"Методическое сопровождение профессиональной успешности педагога в условиях введения ФГОС дошкольного образования"

Автор: Голоулина Ангелина Андреевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №68
Населённый пункт: город Апатиты Мурманской области
Наименование материала: статья
Тема: "Методическое сопровождение профессиональной успешности педагога в условиях введения ФГОС дошкольного образования"
Дата публикации: 23.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Методическое сопровождение профессиональной успешности педагога в

условиях введения ФГОС дошкольного образования»
«Трудное - это то, что может быть сделано немедленно, невозможное требует немного больше времени» Д. Сантаяна. Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования, является развитие кадрового потенциала. В соответствии с ФГОС дошкольного образования одним из требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования являются требования к кадровым условиям реализации ОПДО. Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду. Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком (Е.В. Бондаревская, Л.И. Божович, М. И. Лисина, В.С. Мухина). Повышение статуса педагогической профессии определяется базовыми ценностями и установками государственной политики в сфере образования. Педагогическая компетентность – оценочная категория, характеризующая педагога как субъекта воспитательной деятельности в системе образования, предполагающая наличие профессиональных психологических и педагогических знаний; профессиональных педагогических умений; профессиональных психологических позиций и установок педагога, требуемых от него профессией. На данный момент существует проблема формирования педагога, обладающего компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций, организованная с педагогами по повышению профессиональной компетентности, которая поможет вывести их на более высокий уровень. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством педагога становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Особенностью методической деятельности на современном этапе, является обеспечение условий для включения педагога в творческий поиск, который позволит успешно перейти каждому педагогу к реализации ФГОС ДО.
Методическая работа – это систематическая, целенаправленная, коллективная и индивидуальная, теоретическая и практическая деятельность педагогов по совершенствованию своего мастерства. Ключевым условием повышения качества образования является высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров. Одной из оценок оценивания профессиональной компетентности является аттестация педагогических работников, обучение на курсах повышения квалификации. Системность повышения квалификации в МБДОУ обеспечивается в соответствии с перспективным планом повышения квалификации, утвержденным руководителем МБДОУ, который составляется на 3 отчетных года, где процент обучения составляет 33% в год, соответственно за 3 года обучение составит 100%. Педагоги ДОУ обучаются в МОИПРОиК (г. Мурманск) и в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования в г. Москва. Образовательная среда детского сада обеспечивает перевод полученных знаний в область практических действий, интеграцию личностного и профессионального компонента, что способствует формированию целостности профессиональной позиции как системообразующего фактора процесса повышения квалификации. Обучение педагогов, в условиях ДОУ позволяет эффективно перестроить педагогическую деятельность, с точки зрения, сформированной позиции специалиста. Образовательная деятельность в условиях перехода ДОУ к реализации ФГОС ориентирована на развитие следующих педагогических умений: проектировочных, организаторских, коммуникативных, конструктивных. В МБДОУ – создали нормативно – правовые условия, которые позволили педагогам однозначно трактовать приоритеты в организации инновационной деятельности и повышении квалификации. В пакет нормативных документов были включены не только документы федерального, регионального и муниципального уровней, но и документы, разработанные ДОУ. Используем разнообразные методические формы активного взаимодействия с педагогами: проблемные семинары, семинары – практикумы, творческие мастерские, дискуссии, мастер – классы, проектная деятельность, конкурсы и другие. Для решения задач по повышению уровня профессиональной компетенции использовались различные формы повышения педагогического мастерства:  малый педагогический совет «Модернизация дошкольного образования. Сопровождение введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;  консультации информационного характера «Комплексное сопровождение ребенка в условиях ФГОС»;  семинар по планированию воспитательно-образовательной деятельности в группах ДОУ в условиях ФГОС; В ходе реализации ОПДО молодые педагоги получают информацию о новых педагогических технологиях. Посещая мастер-классы как в ДОУ, так и в городе, опытных воспитателей, открытые мероприятия, НОД, на практике видят
педагогические приёмы и применение активных методов воспитания и обучения В особую структуру модели методического сопровождения входит проведение педагогических часов для всех педагогов, а проведение «Педагогического факультатива» для молодых специалистов (педагогов после окончания высшего учебного заведения), а так же специалистов, вновь пришедших, не имеющих опыта работы в ДОУ, которая является частью повышения квалификации начинающих педагогов. Большинство молодых воспитателей нуждаются в помощи, в потребности получить методическую, психолого-педагогическую, и другую информацию. Основными задачами «Педагогического факультатива» являются:  формирование потребности у молодых педагогов непрерывного самообразования;  помощь педагогу с опорой на достижения педагогической науки и передового педагогического опыта; Ряду педагогов, оказалось, непросто мотивировать себя к принятию и включению в реализацию происходящих изменений. Для поддержания мотивации на успешную деятельность в ДОУ используются разнообразные формы методической работы: обучающие семинары-практикумы, творческие дискуссии, открытые просмотры, смотры-конкурсы, обеспечивающие индивидуально-дифференцированный подход к каждому педагогу, которые помогли им найти себя в самостоятельном проведении мероприятий, подготовить наглядный и демонстрационный материалы, мультимедиа презентации, подобрать литературу, Интернет- ресурсы, творчески проявить себя в деле. Изучение передового опыта педагогов позволяет решить целый ряд задач, таких как: целенаправленное накопление педагогических материалов, анализ результатов деятельности, описание взаимосвязанной работы по определенному направлению. Для повышения квалификации кадров были созданы информационные условия, обеспечивающие повышение эффективности процесса управления, формирование информационной культуры у всех участников образовательного процесса; организацию обмена опытом профессиональной деятельности через создание творческих отчета, фото и видеорепортажей, публикаций из опыта работы; размещение материалов на официальном сайте МБДОУ д/с № 68 – detsad68. В эпоху переустройства дошкольного образования в стране идет изменение статуса самого педагога, поэтому повышение квалификации педагогов связано не только с развитием, расширением, углублением знаний и умений, полученных раннее, но и с пересмотром ранее усвоенных фактов, понятий, закономерностей, обусловленных развитием науки, появлением новых научных концепций. На сегодня, можно отметить, что в ДОУ сложилась система повышения квалификации педагогических кадров, созданы необходимые условия, которые благоприятствуют организации и осуществлению повышения квалификации
педагогов, обеспечено методическое сопровождение профессиональной успешности.
Литература
1. А. А. Майер, Л. Г. Богославец. 2012. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ.-М.: ТЦ Сфера. 2. Белая К. Ю. 2007. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы.– М.: ТЦ Сфера. 3. Виноградова Н. А., Микляева Н.В. 2006. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ.– М.: АЙРИС ПРЕСС. 4. Волобуева Л. М. 2003. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами.– М.: ТЦ Сфера.