"ВЛИЯНИЕ ВЗРОСЛЫХ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ РЕБЕНКА"

Автор: Беспалова Юлия Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ № 67 Приморского района
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "ВЛИЯНИЕ ВЗРОСЛЫХ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ РЕБЕНКА"
Дата публикации: 20.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Воропаева Юлия Викторовна
, воспитатель ГБДОУ №67 Приморского района г. Санкт-Петербурга
ВЛИЯНИЕ ВЗРОСЛЫХ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ РЕБЕНКА
От рождения до «взрослости» ребенок проходит огромный путь развития, превращаясь из совершенно беспомощного существа в многогранную и неповторимую человеческую личность. Начиная с рождения, подрастающий ребенок вступает во взаимодействие со своим социальным окружением, прежде всего с родителями, позднее – с отдельными лицами и группами. «Развитие ребенка, - писал замечательный психолог Л.С. Выготский, - есть не что иное, как постоянный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменениями и построением личности ребенка…» Для того чтобы деятельность ребенка была успешной, взрослый должен не просто быть рядом, но и помогать в трудную минуту. Очень важно направлять развитие ребенка через деятельность, предлагая ему задания, незначительно опережающие его возможности. Иногда, разговаривая с родителями, приходится удивляться, как меняется у них оценка памяти собственного ребенка. Оказывается, что если детям, не умеющим читать показать на несколько минут различные предметы, изображения, то уже после того как картинки убраны многие могут с точностью воспроизвести увиденное, порой даже не понимая их смысла. Благодаря эйдетическим способностям, характерным дошкольному возрасту, малыши очень легко все запоминают. Эта способность сохраняется на всем протяжении дошкольного детства, но с переходом к школьному возрасту память становится хуже, так как с возрастом начинает развиваться особая память – логическая, осмысленная, когда запоминается не вся информация, а только основной ее смысл. Но как же осуществляется переход к осмысленной памяти взрослого человека? Как развивается память ребенка и можно ли в достаточной степени
оказывать влияние на это развитие? Может быть с возрастом у ребенка самостоятельно появятся новые формы и возможности памяти? Давайте понаблюдаем за развитием детей. Уже в 2-3 месяца у ребенка наблюдаются первые проявления памяти. И какую же роль при этом играют взрослые? Конечно, самую главную, так как именно лица взрослых - это первые «предметы», которые запоминает малыш, отсюда он узнает родителей и все ближнее окружение, а к 5-6 месяцам хорошо отличает своих от чужих. Чуть позже, после шести месяцев, малыши начинают запоминать предметы. И именно в этом возрасте дети как бы сами открывают в себе эту новую способность – помнить! Малыши как правило проверяют эту способность – в игре в прятки, испытывая при этом огромную радость при узнавании. А уже к 8-9 месяцам ребенок не только запоминает людей и отдельные предметы, но и реагирует определенным образом на слова взрослых: делает «ладушки», «до свидания» и т.п. К концу 1-го - началу 2-го года малыши уже показывают предметы, называемые взрослыми. Эти простые занятия с детьми формируют очень важную для запоминания способность удерживать представление о предмете при отсутствии самого предмета. От года до 3 лет память у ребенка значительно развивается. Если ребенок до 1 года 2-3 недели не видел родителей или других близких, то он их не узнает и реагирует при встрече как на посторонних. А уже к 2 годам малыши узнают близких даже после нескольких недель разлуки, в трехлетнем возрасте дети помнят близких после нескольких месяцев разлуки, а к 4 годам – после разлуки, длившейся около года. Однако память младших дошкольников, в отличие от взрослых имеет 2 специфические особенности. Первая особенность заключается в том, что память малыша носит
непроизвольный характер
. Это значит, что дети этого возраста сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остается в их памяти без всяких внутренних усилий с их стороны, они запоминают тот материал, который неоднократно повторяется. Второй особенностью детской памяти является ее
непосредственный

характер
. Младшие дошкольники еще не в состоянии использовать какие-либо
средства для запоминания. Попробуйте предложить малышу запомнить несколько слов и использовать для этого картинки с подходящими предметами. Мы увидим, что дети играют с картинками, называют, что на них нарисовано, но никак не используют их как вспомогательное средство для запоминания. Вышеперечисленные примеры показывают, что
характер развития

памяти ребенка напрямую зависит от направленности воздействия

взрослых
. Основная линия развития памяти заключается в том, что она постепенно становится
произвольной и опосредованной
, взрослые и дети ставят перед собой
цель – запомнить
и стараются подобрать средства для ее успешного выполнения. А это во многом зависит от воспитательных воздействий взрослых. Уже с 3 лет можно и нужно начинать формировать у ребенка произвольную память в специально организованных играх, например поиграть с ребенком в магазин и попросить запомнить те предметы, которые нужно купить; поиграть в веселый огород с целью запоминания овощей и методов ухода за ними на грядке и др. постепенно усложняя задания… Для ознакомления с буквами мы с дочерью (возраст 3,5 года) играем в веселый паровозик с вагончиками, где по мере знакомства с буквой рисуем вагон, в который усаживаем буковку и нумеруем согласно алфавиту. И букву и вагончик дочка с удовольствием раскрашивает и называет слова, начинающиеся на эту букву. Она не только запоминает буквы, но и пытается написать по памяти. Именно с этого возраста у детей начинают закладываться элементы опосредованного запоминания. Самая простая организация материала помогает ребенку удерживать в памяти больше, чем обычно и постепенно ребенок будет приучаться к установлению все более сложных смысловых связей в запоминаемом материале. А чем лучше у ребенка будет развита произвольная и опосредованная память, тем интенсивнее будут успехи при переходе к старшему дошкольному возрасту в развитии словесной памяти. Таким образом, и игры, и занятия с дошкольниками должны быть направлены на развитие у детей произвольной и опосредованной памяти, что необходимо для дальнейшего успешного обучения.
Литература: 1. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психологические особенности развития дошкольников.-М.:Эксмо,2009.-176с. 2. Морозов А. В. Психология влияния. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000.- 512с. 3. Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. – Ростов на/Д.: Феникс,2004