Графические организаторы как средство самостоятельной работы обучающихся с информацией в процессе изучения дисциплины "Основы технологии отделочных строительных работ"

Автор: Каминская Валентина Вячеславовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГПОУ ЯО даниловский политехнический колледж
Населённый пункт: г.Данилов, Ярославская обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Графические организаторы как средство самостоятельной работы обучающихся с информацией в процессе изучения дисциплины "Основы технологии отделочных строительных работ"
Дата публикации: 22.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Методическая разработка

Графические организаторы как средство самостоятельной работы обучаю-

щихся с информацией в процессе изучения дисциплины «Основы технологии

отделочных строительных работ»
Реформирование профессионального образования выдвигает на первый план необходимость решения проблемы качества подготовки специалистов, готовых при - обретать и совершенствовать свои знания самостоятельно на протяжении всей жиз - ни. Строительная отрасль бурно развивается, выходит на совершенно новый уро - вень. На строительных площадках и предприятиях успешно внедряются новые тех - нологии и материалы. В период обучения в техникуме особенно важно, чтобы обучающиеся, овладе - вая знаниями и способами их добывания, осознавали, что современный специалист должен работать в постоянно меняющихся условиях, оперативно принимать реше - ния, регулярно осмысливать растущий поток информации. Способность человека к самообразованию и саморазвитию становится в усло - виях информационного общества главным фактором его эффективной профессиона - лизации и делового успеха. В связи с этим резко возрастает значение самостоя - тельной работы обучающихся, которая является важным звеном в реше нии ключевой проблемы профессионального образования - обеспечения качества образования. Это тем более важно, что, какие бы знания и в каком объеме не получали наши обучающиеся, они имеют необратимую тенденцию быстро устаревать, отставать от потребностей жизни, производства. Выход здесь в том, чтобы научить обучающихся учиться самостоятельно, приобретать знания из различных источников информации самостоятельным путем, овладеть как можно большим разнообразием средств само - стоятельной работы. Известно, что знание, которое включается в самостоятельную деятельность, усваивается значительно лучше по сравнению с тем, которое сообща - ется преподавателем как готовое. Поэтому особо остро встают вопросы: какие факто - ры способствуют наилучшему развитию умственных сил обучающихся, активности их мысли; как рационально организовать самостоятельную работу каждого при под - готовке к овладению новыми знаниями и в процессе их изучения; как добиться уве - 1
личения объема самостоятельных умственных и практических действий обучающих - ся на этом этапе обучения, создать благоприятные условия для формирования у них умений логически мыслить, самостоятельно анализировать факты, формулировать выводы, обосновывать свои практические действия. На определение понятия «самостоятельная ра бота», ее роли в повышении эффективности обучения, в развитии и формировании интеллекта обучающегося направлены мно гочисленные исследования. Изучается бюджет времени, способы рациональной организации и культуры умственного тру да, обобщается педагогический опыт практической работы. В то же время самостоятельная работа, ее планирование, орга низационные формы и методы, система отслеживания результатов являются одним из наиболее слабых мест в практике профессионального образования. В свете новых требований к организации учебного процесса в учреждении профессионального образования, когда 50 % учебного времени передаётся на внеаудиторную самостоятельную работу обучающихся, задачи совершенствования ее содержания и методов организации становятся все более актуальными. В современных условиях уже невозможно делать главную ставку на усвоение обучающимися определенной суммы фактов. Важно прививать умение самостоятель - но учиться, пополнять свои знания, ориентироваться в широком и стремительном по - токе информации о развитии науки и техники. Для решения этих очень важных педа - гогических проблем необходимо, в частности, формировать умение обучающихся самостоятельно работать с книгой, развивать желание расширять и обогащать свой кругозор. Не секрет, что многие учащиеся испытывают затруднения при работе с источ - никами информации. Затруднения возникают при анализе и осмыслении прочитанно - го, или же, когда им предлагают задания, в которых нужно найти связи между явле - ниями и процессами, найти общее, объединяющее, или, наоборот, при сопоставлении фактов, попытке найти отличительные особенности, в процессе классификации и си - стематизации материала. Эффективным способом самостоятельной работы обучающихся с информацией может стать использование графических организаторов. 2
Графические организаторы, представляющие сочетание различных геометриче- ских форм и связей между ними, подбираются в зависимости от типа информации и конкретной задачи ее структурирования. Типы графических организаторов разнообразны, однако, большинство из них может использоваться для решения различных учебных задач, что позволяет считать их гибким инструментом систематизации и структурирования информации. Дисциплина « Основы технологии отделочных строительных работ » является базовой при освоении профессии «Мастер строительных отделочных работ». Ее изучение осуществляется на 1 курсе. И уже на начальном этапе изучения дисциплины происходит знакомство обучающихся с различными графическими организаторами. Обязательным на начальном этапе является четкая инструкция о том, что собой представляет конкретный графический организатор и какую учебную задачу с его помощью нужно решить. Графические организаторы последовательностей помогают выстроить смысло - вые связи между рассматриваемыми явлениями, позволяют описывать последова - тельность стадий процесса или шагов, ведущих к созданию итогового продукта. Таблица «Пропиши детали» и «Сетевое дерево» используются для классифика - ции изучаемого материала по уровням. Сравнительные графические организаторы - эффективный обучающий прием, развивающий логическое мышление обучающихся. Для того чтобы сравнивать объек- ты и явления, необходимо их детально изучить и выделить основания для сравнения. Самостоятельно используя, подобные графические организаторы, обучающиеся ис - следуют новые понятия и идеи, приобретая умения анализировать заданные блоки информации. Они учатся задавать вопросы, позволяющие им обобщать первичные знания и формулировать новые представления, связанные с рассматриваемыми объектами. Использование цвета при выделении параметров сравнения позволяет ак - тивизировать ассоциативное мышление обучающихся. Наблюдения в процессе обу - чения подтверждают, что составление многоцветных сравнительных диаграмм способствует более глубокому усвоению изучаемого материала. 3
Матрица «Сходства и различия» используется для сравнения двух объектов с большим количеством характеристик. В центральной части схемы фиксируются сходства рассматриваемых объектов, слева и справа - их отличительные черты. Графические организаторы систематизации и структурирования понятий/ идей / представлений или когнитивные графические организаторы используется для систематизации и структурирования информации, содержащей большое коли - чество мелких деталей. Практика использования графических организаторов в самостоятельной работе обучающихся с информацией позволяет сделать вывод о том, что графические орга - низаторы могут успешно применяться на разных стадиях работы с новым материа - лом. Они могут предварять работу с новой информацией, сопровождать ее прора - ботку, а также использоваться на заключительной стадии для встраивания новых зна - ний в первичные представления и «приращения» знания. Учащиеся анализируют и осмысливают прочитанное, находят связи между яв - лениями и процессами, находят общее, объединяющее, или, наоборот, при сопостав - лении фактов находят отличительные особенности. Однако эффективность графических организаторов связана не только с этапом их использования. Второй составляющей успеха является обучающий контекст. Обу - чающий эффект графических организаторов напрямую зависит от обеспечения пре - подавателем легкости в использовании обучающимся предлагаемого инструмента организации информации. Постепенное наполнение обучающимися собственного банка графических организаторов обеспечивает ему возможность самостоятельного выбора наиболее эффективного графического организатора и дает преподавателю возможность увидеть ход рассуждений обучающегося, проверить и при необходимо - сти откорректировать траекторию его движения при усвоении нового материала, а также оценить результат самостоятельной работы. Наметившееся в последнее время постепенное внедрение цифровых графиче - ских организаторов открывает большие перспективы их использования как для структурирования информации с применением средств мультимедиа.
Приложение 1
Профессия: «Мастер отделочных строительных работ» 4
Предмет: «Основы технологии отделочных строительных работ» Тема №1: «Здания и сооружения»
Карточка – задание № 6
Задание: Прочитайте самостоятельно § 1.1 учебник И. В. Петрова «Общая технология отделочных строительных работ» и заполните таблицу: « Основные архитектурно – конструктивные элементы зданий». Цель: формирование умения работать с источником информации и способности выделять в тексте виды, определения и назначения архитектурно – конструктивных элементов зданий. Задачи: - прочитайте текст учебника, - выделите в тексте виды архитектурно – конструктивных элементов зданий и дайте определение, - определите назначение каждого вида архитектурно – конструктивных элементов зданий, - заполните таблицу, - сравните с эталоном. Архитектурно- конструктивный элемент Вид и определение Назначение Фундамент Стена Перегородка Оконный проем Дверной проем Лестничный марш Лестничная площадка Перила Междуэтажное перекрытие Крыша Внутренний водосток Вентиляционный канал Цоколь Балкон Кровельная плита Информационные источники: И. В. Петрова «Общая технология отделочных строительных работ» Критерии оценки: «5» - заполнена правильно вся таблица. «4» - таблица заполнена на 75% «3» - таблица заполнена на 50% «2» - таблица заполнена менее 50% 5

Приложение 2
Профессия: «Мастер отделочных строительных работ» Предмет: «Основы технологии отделочных строительных работ» Тема №1: «Здания и сооружения»
Карточка – задание № 2
Задание: Постройте классификацию «Требования, предъявляемые к зданиям» на основании материалов лекции. Цель: формирование умения анализировать и выделять в тексте требования, предъявляемые к зданиям. Задачи: - проанализируйте материал лекции, - выделите в тексте требования, предъявляемые к зданиям, - составьте классификацию в виде сетевого дерева, - сравните с эталоном, - сделайте вывод Информационные источники: материалы лекции. Критерии оценки: «5» - классификация составлена в соответствии с эталоном. «4» - допущены незначительные неточности «3» - нечетко выделены требования «2» - задание не выполнено 6 Требования, предъявляемые к зданиям

Приложение 3
Профессия: «Мастер отделочных строительных работ» Предмет: «Основы технологии отделочных строительных работ» Тема №1: «Здания и сооружения»
Карточка – задание № 3
Задание: Постройте классификацию «Признаки классификации зданий» на основании материалов лекции. Цель: формирование умения анализировать и выделять в тексте признаки классификации зданий. Задачи: - проанализируйте материал лекции, - выделите в тексте признаки классификации зданий, - составьте классификацию в виде сетевого дерева, - сравните с эталоном, - сделайте вывод… Информационные источники: материалы лекции. Критерии оценки: «5» - классификация составлена в соответствии с эталоном. «4» - допущены незначительные неточности «3» - нечетко выделены признаки классификации «2» - задание не выполнено 7 Признаки классификации зданий

Приложение 4
Профессия: «Мастер отделочных строительных работ» Предмет: «Основы технологии отделочных строительных работ» Тема №1: «Здания и сооружения»
Карточка – задание № 4
Вспомните и пропишите требования, предъявляемые к зданиям Классы капитальности зданий Класс капитальности Долговечность зданий Степень возгораемости Пример здания I II III IV 8

Приложение 5
Профессия: «Мастер отделочных строительных работ» Предмет: «Основы технологии отделочных строительных работ» Тема №1: «Здания и сооружения»
Карточка – задание № 5
Задание: Постройте классификацию зданий по назначению на основании материалов лекции. Цель: формирование умения анализировать и выделять в тексте параметры назначения зданий. Задачи: - проанализируйте материал лекции, - выделите в тексте параметры назначения зданий, - составьте классификацию в виде сетевого дерева, - сравните с эталоном, - сделайте вывод… Информационные источники: материалы лекции. Критерии оценки: «5» - классификация составлена в соответствии с эталоном. «4» - допущены незначительные неточности «3» - нечетко выделены параметры «2» - задание не выполнено 9 здания

Приложение 6
Профессия: «Мастер отделочных строительных работ» Предмет: «Основы технологии отделочных строительных работ» Тема №3: «Отделочные работы». Задание: Изучите дополнительную литературу по теме. Постройте диаграмму сравнения монолитных штукатурок. Цель: формирование умения работать с источниками информации, анализировать и выделять в тексте признаки сходства и различия монолитных штукатурок. Задачи: - проанализируйте материал дополнительной литературы; - выделите в тексте признаки сходства и различия монолитных штукатурок; - изобразите информацию в виде диаграммы Венна; - сделайте вывод о сходстве и различии монолитных штукатурок. Критерии оценки: «5» - выявлено семь признаков сходства и различия «4» - выявлено пять признаков сходства и различия «3» - выявлено четыре признака сходства и различия 10 РАСТВОРЫ С ДЕКОРАТИВНЫМИ ДОБАВКАМИ ВЫРАВНИВАНИЕ ПОВЕРХНОСТИ МНОГО- СЛОЙНЫЕ РАСТВОРЫ СО СПЕЦИАЛЬНЫМИ ДОБАВКАМИ ПРИДАНИЕ ПОВЕРХНОСТИ ОСОБОГО ЦВЕТА И ВНЕШНЕГО ВИДА СПЕЦИАЛЬНАЯ ДЕКОРАТИВНАЯ ОБЫЧНЫЕ РАСТВОРЫ ПРИМЕНЯЕТСЯ НА ФАСАД ОБЫЧНАЯ

Приложение 7
Профессия: «Мастер отделочных строительных работ» Предмет: «Основы технологии отделочных строительных работ» Тема №3: «Отделочные работы» Задание: Прочитайте самостоятельно § 2.1 – 2.3 учебник И. В. Петрова «Общая технология отделочных строительных работ» и заполните таблицу: « Основные архитектурно – конструктивные элементы зданий» Цель: формирование умения анализировать и выделять в тексте виды и назначение отделочных работ. Задачи: - проанализируйте текст учебника, - выделите в тексте виды отделочных работ, - определите назначение каждого вида отделочных работ, - заполните таблицу, - сравните с эталоном.
Отделочные работы

Виды

Назначение
Штукатурные монолитные Обычная Для отделки фасадов и внутренних помещений зданий Декоративная Для отделки фасадов, холлов, кафе, офисов Специальная Для отделки конструкций, которым необходимо придать специальное качество Облицовочные Вертикальные Для отделки стен, перегородок, колонн, пилястр Горизонтальные Полы, потолки Малярные Простые Для отделки Улучшенные Для отделки жилых и общественных зданий Высококачественные Для отделки холлов, офисов Информационные источники: И. В. Петрова «Общая технология отделочных строительных работ». Критерии оценки: «5» - заполнена правильно вся таблица. «4» - таблица заполнена на 75% «3» - таблица заполнена на 50% «2» - таблица заполнена менее 50% 11

Приложение 8
Профессия: «Мастер отделочных строительных работ» Предмет: «Основы технологии отделочных строительных работ» Тема №4: «Инструменты, механизмы, приспособления, для отделочных работ» Задание: Заполни таблицу: « Инструменты для облицовочных работ », используя материалы лекции и натуральные образцы инструментов. Цель: формирование умения связывать теорию с практикой при выборе инструмента для облицовочных работ. Задачи: - прочитайте материал лекции, - выделите в тексте виды инструментов для облицовочных работ, - определите назначение каждого вида инструмента, - определите инструменты по образцам, - заполните таблицу, - сравните с эталоном.
Внешний вид

Название

Назначение

1

2

3

Ручной инструмент
ковш штукатурный для нанесения раствора и дозировки компонентов лопатка растворная (мастерок) для перемешивания раствора, нанесения и разравнивания раствора кисть макловица для смачивания поверхности полутерок деревянный длиной 0,8 м для выравнивания поверхности кельма для нанесения раствора шпатель стальной для заглаживания поверхности и нанесения мастик и клеев 12

1

2

3
гладилка для заглаживания поверхности молоток-кирочка для забивки гвоздей и штырей, обработки поверхностей, пробивки отверстий молоток плиточный для выполнения различных подготовительных работ зубило для насекания насечек, срубки наплывов раствора; резец для плиток для нарезки плиток нож-резак для нарезки полистирольных плиток захват для откалывания полос плиткорез для резки плиток больших размеров 13

1

2

3
шаблон для резки плиток под углом гребок для разравнивания мастики зубчатый шпатель (резиновый и пластмассовый) для нанесения и разравнивания мастики клещи-кусачки для выполнения подготовительных работ скарпель для пробивки отверстий, скалывания наплывов раствора шлямбур отрезовка для заполнения швов
Контрольно-измерительный инструмент

Внешний вид

Название

Назначение
рейка контрольная длиной 2 м для проверки ровности поверхности; уровень гибкий (водяной) для вынесения отметок; 14

1

2

3
правило окованное длиной 1,5 м для проверки ров ности и горизонтальности поверхности; рулетка металлическая для проверки размеров угольник металлический (250 х 160 мм) для проверки размеров уровень стальной для проверки размеров метр складной металлический для проверки размеров отвес стальной строительный для определение вертикальности; шнур-отвес разметочный для разметки осей; Информационные источники: материалы лекции Критерии оценки: «5» - заполнена правильно вся таблица. «4» - таблица заполнена на 75% «3» - таблица заполнена на 50% «2» - таблица заполнена менее 50% 15

Приложение 9
Профессия: «Мастер отделочных строительных работ» Предмет: «Основы технологии отделочных строительных работ» Тема №5: «Подготовка поверхностей под отделочные работы» Задание: прочитайте самостоятельно § 12.2 – 12.4 учебник И. В. Петрова «Общая технология отделочных строительных работ» и заполни таблицу: «Процесс подготовки поверхности стен под улучшенную водную окраску» Цель: формировать умения выстраивать последовательность процесса подготовки поверхности стен под улучшенную водную окраску Задачи: - прочитайте текст учебника, - выделите в тексте операции для подготовки стен под улучшенную водную окраску, - выберите инструмент для каждой операции, - сформулируйте технические условия для качественного выполнения операции - заполните таблицу в форме графического организатора «шаг за шагом», - сравните с эталоном. Продукт
Подготовка поверхности стен под улучшенную штукатурку



п/п
Шаги Пояснения
Наименование

операции

Инструменты,

приспособления и

инвентарь

Технологические

условия
1 очистка поверхности металлический шпатель, подмости поверхность очищается от грязи, расшиваются трещины 2 первая огрунтовка мочальная кисть, ведро, подмости состав грунтовки: гипс - 1кг мел - 2кг клей животный до рабочей густоты 3 шпаклевание трещин металлический шпатель, подмости состав шпатлевки: клей животный - 2,5кг олифа - 3кг мел - 65 кг вода - 30л 4 шлифование трещин наждачная бумага, подмости при шлифовании выравниваются неровности наложенной шпатлевки и царапины от шпателя 5 вторая огрунтовка мочальная кисть, валик, ведро, подмости состав грунтовки тот же, огрунтовка производится для погашения тянущей способности поверхности 6 окраска на два раза краскопульт (ручной) окрасочный состав наносится вращательными движениями Информационные источники: И. В. Петрова «Общая технология отделочных строительных работ» Критерии оценки: «5» - заполнена правильно вся таблица. «4» - таблица заполнена на 75% «3» - таблица заполнена на 50% «2» - таблица заполнена менее 50% 16

Приложение 10
Профессия: «Мастер отделочных строительных работ» Предмет: «Основы технологии отделочных строительных работ» Тема №5: «Подготовка поверхностей под отделочные работы» Задание: прочитайте самостоятельно § 4.2 учебник И. В. Петрова «Общая технология отделочных строительных работ» и заполни таблицу: «Процесс п одготовки вертикальных поверхностей под облицовку» Цель: формировать умения выстраивать последовательность процесса подготовки вертикальных поверхностей под облицовку Задачи: - прочитайте текст учебника, - определите операции, необходимые для подготовки поверхностей под облицовку, - сформулируйте пояснения для качественного выполнения каждой операции, - заполните таблицу в форме графического организатора «шаг за шагом», - сравните с эталоном. Продукт:
Подготовка вертикальных поверхностей под облицовку
Шаги Пояснения 1. Проверка поверхности Проверка поверхности выполняется в целях выявления неровностей, препятствующих нанесению прослойки надлежащей толщины, путем прикладывания контрольного правила к поверхности в различных направлениях и замера отклонений (отметки мелом или карандашом мест, подлежащих исправлению). 2. Насечка поверхности 1. Гладкие бетонные и гипсовые поверхности насекают зубилом или электрическими машинами. 2. Кирпичные поверхности, выполненные в полный шов, его углубляют. 3. Очистка поверхности от грязи и пыли Операцию по очистке поверхности вы полняют с помощью стальной щетки и обметают пыль кистью 4. Выправка неровностей штукатурным раствором 1. Углубления заполняют раствором сло ями до 8 мм с выдержкой каждого слоя, достаточной для твердения раствора. 2. Раствор наносят на поверхность ков шом или мастерком и разравнивают полутерком без заглаживания в целях со хранения шероховатости 5. Натягивание металлической сетки на разнородные поверхности основания 1. При невозможности выполнить на сечки или в местах стыка разнородных поверхностей на поверхности основа ния закрепляют металлическую сетку. 2. Сетку прибивают гвоздями после равномерной натяжки на основание 6. Намазывание раствора по сетке с помощью сокола 1. В правую руку берут лопатку, в ле вую сокол. Накладывают на него порцию раствора, приставляют сокол с рас твором к поверхности так, чтобы верх няя кромка его отстояла на 5... 15 см (это зависит от количества и густоты раствора), а между нижней кромкой со кола и поверхностью должен быть зазор, равный толщине наносимого слоя. 2. По мере движения сокола вверх рас твор намазывают на поверхность и приподнятая сторона постепенно прижимается к стене 7. Нарезка борозд по штукатурному намету Мастерком или скарпелем нарезают бо розды на свежеуложенном растворе и дают намету схватится Информационные источники: И. В. Петрова «Общая технология отделочных строительных работ» Критерии оценки: «5» - заполнена правильно вся таблица. «4» - таблица заполнена на 75% «3» - таблица заполнена на 50% «2» - таблица заполнена менее 50% 17

Приложение 11
Профессия: «Мастер отделочных строительных работ» Предмет: «Основы технологии отделочных строительных работ» Тема №7: «Материалы для отделочных работ» Задание: Постройте классификацию материалов для отделочных работ по видам отделочных работ на основании материалов лекции и раздаточного материала (схемы и таблицы) Цель: формирование умения работать с источниками информации, анализировать и группировать материалы по видам отделочных работ. Задачи: - проанализируйте материал лекции, - проанализировать раздаточный материал, - выделите в тексте материалы для отделочных работ, - сгруппировать вместе материалы для штукатурных работ, - сгруппировать вместе материалы для облицовочных работ, - сгруппировать вместе материалы для малярных работ, - составьте классификацию в виде сетевого дерева, - сравните с эталоном, - сделайте вывод о многообразии материалов для отделочных работ и их назначении. Информационные источники: материалы лекции, схемы и таблицы по теме Критерии оценки: «5» - классификация составлена в соответствии с эталоном. «4» - допущены незначительные неточности «3» - нечетко выделены параметры «2» - задание не выполнено 18 Материалы для облицовочных работ Материалы для отделочных работ Облицовочные материалы Материалы для крепления облицовочных материалов Материалы для штукатурных работ Вяжущие Заполнители Материалы для малярных работ Наполнители основные вспомогательны е

Приложение 12
Профессия: «Мастер отделочных строительных работ» Предмет: «Основы технологии отделочных строительных работ» Тема №4: «Инструменты, механизмы, приспособления, для отделочных работ» Задание: Заполни таблицу: « Инструменты для облицовочных работ », используя полученные знания. Цель: формирование умения анализировать и использовать информацию о инструментах для облицовочных работ Задачи: - используя графический организатор «Пропиши детали», перечислите инструмент, необходимый для облицовочных работ и его назначение, - сравните с эталоном.
Инструмент

Назначение
ковш штукатурный для перемешивания раствора, нанесения и разравнивания раствора кисть макловица для выравнивания поверхности кельма для заглаживания поверхности и нанесения мастик и клеев для заглаживания поверхности Информационные источники: И. В. Петрова «Общая технология отделочных строительных работ» Критерии оценки: «5» - заполнена правильно вся таблица. «4» - таблица заполнена на 75% «3» - таблица заполнена на 50% «2» - таблица заполнена менее 50% 19
ОБЛИЦОВОЧНЫЕ ШТУКАТУРНЫЕ
Приложение 13

ОТДЕЛОЧНЫЕ РАБОТЫ
По виду По сложности технологии По качеству По условиям выполнения работ Профессия: «Мастер отделочных строительных работ». Предмет: «Основы технологии отделочных строительных работ». Тема №3 «Отделочные работы». Изобразите информацию об отделочных материалах графически.

Приложение 14
Профессия: «Мастер отделочных строительных работ» Предмет: «Основы технологии отделочных строительных работ» Тема №4: «Инструменты, механизмы, приспособления для отделочных работ» Задание: Постройте классификацию инструментов для отделочных работ по видам отделочных работ, используя натуральные образцы инструментов и раздаточного материала (схемы и таблицы). Цель: формирование умения систематизировать знания по теме «Инструменты, механизмы, приспособления для отделочных работ» и выстраивать категоризацию от общего к частному. Задачи: - ознакомиться с раздаточными материалами, - выбрать инструменты для каждой группы работ, - построить классификацию в виде графического организатора «Сетевое дерево». Информационные источники: И. В. Петрова «Общая технология отделочных строительных работ», материалы лекции, раздаточные материалы Критерии оценки: «5» - классификация составлена в соответствии со знаниями назначения инструментов каждой группы. «4» - допущены незначительные неточности назначения инструментов «3» - неточное распределение инструментов по группам не более 50% «2» - задание не выполнено

21 Декоративна я штукатурка ОБЛИЦОВОЧНЫЕ ШТУКАТУРНЫЕ По условиям выполнения МАЛЯРНЫЕ Специальная штукатурка Обычная штукатурка По расположени ю конструкции По способу облицовки
Приложение 13
Инструменты Штукатурные работы Малярные работы Облицовочные работы

