"Взаимодействие концертмейстера с педагогом хореографом на уроках классического танца"

Автор: Кайдалов Андрей Аркадьевич
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МОУ лицей "МОК № 2"
Населённый пункт: г. Джанкой Республика Крым
Наименование материала: доклад
Тема: "Взаимодействие концертмейстера с педагогом хореографом на уроках классического танца"
Дата публикации: 19.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Взаимодействие концертмейстера с педагогом хореографом

на уроках классического танца
выступление на методсовещании «Новые подходы к повышению квалификации педагогов дополнительного образования» аккомпаниатора Кайдалова А.А. Работа концертмейстера на уроках хореографии имеет свои особенности и представляет собой ответственную творческую форму работы, которая не позволяет ограничиваться только формальными подходами в работе. Несмотря на то, что будущих концертмейстеров никогда ни в консерваториях, ни в других высших учебных заведениях не готовят к работе в классе хореографии и, поэтому, приступая к творческой работе, концертмейстеру приходится постигать все это на практике. Хореографическая концертмейстерская специализация является специфической разновидностью исполнительства. В книге Н.Крючкова «Искусство аккомпанемента как предмет обучения» кратко сформировано основное правило аккомпаниатора: «играя аккомпанемент, видеть и ясно представлять партию солиста, заранее улавливая индивидуальное своеобразие его трактовки и, умея всеми исполнительскими средствами, содействовать наиболее яркому ее выражению». Это правило важно для концертмейстера, который аккомпанирует на уроке классического танца. А если понимать слова «видеть и ясно представлять» буквально, то его можно рассматривать как ключевой исполнительский принцип в работе концертмейстера хореографии. В первую очередь концертмейстер задается вопросом, какие знания и навыки ему необходимо применить в работе, не учитывая, что он владеет хорошо музыкальным инструментом? Работа концертмейстера делится на две части: 1. Освоить музыкальный материал, связанный с преподаванием какой- либо дисциплины и его хореографические специфики. 2. Овладеть танцевальной терминологией, чтобы понимать какой ритм и темп создавать при исполнении определенной комбинации. Во втором случае, нужно понимать, что музыкальные термины итальянского происхождения, а хореографические термины на уроках классического танца, французского происхождения. Например, Plie, Demi plie, Grands plie (фр.) - это упражнение, основанное на приседаниях разной амплитуды: полуприседание или полное, глубокое приседание, которое происходит в плавном и в медленном музыкальном сопровождении (размер 4/4, 3/4). Или Battements tendus (Battements tendus jetes) – выдвижение ноги на носок (или резкий маленький бросок, музыкальный размер - 2/4, 4/4), что 1
соответственно идет более точным и резким сопровождением музыкального ритма. Поэтому еще одним немаловажным фактором является - взаимодействие концертмейстера с педагогом хореографом на уроках классического танца. Он должен не только знать, но и понимать терминологию, и представлять структуру упражнения, правильно делать акцент, определенными динамическими оттенками помогать исполнителям движений и комбинаций, которую дает хореограф на уроках классического танца. Самое важное ориентироваться концертмейстеру в нотном материале, так как во время занятия, хореограф может в любой момент остановить выполнение движения или комбинации и начать отрабатывать какой-либо «кусок» упражнения отдельно. В соответствии нужно знать, с какого места нотного материала проигрывать отрывок для отработки того, или иного движения. Кроме того, могут происходить, «форс мажорные ситуации», и в данном случае, когда обучающиеся овладевают знанием и исполнением всех хореографических упражнений, а концертмейстер знает, как выполняются комбинации, движения и полностью знает терминологию, то он может провести полноценное занятие в отсутствие педагога, так как на него также возложены педагогические функции, что немаловажно в хореографических кружках дополнительного образования. Педагог-хореограф и концертмейстер решают различные задачи по обучению в классе классического танца, но цель у них общая – культурное и эстетическое воспитание обучающихся. Важно учитывать и такие факты, что на занятиях концертмейстер и педагог хореограф, должны взаимодействовать так, чтобы занятия проходили как на улучшение качества исполнения обучающихся, так и на развитие не только хореографических способностей, но и на получение развития активности их музыкального восприятия. В соответствии, концертмейстер может помочь педагогу-хореографу находить правильные, вытекающие из характера музыки решения. При музыкальном оформлении педагогу не нужно считать вслух, так как это может притуплять музыкальное восприятие воспитанника. В таком случае нужно объяснить детям, в каком темпе делается определенное упражнение, и предоставить им возможность вслушаться в музыку и выполнять движения сообразно ей. Выполняя свою профессиональную деятельность, в процессе подготовки к занятию совместно с педагогом-хореографом применяются следующие методы работы: 2
1. Наглядно-слуховой (слушание музыки во время показа движений педагогом). 2. Словесный (педагог-хореограф помогает понять содержание музыкального произведения, побуждает воображение, способствует проявлению творческой активности). 3. Практический (конкретная деятельность в виде систематических упражнений под различный музыкальный темп). Подбор музыкального материала осуществляю в соответствии с программными требованиями хореографа. Изучение любого танца как народного, так и классического, начинается с экзерсиса. Например, экзерсис у станка состоит из конкретных упражнений, к каждому из которых предъявляются свои определенные музыкальные требования. Совместно с педагогом-хореографом создаем художественные образы, а движения под музыку способствуют усилению эмоционального воздействия музыки, что, в последствии, помогает раскрыть и выявить индивидуальные и творческие способности обучающихся, а также формирование их эстетического вкуса. Концертмейстер вместе с хореографом проходят путь от самого первого занятия до репетиций, когда на смену приходят уже фонограммы. Но это не означает, что работа концертмейстера останавливается на этом и он больше не взаимодействует с педагогом-хореографом. Ведь концертмейстер – это самый лучший помощник для хореографа. Значит должен до конца проходить этот путь вместе с педагогом, от самого создания образа танца до выступления на сцене обучающихся. Свою деятельность совместно с педагогом-хореографом провожу не только на занятиях, но и на ансамблевых занятиях, где мы выбираем музыкальный репертуар, составляем аранжировки для хореографического номера. Считаю, что основная особенность музыкального сопровождения уроков классической хореографии – музыкальное оформление, которое прививает обучающимся эстетический вкус, осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, помогает ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке и динамике. Каждый переход от упражнения к упражнению, либо переход с середины, к станку, диагонали, должны сопровождать музыкальным оформлением, чтобы обучающийся привыкали организовывать свои движения, согласно музыки. Благодаря совместной работе с педагогом-хореографом, над созданием открытого урока и его проведения, помогаем развить не только музыкальное мышление, но и раскрыть художественные образы. Всевозможные действия 3
обучающихся, будь это хореографическое упражнение, игра, рисование, они невольно обращают внимание на эту деятельность музыки. Также мы направляем свою работу на то, чтобы дети могли рассказать и передать образы либо какие вызывает ассоциации при прослушивании музыки и выполнение того или иного движения. Основная задача для нас с педагогом-хореографом – воспитать у учащихся умение слушать музыку, соединять танцевальные движения с музыкой, прививать любовь к музыкальному движению, уметь свободно двигаться под заданную композицию музыки, пробуждать в них творчество. Важной частью работы концертмейстера является следующее: - совместная работа с педагом-хореографом необходима при подготовке к занятию, а также во время проведения занятий; - развитие эмоциональной выразительности детей и помощь в содействии творческой работы педагога-хореографа; - совместное проведение с педагогом-хореографом все открытые учебные и внеучебные мероприятия; - привитие музыкального восприятия, посредством хореографических движений и пластических постановок; - активное участие в методической работе педагога-хореографа. В итоге, добиться результативной работы в хореографическом классе, возможно только в содружестве с педагогом-хореографом и концертмейстером. 4
5

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Поклон.

Деятельность

преподавателя

Деятельность

концертмейстера

Деятельность

учащихся
Оценка готовности урока. Целевая установка урока. Подготовка рабочего места Выстраивание учащихся в линии Приветствие класса Исполнение «Вальс» С.Майкапар, муз. размер 3/4 Исполнение поклона.
II. Повторение ранее изученного материала

1.Экзерсис у станка.

Деятельность

преподавателя

Деятельность

концертмейстера

Деятельность

учащихся
Требование к выполнению упражнений у станка: -demi plie, grand plie (большое и маленькое приседание) Исполняется плавно, без толчков в спокойном темпе, под музыкальное сопровождение из уч.пособ. Н.Ревская, размер 4/4. Движения учащихся исполняются плавно, музыкально, без толчков. -Battement tendu (отведение ноги в вперед, сторону или назад) Исполняется – «Полька» М.Глинки активно, четко, даже при изучении в медленном темпе. Размер 2/4 Движения исполняются в среднем темпе, последовательно.Стопа сильно натянута при отведении, при закрывании в позиции, нога плавно скользит по полу. -Battement tendu jete( бросок) -Battement tendu jete - «Рондо» Л. ван Бетховен, имеет четкий энергичный ритм,музыкальный аккомпанемент со штрихом staccato размер 2/4 Выполняемые движения четки, энергичны, имеющие бросковый характер под музыку. -Rond de jambe par terre (круг ногой по полу) Rond de jambe par terre (круг ногой по полу) – плавно, непрерывно под музыку из сборника Н. Ревской муз. размер 2/4 Движения учащихся плавные, непрерывные. Работающая нога, вычерчивает по полу круг. Носок вытянут. - Battement fondu ( тающий плавный battement) - Battement fondu исполняется плавно, связно, под музыку из уч.пособия Н.Ф.Яфановой 4/4. Опорная нога исполняет плавное demi-plie (полуприседание), одновременно работающая нога подводится к щиколотке опорной. При вытягивании опорной ноги- работающая открывается вперед (в сторону или назад). -Releve lent (медленное поднимание ноги на 45 0 Releve lent исполняется медленно, без толчков, слитно по музыку «Медленный вальс» А.Ашкенази муз размер 3/4 Упражнения выполняются медленно, колени втянуты, ровный корпус, натянутый подъем.
2.Экзерсис на середине зала.

Деятельность

преподавателя

Деятельность

концертмейстера

Деятельность

учащихся
6
Требование к выполнению упражнений на середине зала без опоры на хореографический станок: -demi plie, -grand plie (большое и маленькое приседание) Переход на середину зала сопровождается маршем из балета «Конёк-горбунок» Ц.Пуни. -demi plie, -grand plie исполняется плавно, без толчков под музыкальное сопровождение из уч.пособ. Яфановой Н.Ф, размер 4/4. Движения учащихся исполняются плавно, музыкально, в спокойном темпе, без опоры на хореографический станок. -Battement tendu Исполняется не спеша, музыкальное сопровождение из уч.пособ. Яфановой Н.Ф, размер 4/4. При выполнении упражнения учащиеся стараются удерживать баланс при помощи опорно- двигательного аппарата, усиливается работа мышц ног, спины, ягодиц (без станка).
3. Allegro. Изучение и закрепление новой темы: «Temps leve sauté по V позиции».
7
8
Деятельность преподавателя

