"Коммуникативные танцы как средство развития навыков невербального общения дошкольников"

Автор: Белова Марина Михайловна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №111 "Умка" г.Чебоксары
Населённый пункт: город Чебоксары,Чувашская Республика
Наименование материала: Статья
Тема: "Коммуникативные танцы как средство развития навыков невербального общения дошкольников"
Дата публикации: 18.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

КОММУНИКАТИВНЫЕ ТАНЦЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. Белова Марина Михайловна старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №111 «Умка» г.Чебоксары За руки дружно с тобою возьмемся, Будем кружиться мы в танце легко. Глядя друг другу в глаза, улыбнемся - Как танцевать нам с тобой хорошо! Проблема формирования коммуникативных умений дошкольников приобретает все большее значение в современном мире. «Готовность к эффективному коммуникативному взаимодействию человека с людьми в настоящее время является необходимым условием развития личности уже в период дошкольного детства. Умения устанавливать взаимоотношения с другими людьми, вступать с ними в контакты, регулировать свое поведение во многом определяют в современном обществе будущий социальный статус ребенка» [3, с. 25]. Высокий уровень общения выступает залогом успешной адаптации ребенка в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства. На данном этапе полноценное общение невозможно без коммуникативных навыков, которые формируются у человека в дошкольном возрасте. Следовательно, и развивать их надо еще в детстве, когда ребенок наиболее гибок и пластичен, способен все впитывать в себя. Особую важность эта тема приобретает в настоящее время, когда коммуникативное развитие вызывает серьезную тревогу. Действительно, все чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения у детей. «У многих детей возникают сложности в общении со сверстниками, они чувствуют себя некомфортно в группе и становятся агрессивными, неуправляемыми. Дети не могут занять в группе сверстников желаемого положения «на равных», они часто замыкаются, начинают сторониться и избегать детского сообщества» [5, с. 91]. Как обеспечить ребенку комфортное существование в среде сверстников? Предполагается, что жизнь сама всему научит, но ведь жизнь — это, прежде всего, социальное явление. «В сфере межличностных отношений, во время игры, ребенок испытывает потребность в эмоциональном тепле и контакте с другим человеком. Важно помочь ребенку осознать свою индивидуальность, основные способы общения с другими людьми, не заставлять, не давить, а помочь преодолеть стереотипы, мешающие ему жить счастливо» [4, с. 82]. Следует отметить, что в коллективе у дошкольников среднего возраста потребность реализуется в социальном соответствии: желании соответствовать социальным требованиям, выполнять правила общественной жизни, быть общественно полноценным, а также в общении со сверстниками и т. д. Общение является важным условием психологического развития человека, формирования его личности, его социализации. В детский сад поступают дети с разным уровнем подготовки. Некоторые из них не имеют опыта общения со сверстниками. Есть дети, которые имеют такой опыт,
но у них не устранены элементы эгоцентризма, поэтому они неохотно вступают в процесс общения. Трудности также возникают при взаимодействии девочек и мальчиков - многие не хотят вставать в пару. Поэтому, мы решили шире использовать в совместной деятельности педагога с детьми 4-7 лет коммуникативные танцы. В педагогике музыкального образования вопросами, связанными с использованием элементов невербального общения в танцах, занимались А. И. Буренина, Л. В. Виноградов, Й. Вуйтак, В. А. Жилин, В. Р. Каневский, К. Орф, А. Остертаг, Е. И. Поплянова, И. Э. Сафарова, Т. Э. Тютюнникова. К. Орф отмечал необходимость подбора к музыке соответствующих настроению танцевальных движений. Й. Вуйтак считал, что танец является социальной деятельностью, поэтому он способствует социализации детей. Все авторы, рассматривавшие те или иные пути введения детей в танцевальное творчество, отмечали: в этом процессе у детей развиваются определенные коммуникативные умения, необходимые для общения друг с другом, взрослым. Очевидно, поэтому в методике музыкально-ритмического воспитания детей появился термин «коммуникативный танец», который, по мнению В. А. Жилина, является художественной деятельностью, включающей комплекс определенных танцевальных упражнений, направленных на установление общения между детьми. В ряде исследований убедительно показано, что в дошкольном возрасте происходит явная дифференциация детей по их положению в группе: одни дети уже в 4-5 лет становятся более предпочитаемыми для большинства сверстников, другие - не пользуются особой популярностью - либо отвергаются, либо остаются незамеченными. Опыт первых контактов со сверстниками становится тем фундаментом, на котором надстраивается дальнейшее социальное и нравственное развитие ребенка. Поэтому вопрос о том, что влияет на положение ребенка в группе сверстников, имеет исключительное значение. Анализируя качества и способности наиболее коммуникабельных детей, можно понять, что привлекает дошкольников друг в друге и что позволяет ребенку завоевать расположение сверстников. Ведь именно те дети, которые уверенны в себе, свободно могут общаться с окружающими их людьми. Несмотря на то, что все авторы подчеркивали такую важную составляющую музыкально-ритмической деятельности детей, как установление положительных отношений средствами невербального общения, коммуникативный танец недостаточно используется в практике дошкольных учреждений. Коммуникативный танец - благодатный вид деятельности в решении проблемы взаимопонимания дошкольников со сверстниками, ведь каждый ребенок становится партнером другого. Ценность коммуникативных танцев также и в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Поскольку подобные танцы построены в основном на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они воспроизводят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального микроклимата в детской группе.
