"Система игр на урока математики в начальной школе"

Автор: Островная Татьяна Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ №5
Населённый пункт: г.Петровск Саратовской области
Наименование материала: доклад
Тема: "Система игр на урока математики в начальной школе"
Дата публикации: 22.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


СИСТЕМА ИГР НА УРОКАХ

МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ

ШКОЛЕ
МБОУ ООШ №5 г. Петровска Саратовской области Учитель Островная Т.А.

План урока
 1. Игра – путь детей к познанию мира.  2. Формирование и развитие интереса к математике.  3. Роль занимательности на уроках математики. а) Дидактическая игра как средство обучения математики. б) Логические упражнения на уроках математики. в) Роль сюжетно-ролевой игры в процессе обучения математики.  4. Положения о проведении игр на уроках математики.

План урока
 «Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства» С.Т. Шацкий

1. Игра – путь детей к познанию

мира.
 Задача учителя – научить каждого ребенка самостоятельно учиться, сформировать у него потребность активно относиться к учебному процессу.  Игра для младших школьников продолжает оставаться одним из главных средств и условий развития интеллекта школьника.

1. Игра – путь детей к познанию

мира.
 Игра порождает радость и бодрость, воодушевляет ребят, обогащает впечатлениями, помогает избегать назойливой назидательности, создает в детском коллективе атмосферу дружелюбия.  В играх для школьников не должно быть серости и однообразия.

1. Игра – путь детей к познанию

мира.
 Игра должна постоянно пополнять знания, быть средством всестороннего развития ребенка, его способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь детского коллектива интересным содержанием.  Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять.

1. Игра – путь детей к познанию

мира.
 Труд и учение, сочетаясь с игровой деятельностью, способствует форм  Усилия (физические и психические), которые ребенок делает в игре, плодотворны, так как в игре незаметно для себя он вырабатывает ряд навыков и умений, которые в последствии пригодятся ему в жизни. ированию характера и развитию воли.

1. Игра – путь детей к познанию

мира.
 Игры разнообразят виды деятельности на уроке, воспитывают интерес к предмету, развивают внимание, память и мышление учащихся, ведут к систематизации жизненного опыта, являются разрядкой для нервной системы, развивают инициативу и находчивость, приучают к труду, точности, аккуратности и к настойчивости в преодолении препятствий.

1. Игра – путь детей к познанию

мира.
 В.А.Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место игра занимает в жизни ребенка. Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, развиваются творческие способности личности.  Без игры и не может быть полноценного умственного развития.

1. Игра – путь детей к познанию

мира.
 Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.  Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

2. Формирование и развитие

интереса к математике.
 Что может заставить младшего школьника задуматься, начать размышлять над тем или иным математическим заданием, вопросом, задачей?  Основным источником побуждения младших школьников к умственному труду может послужить интерес.

2. Формирование и развитие

интереса к математике.
 Поэтому учитель должен искать и находить средства и способы возбуждения интереса детей к математике.  Вызванный у детей интерес к отдельным заданиям, которые я предлагаю как занимательные упражнения, возбуждает интерес и к самой математике.

2. Формирование и развитие

интереса к математике.
 Чтобы возбудить интерес к математике, я стараюсь не только привлечь внимание детей к каким-то ее элементам, но и вызвать у ребят удивление.  У детей удивление возникает тогда, когда они видят, что сложившаяся ситуация не совпадает с ожидаемой.

2. Формирование и развитие

интереса к математике.
 Если при этом удивление связано с возникновением некоторого удовольствия, то оно и превращается в приятное удивление.  При непродуманной ситуации может быть и наоборот: возникнуть неприятное удивление.

2. Формирование и развитие

интереса к математике.
 Поэтому важно на начальной стадии обучения математики создавать ситуации для приятного удивления.  Удивление должно соседствовать с любопытством ребят, со стремлением их увидеть на математическом фоне что-то новое, узнать что-то до сих пор им неизвестное.

2. Формирование и развитие

интереса к математике.
 Удивление в сочетании с любопытством поможет возбудить активную мыслительную деятельность учащихся.  Привлечь внимание детей и вызвать их удивление – это лишь начало возникновения интереса, и добиться этого сравнительно легко; труднее удержать интерес к математике и сделать его достаточно стойким.

2. Формирование и развитие

интереса к математике.
 Поддерживая интерес различными приемами, надо его постепенно воспитывать, чтобы он перерастал в интерес к математике как к науке, в интерес к процессу самой мыслительной деятельности, к новым знаниям в области математики.  Материал должен быть понятен каждому ученику, иначе он не вызовет интереса, т.к. будет лишен для них смысла.

2. Формирование и развитие

интереса к математике.
 Для поддержания интереса во всяком новом должны быть элементы старого, известные детям.  Только при условии установления связи нового со старым возможны проявления сообразительности и догадки.

2. Формирование и развитие

интереса к математике.
 Для облегчения перехода от известного к неизвестному я использую различные виды наглядности: полную предметную наглядность, неполную предметную наглядность, символическую и представления по памяти, - исходя из уровня развития в сознании учащихся, на котором находятся соответствующие математические понятия.

