По формированию связной речи "Круглый год"

Автор: Мягкова Светлана Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №56 "Кораблик"
Населённый пункт: РО, Азовский район, х. Обуховка
Наименование материала: Дидактическое пособие
Тема: По формированию связной речи "Круглый год"
Дата публикации: 22.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Дидактическое пособие
По формированию связной речи

«Круглый год»



Выполнил:
Мягкова Светлана Михайловна
Должность:
воспитатель
Место работы:
МБДОУ №56 «Кораблик»
Месторасположение:
Ростовская область, Азовский район, х. Обуховка Одна из важнейших задач детского сада — развитие у детей связной грамматически правильной речи на основе овладения литературным языком, а также воспитание коммуникативных навыков.
Овладение родным языком является важным элементом формирования личности, оно тесно связано с умственным, нравственным и эстетическим развитием. Освоение ребенком языка, связной речи дает ему возможность рассуждать, спрашивать, делать выводы, свободно общаться. Недостаточное внимание к речевому развитию ребенка, недоработки, имевшие место в дошкольном возрасте, могут пагубно сказаться в будущем бедностью языка, косноязычием, скованностью, причем потери эти нередко бывают невосполнимыми. Вся работа детского сада по речевому развитию детей готовит их к обучению в школе, где необходимы правильная устная речь, умение слушать других и выражать свои мысли, используя распространенные предложения, умение составлять небольшие связные рассказы. Говоря о формировании связной речи, следует подразумевать единство содержания и формы высказывания. Достичь этого единства позволяет решение взаимосвязанных задач развития речи: накопление и обогащение словаря, становление грамматического строя речи, воспитание звуковой ее стороны, формирование разговорной (диалогической) речи, обучение рассказыванию (монологической речи, ознакомление с художественной литературой, подготовка к обучению грамоте. Данное пособие включает в себя 4 демонстрационные картины, изображающие различные времена года (золотая осень, зима, ранняя весна, лето). На картинах показаны характерные признаки времен года. Изображения некоторых предметов на картинах (деревья, пень, цветы и др.) выполнены в виде объемной аппликации. К пособию прилагаются карточки с изображением примет разных времен года, плоскостные изображения диких животных, перелетных и зимующих птиц, для проведения дидактических игр и упражнений, «книжки-малышки» для составления описательных рассказов о временах года. Пособие предназначено для детей 5-7 лет. Может быть использовано для подгрупповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ними. Работа с данным пособием позволяет решать следующие задачи. Коррекционно-образовательные задачи: • закрепление представлений о временах года, о приметах разных времен года; • уточнение, расширение и активизация словаря по темам «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Деревья», «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», «Дикие животные»;
• совершенствование грамматического строя речи (упражнения в употреблении предложно-падежных конструкций, в образовании и употреблении слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, в образовании и употреблении притяжательных прилагательных, относительных прилагательных, в согласовании существительных и прилагательных, в образовании и употреблении приставочных глаголов) . Коррекционно-развивающие задачи: • развитие речевого дыхания, формирование длительного плавного выдоха; • развитие связной речи; • развитие зрительного внимания, восприятия, памяти, мышления. Коррекционно-воспитательные задачи: • формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности; • воспитание бережного отношения к природе. Работа по каждой картине включает в себя следующие виды заданий: рассматривание картины и беседа по ней, игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания; лексико-грамматические игры; пересказ; составление рассказа по картине. Демонстрационная картина «В гости к осени» • Рассматривание картины и беседа по ней. Цель: закрепление представлений об осени и ее приметах; уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень»; развитие диалогической речи. Воспитатель помещает перед детьми картину, задает детям вопросы и предлагает задания.
• Составление рассказа по картине (с использованием схематических картинок в «книжке-малышке») Цель: развитие связной речи. Воспитатель предлагает детям рассмотреть схематические картинки в «книжке-малышке», рассказать о том, какая примета осени на ней изображена, соотнести их с картиной, составить по ним предложения и объединить эти предложения в связный рассказ. • Упражнения на развитие дыхания «Листопад», «Тучка» Цель: развитие длительного плавного выдоха. Ребенку предлагается встать прямо, положить листочки, вырезанные из бумаги, на ладонь, поднести ладонь к губам, немного отодвинуть ее от лица. Сделать вдох, вытянуть губы трубочкой, подуть на листочки. Листопад, листопад Листья кружатся, летят! Разноцветные, резные, Словно кистью расписные…
1. Игра «Собери картинку «В гости к осени»
Цель: развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса; закрепление представлений о приметах осени. Ход игры: собрать сюжетную картинку из 8 частей с изображением осени. Назвать приметы осени, изображенные на ней. Лексико-грамматические игры
2. Игра «Подбери и объясни»
Цели: закрепление представлений об осени, ее приметах; упражнение в составлении простых предложений; развитие внимания, мышления. Ход игры: перед детьми карточки с изображением примет различных времен года. Логопед предлагает отобрать только те из них, на которых приметы осени, обосновать свой ответ (составить предложения об осени) .
3. Игра «Четвертый лишний? »

