"Экологическое образование дошкольников"

Автор: Дианова Лариса Александровна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МАДОУ детский сад с. Ильино-Поляна
Населённый пункт: Республика Башкортостан,Благовещенский район, село Ильино-Поляна
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Экологическое образование дошкольников"
Дата публикации: 19.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Большую роль в экологическом образовании дошкольников

играет практическая, исследовательская деятельность в

природных условиях.
В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности. Сегодня в реализации различных экологических проектов принимают участие все больше школьников старшего и среднего возраста; с детьми младшего возраста такая форма работы применяется реже. Однако опыт показал, что и дошкольники, и воспитатели, и родители с большим интересом участвуют в исследованиях подобного типа. В частности, разработанный в начале 90-х годов проект «дерево» уже в течение многих лет используется в образовательных учреждениях нашей страны. Он состоит из двух ступеней: проекта «Наше дерево для дошкольников и проекта «Мое дерево» для учеников младших классов, что обеспечивает преемственность двух начальных ступеней системы непрерывного экологического образования.
Что такое экологический проект?
Прежде всего — решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения (любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство).
Обычно проект состоит из трех основных этапов:

1-й – подготовительный:
постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов.
2-й –
Собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы.
3-й –
Заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций для практических работников. Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными: их длительность определяется педагогическим коллективом дошкольного учреждения в зависимости от решаемых задач. В младшем возрасте у детей, как известно, преобладает чувственное, образное восприятие окружающего мира, что нужно учитывать при разработке программ, методик проектно-исследовательской деятельности. Знания, полученные детьми на занятиях, помогают им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал; способствуют формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения. Однако знания остаются лишь средством, а не целью экологического образования.
Методика работы с детьми в рамках экологического проекта «Наше дерево разработана на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы.
Участники проекта.
В проекте могут участвовать дети средней, старшей и подготовительной к школе групп. Формы и методы работы педагог выбирает в зависимости от их возрастных особенностей. Дети среднего дошкольного возраста; естественно, будут выполнять меньший объем работы, использовать самые простые методы наблюдений, обобщать результаты своих исследований, в основном в виде рисунков и коротеньких рассказов. Чем старше дети, тем меньше руководящая роль педагога, тем больше объем исследований, которые, как и формы обобщения материала, становятся более разнообразными. К выполнению проекта привлекаются родители.
Сроки проведения
— не менее года, так как ребенок должён иметь возможность проследить изменения в жизни дерева в разные сезоны. Регулярность проведения наблюдений и исследований зависит от времени года: наиболее часто они проводятся в период смены сезонов, например в августе- сентябре, октябре-ноябре, марте-апреле (в разных регионах это время приходится на разные месяцы). Именно в эти периоды наиболее ярко выражены сезонные изменения в жизни природы, в том числе деревьев.
Объект исследований
. В качестве объекта исследований нами было выбрано дерево, что обусловлено рядом причин. 1. Деревья окружают нас постоянно, однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к животным и цветущим растениям. Кроме того, дети часто воспринимают растения, в том числе и деревья, как неживые объекты, поскольку у них нет способов передвижения, аналогичных тем, которые есть у животных. 2. Дерево — прекрасный объект для фенологических наблюдений. Так, лиственные деревья имеют ярко выраженные сезонные изменения. На их примере могут быть наглядно рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой. Нами была разработана методика составления детьми писем животным, которая помогает понять связи животных с окружающей средой (см.: «Дошкольное воспитание. 2000.№7). Этот прием позволяет в интересной для дошкольников форме объяснить взаимоотношения живых организмов с окружающей их средой и друг с другом, что очень важно с точки зрения экологического образования. З. С деревом ребенку проще общаться «на равных», чем с небольшими (травянистыми) растениями, легче представить его своим другом.
Рекомендации

педагогу по работе

в рамках проекта



1.
Работа должна быть организована так, чтобы ,
каждый ребенок

участвовал

в ней с желанием
, проявлял инициативу, чувствовал, что
экологический проект — та деятельность, которой, кроме него, никто заняться не может.
2.
Детям необходима
свобода выбора.
Кто-то из детей (особенно в подготовительной к школе группе) может предложить что-то свое: самостоятельно понаблюдать за деревом, сделать дополнительные рисунки.
3. Относитесь к наблюдениям детей серьёзно
. Как можно чаще хвалите за то, что они заметили первый лист на дереве, новую трещинку на коре, изменение запаха, обратили внимание на «настроение» дерева после дождя. Дети должны чувствовать значимость того, что они делают. Похвала взрослого прекрасный стимул для них.
4. Проявляйте

доброжелательное, заинтересованное отношение к

детским исследованиям.
Никогда не говорите, что ребенок сделал что-то неправильно, а его выводы ошибочны. Это может погасить интерес к работе.
5. Старайтесь избегать назидательности, морализаторства, лозунгов
типа «Дети! Вы должны любить и охранять деревья, это наши зеленые друзья». Дети ничего не должны — это педагог должен деликатно подвести их к пониманию правил поведения в природе.