Приложение 15
Профессия: «Мастер отделочных строительных работ» Предмет: «Основы технологии отделочных строительных работ» Тема №2: «Строительные работы» Задание: Прочитайте текст учебника. Используя графический организатор «Цепочки», постройте последовательность выполнения общестроительных работ. Цель: формировать умения выстраивать последовательность процесса выполнения общестроительных работ. Задачи: - прочитайте текст учебника, - выделите в тексте виды общестроительных работ, - проанализируйте виды общестроительных работ, - постройте цепочку последовательности выполнения общестроительных работ, - сравните с эталоном. Информационные источники: И. В. Петрова «Общая технология отделочных строительных работ» Критерии оценки: «5» - классификация составлена в соответствии с эталоном. «4» - допущены незначительные неточности «3» - нечетко выстроена последовательность «2» - задание не выполнено

22
Приложение 13
Свайные Каменные Кровельные Монтажные Бетонные и ж\б Плотничные Земляные

Приложение 16
Профессия: «Мастер отделочных строительных работ» Предмет: «Основы технологии отделочных строительных работ» Тема №3: «Отделочные работы» Задание: Прочитайте текст учебника. Используя графический организатор «Цепочки», постройте последовательность выполнения общестроительных работ. Цель: формировать умения выстраивать последовательность процесса выполнения общестроительных работ. Задачи: - прочитайте текст учебника, - выделите в тексте виды общестроительных работ, - проанализируйте виды общестроительных работ, - постройте цепочку последовательности выполнения общестроительных работ, - сравните с эталоном. Информационные источники: И. В. Петрова «Общая технология отделочных строительных работ» Критерии оценки: «5» - классификация составлена в соответствии с эталоном. «4» - допущены незначительные неточности «3» - нечетко выстроена последовательность «2» - задание не выполнено 23 Штукатурны е Облицовочны е Стекольные Устройство полов Малярны е Столярные

Приложение 17
Профессия: «Мастер отделочных строительных работ» Предмет: «Основы технологии отделочных строительных работ» Тема №8: «Растворы» Задание: Прочитайте самостоятельно § 5.2 учебник И. В. Петрова «Общая технология отделочных строительных работ» и заполни таблицу: «Растворы для обычных штукатурок» Цель: формирование умения работать с источником информации и способность выделять в тексте виды, состав, приготовление, применение и свойства растворов. Задачи: - прочитайте текст учебника, - выделите в тексте виды растворов, - определите для каждого вида состав, приготовление, применение и свойства, - используйте графический организатор «Пропиши детали», - сравните с эталоном.
Растворы

Состав

Приготовление

Применение

Свойства

1

2

3

4

5
Глиняные Вяжущее — глина; Заполнитель-песок, соломенная сечка, древесные опилки, стружка; жирные глины-1:4, средние глины-1:3; тощие глины- 1: 2,5 Глину кладут в емкость и заливают холодной водой, разминают ее и оставляют на сутки, затем еще раз разминают, добавляя воду, и в полученную глиняную массу добавляют песок Применяются для укладки и оштукатуривания печей и труб, внутренних стен и перегородок малоэтажных зданий, эксплуатируемых в сухом климате Высокая пластичность; высокая связность; хорошая подвижность; удобоукладываемость; хорошая водоудерживающая способность; хорошее сцепление с основанием; низкая стоимость, но небольшая прочность и слабая водостойкость Известковые Вяжущее- известковое молоко или тесто; заполнитель -песок; обрызг - 1:(2,5...4), грунт - 1: (2... 3), накрывка - 1: (1..1,5) В ящик кладут известковое тесто, процеженное через сито. Затем добавляют просеянный песок небольшими порциями и все перемешивают Применяются для оштукатуривания стен и потолков в сухих помещениях Высокая пластичность, удобоукладываемость, медленная схватываемость, медленное отвердевание, при твердении выделяют воду, медленно сохнут, легки в работе Известково- гипсовые Известковый раствор и гипс; обрызг - 1:(0,3...1):(2...3); Грунт- 1:(0,5..1,5): (1,5..2); накрывка-1:(1...1,5):0 Приготавливают небольшими порциями. В растворный ящик наливают воду и насыпают туда тонкий слой гипса, быстро перемешивают и добавляют известковый раствор, еще раз быстро перемешивают Применяются для оштукатуривания поверхностей в неувлажняемых помещениях Быстро схватываются, быстро твердеют, высокая пластичность, неводостойкость 24

1

2

3

4

5
Цементные Вяжущее - цемент, заполнитель - песок от 1:1 до1:6 Отмеряют дозами цемент и песок, перемешивают и просеивают. Приготовленную сухую смесь затворяют водой Применяются в сырых местах, а также для оштукатуривания наружных стен, фундаментов, цоколей Дорогостоящие, менее удобные в работе, менее пластичные, менее удобоукладываемые, морозо- стойкие, водостойкие, прочные Цементно- известковые Вяжущее - цемент, известковое тесто; заполнитель-песок Из цемента и песка делают сухую смесь, отмеряют нужное количество известкового молока и на нем затворяют цементную смесь. Приготавливают известковый раствор, в раствор добавляют цемент и все пере- мешивают Применяются для оштукатуривания наружных стен зданий, а также помещений с повышенной влажностью воздуха в процессе эксплуатации, цоколей и т.д. Медленно схватываются, пластичнее цементных, прочные, влагостойкие, морозостойкие, более удобоукладываемые, дешевле цементных Информационные источники: И. В. Петрова «Общая технология отделочных строительных работ» Критерии оценки: «5» - заполнена правильно вся таблица. «4» - таблица заполнена на 75% «3» - таблица заполнена на 50% «2» - таблица заполнена менее 50%