2. Формирование и развитие

интереса к математике.
 Особенно часто я использую детское воображение.  Оно у них яркое, значительно сильнее интеллекта.  Устойчивый интерес к математике поддерживается тем, что эта работа проводится систематически, а не от случая к случаю.

2. Формирование и развитие

интереса к математике.
 На уроках постоянно должны возникать маленькие и доступные для понимания детей вопросы, загадки, создаваться атмосфера, возбуждающая активную мысль учащихся.  Я всегда могу выявить силу возникшего интереса к математике.  Она выражается в той настойчивости, которую проявляют ученики в процессе решения математических задач, выполнения различных заданий, связанных с разрешением математических проблем.

3. Роль занимательности на уроках

математики.
 Интерес к математике в младших классах поддерживается занимательностью самих задач, вопросов, заданий.  Говоря о занимательности, я имею в виду не развлечение детей пустыми забавами, а занимательность содержания математических заданий.  Педагогически оправданная занимательность имеет целью привлечь внимание детей, усилить его, активизировать их мыслительную деятельность.

3. Роль занимательности на уроках

математики.
 Занимательность в этом смысле всегда несет элементы остроумия, игрового настроя, праздничности.  Занимательность служит основой для проникновения в сознание ребят чувства прекрасного в самой математике.  Занимательность характеризуется наличием легкого и умного юмора в содержании математических заданий, в их оформлении, в неожиданной развязке при выполнении этих заданий.

3. Роль занимательности на уроках

математики.
 Юмор должен быть доступен пониманию детей.  Поэтому я добиваюсь от самих детей доходчивого разъяснения сущности легких задач-шуток, веселых положений, в которых иногда оказываются ученики во время игр, т.е. добиваюсь понимания сущности самого юмора и его безобидности.  Чувство юмора обычно проявляется тогда, когда находят отдельные веселые черточки в различных ситуациях.  Чувство юмора, если им обладает человек, смягчает восприятие отдельных неудач в сложившейся обстановке.

3.1. Дидактическая игра как средство

обучения математики.
 Легкий юмор должен быть добрым, создавать бодрое, приподнятое настроение.  Атмосфера легкого юмора создается путем включения в урок задач-рассказов, заданий героев веселых детских сказок, включения задач-шуток, путем создания игровых ситуаций и веселых соревнований.

3.1. Дидактическая игра как средство

обучения математики.
 На уроках математики большое место занимают игры.  Это главным образом дидактические игры, т.е. игры, содержание которых способствует либо развитию отдельных мыслительных операций, либо освоению вычислительных приемов, навыков в беглости счета.  Целенаправленное включение игры повышает интерес детей к уроку, усиливает эффект самого обучения.

3.1. Дидактическая игра как средство

обучения математики.
 Создание игровой ситуации приводит к тому, что дети, увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки.  В младшем школьном возрасте у детей еще сильна потребность в игре, поэтому я включаю ее в уроки математики.  Игра делает уроки эмоционально насыщенными, вносит бодрый настрой в детский коллектив, помогает эстетически воспринимать ситуацию, связанную с математикой.

3.1. Дидактическая игра как средство

обучения математики.
 Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания.  В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения.  Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

3.1. Дидактическая игра как средство

обучения математики.
 В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.  Дидактические игры предоставляют возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память.  Т.к. ведущий тип деятельности младших школьников – учебная деятельность, дидактические игры должны обеспечивать формирование навыков учебной работы и формирование собственно учебной деятельности.

3.1. Дидактическая игра как средство

обучения математики.
 Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность.  Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение; требуют не только умственных, но и волевых усилий – организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.

3.1. Дидактическая игра как средство

обучения математики.
 Однако не всякая игра имеет существенное образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной деятельности.  Дидактическая игра обучающего характера сближает новую, познавательную деятельность ребенка с уже привычной для него, облегчая переход от игры к серьезной умственной работе.

3.1. Дидактическая игра как средство

обучения математики.
 Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей шестилетнего возраста.  В них удается сконцентрировать внимание даже самых инертных детей.  Вначале дети проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого игра невозможна.  Чтобы сохранить саму природу игры и в то же время успешно осуществлять обучение ребят математике, необходимы игры особого рода.

3.2. Дидактическая игра как средство

обучения математики.
 Они должны быть организованы так, чтобы в них:  во-первых, в качестве способа выполнения игровых действий возникала объективная необходимость в практическом применении счета;  во-вторых, содержание игры и практические действия были бы интересными и предоставляли возможность для проявления самостоятельности и инициативы детей.

3.2. Логические упражнения на

уроках математики.
 Мысль о том, что в школе необходимо вести работу по формированию и развитию логического мышления начиная с младших классов, в психолого-педагогических науках общепризнанна.  Логические упражнения представляют собой одно из средств, с помощью которого происходит формирование у детей правильного мышления. Когда я говорю о логическом мышлении, то имею в виду мышление, по содержанию находящееся в полном соответствии с объективной реальностью.

