КУКЛА "ДОЛЯ"

Автор: Фролова Тамара Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОУ ДО "РЦДОД"
Населённый пункт: П.ТУБИНСКИЙ УСТЬ-ИЛИМСКОГО Р-НА ИРКУТСКОЙ ОБЛ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: КУКЛА "ДОЛЯ"
Дата публикации: 22.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


План открытого занятия педагога

объединения «Вязание крючком»
Автор: Фролова Тамара Владимировна Педагог дополнительного образования МОУ ДОД «РЦДОД при МОУ «Тубинская СОШ»

Тема занятия
:
Кукла- оберег «ДОЛЯ»

Цель занятия
: ознакомление обучающихся с куклами- оберегами.
Задачи занятия:
1.
Образовательные
: дать обучающимся представление об Куклах-оберегах. 2.
Развивающие
: развивать психические процессы: память, воображение, мышление, внимание обучающихся, познавательный интерес, эмоциональную сферу. 3.
Воспитывающие
: воспитывать дисциплинированность, трудолюбие, усидчивость, доброту, аккуратность, коллективизм. Осуществление образовательной цели помогает продолжить ознакомление обучающихся с видами куклы- амулета; продолжить формирование навыков по организации рабочего места, знаний по технике безопасности и охране труда обучающихся. Осуществление воспитательной цели позволяет педагогу ознакомить детей с правилами коллективного взаимодействия, воспитывать в детях необходимые качества для их совместной творческой деятельности для взаимодействия с окружающими их людьми. Осуществление развивающей цели позволяет педагогу формировать в детях трудолюбие, усидчивость, эстетический вкус, познавательный интерес особенно к культуре и искусству, необходимые на всех занятиях «Вязания крючком». Учебное занятие относится к комбинированному типу. Вид занятия: учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний. Занятие было направлено на мотивирование обучающихся, для понимания ими важности вязания, проведены ритмические паузы - две физкультминутки, благодаря смене вида деятельности, дети отдохнули и с новыми силами приступили к выполнению поставленных педагогом задач. Учебный материал развивает в обучающихся эстетический вкус, желание научиться творчески работать, расширяет кругозор, развивает фантазию, желание выполнить новые, более усовершенствованные образцы изделий. Использование наглядности способствует максимальному раскрытию содержания занятия и развитию познавательного интереса вбучающихся к обучению. Новый материал способствует формированию знаний о применении на занятиях инструментов, приспособлений, материалов, организации рабочего места, технике безопасности и охране труда воспитанников.

Тема занятия
: Кукла- оберег «ДОЛЯ»
Цель занятия
: изучения видов кукол- амулетов.
Задачи занятия
: 1.Образовательные : дать воспитанникам представление об Куклах- амулетах и их происхождение. 2. Развивающие: развивать психические процессы: память, воображение, мышление, внимание обучающихся, познавательный интерес, эмоциональную сферу, 3.Воспитывающие: воспитывать дисциплинированность, трудолюбие, усидчивость, доброту, аккуратность, коллективизм. Тип занятия: комбинированное занятие.
Методы обучения, используемые на занятии
: теоретического объяснения нового материала, показа на практики куклы «Доля».
Оборудование
: дидактические материалы и инструменты: краткое описание куклы- оберег, крючки, нитки, ножницы.
Вид занятия
: Учебное занятие изучения и закрепления новых знаний.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент. Приветствие педагогом обучающихся. Объявление темы, целей, задач занятия. А сейчас, ребята, мы с вами вспомним технику безопасности. Каким должно быть рабочее место для вязания? (Ответ: должно быть хорошо освещено). Как надо сидеть за рабочим столом? ( Ответ: сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула). Какие инструменты могут понадобиться кроме крючка? (Ответ: могут понадобиться и дополнительные инструменты: штопальная игла, ножницы, а для глажения – утюг). После пользования утюгом, что нужно с ним сделать? (Ответ: его нужно выключить из розетки и поставить в безопасное для человека место, на специальную железную подставку, для остывания, той стороной, которой гладили). Как нужно хранить утюг? ( Ответ: хранить утюг нужно в лежачем положении). Каким должно быть рабочее место? (Ответ: на рабочем месте должен быть порядок, все предметы должны быть разложены по своим местам). Что нужно делать, чтобы руки оставались чистыми? (Ответ: перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы нить и вязаное полотно оставались всегда чистыми, а на руках не оставалось мелких частиц пряжи. Обучающиеся , особое внимание во время наших занятий вы должны уделять технике безопасности. Крючок, иглы, ножницы - это колющие предметы, поэтому нужно быть очень внимательными и осторожными, когда работаете с инструментами и приспособлениями, чтобы никого не травмировать ими, их нужно хранить в специальных футлярах, а передавать очень осторожно, чтобы не толкнуть и не уколоть ими окружающих, ножницы передают кольцами вперед. (Показ фото, изделия). -Мотивация - ребята, изучаемая тема необходима, наши предки верили в большую силу оберегов и в то, что именно куклы-амулеты отвернут беду и недуги, помогут найти правильный жизненный путь, поспособствуют плодородию, придадут силы и подарят долголетие. Для каждого случая жизни была своя кукла-оберег. Сегодня многие не то чтобы верят
в сверхъестественную силу кукол, но и не пренебрегают древнейшими традициями. 2. Основная часть. Изучение нового материала. Ребята, а сегодня речь пойдет именно о кукле обереге Доля. От чего обережет нас кукла «Доля» Доля это исключительно женский оберег. В древности верили, что богиня Макоша каждой девушки еще в день рождения дарит долю, часть свей судьбы. Ее помощницы Доля и Недоля плели судьбу для каждой представительницы женского пола индивидуально. Поэтому наши прабабушки, не дожидаясь поспешной доли для своих дочерей и внуков, куклы делали сами, чтобы обеспечить своим родным долгую и счастливую жизнь. Что надо знать об изготовлении куклы оберега своими руками Если мы делаем куклы обереги сами, то надо знать традиционные подходы до техники их изготовления. Ни в коем случае нельзя применять иголки при создании куклы, а также что-то обрезать. Куклу Доля делаем исключительно из ниток. Очень важная деталь оберега Доля – это коса куклы. Коса должна быть длинной, но не тонкой. В процессе изготовления думаем о своей доле или доле своих родных, представляем себе такую судьбу, о которой мы мечтаем, и свои желания вкладываем в вид куклы. Но, конечно же, все в меру. И помимо всех неудач, благодарите долю за прекрасные моменты в вашей жизни, делайте ее с любовью и она к вам обязательно вернется. Не забывайте, что мера – это лад, гармония, счастье, золотая середина и равновесие. 3. Практическая часть. Показ на практике выполнения куклы- оберег «Доля». Делаем сами куклы обереги Доля.
1
. Готовим материалы: нитки шерстяные желтого, белого, красного и оранжевого цветов, предмет для наматывания, клей.

