"Новые технологии на уроках чувашского языка"

Автор: Албутова Надежда Михайловна
Должность: учитель чувашского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Егоркинская СОШ" Шумерлинского района
Населённый пункт: д.Егоркино
Наименование материала: статья
Тема: "Новые технологии на уроках чувашского языка"
Дата публикации: 24.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля. А. Шопенгауэр К числу основных напрвлений модернизации российского образования относятся: 1. Нормализация учебной нагрузки учащихся; 2. Устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье; 3. Соответствие содержания образования возрастным особенностям развития учащихся на каждой ступени образования. Чувашский язык и литература – серьёзные и сложные предметы, учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание сбережению здоровья на уроках. Одним из компонентов этого процесса является рациональная организация урока. Современный урок чувашского языка требует нового осмысления и нуждается в разработке при емов и техник, связанных с его проведением и организаци ей, позволяющих повысить эффективность учебного процес са, сберегая силы ребенка и ресурсы его здоровья. С целью сохранения и укрепления здоровья детей при организации современного урока чувашского языка учителю необходимо придерживаться следующих требований:  учебная ситуация должна быть предельно ясна уча щимся, она должна стимулировать мотивацию учения, вызы вать у учащихся интерес к заданию и желание его выполнить;  урок нужно организовать таким образом, чтобы учащиеся чувствовали себя полноправными субъектами учебного процесса;  урок должен быть коммуникативно-направленным, что предполагает использование различных организацион ных форм для включения каждого в общение;  урок должен строиться с учетом возможностей уча щихся, трудности не должны превышать их возможности;  задания должны составляться с учетом возможностей отдельных групп учащихся (сильных, средних, слабых), чтобы обеспечить развитие каждого по высокому для него уровню;  урок должен иметь творческий характер;  новый материал урока должен связываться с ранее изученным. Необходимость применения здоровьесберегающих тех нологий на каждом уроке продиктована прежде всего ухудшением физического и психического здоровья детей. Поэтому одной из приоритетных задач обучения чувашс кому языку становится сегодня выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны возрасту учеников, устраняли бы перегрузки и сохраняли здоровье учащихся. На уроках проводим игры, конкурсы и упражнения, развивающие творчество, воображение, внимательность и познавательную раскрепощённость.
На уроках использую
игры-пантомимы
. При изучении алфавита ученикам предлагаю изобразить букву( нарисовать букву в воздухе головой или в паре с партнером). Ученик у доски выполняет это задание, а другие учащиеся отгадывают букву алфавита. - При изучении темы «Чĕр чунсем» изобразить животное движением, мимикой, голосом, жестами. Например: при изучении темы «Разнообразие малых жанров фольклора: пословицы, поговорки»в 5 классе проводим конкурс «Отгадайте загадки» 1.Что на свете дороже всего? (Здоровье) 2.Что без языка а сказывается? (Болезнь) 3.Чего хочешь – того не купишь, чего не надо – того не продашь?(Молодость и старость) Конкурс «Вспомните пословицы» 1.Здоровье сгубишь – новое…( не купишь) 2.Было бы здоровье а счастье…(найдётся) 3.Не рад больной и золотой…(кровати) 4.Здоров будешь – всё…(добудешь) 5.Деньги – медь, одежда – плен, а здоровье – всего…(дороже) Игры способствуют восстановлению энергии, приливу бодрости, оживляют урок, дают возможность непроизвольно и быстро усваи вать учебный материал. В играх налицо речевая ситуация, создающая благо приятные условия для общения, атмосферу, располагаю щую детей к тому, чтобы слушать, говорить на чувашс ком языке и делать это с удовольствием, что позволяет сохранить эмоционально- психологическое равновесие, следовательно, сберечь здоровье. Использование на уроках проектной работы снижает нагрузку учащихся по домашней работе
.