Деятельность

концертмейстера

Деятельность

учащихся
Требования выполнения трамплинных прыжков Исполняется полька Л.Минеевой муз в среднем темпе, четко, ровно размер 2/4. Выполняют прыжки наверх с вытянутыми ногами Требования выполнения -прыжка с поджатыми ногами Исполняется полька «Елка» Б.Волкова, характер исполнения отрывистый, энергичный, который подчеркивает сам прыжок, муз. размер 2/4. Учащиеся во время прыжка держат колени вместе и стараются кончиками пальцев стопы достать до ягодиц. -Требования выполнения прыжка «разножка» Учитывая специфику прыжка (успеть в воздухе раскрыть ноги, собрать ноги и «приземлиться») исполняется полька М. Завалишина, темп сдерженный, муз. размер 2/4. Учащимися выполняется прыжок наверх с сильно вытянутыми в коленях и стопах ноги, которые в воздухе разводятся в стороны. Требования выполнения сочетания прыжков с поджатыми и вытянутыми ногами. Исполняется полька И. Штрауса, характер исполнения отрывистый, в среднем темпе 2/4 Учащиеся выполняют 1 прыжок наверх с вытянутыми ногами, а 2-ой прыжок наверх с поджатыми ногами, каждый прыжок заканчивается на plie. Требования выполнения прыжков Temps leve sauté по I, II позициям Исполняется полька «Флора» С. Рахманинова, характер исполнения легкий, четкий муз. размер 2/4 Учащиеся выполняют прыжок наверх с двух ног на две ноги, сохраняя позицию в воздухе. Для изучения прыжка Temps leve sauté по V позиции необходимо вернуться к хореографическому станку. Исходное положение - V позиция лицом к станку. На раз, и, два- demi plie, на и-прыжок, на первую четверть второго такта опуститься на demi plie , на первую и восьмую второй четверти выпрямиться и сохранить это положение до конца такта. Повторить данное движение 4 раза. Исполняется музыкальный фрагмент из учебного пособия Н.Ревской, в умеренном темпе, размер 2/4, подчеркивает акцентом четвёртую восьмую такта, что соответствует специфике прыжка. Движения учащихся исполняются плавно, музыкально, в спокойном темпе. Требования к учащимся выполнить Temps leve sauté по V позиции на середине зала. Обратить внимание на прогиб в спине, держать опорно- двигательный аппарат в тонусе. Исполняется музыкальный фрагмент из учебного пособия Н.Ревской, в умеренном темпе, размер 2/4, подчеркивает акцентом четвёртую восьмую такта, что соответствует специфике прыжка. Учащиеся встают в Vпозицию, голова прямо, руки на талии,. На раз, и, два- demi plie, на и- прыжок, на первую четверть второго такта опуститься на demi plie , на первую и восьмую второй четверти выпрямиться и сохранить это положение до конца такта. Повторить данное движение 4 раза, сохраняя V позицию в воздухе

IV. Подведение итогов.
« Рефлексивный экран» 1. Я научился… 2. Я понял… 3. Теперь я могу… 4. Было трудно… 5. Было интересно… 6. Сегодня я узнал…
VI. Домашнее задание.
Самостоятельное выполнения прыжков Temps leve sauté по I, II, V позициям по 8 раз.
VII. Поклон.
(Благодарим друг друга – аплодисменты). Выход из класса.
Приложение 2
«
Рекомендации по подбору музыкального материала к индивидуальным занятиям по

хореографии (классический танец)»
Концертмейстер Шевченко Н.Н.
1.Рекомендуемый музыкальный материал по классам:
1 класс - А. Хачатурян Вальс цветов из балета «Чиполлино» 2 класс - В. Беккер Вальс «Лесная сказка» 3 класс - А. Глазунов Вальс 4 класс - А. Даргомыжский «Меланхолический вальс» 5 класс - Б. Мошков Весенняя серенада 6 класс - И. Морозов «Волшебный сон» из балета «Доктор Айболит» 7 класс - Д. Львов Компанеец Медленный вальс
2.Battments