Известно, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребёнка и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре. Коммуникативные танцы-игры − это, в основном, танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания, соревнования (кто лучше пляшет) и т. д. Происхождение этого материала связано с фольклором разных народов. Впоследствии использование подобных плясок при проведении досугов с детьми и взрослыми породило множество вариаций. Ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна. Невербальное общение и танец имеют много общих элементов: невербальные сигналы и знаки, пространственно-временную структуру, установление и регуляцию взаимоотношений. Общение со сверстниками происходит в различных видах деятельности детей. Особым потенциалом для развития навыков невербального общения являются физкультминутки, как часть занятия. Так как, в процессе танца дети могут научиться понимать намерения другого ребенка, узнавать по жестам о его готовности вступить в контакт, по позе – об эмоциональном настрое. Невербальные средства общения в танце не только облегчают взаимодействие и взаимопонимание партнеров, но и являются средствами художественной выразительности. Для исполнения коммуникативного танца не требуется специальной хореографической подготовки, и, следовательно, он доступен любому ребенку при введении его в процесс музыкально-ритмической деятельности. В этих танцах развивается динамическая сторона общения - легкость вступления в контакт, инициативность, готовность к общению. Они также развивают эмпатию и сочувствие к партнеру, способствуют эмоциональности и выразительности невербальных средств общения. Выкрики приветствия и одобрения не только поднимают настроение танцующих, но и помогают точно выполнять движения. Компоненты коммуникативного танца просты: шаг, бег, скольжение, подпрыгивание, кружение. Танцуя, дети внимательно прислушиваются к различным элементам музыкальной структуры. Поскольку музыка повторяется много раз, дети легко осознают ее форму и могут предвидеть каждую новую или повторяющуюся часть. Танец способствует визуальному развитию чувства формы: различные части иллюстрируют различное движение. Взаимодействие с другими танцовщиками помогает ребенку ориентироваться в пространстве и выстраивать интересные геометрические образования: движения по кругу вперед или боком, параллельные линии, мельницу, квадраты, змейки. Разучивая танцы, дети познают себя, сверстников, знакомятся с культурой различных стран и открывают для себя разнообразие национальных характеров и традиций. Коммуникативные танцы можно использовать в самых разнообразных формах работы с детьми : на занятиях, в совместной деятельности. Ведь их разучивание
не занимает много времени, так как танцевальные движения просты и повторяются несколько раз, но обязательно с новым партнером. С целью формирования у дошкольников коммуникативных умений, двигательных навыков, умения ориентироваться в пространстве, развития музыкальности и важнейших личностных качеств в ДОУ был разработан перспективный план по изучению коммуникативных танцев с детьми 5-7 лет. Дошкольники в каждый месяц разучивали новый танец, а сами танцы использовались как физкультминутка, так и в играх в первую и вторую половину; активно использовали при проведении совместных праздников и развлечений для детей и их родителей. В коммуникативных играх и танцах были реализованы следующие направления воспитательной работы:  развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;  развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;  развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки. Месяц Содержание Возраст детей 5-6 лет 6-7 лет сентябрь Улыбнуться не забудь Танец подружки октябрь Подружки Лимузин ноябрь Садовник Бинго США декабрь Светит месяц Ножка Бразилия январь Утренняя песня Танец с хлопками Португалия февраль Ждут нас карусели Перекрестный танец март Лавата Польша Твой теперь черед Бельгия апрель Брейк- миксер сша Полька Австрия май Тетера Вальс Дружбы Общение и опыт взаимодействия со сверстниками очень важны для процесса развития детей. Коммуникативный танец может стать одним из средств развития навыков общения дошкольников.
Список литературы:

1.Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей: учеб. пособие. СПб.: Музыкальная палитра, 2004. — 36 с. 2.Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет. Советы психолога. М.: АРКТИ, 2004. — 231 с. 3.Гаврилушкина О.П. Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада // Ребенок в детском саду. — 2003. — № 2. — С. 2—3. 4.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность: пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996. — 240 с. 5.Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. М.: Академия, 2009. — 172 с.