"Теоретические основы формирования экологической культуры младших школьников"

Автор: Панкратова Галина Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СШ "Земля родная"
Населённый пункт: город Новый Уренгой, Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: "Теоретические основы формирования экологической культуры младших школьников"
Дата публикации: 20.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

образовательная средняя школа «Земля родная»
Выступление на педагогическом совете. Теоретические основы формирования экологической культуры младших школьников. П
одготовила. Панкратова Галина Петровна,

учитель начальных классов.

Г. Новый Уренгой

2016
г.

Теоретические основы формирования экологической культуры

младших школьников

Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё,

что он может, как прекрасна была бы земля наша.

А.П.Чехов
На современном этапе развития человечества охрана окружающей среды, проблемы взаимоотношения человека и природы приобрели глобальный характер. Реальной стала угроза экологической катастрофы. Мир в целом и каждый человек в отдельности должны осознавать необходимость бережного отношения к природе, степень ответственности за результаты своей деятельности. Экологические знания становятся всё более значимыми и востребованными. Начальная школа – одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической культуры. По мнению В.А. Сухомлинского, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. Отношение детей и подростков к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа – это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом. Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. С раннего возраста нужно учить ребёнка понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства. Для того чтобы к ребёнку пришло понимание природы, необходимо его научить радоваться, сопереживать ей, научить видеть прекрасное, когда идёт снег или светит солнце, шумит ветер или звенит капель. Именно эти навыки обогащают и внутренний мир ребёнка, заставляет его лучше понимать, познавать окружающую среду, повышает интеллект и культуру общения с природой.
1. Сущность экологического образования и воспитания
Экологическое образование и воспитание необходимо рассматривать как два тесно взаимосвязанных звена в целостном процессе развития экологической культуры личности. Специфика процесса воспитания связана с воздействием на духовную сферу
личности и оперированием системой понятий "ценности - отношение - деятельность", специфика процесса экологического образования связана с воздействием на интеллект, формирующиеся сознание и оперирование системой "сознание мышления - знание деятельность".
Экологическое образование обладает такими особенностями
, как актуализация идеи о
неразрывной связи физической и духовной жизни

человека с природой;

рассмотрение экологических проблем в системе глобальных проблем

современности;

направленность на цели охраны природы: сбережение генофонда

биосферы, сохранение гигиенических и эстетических достоинств

окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов.

Экологическое воспитание
- составная часть нравственного воспитания, поэтому под экологическим воспитанием надо понимать
единство

экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На
формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения
. Экологические представления формируются на

уроках природоведения, а так же в процессе внеклассной работы по
экологическому образованию и воспитанию. Воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе, которые будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика .
Цель экологического воспитания
- это формирование бережного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Всё это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению, охране и защите природы своей местности. Эта цель достигается по мере решения в единстве следующих
задач:

образовательных
- формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
воспитательных
- формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
развивающих
- развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального, эмоционального, нравственного .
Определяя сущность экологического воспитания можно выделить
: 1
. Особенности этого процесса:
а) ступенчатый характер: формирование экологических представлений; развитие экологического сознания и чувств; формирование убеждений в необходимости экологической деятельности; выработка навыков и привычек поведения в природе;
преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе; б) длительность; в) сложность; г) скачкообразность; д) активность;
2. Значение психологического аспекта, который включает в себя
: а) развитие экологического сознания; б) формирование соответствующих потребностей, мотивов и установок личности; в) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек; г) воспитание устойчивой воли; д) формирование значимых целей экологической деятельности . Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм, которые вытекают из ценностных ориентаций. Система ценностей исходит из понимания уникальности и самоценности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека.
Условием экологического воспитания
выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком. Критерием сформированности бережного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Таким образом,
экологическое воспитание
- это средство образования в сознании младших школьников реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Эти знания необходимы для формирования материалистического миропонимания. Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильное представление часто служит причиной недоброжелательного отношения детей к животным. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать правильные.
2. Формы и методы экологического образования и воспитания в