tendus,

Battments

tendus

jetes
– движения, требующие активной работы ног, развивают их выворотную постановку . Музыкальное сопровождение в характере польки Рекомендуемый музыкальный материал по классам: 1 класс - Ю. Слонов Полька 2 класс - М. Глинка Полька 3 класс - Б. Асафьев Вариации солистки из балета «Пламя Парижа» А. Хачатурян Вариации редиски из балета «Чиполлино» 5 класс - Л.Делиб Галоп из балета «Коппелия» 6 класс - Брамс Венгерский танец 7 класс - С.Заславский Полька
3.Ronds de jambe pas terre
– круговые движения ногой по полу. Музыкальное сопровождение – произведение плавного характера в умеренном темпе, вальс или пьеса Рекомендуемый музыкальный материал по классам: 3 класс - М. Глинка Романс Антониды из оперы И.Сусанин 4 класс - В.Золотарев Качели 5 класс - Ф. Шопен Вальс 6 класс - А. Глазунов Гавот из балета «Барышня-служаная» 7 класс - Р.Моретти Вальс из к/ф «Под крышами Парижа»
4.Battments tendus sur le cou-de pie
– работающая нога из положения sur le cou-de pie (ступня работающей ноги стремится охватить опорную ногу у щиколотки с одновременным demi plie на опорной ноге), плавно выводится вперед, в сторону или назад при выпрямлении опорной ноги, музыкальное сопровождение: вальс или пьеса плавного характер Рекомендуемый музыкальный материал по классам: 3 класс - Н. Титов Вальс 4 класс - Д.Шостакович сентиментальный вальс 5 класс - С.Баневич из музыки к сказке Г.Х.Андерсена «Русалочка» 6 класс - М.Глинка Мазурка c-moll 7 класс - А.Рубинштейн Вальс – каприз 9

5.petits battments sur le cou – de-pied
– работающая нога свободно, быстро и четко сгибается и разгибается в колене при неподвижном выворотном бедре. Музыкальное сопровождение в характере польке. Рекомендуемый музыкальный материал по классам: 3 класс - М.Глинка Галоп 4 класс - Б.Сметана Полька 5 класс - Р. Дриго отрывок из балета «Конек-Горбунок» 6 класс - П.Чайковский Вариация феи Серебра из балета «Спящая красавица» 7 класс - Р.Глиэр Танец на площади отрывок из балета «Медный всадник»
6.Battenccents developpes
– работающая нога, сгибаясь, скользит вытянутым носком по опорной ноге, от колена вытягивается вперед, в сторону или назад на 90 градусов, затем возвращается в исходную позицию. Музыкальное сопровождение – сдержанная, плавная музыка. Рекомендуемый музыкальный материал по классам: 3 класс - Л.Беховен Вальс Es-dur 4 класс - Р.Шуман колыбельная F-dur 5 класс - Ф.Мендельсон Песня без слов G-dur 6 класс - К.Данькевич Фрагмент из балета «Лилия» 7 класс - Ф.Шопен Ноктюрн cis moll
7
.
Grands battements jetes
– большой, энергичный бросок работающей ноги на 90 градусов и выше . Музыкальное сопровождение – широкий энергичный вальс или марш. Бросок выполняется на первую долю такта. Рекомендуемый музыкальный материал по классам: 3 класс - А.Варламов Вальс 4 класс - Б.Чайковский Марш 5 класс - К. Эйхфус Па д эспань 6 класс - М.Матвеев Вальс из балета «День чудеc» 7 класс - Д. Шостакович Праздничный вальс
Список используемой литературы
1. Музыка в классе хореографии. Репертуар концертмейстера (интернет-ресурс) s://ruslaniasheetmusic/159509/muzyka-v-klasse-horeografii-repertuar- koncertmejstera 2. Методические рекомендации для концертмейстера по работе с музыкальным репертуаром на занятиях хореографией в учреждениях дополнительного образования (интернет-ресурс) uchitelyapedagogika/1851-metodicheskie-rekomendacii-dlya-koncertmeystera-po- rabote-s-muzykalnym-repertuarom-na-zanyatiyah-horeografiey-v-uchrezhdeniyah- dopolnitelnogo-obrazovaniya.html 3. Роль концертмейстера в обучении детей танцу (интернет-ресурс) ddt-sozvezdiedoc/83.pdf 10