"В Афинских школах и гимнасиях"

Автор: Фёдорова Елена Юрьевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МОКУ Гудачинская ООШ
Населённый пункт: с.Гудачи, Амурская область
Наименование материала: конспект
Тема: "В Афинских школах и гимнасиях"
Дата публикации: 20.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Урок-игра : «В Афинских школах и гимнасиях»

Цель :
-Образовательная: формирование у учащихся представления об уровне развития образования и школах Древней Греции; - Развивающая: совершенствовать аналитические навыки учащихся: умения анализировать, сравнивать, обобщать; продолжать формирование умения правильно употреблять и объяснять исторические термины и понятия. -Воспитательная: воспитание у учащихся общечеловеческих ценностей уважение к старшим и к родителям, стремление к получению образования и привитие любви к Родине. Метод обучения: репродуктивный, частично – поисковый. Тип урока: комбинированный урок Приемы деятельности учителя:объяснение, описание, рассказ, беседа, организация проверки усвоения знаний. Деятельность учащихся: учащиеся слушают, рассматривают и описывают иллюстрации, делают записи в тетрадях, отвечают на вопросы и познавательные задания, участвуют в инсценировках.
Оборудование:
карта Древней Греции, таблицы с древнегреческим алфавитом, элементы одежды для ролевой игры (лавровый венок, накидка-гиматий), картонные таблички, покрытые воском, палочки (имитирующие стиль), изображения статуй (“Дискобол” и “Копьеносец”).
Понятия:
Палестра, гимнасии, педагог, стиль, красноречие.
Персоналии:
Перикл, Мирон, Поликлет, Аристотель, Аполлон. Этапы урока: 1. Организационный момент. 2. Опрос учащихся 3. Изучение нового материала. 4. Рефлексия. 5. Домашнее задание. 6. Подведение итогов урока. Выставление оценок. План изучения нового материала: Ι. Учебные заведения Древней Греции. ΙΙ. Занятия в школе. ΙΙΙ. Палестра. ΙV. В афинских гимнасиях.
Ход урока

1. Вводная часть.
Учитель: – Сегодня наш урок мы начнём с игры “Да и нет”. Я загадала государство. Вы должны задавать вопросы, которые содержат в себе особенности исторического развития изученных государств. Если заданный вопрос касается задуманного государства, то говорю “Да”, если нет, то “Нет”. Примерные вопросы учеников к учителю: – Это государство расположено на Балканском полуострове? ( Да ) – В этом государстве внешняя политика направлена на захват территорий ? (Да) – В этом государстве могли принимать решение в управлении простые граждане? (Нет)
– В этом государстве была развита наука и искусство? (Нет) – Вы загадали Спартанское государство? (Да) Учитель: -Главное занятие в Афинах? –(ремесло и земледелие), а в Спарте ( война). Мы с вами отправляемся в Древнюю Грецию, в Афинское государство. Демократия в Греции создала условия, способствующие расцвету и развитию культуры. Главная задача греческой культуры

воспитать всесторонне развитого человека. ? Как вы это понимаете, ребята? Что значит выражение «всесторонне развитая личность?» (Это личность развитая умственно, морально и физически) К воспитанию именно такого человека и стремились греки. А где воспитывают таких людей? Отвечают на вопрос Записывают тему урока и формируют цель урока.
Проблемное задание
Сходства и различия обучения в афинской школе и в современной ?
Изучение нового материала:

Ι. Учебные заведения Древней Греции.
В Греции было несколько типов учебных заведений. ? А какие учебные заведения есть в нашей стране? (школы, ПТУ, институты, университет, академии). Мы посетим учебные заведения Древней Греции, узнаем какими они были и чему в них учили. (Учитель работает со схемой, которая изображена в презентации, учащиеся делают записи в тетрадях) -Чему учили в греческих школах? Задание: Прочитайте п.1 §38 стр.173. -С какого возраста начиналось обучение детей в Древней Греции? -Кого называли педагогами? - Каковы были их обязанности? - Кого называют педагогом в наши дни? – В ранний час городские и сельские мальчики спешили в школу. Заглянем в одну из них и мы.
Игровой момент:
Учашиеся и учитель переодеваются в накидки с лавровыми венками на голове. Вступительное слово учителя : – Хайрете пайдее! Калой кай агатой! (Здравствуйте, дети, прекрасные и совершенные!) Сегодня, в день ранней весны, когда оживает жизнь я ввожу вас в свою школу. Будьте усердны, бойтесь наказания. Приходите сюда, едва поднимется солнце, а уходите с наступлением сумерек. Не шалите, розги всегда лежат перед вами.( розги лежат на столе)
-Учитель
: найдите в тексте и приведите пример, за что наказывали учеников (класс работает с книгой и документом на стр. 173, §38) . – Вы начинаете учиться и весь наш маленький гордый город – оплот Эллады с надеждой смотрит на будущих граждан, ожидая, что вы вырастите опорой Родины и приумножите ее славу и богатство. А теперь начнем урок.
Учитель
открывает таблицу с древнегреческим алфавитом, прочитывает каждую букву, учащиеся читают хором. Затем раздаются буквы из печенья (это подлинный прием в греческих школах, когда дети угадывают и называют их).
Учитель
– Дети, послушайте, как может быть прекрасна речь, составляемая из этих букв: Мэйнен аэйдэ теа Пэлэнадо Ахиллеос уломенун вэ мюри Ахайос альгэ этикэн (Гнев, богиня, воспой, Ахиллеса, Пелеева сына) Вопрос: из какого произведения взяты эти строки ? (Илиада).

Учитель
:А теперь попытаемся записать несколько слов. Как звучит имя прекрасного бога- покровителя искусств? Аполлон (записывают на дощечках).
Учитель
– А как по-гречески называется наука о прошлом? История (записывают на дощечках).
Учитель
– А теперь попробуйте написать без моей помощи. Работайте прилежно, не забывая первое правило школьника: “чаще поворачивай
стиль
”. Задание: Найдите объяснение этому выражению в учебнике ( это значит, что надо чаще проверять и исправлять ошибки)
Учитель
– Положите на мой стол таблички со своими именами ( учащиеся рассаживаются на свои места).
Вопросы к классу:
-Чему учили в школе? Докажите, что действительно имелись различия между афинским и спартанским обучением и воспитанием.
Учитель:
прочтите об учебе в палестре и гимнасиях, расскажите , используя рисунки на стр. 174, §38.
Работа над понятиями
(запись на доске): Красноречие (умение выступать с речью, отстаивать своё мнение) Гимнасий ( школа для взрослых афинян) Палестра (школа физической подготовки для юношей)
Вопрос к классу.
– Что нового о древнегреческой школе, вы узнали ?
Возвращаемся к проблемному заданию
Предполагаемый ответ. Обучение было платным. В школе для письма, использовали специальные дощечки, покрытые воском. Не все дети добросовестно относились к учёбе в школе.)
Палестра
.(от слова “пале” - борьба) – мальчики посещали ее с 12 лет, это была гимнастическая школа. (Описание, беседа, задания для учащихся: определить виды спорта, которыми греческие мальчики занимались в палестре) Перед вами рисунок «В палестре». ? Посмотрите на слайд, что вы там видите опишите ее. ? Что делают мальчики в палестре? ?Кем является человек с палкой, стоящий в центре? В палестре греческие мальчики занимались гимнастикой. Занятие гимнастикой считалось важным делом. Ведь гражданин должен быть и воином. А кому нужны такие воины, которые дрожат на морозе, слабеют от холода, задыхаются от пыли, слабы и неповоротливы? В хорошую погоду тренировались под открытым небом в обширном прямоугольной формы дворе, а в ненастье под крышей. (Учитель показывает классу фотографии развалин древнегреческих палестр с помощью презентации) В палестрах стояли статуи знаменитых атлетов - работы великих греческих мастеров Мирона, Поликлета.
Задание классу
: рассмотрите иллюстрации и определите, каким видам спорта обучались мальчики в палестрах?(Пятиборье: бег, борьба, прыжки, метание копья и диска
).(запись в

тетради)
В минуты отдыха между тренировками греки любили играть в игру
“Вопросы и

ответы”.
Представьте, что вы участники этой игры. Слушайте внимательно, отвечайте быстро!
Задание классу
: 1. Я черное дитя сверкающего отца, птица без крыльев, я поднимаюсь до облаков, едва родившись, я рассеиваюсь в воздухе. (Дым).
2. Когда ты смотришь, я тоже смотрю на тебя, но не вижу, ибо у меня нет глаз (Зеркало). 3. Гладок мой верхний конец, а нижний вовсе не гладок. Ловко руке то одной, то другой стороной я полезен. То, что создаст одна моя часть, уничтожит другая. (Стиль). Понравилась игра? А как такая игра называется у нас, в России? Загадки. Молодцы! В Афинах существовала третья ступень образования- гимнасии.
ΙV В афинских гимнасиях.
Гимнасии- школы для взрослых
(запись в тетради)

Учитель:
«А теперь отправимся в один из Гимнасиев (их в Афинах было три) Ребята надо узнать, что такое гимнасии? Послушаем сообщение
Сообщение ученика.
« Гимнасии в основном посещали взрослые. Находились они за городом среди зелёных деревьев и лугов. Они имели площадки для занятий гимнастикой, бассейны, раздевалки, помещения для отдыха и дружеских бесед. В них перед слушателями выступали известные учёные. Здесь обучали умению хорошо говорить, выступать с речами в Народном собрании и судах. Некоторые афинские гимнасии называли академиями».
Учитель:
- В гимнасии приходили и выступали такие учёные как Аристотель, Гиппократ, Геродот. Сегодня у нас с вами есть возможность послушать их. (Выходят одетые в греческие хитоны ученики, которые изображают древнегреческих учёных).
Аристотель:
«Меня зовут Аристотель. Я родился в 384 г. до. н. э. Мой родной город Стагира во Фракии. Мой отец был придворный врач при македонском царе. Я ученик великого Платона. Я не был согласен с его взглядами и поэтому покинул Академию Платона, сказав фразу, которая стала крылатой. – Платон мне друг, но истина дороже. Я считал, что Земля - шар и находится она в центре мира, а Солнце и звёзды вращаются вокруг неё.
Гиппократ:
« Я Гиппократ, родился на острове Кос в 460 г. до. н. эры. Я врач в семнадцатом поколении. Тысячи людей я излечил и даже делал сложные хирургические операции. Я определил типы темперамента человека: холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик. Выделил четыре принципа лечения больного: 1).Приносить пользу, а не вред. 2). Противоположное, лечить противоположным. 3). Помогать, а не мешать организму бороться с болезнью. 4). Щадить больного. Деятельность врача очень важна, я сравнивал её со свечой - Сгорая сам, свети другим».
Геродот
: «Греки называли меня « отцом истории». Мой главный труд по истории посвящён греко - персидским войнам. Я родился в 485г. до. н.э. Мой родной город Галикарнас. За участие в борьбе против тирана правителя в своём городе я был вынужден покинуть родину. Много путешествовал по странам Востока. Подробно описывал обычаи Египта, которые меня поразили. Описал и другие события из жизни стран Востока. На Олимпийских играх я прочитал несколько глав своей « Истории». Олимпийские игры закончились, слушатели разъехались, по разным городам Греции и разнесли мои рассказы. Я сразу стал знаменит». Древнегреческие ученые внесли большой вклад в развитие мировой науки. (Учитель показывает слайды презентации с именами и портретами древнегреческих ученых и кратко комментирует их, а дети делают записи в тетрадях).
Учитель
:Рассмотрим статуи “Дискобол” и “Копьеносец”. Учащиеся описывают статуи: Метатель диска – ее создал Мирон, который сумел в ней передать ощущение движения. Кажется, что сейчас атлет распрямится и диск полетит. Копьеносец – статуя Поликлета, которая показывает, каким должен быть каждый юноша: физически здоровым, сильным, прекрасным, готовым к подвигу.
Работа с высказыванием
: Греческий ученый Протагор утверждал, что сыновья богатых идут в школу раньше всех и позже перестают ее посещать.
Вопрос
: почему мальчики из бедных семей учились недолго? (учащиеся высказывают свое мнение).
Вопрос
: какие качества ценились в человеке в античное время и не перестают цениться сейчас? (дети указывают на физическое совершенство, умение слушаться взрослых и родителей, быть готовыми к подвигам, быть умными, образованными и т.д.). Если не назовут, то следует
дополнить, что главной ценностью античной культуры является свободная человеческая личность.
4. Рефлексия
Игра "Лабиринт знаний" Задания: 1. Афинский стратег Перикл, узнав о том, что какой-то раб сломал ногу, воскликнул: "Вот еще одним педагогом стало больше!" Что означали эти слова? Кого греки называли педагогами? 2. Кто-то рассказывал о знаменитом афинском правителе Солоне следующее. «Будучи мальчиком, Солон очень радовался тому, что в дни побед над персами при Марафоне и Саламине занятия в школах прекращались. Отец за это сердился на него, считая его лодырем.» Насколько правдив этот рассказ? Какие ошибки он содержит?
Текст с ошибками
"Афинские мальчики начинали учебу с семи лет. Все ученики, и старшие и младшие, писали на папирусе с помощью тростинок. В школах учили только читать и писать. Каникулы были зимой. Для девочек были специальные школы, где они изучали то же самое, что и мальчики. С 12 лет мальчики посещали гимнасии, где занимались борьбой, бегом, прыжками и т.п. Афинские школы были бесплатными". Вопрос: Какие новые знания вы приобрели на уроке? Можете ли вы утверждать, что получение образование остаётся значимым в настоящее время.
Игра в красноречие
: два ученика одновременно хвалят или ругают друг друга, не оскорбляя, в течение 1 – 2 минут.
5.Домашнее задание
П.38,вопросы и задания Составьте расписание уроков: I вариант – в греческой школе II вариант – в палестре