3.2. Логические упражнения на

уроках математики.
 Логические упражнения позволяют на доступном детям математическом материале, в опоре на жизненный опыт строить правильные суждения без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики.  В процессе логических упражнений дети практически учатся сравнивать математические объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями.

3.2. Логические упражнения на

уроках математики.
 Чаще всего предлагаемые мной логические упражнения не требуют вычислений, а лишь заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства.  Сами же упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к процессу мыслительной деятельности.  А это одна из кардинальных задач учебно- воспитательного процесса в школе.

3.2. Логические упражнения на

уроках математики.
 Вследствие того, что логические упражнения представляют собой упражнения в мыслительной деятельности, а мышление младших школьников в основном конкретное, образное, то на уроках я применяю наглядность.  В зависимости от особенностей упражнений в качестве наглядности применяю рисунки, чертежи, краткие условия задач, записи терминов-понятий.

3.2. Логические упражнения на

уроках математики.
 Народные загадки всегда служили и служат увлекательным материалом для размышления.  В загадках обычно указываются определенные признаки предмета, по которым отгадывают и сам предмет.  Загадки – это своеобразные логические задачи на выявление предмета по некоторым его признакам.  Признаки могут быть разными. Они характеризуют как качественную, так и количественную сторону предмета.

3.2. Логические упражнения на

уроках математики.
 Для уроков математики я подбираю такие загадки, в которых главным образом по количественным признакам наряду с другими находится сам предмет.  Выделение количественной стороны предмета (абстрагирование), а также нахождение предмета по количественным признакам – полезные и интересные логико- математические упражнения.

3.3. Роль сюжетно-ролевой игры в

процессе обучения математики.
 Среди математических игр для детей имеются и сюжетно-ролевые.  Сюжетно-ролевые игры можно обозначить как творческие.  Их основное отличие от других игр заключается в самостоятельности создания сюжета и правил игры и их выполнение.

3.3. Роль сюжетно-ролевой игры в

процессе обучения математики.
 Наиболее притягательную силу для младших школьников имеют те роли, которые дают им возможность проявлять высокие моральные качества личности: честность, смелость, товарищество, находчивость, остроумие, смекалку.  Поэтому такие игры содействуют не только выработке отдельных математических навыков, но и остроты и логичности мысли.

3.3. Роль сюжетно-ролевой игры в

процессе обучения математики.
 В частности, игра содействует воспитанию дисциплинированности, т.к. любая игра проводится по соответствующим правилам.  Включаясь в игру, ученик выполняет определенные правила; при этом он подчиняется самим правилам не по принуждению, а совершенно добровольно, иначе не будет игры.

3.3. Роль сюжетно-ролевой игры в

процессе обучения математики.
 А выполнение правил бывает связано с преодолением трудностей, с проявлением настойчивости.  Однако, несмотря на всю важность и значение игры в процессе урока, она не самоцель, а средство для развития интереса к математике.

3.3. Роль сюжетно-ролевой игры в

процессе обучения математики.
 Математическая сторона содержания игры всегда должна отчетливо выдвигаться на передний план.  Только тогда она будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитании интереса их к математике.

4. Положения о проведении игр на

уроках математики.

При организации математических игр

необходимо придерживаться следующих

положений:

1.
Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, доступными для понимания младшими школьниками. Если материал посилен только отдельным ученикам, а остальные либо не понимают правила, либо слабо разбираются в содержании математической или логической стороны игры, то она не вызовет интереса детей и будет проводиться только формально.

4. Положения о проведении игр на

уроках математики.

2.
Игра не будет содействовать выполнению педагогических целей, если она вызывает слишком бурную реакцию у ребят, но не дает достаточной пищи для непосредственной мыслительной деятельности, не развивает математическую зоркость их и внимание.

4. Положения о проведении игр на

уроках математики.

3.
При проведении игры, связанной с соревнованием команд, должен быть обеспечен контроль за его результатами со стороны всего коллектива присутствующих учеников. Учет результатов должен быть открытым, ясным и справедливым. Ошибки в учете, неясности в самой организации учета приводят к несправедливым выводам о победителях, а, следовательно, и к недовольству участников игры.

4. Положения о проведении игр на

уроках математики.

4.
Для детей игры будут интересными тогда, когда каждый из них станет активным их участником. Длительное ожидание своей очереди для включения в игру снижает интерес детей к этой игре.

4. Положения о проведении игр на

уроках математики.

5.
Игровой характер материала по математике должен иметь определенную меру. Превышение этой меры может привести к тому, что дети будут во всем видеть только игру.

4. Положения о проведении игр на

уроках математики.

6.
На уроках математики игры имеют познавательное значение, поэтому в них на первый план выдвигается умственная задача, для решения которой в мыслительной деятельности должны использоваться сравнения, анализ и синтез, суждения и умозаключения. Тогда они будут содействовать не только формированию логического мышления младших школьников, но и правильной, четкой, краткой речи.

4. Положения о проведении игр на

уроках математики.

7.
В процессе игры должно быть выполнено определенное законченное действие, решено конкретное задание. Игру не следует обрывать незавершенной. Только при этих условиях она оставит след в сознании ребят.