2.
Наматываем сначала желтые нити для волос от руки до локтя, а толщину косы определяете сами.
3
. Теперь на предмет наматываем белые нити, не разрезая круг (в отличие от рисунка, туловище должно делаться за таким же принципом, как и руки), а просто обрывая нить, когда достигнем желаемой толщины и снимаем с детали, на которой наматывали нить.
4.
Косу продеваем сквозь моток белых ниток, впираясь в верхнюю стенку. Ребята, послушайте сказку, «Волшебная шкатулка»: «На рабочем столе Мастерицы стояла красивая шкатулка. В ней дружно жили подружки – Катушки, веселые Иголки и Булавки ловкие Ножницы, важный Наперсток. Рядом со шкатулкой, на столе, стоял всегда угрюмый Утюг. Много всяких интересных историй происходило на этом столе, много тайн рукоделия знали здешние жители. Жили они в шкатулке дружно и весело, помогая друг другу. Ловкие ножницы всегда приходили на помощь иголочке, чтобы отрезать нить, а важный наперсток всегда пыхтел, как паровоз, но с радостью помогал
иголочке протыкать ткань. Все шло хорошо! Но вот однажды, жители шкатулки поспорили, кто же из них самый главный помощник человеку. Иголочка сказала: «Я самая необходимая! Даже в загадке говорится Тонка, длинна, одноуха, остра - всему миру нужна! Как бы без меня сшили одежду, ткали ковры? Значит я самая главная!» В разговор вступили Ножницы: «А что бы вы делали без меня? Кто вам эту ткань и нити отрезал бы? А кто из вас умеет резать железо, стричь овец? Я еще много чего могу. Значит, я и есть самый главный помощник?» И тут зашипел Утюг: «А про меня забыли? Я тоже самый главный! Представьте на минуточку, что из всех домов исчезли … утюги. Какими мятыми и неряшливыми ходили бы все в школу, а мамы и папы на работу! Значит я тоже самый главный!» Долго они спорили, кричали, да так, что все охрипли. Уже наступила ночь, а спор всё продолжался. И вдруг встал важный наперсток: «Все мы важны и необходимы человеку. Без нас ему будет туго». Все подумали и решили, что и, правда, все мы ему необходимы. И снова в шкатулке воцарилась тишина, и инструменты зажили дружно». -Ребята, чему учит эта сказка? Проведение физкультминутки и пальчиковой гимнастки. Физкультминутка: «Бабочка». Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.) Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад) Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.) Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.) Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.) «А часы идут, идут». Тик-так, тик-так, В доме кто умеет так? Это маятник в часах, Отбивает каждый такт (Наклоны влево - вправо.) А в часах сидит кукушка, У нее своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.) Прокукует птичка время, Снова спрячется за дверью, (Приседания.) Стрелки движутся по кругу. Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.) Повернемся мы с тобой Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.) А часы идут, идут, (Ходьба на месте.) Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.) А бывает, что спешат, Словно убежать хотят! (Бег на месте.) Если их не заведут, То они совсем встают. (Дети останавливаются).

5.
Делаем моток для рук с оранжевых нитей, снимаем неразрывный круг с предмета для наматывания и протягиваем сквозь белые нитки немного ниже косы (оставляем место для головы).
6.
Берем красную нитку, обматываем шею и пояс, делая на груди бережный крест. Также обвязываем ладони.
7.
Берем красные нити для юбки и предмет нужного размера для наматывания. Делаем моток, разрезаем его снизу (юбку можно разрезать, ведь это уже не тело куклы). Сквозь верхний изгиб нанизываем нитку и привязываем на пояс.
8.
Заплетаем косу и украшаем голову лентой. Кукла оберег Доля готова. Пусть она оберегает вашу долю и долю ваших родных, а также приносит в ваш дом только счастье. 4.Закрепление изученного материала. Систематизация знаний.
из каких ниток можно изготовить куклу- оберег и от чего оберегает эта кукла. 5. Итог занятия. Показ обучающимися выполненные работы. Самооценка своих работ. Оценка детских работ педагогом. Организованный просмотр выполненных работ. Вам понравились работы других ребят. Молодцы вы все очень постарались работы получились красивые. 6. Домашнее задание. Домашним заданием будет таким, самостоятельно сделать куклу- оберег. Итак, что вы нового узнали, чему научились на занятии? Организация обучающихся на уход домой. Уборка рабочих мест. Проводы воспитанников, контроль за их сборами для выхода на улицу. Напоминание обучающимся о правилах поведения у дороги.
2015г.