"Профессиональная культура специального педагога, работающего с детьми с ОВЗ"

Автор: Титовец Ольга Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №1 ст. Милютинская
Населённый пункт: станица Милютинская, Ростовская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Профессиональная культура специального педагога, работающего с детьми с ОВЗ"
Дата публикации: 18.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

По своему профессиональному назначению деятельность специального педагога, педагога-дефектолога — коррекционно-педагогическая. Эта деятельность направлена на предупреждение, исправление, устранение основных причин и условий, вызывающих различные отклонения в развитии и поведении детей. Основой коррекционных мер является деятельность, направленная на изменение психолого-педагогических условий для осуществления, прежде всего, процесса социализации ребенка; оказание психолого-педагогической и коррекционной помощи детям; обеспечение социально-правовой защиты ребенка. Для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, учитель – дефектолог, учитель-логопед, тифлопедагог и другие специалисты разных областей специальной педагогики, должны владеть не только профессиональными знаниями, но и уметь владеть профессиональной культурой, культурой дефектолога. Контингент детей с ОВЗ чрезвычайно неоднороден. Это определяется, прежде всего, тем, что в него входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата. Среди детей с ограниченными возможностями здоровья наибольший процент составляют дети с отклонениями в умственном развитии (дети с задержкой психического развития и дети с нарушением интеллекта). У этих детей отмечаются трудности в речевой коммуникации, в контактах с новыми взрослыми и со сверстниками, что в свою очередь, затрудняет процесс их социализации. Так что же включает в себя понятие «культура специального педагога», какую роль оно играет в работе специалиста с особыми детьми? Существует специальное понятие «дефектологическая культура». Изучив ряд литературы по данной теме, используя свой педагогический опыт работы с детьми с ОВЗ, могу отметить, что это понятие является основополагающим в работе современного коррекционного педагога. Понятие «дефектологическая культура» подразумевает овладение педагогом специальными знаниями, умениями и навыками. Способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно ориентированного и индивидуально-дифференцируемого подходов к лицам с ОВЗ. Специальному педагогу обязательно должны быть присущи рефлексивные умения. Умения управлять своим эмоциональным состоянием, владения навыками саморегуляции и самокоррекции эмоциональных реакций. Осуществление самонаблюдения, самоанализа и самооценки собственной педагогической деятельности позволит педагогу прогнозировать последствия своих профессиональных действий, оценить их эффективность. Педагог- дефектолог, идя в ногу со временем, должен заниматься своим самосовершенствованием, пополняя копилку своих профессиональных
знаний и умений новыми технологиями. Готовность к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам семейного обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения, требует знания психологии и владения методиками консультирования. Рассуждая о профессиональной культуре в работе с детьми с ОВЗ, можно сделать следующий вывод. Современные социальные условия предъявляют особые требования к характеру профессиональной деятельности, дефектологической культуре педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Специальный педагог не может успешно вести работу по воспитанию, обучению и коррекции недостатков развития ребёнка с ОВЗ, не владея дефектологической культурой, которая подразумевает под собой не только научную подготовку педагога, но и общепринятые черты культурного человека. Человека, который уважает своих учеников, делясь с ними своей положительной энергетикой и душевной теплотой.