"В игры играем - речь развиваем"

Автор: Коваленко Ирина Михайловна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №18 Кронштадтского района Санкт - Петербурга
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "В игры играем - речь развиваем"
Дата публикации: 21.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


В игры играем – речь развиваем!
Все мы прекрасно знаем, что полноценное развитие личности ребёнка не возможно без воспитания у него правильной речи. Речь – это «зеркало» протекания всех мыслительных процессов и эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но, к сожалению, сегодня все чаще можно встретить детей с проблемами речевого развития разной степени сложности. Помочь таким детям – вот моя цель, так как я уже более 15 лет работаю учителем – логопедом в детском саду. А чтобы моим воспитанникам было интересно и увлекательно, я разрабатываю игры и упражнения, и некоторые из них хочу предложить вашему вниманию. Игра «Веселый кубик». Благодаря ей, я решаю следующие задачи: формирование умений словообразования, расширение и обогащение активного словаря, обучение составлению предложений, совершенствование лексико - грамматических навыков, развитие фонематического восприятия. Начиная играть с кубиком, мы обычно произносим такую фразу:
«Этот кубик прокачу, с ним сейчас играть хочу».
После этого дети получают определённую инструкцию. Для успешного проведения игр необходимо иметь куб с кармашками и наборы картинок.
1-ый вариант. «Посчитай предметы».
Цель: Совершенствовать навык согласования числительных с существительным. Затем можно усложнить задачу и предложить детям согласовать числительное с прилагательным и существительным. Для игры необходимо подобрать картинки по количеству детей и набор цифр от 1-ого до 5-ти, которые вставляются в кармашки кубика. Ребёнок выбирает картинку и бросает кубик. Число на кубике определит задание для ребёнка. Например, изучая лексическую тему «Овощи», детям можно предложить поиграть в «магазин» и купить овощи. Возможные ответы детей: Я куплю один огурец, два огурца, три огурца, четыре огурца, пять огурцов. Можно вложить в кармашки картинки с изображением одного предмета. Ребёнок, бросив кубик, должен подобрать картинку, где изображено несколько таких же предметов и сказать: «На кубике одна ромашка, а на моей картинке четыре ромашки».
2-ой вариант. «Составь предложение с таким

количеством слов, сколько покажет кубик».

Цель: учить составлять предложения по указанному количеству слов. Для игры необходимо подобрать сюжетные картинки и набор цифр от 2-ух до 6-ти, которые вставляются в кармашки кубика. Число на кубике покажет, сколько слов должно быть в предложении. Когда дети научатся составлять предложения, задание можно усложнить и предложить детям составить предложения по схемам, которые помещаются в кармашки кубика вместо цифр.
3-ий вариант. «Назови ласково».
Цель: Совершенствовать умения словообразования. Для игры необходим набор предметных картинок по лексическим темам. Картинки вставляются в кармашки. Ребёнок бросает кубик и называет ласково тот предмет, который выпадает на картинке.
4-ый вариант
.
«Собери семью».
Этот вариант игры подходит для лексических тем «Дикие и домашние животные», «Животные жарких стран». Для игры необходимы картинки с изображением животных. ( мама, папа и детёныш).
5-ый вариант. «Подумай и придумай».
Цель: Формирование фонематического восприятия. Для игры необходимы карточки с буквами, которые вставляются в кармашки. Изучив гласные звуки. Можно предложить детям составить слово, которое начиналось бы на указанный звук. Затем можно вставить в кармашки схемы слов и предложить детям придумать слова по схеме, которую показал кубик.
6-ой вариант. «С какой ветки эти детки».
Этот вариант игры позволяет закрепить знания детей о деревьях, растущих в нашем регионе. Для этого потребуется набор картинок с изображением деревьев и набор картинок с изображением плодов. Бросив кубик, который покажет картинку с изображением дерева, ребёнок должен подобрать картинку с изображением плодов. Аналогичную игру можно провести, используя картинки с изображением деревьев и листьев. Выбирая подходящую картинку, ребёнок должен рассказать, где он видел такое дерево. Я буду признательна коллегам, если мои упражнения заинтересуют их и понравятся детям.
Коваленко Ирина Михайловна
учитель – логопед ГБДОУ детский сад №18 Кронштадтского района Санкт - Петербурга