6.

Поддерживайте

естественный интерес ребенка к природе, его

любознательность
. Эти качества — залог успеха реализации проекта. Иногда кажется, что ребенок приводит факты, не относящиеся непосредственно к проблеме. Не торопитесь его прерывать! У него своя логика, дайте ему возможность все объяснить, и вы наверняка, в конце концов, согласитесь с ним.
7. В процессе исследований должны быть задействованы

все органы

чувств
: зрение, и обоняние, и слух, и осязание. Важно также поддерживать и развивать эмоциональное отношение дошкольников к природе. Именно в этом возрасте дети после соответствующей подготовки способны воспринять дерево как живое существо.
8.

Помогайте ребенку

видеть необыкновенное в повседневном.
В процессе изучения дерева, на которое ребенок раньше не обращал внимания, он открывает дня себя много неожиданного, нового, необыкновенного. Оказывается, дерево бывает разным в разную погоду, в разное время года, на нем обитает множество жильцов (насекомых, птиц) и т.д.
9. Работу в рамках проекта надо вести регулярно,
постоянно давая детям небольшие по объему задания, пусть несложные. Только так можно увидеть сезонные изменения в природе, в том числе и в жизни дерева.
10. Необходимо помнить о

личностной ориентации, индивидуальном

подходе,
которые очень важны для дошкольников. Исследуя дерево, им хочется доказать, что оно самое красивое, самое лучшее, самое необыкновенное. Поддерживайте в них эту уверенность.
11. Работа в рамках проекта предполагает

сотрудничество, сотворчество

ребенка и педагога
. Чтобы дети почувствовали это, расскажите им о своих любимых деревьях, вспомните какие-нибудь истории, связанные с ними.
12. Никогда

не делайте нравоучительных выводов

на основе

высказываний, заключений ребенка.
Если он рассказывает о своем бережном отношении к дереву, говорит о дружбе с ним, не следует прерывать
его.
13. Развивайте детскую фантазию.
Иногда дошкольники дополняют реальные исследования фантастическими рассказами, причем искренне в них верят.
14. Важно творчески развить идеи
предлагаемого проекта, разработав собственную методику, дополнительные задания с учетом особенностей природы, истории вашей местности.
15. Старайтесь

привлечь к участию в проекте семью ребенка
. Опыт работы показал, что многие родители по собственной инициативе подключились к работе с детьми: помогали выбрать дерево, ухаживать за ним, оформляли вместе с детьми альбомы наблюдений, сажали деревья, кустарники, рассказывали о деревьях, которые сами когда-то посадили в честь каких- то семейных событий.
Содержание проекта

Подготовительный этап:
1) Подготовка к работе педагогов детского сада. 2) Сотрудничество с родителями. Перед началом работы по проекту расскажите родителям о его целях и задачах, постарайтесь убедить их в необходимости помощи, серьёзного отношения к исследованиям детей. 3) Подготовка материалов и оборудования. Для проведения исследований понадобятся: тетрадь или альбом для оформления результатов наблюдений; карандаши, фломастеры, восковые мелки, линейка; верёвка, лупы; слайды, фотографии, репродукции картин с изображением разнообразных деревьев; лопатки, дождемеры, ловушки для почвенных животных; упаковочные материалы (стаканчики из-под йогурта, сметаны и др.) для проведения экспериментов; кормушки, скворечники.
Дождемеры
– это устройство для измерения количества выпавших осадков. 4) Работа с детьми.  Беседа. Перед началом работы по проекту проведите беседу о деревьях. Цель — выяснить представления детей об этих растениях, их отношение к ним, заинтересовать проблемой. Для этого можно использовать следующие вопросы. Чем деревья отличаются от других растений? Какие деревья вы знаете? Деревья — живые или нет? Почему вы так считаете? Много ли деревьев растет около нашего детского сада? Как они называются? Много ли деревьев растет около вашего дома? Как они называются? Как вы думаете, кто сажает деревья в городе (поселке)? Для чего? Кто из вас видел деревья в лесу? А кто их там сажает? Где вы видели деревья в нашем городе (поселке)?
Как вы считаете, в нашем городе мало или много деревьев? Обоснуйте свою точку зрения. Как вы думаете, где деревьям лучше живется — в лесу или в городе? Почему вы так считаете? Как вы думаете, достаточно ли внимания люди уделяют деревьям? А вы лично? Помогали ли вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры. Давайте представим, что деревья вдруг исчезли. Что произойдет на всей Земле? В нашем городе? Возле нашего детского сада? У вашего дома? Изменится ли тогда что-нибудь в нашей жизни? А почему деревья могут исчезнуть?  Экскурсия. Проведите с детьми экскурсию в парк, сквер, лес, по территории детского сада.  Игра. Сделайте из картона несколько силуэтов деревьев. Развесьте их на деревьях, расположенных на территории детского сада. Предложите детям во время прогулок найти, где спрятаны эти силуэты растений.  Выбор объекта исследований. Итак, вы с детьми своей группы выбираете на территории детского сада дерево, которое им нравится. Перед вами непростая задача: с одной стороны, сохранить свободу выбора каждого ребенка, с другой — незаметно сделать так, чтобы вся группа пришла к согласию, что именно это дерево нравится всем.  Выбираем дереву имя. Предложите детям выяснить, как называется их дерево, и придумать ему имя.  Для оформления результатов работы необходимо заранее сделать своеобразный
«Дневник наблюдений»
— тетрадь (желательно толстую) или альбом. Удобно использовать и прозрачные файлы, из которых легко сделать папку. В файлы вы будете вкладывать листы с результатами наблюдений, детские рисунки, осенние листья и т.п. В тетрадь ребята вместе с педагогом (часто при помощи родителей) заносят результаты наблюдений за деревом в течение года, делают зарисовки, туда же педагог записывает их рассказы, сочинения, сказки. Таким образом,
на подготовительном эт

