"Прощай, Азбука"!

Автор: Бадматарова Наталья Прокопьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 4"
Населённый пункт: г. Улан - Удэ, Республика Бурятия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Прощай, Азбука"!
Дата публикации: 23.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

1
"Прощай, Азбука"

Цели:
обобщить знания детей по изучению ключевых тем Азбуки;  подвести итог работы всего коллектива детей по обучению грамоте;  развивать технику чтения детей, речь, словарный запас, коммуникативные навыки, самостоятельность детей;  воспитывать интерес к чтению, умение работать в коллективе, культуру поведения;  презентация своей Азбуки.
Оборудование:
 № кассы, (взять билет)  № вагона, (разделение по группам для работы)  названия станций: o Сортировочная, o Звуковая, o Слоговая, o Словарная, o Предложейкино.  карта города Букваринска;  конверты с буквами алфавита;  Карточки: o лишняя буква o со словами для звукового анализа; o слоги, o найти слова, o ударение, o предложение, o замени звук
Форма проведения:
 путешествие.
2
Ход урока
- Дети и дорогие наши гости, сегодня у нас необычный урок чтения. Мы прощаемся с Азбукой. Урок одновременно и радостный и грустный. Почему? Многое изменилось в нашей жизни за это короткое время. Сколько разных событий произошло. Дети поют песню «Азбука»
Рита

1 ученик:
- Мы помним тот звонок весёлый, Что прозвенел нам в первый раз, Когда вошли с цветами в школу В свой самый лучший первый класс!
Юля Ю

2 ученик:
- Садясь за парту осторожно, Чтоб школьной формы не измять, Мы Азбуки свои открыли, Раскрыли школьную тетрадь.
Алеша

3 ученик:
- Теперь мы знаем буквы, слоги. Умеем говорить, считать. И постепенно, понемногу Мы научились все читать.
Карина

4 ученик:
- Изменились наши игры. Стал серьёзным первый класс Икс и игрек, икс и игрек В голове у нас сейчас!
Антон

5 ученик:
- Сто загадок, сто вопросов
3 Нам покоя не дают. Почему мигают звёзды? Может в гости нас зовут.
Матвей

Учитель:
- Вопросов много и не только у нас первоклассников, но и у взрослых людей. Где искать ответы на многие из них, чтобы знать всё больше и больше? Народная мудрость об этом говорит:
Слайд 2
(Плакат читают хором)  Первого сентября мы отправились в плаванье по стране Знаний, делали открытие за открытием. - Сегодня нас ждут в гости в город Букваринск. /карта города/. И хотят проверить ваши знания, так как все станции с заданиями. - А в путешествие мы отправимся вот на этом поезде Посадка в вагоны по цветам (у детей квадратики цветные; на столе вагоны цветные: зеленые, красные, желтые, синие). Работа в группе по 6 человек
6 ученик:
В поезд можете садиться. Этот поезд быстро мчится По станциям до синих гор На зелёный семафор!
Найдан

7 ученик:
- Мчится поезд – первоклассник Скорость набирает. Прибавляет на пути К трём четыре, два к пяти!
Вера

4
7 ученик:
- Чуть пеналами гремит Чуть губами шевелит Изучая алфавит.
Кирилл т

8 ученик:
- Так садись в счастливый поезд И помчим от А до Я. Очень нравится мне скорость Очень нравится, друзья!
Вика

Учитель:
- Садимся в счастливый поезд. - Счастливого пути! /звучит гудок поезда/
Дети имитируют движение поезда и поют песню (под мотив «Голубой

вагон»)
1. Вот учебник первый мы закончили Азбука нам очень дорога. Нас учила и письму, и грамоте, И читать учиться помогла. Припев: Вот и настал сейчас этот день радостный Важный, который мы, ждали целый год. Мы говорим тебе: « Спасибо, наша АЗБУКА, Пусть нас дорога знаний дальше поведёт» 2.Были и удачи, и разочарования, Огорчались и смеялись мы. АЗБУКА развеяла сомнения, Не боимся дальше мы идти. Припев:
5 Вот и настал сейчас этот день радостный Важный, который мы, ждали целый год. Мы говорим тебе: « Спасибо, наша АЗБУКА, Пусть нас дорога знаний дальше поведёт /снова открывается карта города Букваринска/
9 ученик:
- Был на речке на Чернильной, Город маленький не пыльный С незапамятных времён Букваринском звался он!
Рита

10 ученик:
- Там не ведая невзгод, Очень славный жил народ Хлебосольный, незлобивый Дружный и трудолюбивый.
Буянто

Учитель:
- Что за народ живёт в городе в Букваринске? - А вы все помните буквы, которым вас научила Азбука? - Сколько их? /чтение алфавита цепочкой начинает синий вагончик и т.д./
Синий
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж прикатили на еже.
(Слайд 9)

Зеленый
3, И, Й, К, Л, М, Н, 0 дружно вылезли в окно
(слайд 10)

