"Особые случаи словообразования"

Автор: Таипова Луиза Рифатовна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: Башкирский лицей №1
Населённый пункт: город Учалы
Наименование материала: конспект
Тема: "Особые случаи словообразования"
Дата публикации: 20.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Конкурсный урок по русскому языку 5 класс

Обобщающий урок

Тема: Особые случаи словообразования.
Цель: 1. научиться работать с текстом, попытаться стать идеальным читателем; 2. научиться составлять опорные схемы по прочитанному тексту 3. научиться оценивать себя, слушать других, уметь работать в группе, в паре; обобщать и делать выводы по пройденному материалу. Задачи: 1. Определить один из особых случаев словообразования 2. Понять термины 3. Понять отличие мотивированных слов от немотивированных Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал - Здравствуйте, ребята! Я учитель русского языка и литературы лицей№12, вы, наверно, часто видите меня в коридоре � )) сегодня я проведу с вами обобщающий урок русского языка на тему «Особые случаи словообразования». Прошу садиться. Так необычно придется вам работать на уроке. Я думаю, мы вместе справимся.
Работаем в паре! Затем проверяем в группе.
В каждой группе на партах есть такие файлы с заданиями. Задания на пару! Есть такие улыбающиеся человечки – это оценочный лист, где вы будете делать некоторые пометки, ставить + за правильные ответы. Кто получит 5плюсов, тот получает оценку «5» в журнал. Проверьте свое рабочее место. Кто готов – поднимите веселого человечка! «Улыбнитесь мне» - Итак, Ребята, а вы, наверно, знаете, кто делает открытия? - Открытия делают ученые, исследователи, открыватели. - Как вы думаете, а мы с вами способны сделать открытие? Давайте же сегодня на уроке будем научными исследователями. А откроем мы один из особых случаев словообразования. I. Так как вы уже знакомы с некоторыми способами словообразования, то думаю, справитесь с этой задачей: определите способ словообразования в каждом слове и разложите их по столбцам.
Работают.

- Проверьте в группе. Ответы должны совпадать!
В первом столбце должны быть слова – лимонный и медвежонок Во втором столбце – прибежать и некрасивый В третьем – подоконник и переносица В четвертом – паровоз и самолет
В четвертом???? Выделите морфемы, с помощью которых образовались данные слова. Может быть, есть вопросы? А они должны быть!!!! Не боимся задать вопрос! Вы же со мной должны вести диалог! (возможные вопросы: а как это приставочно-суффиксальный? А почему в четвертом столбце стоит вопросительный знак? Как этот способ называется?) - Ребята, может быть, есть кто-то из вас, кто знает, как образуются слова приставочно-суффиксальным способом? - ответ: это когда с помощью приставки и суффикса образуется новое слово! (тот, кто ответит, тому+) - Ребята, мы вернемся к этому способу образования. А насчет последнего столбца скажу, что вот этот способ словообразования вы будете открывать! Вести научно- исследовательскую работу. II. Для решения этих задач прошу вас прочесть текст, который я распечатала. Это теория из учебника под редакцией В.В. Репкина. Обычно дети сами читают, но начинаю я с ними работу по пониманию содержания теоретического материала вместе с ними и читаю вслух. А ваша задача внимательно следить и карандашом подчеркивать слова с непонятным лексическим значением и ключевые слова, которые подскажут о чем идет речь. Обсудите в группе. Кто готов дальше продолжать разговор – «Улыбнитесь»! - Что вы узнали нового для себя? - Смогли ли вы ответить на вопросы, поставленные автором? Почему не надо заглядывать повторно в словарь, для того чтобы узнать значение слова КАБАРЖОНОК? Что подсказывает нам о его значении? И какова роль суффикса ОНОК? Для того чтобы правильно ответить, надо понять значение слов: мотивированный, производный; немотивированный, непроизводный
III. Предположительный список слов из параграфа 37.
- значение обусловлено мотивировано - мотивированные, производные (новые) - немотивированные, непроизводные (которые образовались самостоятельно, начальная форма) IV. Давайте, попробуем найти непроизводные, немотивированный к нашим словам: Лимонный – мотивированное? –да! А какое слово к нему немотивированное? ЛИМОН! Верно. К слову медвежонок? МЕДВЕДЬ Некрасивый – КРАСИВЫЙ Прибежать – ПРИБЕЖаТЬ
А какие немотивированные, непроизводные слова к словам ПЕРЕНОСИЦА и ПОДОКОННИК? - (может быть, кто-то по аналогии скажет слово – перенос! Надо будет зацепиться и спросить - а что такое перенос?.. а есть слово НОСИЦА? А такое? – нет. Так от какого немотивированного слова образовалось это мотивированное слово НОС!) Ребята, есть небольшая хитрость! Закройте правой рукой часть слова ИЦ – есть слово ПЕРЕНОС? Есть…хорошо….но есть ли слово НОСИЦА? Нет. Значит суффикс и приставка присоединились одновеременно. Получился приставочно- суффиксальный. Так же ПОДОКОННИК ПАРОВОЗ и САМОЛЕТ? В образовании этих слов используется сложение и сколько немотивированных, непроизводных слов. ПАР и ВОЗ (возит пар) САМОЛЕТ – САМ ЛЕТАЕТ V. А какие слова еще остались? - БЕГ и СИНЬ! Пока нам непонятно…прочитаем прочитаем второй текст параграф 56, но не сначала! Найдите абзац, который начинается со слов: «Рассмотрим еще две пары слов:……..
Читают так же!!!!
- что поняли из прочитанного? Слова непонятные и ключевые! В группе поработайте! VI. - Итак, о каком особом случае словообразования говорит автор? С помощью нулевого суффикса образуются мотивированные (новые) слова от глаголов и прилагательных! БЕГ от БЕГАТЬ СИНЬ от прилагательного СИНИЙ VII. Итак, какое слово нам надо написать в последнем столбике? Какой способ вы для себя сегодня открыли? Предлагайте названия!!! Начну я – нулёвосуффиксный! Какие будут еще варианты? Как образуется? С помощью нулевого суффикса! Тогда вопрос – ТАК ЕСТЬ СУФФИКС? - НЕТ! - Как же нам назвать этот способ? Товарищи, ученые? - посовещайтесь!!!! - слова образуются без чего? Без суффикса!!! Значит – способ БЕССУФИКСНЫЙ! Записывают!!!!!!
Попробуйте устно определить немотивированные, непроизводные слова к следующим словам: (на доске) - совещаются быстро Прыг …….. (прыгать) Пряжа …….(прясть) Пропажа ……(пропасть) Высь ……..(высокий) Глушь …….. (глухой) Зелень ……..(зеленый) Ход ….. …(ходить) Глубь …….(глубокий) Если хватит время – УПР 156. И Д/З Оценки!
Упражнение
Прочитайте отрывок из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», в котором описывается собрание странных чудовищ, увиденных героиней романа во сне. ….Вот рак верхом на пауке Вот череп на гусиной шее Вертится в красном колпаке Вот мельница вприсядку пляшет И крыльями трещит и машет; Лай хохот пенье свист и хлоп Людская молвь и конский топ! Какие существительные, производные от глаголов, встретились в этом отрывке? Как они образованы? Какие из них, по вашему мнению, мог образовать сам поэт? Запишите отрывок, вставляя пропущенные знаки препинания.

Ступить

подступ

Сказать

рассказ

Сесть

присест

Рядить

наряд

Сказать

пересказ