"Чистые вещества и смеси"

Автор: Жирнова Ольга Владимировна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МОУ СОШ №62
Населённый пункт: Хабаровский край г.Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Чистые вещества и смеси"
Дата публикации: 21.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Чистые вещества и смеси»
Цели урока: 1. Сформировать понятия о чистом веществе и смеси веществ 2. Ознакомить со способами разделения смесей Ход урока: I. Организационный момент. Проверка домашнего задания: Учитель проводит фронтально химическую разминку – тренинг :показывает карточки с формулами различных соединений, ученики дают название и определяют принадлежность вещества к классу неорганических соединений II. Понятие о чистом веществе и смеси. Объяснение нового материала учитель начинает с беседы: - Что называют веществом? (Вещество – это то, из чего состоят физические тела) - Нам хорошо знакомо, что такое чистота. Чистая комната, чистая тетрадь, чистая одежда… А что подразумевает собой понятие чистое вещество? - Тема сегодняшнего урока: «Чистые вещества и смеси» (запись даты и темы урока учащимися в тетради ). - А чем отличается чистое вещество от смеси веществ? Цели урока обсуждаются с учащимися: - Выяснить, какое вещество считают чистым. Что такое смесь? Какие бывают смеси? Какими способами можно разделить смеси? Учитель предлагает ученикам рассмотреть смеси, находящиеся на демонстрационном столе и примеры смесей, представленные на слайде. Далее учитель вместе с учениками формирует определение смеси, как комбинации из нескольких веществ, находящихся в непосредственном контакте друг с другом(учащиеся фиксируют определение в тетради). Учитель дополняет, что в природе нет абсолютно чистых веществ, все они встречаются преимущественно в виде смесей. Приводим примеры (демонстрируем слайды) смесей, дети записывают их в тетради: - воздух (смесь газов – азота, кислорода, аргона и др.) – газообразная смесь - морская вода, минеральная вода с газом, молоко, сок, кофе, раствор соли (сахара) в воде – жидкие смеси - гранит, сплавы металлов – твердые смеси На данном этапе ученикам предлагается работа с раздаточным материалом, выданным на парту (Приложение 1), а так же с рис. 74 в учебнике (с. 122). Изучаем представленную на листе таблицу с различными примерами смесей, анализируем смеси по составу, по агрегатному состоянию входящих в смесь компонентов, приводим свои примеры смесей. Развивая тему, учитель сообщает, что для научных исследований и в промышленности, в основном, требуются чистые вещества. Некоторые примеси даже в небольших количествах способны сильно поменять свойства веществ. В тоже время, необходимо выделить, что невозможно получить абсолютно чистое вещество, т. к. любое чистое вещество содержит хотя бы ничтожное количество примесей. Даем определение чистого вещества (слайд, запись в тетради):
- Чистым называется вещество, которое обладает постоянными физическими свойствами. В чистом веществе примеси, хотя и присутствуют в незначительном количестве, но не влияют на его физические и химические свойства. Пример чистого вещества – дистиллированная вода. Учитель отмечает, что в смесях каждое из составляющих их веществ сохраняет свои индивидуальные свойства. Для подтверждения этих слов учитель демонстрирует смесь порошков железа и серы, разделяет эту смесь действием магнита и делает вывод: железо обладает способностью намагничиваться, а сера – нет. Развивая тему, учитель обращает внимание учеников на смеси, представленные на демонстрационном столе: смесь речного песка и поваренной соли, смесь сахара и поваренной соли, смесь воды и масла, смесь глины или мела с водой. Сравниваем эти смеси с растворами сахара (соли) в воде. Отмечаем, что в одних смесях мы можем различить отдельные компоненты смеси, в других же – различить частицы веществ, входящих в состав смеси невозможно. Классифицируем по этому признаку смеси на однородные и неоднородные, демонстрируем слайд, приводим схему в тетради: СМЕСИ Однородные (растворы NaCl, сахара в воде, воздух) Неоднородные (смесьFeиS, NaCl и сахара, глина с водой, масло с водой) Формулируем определения: Неоднородными называются смеси, в которых невооруженным глазом или при помощи микроскопа видны частицы веществ, составляющих смесь. Однородными называются смеси, в которых нельзя заметить частицы веществ, входящих смесь (даже при помощи микроскопа) Для закрепления материала на данном этапе ученики работают парами и приводят свои примеры смесей ( однородную и неоднородную) III. Способы разделения смесей. Учитель снова обращается к демонстрационному столу и знакомит ребят с основными способами разделения смесей, которые представляет в виде следующей схемы:
Основные способы разделения смесей (очистки веществ)
Неоднородные смеси
Отстаивание и

декантация
Отстаивание частиц глины и песка в воде. Применяется для очистки питьевой воды
Фильтрование
Применяется для очистки питьевой воды (бытовые фильтры
)

Действие магнитом
(отделение железа от немагнитных веществ) Однородные смеси
Выпаривание
Выделение NaClиз воды
Кристаллизация
Производство сахара
Дистилляция

(перегонка)

соленых озер Получение дистиллированной воды IV. Демонстрационные опыты. Учитель проводит лабораторные опыты,демонстрируя основные способы разделения смесей: отстаивание и декантация, фильтрование и выпаривание, действие магнитом. С такими способами разделения смесей как возгонка, центрифугирование, хроматография учитель знакомит учеников на видеофрагментах (демонстрирует видеоролики на экране с помощью проектора). V. Закрепление. На данном этапе ученики работают в парах по карточкам; им необходимо предложить способ разделения своей смеси, указанной в задании. Ученики обдумывают и озвучивают свои решения. Учитель обращается к учащимся с дополнительными вопросами: - Процессы разделения смесей следует относить к физическим или химическим процессам? (к физическим процессам) - Какие явления подтверждают этот вывод? VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Подводя итог урока, учитель обращается к классу с вопросами: - С какими новыми понятиями мы сегодня познакомились? - Какие методы разделения смесей мы освоили? - Где и как нам могут пригодиться полученные сегодня на уроке знания? VII. Домашнее задание: п. 23,25. с. 134, упр. 3,4