Красный
П, Р, С, Т, У, Ф, Х оседлали петуха (слайд 11)
желтый
Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь,Э, Ю, Я вот и Азбука моя (слайд 12) /звучит гудок поезда/
поехали

3. Станция Сортировочная. (слайд 13)

6
а)
- Рассортировать все буквы на 3 группы. /раздаются конверты с буквами/ (три конверта с азбукой) см в приложении) - Аргументировать. (буквы гласных, буквы согласных, беззвучные)
11 ученик:
- Гласные тянутся в песенке звонкой, Могут заплакать и закричать, Могут в кроватке баюкать ребёнка, Но не желают свистеть и ворчать.
Даша Г

12 ученик:
- А согласные... согласны. Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь.
Лера

12 ученик: Баирма

13 ученик:
- Мягкий знак – хитрый знак. Не назвать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится.
Вероника

14 ученик:
- Твёрдый знак нам нужен тоже, Без него сказать не сможем: Съезд, съедобный, объясненье, И подъезд, и объявленье.
Даша К

б)
а теперь из этих букв найдите лишнюю?
(слайд 14)
а, я, о, и, у н, р, к, й, з ц, ч, ж, ш
7 /звучит гудок/
4. Станция Звуковая.
Кто живет на этой станции? /звуки/
15 ученик:
- Мы - не буквы, мы - звуки речи. Изучает фонетика нас. Мы - не буквы, мы - звуки речи. Произносят и слышат нас!
Лилия

а)
Построить звуковой домик для слова:
(слайд 15)
 день,  зима,  Юрий /группой – звуковичками и записать (заклеить) на А4/ (3 картинки см в приложении)
Физминутка. А теперь давайте отдохнем «Заячья зарядка»
/ а теперь поехали. звучит гудок/
5. Станция Слоговая.
(Слайд 17, 18) - Кто живет на этой станции?
(слоги)

16 ученик:
- Дружат гласные с согласной, Составляя вместе слог. МА и ША (а вместе Маша) МИ и ША ( а вместе Миша) К нам явились на урок.
Дарима

8
17 ученик:
- Сколько в слове гласных-. Столько и слогов. Это знает каждый из учеников.
Ангаев
Из слогов составьте слова. БУЛ. ВА, БЕЛ, РЫ, БОБ, БА, БУК, КАК, КА, БАН, РА, РАН.  Напечатайте на бумаге и разделите на слоги. (СМ В ПРИЛОЖЕНИИ)  Читает первая группа, потом следующая, до тех пор пока не останется слов. /звучит гудок/
6. Станция Словарная.
(слайд 19) - Что такое слово? - Какую работу оно выполняет? /называет предметы, признаки, действие/ - Выберите из данного набора только слова: БТЕ, САД, СКУМ, ДОБРЫЙ,ЗЕЛЕНЫЙ, КСИ, ПОЕТ, ТЕЛЕФОН, СПЯ, ЧИТАЕТ, ОСЛ, ВДА - Прочтут все слова
зеленый вагончик
Красные пусть назовут слова предметы Желтые слова признаки Синие слова действия
Молодцы поехали дальше /звучит гудок
/ 
7. Станция Предложейкино.
- Прочитай предложение с указанной интонацией. НАМ ПОНРАВИЛАСЬ АЗБУКА.?! (С МЕСТА)
9
б)
Чтение любимых страниц азбуки. -Внимание! Читается Любимая страница! Всё этим объясняется Учебник закрывается. Пора с ним распроститься! Он верным другом был для нас, Прощаясь с ним, грустит наш класс. Но долго нам грустить нельзя, Ведь есть у Азбуки друзья!
Денис,Баирма, Гэрэлма, Карина

Ученик:
Потрудились мы немало, Много слов мы прочитали, Позади нелегкий труд, Впереди нас книги ждут.
Рома

Ученик:
Сегодня праздник необычный: Спасибо, Азбука, тебе. Ты столько знаний подарила, Мы будем помнить о тебе.
Арина
А теперь ребята жители Букваринска отправили вам сообщение - Прочли вы Азбуку до корки. Позади нелёгкий труд Слогового чтения. Вам по чтению - пятёрки! Вам сегодня выдаю У-до-сто-ве-ре-ния! /вручает детям удостоверения.
Учитель:

10 - А мы покидаем славный город Букваринск. Самое интересное в жизни первоклассников только начинается. Теперь они прочтут любые книги. Чему они будут учиться, мы узнаем из песни
«Учат в школе»

БТЕ

РАМА

СКУМ

ДОБРЫЙ

ЗЕЛЕНЫЙ

КСИ

ПОЁТ

ПЕР

СПЯ

ЧИТАЕТ

КАБЛУ

ТРАВА
А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ь Ы Э Ю Я Й Найдите «лишнюю» букву и обведи её.  Ё, И, Я, Е, Ю  Н, Р, З, К, Й  Ц, Ч, Ж, Ш