"Форма записи алгоритмов (6 класс)"

Автор: Губарь Виктория Александровна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МОБУ "Лицей №5"
Населённый пункт: г. Оренбург
Наименование материала: конспект
Тема: "Форма записи алгоритмов (6 класс)"
Дата публикации: 20.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Дата: Класс: 6а,б,в

Тема урока:
Алгоритмы. Форма записи алгоритмов
Цели урока:
 Познакомить с понятиями алгоритма, формой записи алгоритма;  Познакомить учащихся с многообразием окружающих человека алгоритмов и их ролью в жизни людей;  Научит учащихся правильно составлять и записывать алгоритмы в разных формах;  Скорректировать гибкость мышления на основе упражнений на составление алгоритмов.  Воспитывать интерес к предмету.
Задачи урока:
 Изучить понятия «алгоритм», «линейный алгоритм», «графический алгоритм», «блок-схема»;  Рассмотреть примеры алгоритмов в жизни человека;  Научить составлять алгоритмы;  Повторить правила техники безопасности при работе за компьютером.
Тип урока
: урок- знакомство, изучение нового материала.
Формы обучения
: индивидуальная, фронтальная.
Приборы и оборудования
: ПК, проектор, презентация, карточки с заданиями для составления алгоритмов, инструктивные карты для каждого учащегося.
План урока:
1. Организационный момент (1-2 мин). 2. Интеллектуальная разминка.(1-2 мин). 3. Постановка целей урока.(1-2 мин) 4. Изложение нового материала. (10-14 мин). 5. Закрепление материала. (7 мин) 6. Физкультминутка. (3 мин) 7. Практическая работа на компьютере. (5 мин) 8. Подведение итогов урока. (3 мин) 9. Д/З. (1-2 мин)
Ход урока
Перед уроком учитель загружает на компьютер каждого ученика задания 4 и 5.
1. Организационный момент
. Дорогие ребята! Сегодня мы с вами начинаем изучать новый раздел. Он для вас не новый, новым для вас будет только его название. Изучали мы его уже в 4 и 5 классах.
2. Интеллектуальная разминка.
Как называется этот загадочный раздел, вы должны угадать, посмотрев на экран! (презентация) (Алгоритм).
2. Постановка целей урока.
Сегодня на уроке вы познакомитесь с алгоритмами, которые встречаются в нашей жизни. Научитесь составлять алгоритмы и записывать их в различных формах.
3. Изложение нового материала.
. Учитель излагает материал, демонстрируя рассказ презентацией.
- С алгоритмами вы встречаетесь каждый день. Я на каждом уроке говорю вам алгоритм и вы его выполняете (учащиеся выполняют задания на карточках - алгоритм «Приготовление уроков») . Каждый день вы себе планируете – это тоже алгоритм (учащиеся выполняют задания на карточках - алгоритм «Поход в магазин»). Решая задачу по математике, вы тоже составляете алгоритм решения. Посмотрите на экран какие алгоритмы бывают! Но подробно вы не задумываетесь, что такое алгоритм и как они правильно могут записываться.
Дополнительный материал:

Происхождение слова «алгоритм» связано с именем великого математика

Мухаммеда аль- Хорезми. Мухаммед аль - Хорезми был родом из Хорезма, на что

указывает его имя. Перу этого ученого принадлежит книга по математике, которая

в течение нескольких столетий пользовалась широкой популярностью. В ней аль-

Хорезми сформулировал правила выполнения четырех арифметических действий

над многозначными числами. Со временем способы решения разнообразных задач

стали называть алгоритмами.

Алгоритм -

это конечная последовательность шагов в решении задачи,

приводящая от исходных данных к требуемому результату.
В своей тетради вы записываете это определение. Существует несколько форм записи алгоритмов, их 3 (учащиеся заполняют таблицу в карточке).
4. Закрепление материала.

Задание 1
– учащимся предлагается составить алгоритм «Режим дня» (слайд 15- 16). Далее учащиеся выполняют задания на карточках и проверяют вместе с учителем на экране.
Задание 2.

Задание 3.