апе

перед

педагогом и детьми

ставятся следующие задачи.
1. Выбрать дерево, которое нравится больше всего. Узнать, как оно называется. 2. Подумать, на что (или на кого) похоже дерево, и придумать подходящее для него имя. 3. Узнать, кто посадил дерево. Может быть, с ним связана какая-нибудь интересная история? 4. Выяснить, растут ли такие деревья в ваших лесах или это <пришелец из других мест? Если да, то где его родина?
5. Задание детям: познакомиться со своим деревом — подойти к нему, шепнуть свое имя, сказать, как его зовут, обнять, погладить кору, послушать, что оно прошелестит в ответ. 6. Сделать кормушку и повесить на свое дерево. К нему будут прилетать птицы, чтобы спасать от нашествия гусениц. 7. Подготовить тетрадь (альбом), в которой будут отмечаться результаты наблюдений за жизнью дерева. Нарисовать на ее обложке что-нибудь связанное с жизнью растения, написать название «Наше дерево».
Исследовательский этап.
На этом этапе дети наблюдают за деревом (например, за сезонными изменениями в его облике, за птицами, которые к нему прилетают, и т.п.), проводят разные исследования (изучают листья, кору и другие части дерева, почву под ним, её обитателей). Исследовательская деятельность обязательно сочетается с рисованием, лепкой, сочинением рассказов, сказок, играми и другими видами детской деятельности. Большое внимание уделяется эмоциональному восприятию дерева и природы в целом, умению видеть её красоту и сопереживать ей. Параллельно с исследовательской дошкольники участвуют и в трудовой деятельности, которая включает следующие направления. 1. Уход за деревом: полив (при необходимости), рыхление почвы, внесение удобрений, уборка мусора. 2. Изготовление кормушки или скворечника, подкормка птиц (зимой). 3. Если дерево небольшое и находится недалеко от дороги, можно сделать для него оградку. 4. При необходимости надо подвязать сломанную ветку или «залечить» ранки, оставленные человеком (прежде всего это касается берёз, у которых ранней весной люди берут сок). 5. Посадить рядом травянистые растения – цветы (дереву будет веселее). Все виды трудовой деятельности должны органично вписываться в процесс исследовательской работы. Обсуждая с детьми те или иные задания, подчеркните: они не только наблюдали за деревом и стали для него друзьями, но и оказали ему практическую помощь.
Примерные задания для детей:
1. Знакомимся с деревом. 2. Изучаем листья. 3. Изучаем кору и ствол. 4.
Изучаем цветки. 5. Изучаем корни. 6. Изучаем плоды и семена. 7. Изучаем животных. 8. Изучаем почву. 9. Изучаем снег. 10. изучаем дождь и иней.
Третий этап экологического проекта «Здравствуй, дерево!»
предполагает анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей, в доступной для этого возраста форме.
Это:
1. Сочинение рассказов. 2. Игры 3. Музыка 4. Изобразительная деятельность 5. Математика 6. Литература 7. Составление рекламы 8. Составление рекомендаций 9. Ремонт старых книг 10. Сбор макулатуры