Цели: закрепление представлений об осени, ее приметах; развитие внимания, словесно-логического мышления. • Ход игры: перед ребенком 4 карточки с изображением примет времен года (3 карточки с изображением примет осени и 1 карточка с изображением приметы другого времени года). Выделить «лишнюю» примету, объяснив свой выбор.
4. Игра «Скажи наоборот»
Цели: закрепление представлений об осени, развитие внимания, наблюдательности, мышления. Ход игры: логопед предлагает детям закончить предложения. Летом солнце яркое, а осенью… Летом небо светлое, а … Летом день длинный, а … Летом тучки ходят высоко, а … Летом птицы учат птенцов летать, а … Летом люди одеваются легко, а … Летом дети отдыхают, купаются, загорают, а … Летом люди растят урожай, а … Летом деревья стоят одетые в зеленую листву, а …
5. Игра «Волшебник»
Цели: совершенствование грамматического строя речи (упражнение в образовании и употреблении слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, в согласовании существительных с прилагательными) . Ход игры: логопед предлагает ребенку стать волшебником и превращать предметы в маленькие. Ребенок «волшебной палочкой» дотрагивается до любого предмета, изображенного на картине, «превращает» его в маленький предмет, называет новое слово (лист – листочек, елка – елочка; желтая трава – желтенькая травка, красная рябина – красненькая рябинка и т. п.)
6. Игра «С какого дерева лист? »

Цели: расширение и активизация словаря по теме «Деревья». Совершенствование грамматического строя речи (образование формы существительных в родительном падеже с предлогом с, образование и употребление относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде и числе) . Ход игры: показать и назвать деревья, изображенные на картине. Перед детьми – предметные картинки с изображением листьев деревьев. Отгадать, с какого дерева упал каждый из них, назвать, какой это листок. (Этот листок упал с клена. Кленовый листок.)
7. Игра «Чей? Чья? Чье? Чьи? »
Цели: совершенствование грамматического строя речи (упражнение в образовании притяжательных прилагательных) ; развитие зрительного восприятия, внимания. Ход игры: логопед размещает на демонстрационной картине плоскостные изображения диких животных и птиц так, чтобы были видны лишь какие-либо части их тела (лисий хвост, оленьи рога и. т. п.). Детям предлагается отыскать животных и птиц, спрятавшихся в лесу и назвать ту часть их тела, которую они видят. (Я вижу лисий хвост. Я вижу воробьиную голову и т. п.) По остальным демонстрационным картинам проводятся аналогичные игры. Игра "Круглый год"
Игра "Собери картинку" "В гости к осени" Игры "Подбери и объясни"
Игра "Чей? Чья? Чьё? Чьи? "