В целях предотвращения утомления учащихся, а также в целях профилактики нарушения осанки и зрения, в каждый урок я стараюсь включать оздоровительные моменты: · физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. В урок включаю
зарядки-релаксации
. По времени это занимает 2-3 минуты. Цель релаксации - снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Вот пример такой зарядки: Мулкач çывăрать (дети закрывают глаза, расслабляются, массируют веки) Ак вăранать (моргают глазками) Халĕ текех çывăрмасть, (руки поднимают вверх (вдох), смотрят на руки)
Çÿле пăхать, тăсăлать (руки согнуты, в сторону ( выдох), ) Игра – одна из важнейших форм релаксации и основная форма обучения чувашскому языку. Я активно использую на своих уроках
физкультминутки
, так как двигательная активность учеников способствует снятию усталости и повышению мотивации к обучению, лучшему овладению языковым материалам. Отличительной особенностью многих упражнений на уроке чувашского языка является активная жестикуляция для подкрепления слухового образа визуальным. При этом визуальные образы, воспринимаемые с картинки, запоминаются хуже, чем те слова или словосочетания, которые учитель и дети показывают сами и на себе. Особенно это актуально на начальном этапе обучения чувашскому языку. Как и все учителя во время уроков я провожу физкультминутки, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения на снятие усталости, укрепление опорно-двигательной системы и мышц глаз. Рассмотрим несколько вариантов проведения физкультминуток , которые возможно применять на уроках чувашского языка . Питĕ хăвăрт эп тăратăп, унтан хăвăрт эп ларатăп. (встаем, садимся) Алăпа çупса илетĕп. (хлопаем в ладоши) Чÿрече еннелле пăхатăп. (показываем пальцем на окно) Алăк енне çаврăнатăп. (показываем пальцем на дверь) Сылтăм урапа тапатăп. (топаем правой ножкой) Сулахайпа ак ташлатăп. (топаем левой ножкой) Хамăн тавра çаврăнатăп. (поворот вокруг себя) Современный урок чувашского языка характеризуется большой интенсивностью и требует концентрации внимания, напряжения сил. Очень трудно порой настроить ребят на овладение знаниями в середине и в конце учебного дня, когда многие из них не могут еще «отойти» от предыдущего урока, когда не все их проблемы успешно решены, а некоторым из них необходима психологическая поддержка. Пример комплексной релаксации. На уроках чувашского языка обязательно следует использовать
песни
, причем не только с малышами. Песня хороша на всех уровнях обучения. Она является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. Через песню заучивается лексика, практикуются грамматические структуры, отрабатывается фонетика языка и т.д. Песни я подбираю такие, чтобы их можно было бы петь хором, легко запомнить мелодию и слова. Хорошо, если слова песни сопровождаются еще и соответствующими движениями. Песни дают возможность расслабиться, сделать небольшой перерыв в рутинной учебной деятельности на уроке. Это своего рода релаксация в середине или конце урока, когда нужна пауза, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность. Песня активизирует функции голосового и дыхательных аппаратов, развивает музыкальный слух и память, повышает интерес к изучению чувашского языка.
Но одним из самых важных здоровьесберегающих действий, считаю создание у детей
положительной эмоциональной настроенности
на уроке. Поговорки, веселые четверостишия, юмористическая или поучительная картинка необходимы для снятия умственного напряжения и утомления. Проговаривание скороговорок в разных темпах и разной интонацией (весело/грустно, быстро/медленно, тихо/громко) заставляет функционировать речевой аппарат в рамках изучаемого языка. Почти каждый урок начинаю со скороговорки. Çĕмĕрлере çиçĕм йăл-йăл çиçрĕ çимĕкре. Шăлсăр шăши шăмă кăшлать. Алтăр çăлтăр, çич çăлтăр, çиччĕшĕ те çут çăлтăр. Вăрăм калав – васкавлă вулав. Тĕрлĕ тăкăрлăкра тăхăр текерлĕк тĕкĕ. Урок без улыбки учителя или доброй шутки – это не урок. Необычным раздражителем, вызывающим непроизвольную реакцию учащихся и способствующим снятию напряжения, является смех. Для этого можно рассказать что-нибудь забавное, остроумное из классной жизни. Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата и ориентации на успех является поощрение детей, даже если оно выражается лишь словесно, например: Маттур! Питĕ аван! Эсĕ пире савăнтартăн! Учитель чувашского языка имеет в своём арсенале целый набор подобных выражений. Благотворно действуют и невербальные приёмы одобрения, похвалы: улыбка, жесты и мимика, аплодисменты. Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения чувашскому языку. И, хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей.