должен идти устойчиво, обеспечивая равномерную обработку почвы. Если звено состоит из двух учащихся, распределение обязанностей во время культивации целесообразно распределить следующим образом: один уча- щийся производит культивацию в течение 1 ч; второй контролирует качество выполняемой работы. Результаты наблюдений записывают. Если отклонение превышает допустимое агротехникой, второй учащийся дает сигнал водителю остановить агрегат. Выявленный недостаток устраняют. Через 1 ч работы уча- щиеся меняются местами. Положительные результаты дает организация поча- сового учета объема и качества выполняемой работы каждым учащимся, прове- дение самоанализа. При этом ошибки исправляются в ходе работы, стимулиру- ется стремление повысить производительность труда, улучшается качество культивации. Можно применять балльную оценку качества работы. Например, вожде- ние агрегата прямолинейно оценивается 10 баллами, при отклонении более чем на 10 см. на 100 м гона снимается 1—3 балла. Соблюдение установленного перекрытия (100—150 мм) оценивается 10 баллами, при увеличении перекры- тия снимается 2— 3 балла. Огрехи недопустимы. Соблюдение границ вклю-
чения и выключения культиватора - 10 баллов. Отклонение в ту или другую сто- рону влечет за собой снятие 1-2 баллов за каждый проход. При оценке учащимися показателей работы своего товарища мастер игра- ет роль арбитра, следит за объективностью оценок, правильным подсчетом бал- лов. Это позволяет подвести итоги соревнования за день, выявить победителя, вскрыть ошибки и наметить пути их устранения. В конце рабочего дня после обработки поворотных полос следует опреде- лить сменную производительность агрегата, расход топлива на 1 га обработан- ной площади. После подведения итогов работы за день учащиеся отводят агрегат на ме- сто стоянки, проводят ежесменное техническое обслуживание. Занятие на втором рабочем месте проводится аналогично занятию на пер- вом рабочем месте.