начальной школе
Успех в экологическом образовании и воспитании младших школьников во многом зависит от того, в какой степени учитель побуждает интерес, стремление глубже познать окружающий мир и совершенствоваться во всех видах экологической деятельности. На первых этапах в начальной школе наиболее
целесообразны методы,
которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя
детский опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в
ходе беседы с
помощью фактов, цифр, суждений может вызвать эмоциональные реакции у учащихся, формирует у них личное отношение к проблеме . На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную
деятельность дискуссии
, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения. На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы учитель обращается
к рассказу
, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровня. В новых естественнонаучных курсах большее внимание уделяют таким методам обучения, как
моделирование экологических ситуаций

нравственного выбора
, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников,
мысленный эксперимент, природоведческий практикум,

работа по экологическим проектам.
Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и
переживаний творческими средствами (
рисунок, рассказ, стихи и т.п.). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания. Свойственный искусству синтетически подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы. Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям
выступают ролевые игры.
Они строятся с учетом специфических целей предмета. Игра в воспитательном процессе - это сама жизнь, образная модель жизненных ситуаций, проекция на естественный процесс жизнедеятельности ребенка. Играя, ребенок приобретает разнообразный опыт взаимодействия с окружающим миром; выполняет вполне конкретную природоохранную работу; усваивает правила поведения в окружающей среде; становится добрым, чутким, отзывчивым на чужую беду. Игра обогащает личный опыт ребенка примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой. Это крайне важно в современной ситуации, предоставляющей ребенку бесконечное множество негативных примеров. Игра интересна, увлекательна, игра насыщенна образами и наглядностью, которые остаются в детской памяти. Стремясь вызвать у школьников эмоциональные реакции, показать непривлекательность безответственных действий, учитель использует
пример и поощрение. Наказание
- это крайняя, исключительная мера воздействия на учащихся. Если данные методы воспитания будут
использоваться на нужном этапе обучения, с учетом психологической подготовленности учеников и с учетом природных условий, то учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность. Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя контрасты, сопереживать и размышлять, используются
экологические сказки.
Большое воспитательно-образовательное значение имеют
экскурсии
и
прогулки по экологической тропе
.
Экологическая тропа - это

разновидность
"учебных троп природы", которые стали активно создаваться в последние годы.
Цель создания такой тропы - обучение детей на

примере конкретных природных объектов, общение с природой,

воспитание бережного отношения к ней. На прогулках по экологической

тропинке
детей учат фиксировать красивый пейзаж, одиноко стоящее деревце и затем, придя в группу, сделать зарисовку и составить рассказ по своему рисунку.
Большое значение в экологическом воспитании детей

придается проведению наблюдений
на прогулке. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе, развивая логическое мышление и разговорную речь ребенка. Детям экскурсии по экологической тропинке приносят большую радость и удовольствие, здесь закладывается любовь к природе.
3. Внеклассная работа по экологическому образованию и воспитанию

младших школьников
Основной целью учителей начальных классов является развитие целостной личности, неравнодушной к проблемам родного края, способной практически решать экологические проблемы. Содержание экологического образования имеет сложный состав, усвоение которого школьниками требует не только классной, но и большой внеклассной работы.
Внеклассная работа
определяется педагогами как деятельность, которая выполняется во внеурочное время и на основе интереса и самодеятельности учащихся.
Внеурочная деятельность