5. Физкультминутка
. Упражнения для глаз (под музыкальное сопровождение на слайде 23) Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, а затем широко раскрыть и посмотреть вдаль поверх монитора. Повторяют 4-5 раз. • Посмотреть на кончик носа, затем перевести взгляд вдаль, также повторяют 4-5 раз. • Делать круговые движения глазами, не поворачивая головы. Сначала в одну сторону, затем в другую. По окончании упражнения посмотреть вдаль. • Движения по диагонали в одну и другую стороны • Движения вверх-вниз. Повторяют по 3-4 раза.
5

3

9

4

2

1

6

8

7

• И, наконец, универсальное упражнение – посмотреть на указательный палец, который сначала удален от глаз на расстоянии 25-30 см, затем не сводя с пальца глаз приближается к кончику носа. По окончании посмотреть вдаль.
6. Практическая работа на компьютере.
Выполняют задания 4 и 5 на компьютере.
Практическая работа №5
Задание 1. В начале освоения текстового процессора Word я боялся как … и был неповоротлив как …. Задания выполнял медленно как …. На протяжении многих дней я был упрям как …и трудолюбив как …. Теперь, когда я сижу за компьютером, я ощущаю себя свободно как … в небе. Я ориентируюсь в панелях инструментов Word как …в воде. Я смел в выборе пунктов меню как …. Сегодня я спокоен как … и мудр как … . Задание 2.
Составь алгоритм заварки чая, расставь действия в нужном порядке:
1. Залить кипятком заварной чайник 2. Вскипятить воду 3. Накрыть чайник специальной грелкой 4. Ополоснуть кипятком заварной чайник 5. Засыпать в чайник заварку 6. Подождать до полного заваривания 5 минут 7. Подготовить заварку Задание 3.
Алгоритм «Пришивание пуговицы»

Расставь действия алгоритма по порядку
Сделать узелок на конце нитки
Пришить пуговицу Отмотать от катушки и отрезать нитку Взять пуговицу Взять иголку Вдеть нитку в иголку Ответы: задание 4 – 2, 7, 4, 5, 1, 3, 6. Задание 5 – 4, 6, 1, 5, 2, 3.
7. Д/З. §3.1, РТ: № 25 стр. 95
(слайд 33).
8
.
Итог урока.
Что такое алгоритм? Какие формы записи алгоритмов вы узнали? Приведите примеры алгоритмов из жизни.
Рефлексия:
учащиеся рисуют на листочках картинку, позволяющую понять их настроение о прошедшем уроке (слайд 34). ФИО__________________________ Карточка №1
Задание 1
Вставь недостающие слова в определение. Алгоритм – это ___________________________________ направленная на __________________________________________________________
Задание 2
Расставьте действия в нужном порядке (алгоритм “Посадка дерева”): 1. поставить лопату и лейку на место: 2. взять лопату и саженец; 3. посадить саженец в ямку; 4. выкопать ямку; 5. взять лейку с водой и полить саженец; 6. засыпать ямку. Впиши номера действий__________________________________________________
Задание 3.
Является ли данная последовательность действий алгоритмом? Если да, то запишите полученный результат. 1. Напиши слово ТОРТ 2. Убери букву справа 3. Замени букву Р на букву К 4. Поменяй местами буквы К и Т 5. Напиши слово Ответ:_____________________
Задание 4.
Дан алгоритм, записанный на языке блок-схем. Заполните таблицу.

Задание 5
. Запишите алгоритм помещения цветов в вазу двумя способами. ФИО__________________________ Карточка №2
Задание 1
Расставь по порядку действия для правильного заваривания чая: 1. Залить кипятком заварной чайник 2. Вскипятить воду 3. Накрыть чайник специальной грелкой 4. Ополоснуть кипятком заварной чайник 5. Засыпать в чайник заварку 6. Подождать до полного заваривания 5 минут. 7. Приготовить заварку Впиши номера действий__________________________________________________
Задание 2
Вставь недостающие слова в определение. Алгоритм – это ___________________________________ направленная на __________________________________________________________
Задание 3.
Является ли данная последовательность действий алгоритмом? Если да, то запишите полученный результат. 1. Напиши слово ТОРТ 2. Убери букву справа 3. Поменяй местами буквы Р и Т 4. Допиши слева букву К 5. Напиши слово Ответ:_____________________
Задание 4.
Дан алгоритм, записанный на языке блок-схем. Заполните таблицу. конец начало a<8 +7 - 1 х а а 3 5 7 8 10 х

Задание 5.
Запишите алгоритм наливания воды в стакан двумя способами. конец начало a<=8 +10 - 2 х а а 3 5 7 8 10 х