25

Приложение 18
Профессия: «Мастер отделочных строительных работ» Предмет: «Основы технологии отделочных строительных работ» Тема № 8 «Растворы» Карточка - задание для проверки знаний по теме «Растворы» Вспомните и запишите недостающие данные в таблицу:
Растворы

Состав

Приготовление

Применение

Свойства
Глиняные Вяжущее — глина; Заполнитель-песок, соломенная сечка, древесные опилки, стружка; жирные глины-1:4, средние глины-1:3; тощие глины- 1: 2,5 Высокая пластичность; высокая связность; хорошая подвижность; удобоукладываемость; хорошая водоудерживающая способность; хорошее сцепление с основанием; низкая стоимость, но небольшая прочность и слабая водостойкость Известковые Вяжущее- известковое молоко или тесто; заполнитель -песок; обрызг - 1:(2,5...4), грунт - 1: (2... 3), накрывка - 1: (1..1,5) В ящик кладут известковое тесто, процеженное через сито. Затем добавляют просеянный песок небольшими порциями и все перемешивают Известково- гипсовые Известковый раствор и гипс; обрызг - 1:(0,3...1):(2...3); Грунт- 1:(0,5..1,5): (1,5..2); накрывка-1:(1...1,5):0 Применяются для оштукатуривания поверхностей в неувлажняемых помещениях Цементные Вяжущее - цемент, заполнитель - песок от 1:1 до1:6 Отмеряют дозами цемент и песок, перемешивают и просеивают. Приготовленную сухую смесь затворяют водой Применяются в сырых местах, а также для оштукатуривания наружных стен, фундаментов, цоколей Цементно- известковые Вяжущее - цемент, известковое тесто; заполнитель-песок Медленно схватываются, пластичнее цементных, прочные, влагостойкие, морозостойкие, более удобоукладываемые, дешевле цементных

26

Приложение 19
Профессия: «Мастер отделочных строительных работ» Предмет: «Основы технологии отделочных строительных работ» Тема №2: «Строительные работы» Задание: Прочитайте текст учебника. С помощью графического организатора «Цепочки» постройте последовательность выполнения общестроительных работ. Цель: формирование умения выстраивать последовательность процесса выполнения общестроительных работ. Задачи: - прочитайте текст учебника, - выделите в тексте виды общестроительных работ, - проанализируйте виды общестроительных работ, - постройте цепочку последовательности выполнения общестроительных работ, - сравните с эталоном. Информационные источники: И. В. Петрова «Общая технология отделочных строительных работ» Критерии оценки: «5» - классификация составлена в соответствии с эталоном. «4» - допущены незначительные неточности «3» - нечетко выстроена последовательность «2» - задание не выполнено

27 Свайные Каменные Кровельные Монтажные Бетонные и ж\б Плотничные Земляные

Приложение 20
Профессия: «Мастер отделочных строительных работ» Предмет: «Основы технологии отделочных строительных работ» Тема №3: «Отделочные работы» Задание: Прочитайте текст учебника. С помощью графического организатора «Цепочки» постройте последовательность выполнения общестроительных работ Цель: формировать умения выстраивать последовательность процесса выполнения общестроительных работ. Задачи: - прочитайте текст учебника, - выделите в тексте виды общестроительных работ, - проанализируйте виды общестроительных работ, - постройте цепочку последовательности выполнения общестроительных работ, - сравните с эталоном. Информационные источники: И. В. Петрова «Общая технология отделочных строительных работ» Критерии оценки: «5» - классификация составлена в соответствии с эталоном. «4» - допущены незначительные неточности «3» - нечетко выстроена последовательность «2» - задание не выполнено 28 Штукатурны е Облицовочны е Стекольные Устройство полов Малярные Столярные

Приложение 21
Профессия: «Мастер отделочных строительных работ» Предмет: «Основы технологии отделочных строительных работ» Тема 8. «Растворы» Задание: Прочитайте самостоятельно § 5.2 учебник И. В. Петрова «Общая технология отделочных строительных работ» и заполни таблицу: «Растворы для обычных штукатурок» Цель: формирование умения работать с источником информации и способность выделять в тексте виды, состав, приготовление, применение и свойства растворов. Задачи: - прочитайте текст учебника, - выделите в тексте виды архитектурно – конструктивные элементы зданий и дайте определение, - определите назначение каждого вида состав, приготовление, применение и свойства растворов, - заполните таблицу - графический организатор «Пропиши детали» - сравните с эталоном.
Растворы