направлена на достижения определенных результатов, требующих от

учащихся мыслительной работы, преодоление определенных трудностей
. При определении содержания внеклассной работы необходимо исходить из таких принципов, как связь с жизнью, с проблемами, которые решает страна, область, район; соответствие содержания внеклассной работы возрасту учащихся, особенностями их умственного развития и интересов. Одной из задач внеклассной работы по экологическому воспитанию является расширение объема интереса младших школьников к природе, формирование его устойчивости и направленности ко всему в природе и о природе, к охране природной среды. Для того, чтобы внеклассные занятия были интересны и не утомляли детей, целесообразно предусмотреть и смену видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая, исследовательская. Внеклассная работа дает
возможность привлекать младших школьников к проведению исследовательской деятельности в природе. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. В основе построения внеклассных занятий с экологической направленностью лежат следующие целевые установки: формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека; развитие умения воспринимать окружающим мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности; обучение младших школьников методам познания окружающего мира; воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали. Эффективность формирования экологической культуры младших школьников в процессе внеклассной работы достигается, если: обеспечивается формирование экологического сознания, знаний и опыта деятельности по сохранению природы; реализация комплексных задач экологического воспитания: образовательные, воспитательные и оздоровительные. Краеведческий принцип во внеклассной работе по формированию экологической культуры младших школьников является ведущим. Исследование школьниками реальной жизни в процессе внеклассной работы, экологическое краеведение дает материал для обсуждения разнообразных жизненных ситуаций в природной среде, особенно поведения людей, где результат не соответствует желанному. Это позволяет школьникам извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности, принимать решение в соответствии с убеждениями. Естественнонаучные знания при этом обосновывают оптимальные способы поведения и действий в окружающей среде. Велика роль внеклассной работы в приобщении школьников к самостоятельной работе, которую они могут проводить в соответствии с той скоростью усвоения, которая им более свойственна, что делает более продуктивным процесс становления личности. При этом ученик может обратиться к эксперименту, кратковременному и долговременному наблюдению, исследованию связей человека с природой в течение длительного срока с фиксацией на фотопленке, в рисунках, схемах и других документах. Все это делает, исследования, природной среды и ее охраны, привлекательными и интересными.
Формирование экологической культуры младших школьников возможно

только при условии взаимосвязи различных типов и видов внеклассной

деятельности. Разнообразная деятельность дает возможность

школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с

природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни,

научиться простейшим умениям по охране природы. Разнообразная


деятельность учащихся реализуется во всех типах внеклассных занятий:

индивидуальных,

групповых,

массовых.

Индивидуальные занятия предполагают выполнение учащим
ися наблюдений как отдельных видов растений, животных, грибов и т.д., так и природных сообществ, расположенных в окрестностях школы, о взаимном влиянии человека и живой природы. В индивидуальных занятиях наиболее ценны те наблюдения, которые приводят школьника к выводам о значении живых организмов в жизни человека, оценке их состояния на обследуемой территории и порождают желание своим трудом улучшить окружающую человека среду: озеленить улицу, очистить участок леса от сушняка, подкормить птиц зимой. Индивидуальная работа тесно связана с приобщением младших школьников к чтению и обсуждению книг и статей в журналах об охране природы.
Групповая внеклассная работа
наиболее успешно протекает в детских объединениях по интересам (кружках). В них занимаются школьники, проявляющие наибольший интерес к изучению взаимосвязей человека с живой природой. Программа экологического кружка должна отражать все аспекты содержания экологического образования: научно-познавательного; ценностного; нормативного; практически - деятельностного. Разнообразные виды внеклассной работы в экологическом кружке взаимно дополняют друг друга, обогащая процесс обучения и воспитания младших школьников. В формировании экологической культуры младших школьников огромную роль играют
массовые внеклассные занятия
: праздники, утренники, ролевые игры на экологические темы. Таким образом, внеклассная работа создает условия для приобретения опыта принятия экологических решений на основе полученных знаний и в соответствии со сформированными ценностями подходами и ориентациями: как и где проложить тропу, оборудовать стоянку; стоит ли украшать машины дикорастущими растениями; как ходить по лугу, лесу, как относиться к их живым обитателям; как вести себя в природе, если встретится дикое животное.
ВЫВОД
Любить природу может лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет видеть ее. Чтобы человек научился этому, прививать любовь к природе надо с самого раннего детства. При взаимодействии с окружающей средой у детей расширяется кругозор, приобретаются новые знания, воспитываются духовные, нравственные и волевые качества, такие, как дружба и взаимопомощь, взаимное доверие, настойчивость, выдержка, коллективизм.
Развиваются двигательные навыки и укрепляется здоровье, изучаются правила поведения в окружающем природно-предметном мире. Чтобы сформировать у детей сознательное отношение к природе, необходимо продуманно использовать окружающую природную и предметную среду, показывать взаимосвязь растений и животных с внешними условиями, их приспособленность к среде обитания, зависимость жизни и состояния организма от воздействия внешних фактов, деятельности человека. Таким образом, правильно спланированная работа ведет к тому, что дети становятся добрее, умеют сопереживать, радоваться, волноваться, овладевают навыками ухода за растениями и животными.