Состав

Приготовление

Применение

Свойства
Глиняные Вяжущее — глина; Заполнитель-песок, соломенная сечка, древесные опилки, стружка; жирные глины-1:4, средние глины-1:3; тощие глины- 1: 2,5 Глину кладут в емкость и заливают холодной водой, разминают ее и оставляют на сутки, затем еще раз разминают, добавляя воду, и в полученную глиняную массу добавляют песок Применяются для укладки и оштукатуривания печей и труб, внутренних стен и перегородок малоэтажных зданий, эксплуатируемых в сухом климате Высокая пластичность; высокая связность; хорошая подвижность; удобоукладываемость; хорошая водоудерживающая способность; хорошее сцепление с основанием; низкая стоимость, но небольшая прочность и слабая водостойкость Известковые Вяжущее- известковое молоко или тесто; заполнитель -песок; обрызг - 1:(2,5...4), грунт - 1: (2... 3), накрывка - 1: (1..1,5) В ящик кладут известковое тесто, процеженное через сито. Затем добавляют просеянный песок небольшими порциями и все перемешивают Применяются для оштукатуривания стен и потолков в сухих помещениях Высокая пластичность, удобоукладываемость, медленная схватываемость, медленное отвердевание, при твердении выделяют воду, медленно сохнут, легки в работе Известково- гипсовые Известковый раствор и гипс; обрызг - 1:(0,3...1):(2...3); Грунт- 1:(0,5..1,5): (1,5..2); накрывка-1:(1...1,5):0 Приготавливают небольшими порциями. В растворный ящик наливают воду и насыпают туда тонкий слой гипса, быстро перемешивают и добавляют известковый раствор, еще раз быстро перемешивают Применяются для оштукатуривания поверхностей в неувлажняемых помещениях Быстро схватываются, быстро твердеют, высокая пластичность, неводостойкость 29
Цементные Вяжущее - цемент, заполнитель - песок от 1:1 до1:6 Отмеряют дозами цемент и песок, перемешивают и просеивают. Приготовленную сухую смесь затворяют водой Применяются в сырых местах, а также для оштукатуривания наружных стен, фундаментов, цоколей Дорогостоящие, менее удобные в работе, менее пластичные, менее удобоукладываемые, морозо- стойкие, водостойкие, прочные Цементно- известковые Вяжущее - цемент, известковое тесто; заполнитель-песок Из цемента и песка делают сухую смесь, отмеряют нужное количество известкового молока и на нем затворяют цементную смесь. Приготавливают известковый раствор, в раствор добавляют цемент и все пере- мешивают Применяются для оштукатуривания наружных стен зданий, а также помещений с повышенной влажностью воздуха в процессе эксплуатации, цоколей и т.д. Медленно схватываются, пластичнее цементных, прочные, влагостойкие, морозостойкие, более удобоукладываемые, дешевле цементных Информационные источники: И. В. Петрова «Общая технология отделочных строительных работ» Критерии оценки: «5» - заполнена правильно вся таблица. «4» - таблица заполнена на 75% «3» - таблица заполнена на 50% «2» - таблица заполнена менее 50%

30

Приложение 22
Профессия: «Мастер отделочных строительных работ» Предмет: «Основы технологии отделочных строительных работ» Тема № 8 «Растворы» Карточка - задание для проверки знаний по теме «Растворы» Вспомните и напишите недостающие данные в таблицу
Растворы

Состав

Приготовление

Применение

Свойства
Глиняные Вяжущее — глина; Заполнитель-песок, соломенная сечка, древесные опилки, стружка; жирные глины-1:4, средние глины-1:3; тощие глины- 1: 2,5 Высокая пластичность; высокая связность; хорошая подвижность; удобоукладываемость; хорошая водоудерживающая способность; хорошее сцепление с основанием; низкая стоимость, но небольшая прочность и слабая водостойкость Известковые Вяжущее- известковое молоко или тесто; заполнитель -песок; обрызг - 1:(2,5...4), грунт - 1: (2... 3), накрывка - 1: (1..1,5) В ящик кладут известковое тесто, процеженное через сито. Затем добавляют просеянный песок небольшими порциями и все перемешивают Известково- гипсовые Известковый раствор и гипс; обрызг - 1:(0,3...1):(2...3); Грунт- 1:(0,5..1,5): (1,5..2); накрывка-1:(1...1,5):0 Применяются для оштукатуривания поверхностей в неувлажняемых помещениях Цементные Вяжущее - цемент, заполнитель - песок от 1:1 до1:6 Отмеряют дозами цемент и песок, перемешивают и просеивают. Приготовленную сухую смесь затворяют водой Применяются в сырых местах, а также для оштукатуривания наружных стен, фундаментов, цоколей Цементно- известковые Вяжущее - цемент, известковое тесто; заполнитель-песок Медленно схватываются, пластичнее цементных, прочные, влагостойкие, морозостойкие, более удобоукладываемые, дешевле цементных 31



Приложение 23

Тема 8. Растворы. Графический организатор «Кластер»
Изобразите информацию о растворах графически в виде кластера 32
растворы
по скорости схватывания по плотности по количеству вяжущего в зависимости от количества вяжущих в зависимости от среды твердения по виду вяжущего цементные Цементно- известковые известково- гипсовые известковые гипсовы е глиняные тяжелые легкие гидравлические быстро- схватывающиеся медленно- схватывающиеся Сложные смешеннык простые цемент гипс воздушны е на нескольких вяжущих одно вяжущее тощие жирные нормальные недостаточное количество вяжущего Избыток вяжущего малопластичны е