"Веб-квест как особый способ формирования УУД в системе дополнительного образования"

Автор: Кузичкина Наталия Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Жердевская СОШ" Тамбовской области
Населённый пункт: город Жердевка, Тамбовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Веб-квест как особый способ формирования УУД в системе дополнительного образования"
Дата публикации: 25.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Веб-квест как особый способ формирования УУД

в системе дополнительного образования
Всестороннее развитие личности ребенка через формирование универсальных учебных действий (УУД) является приоритетным направлением современной системы образования. Сформированность универсальных учебных действий означает способность обучающихся к саморазвитию, к самосовершенствованию путем сознательного и самостоятельного усвоения новых знаний и умений. Универсальные учебные действия носят метапредметный характер и обеспечивают целостность саморазвития личности учащегося. Для формирования УУД в системе дополнительного образования метод проектов считается наиболее перспективным, так как он требует интеграции знаний учащихся в различных предметных областях. Через проектную деятельность происходит становление современного человека, осознание адекватной самооценки. Не заменяя традиционную систему образования, метод проектов дополняет и развивает ее, предоставляя обучающимся шанс выстроить свой образовательный маршрут. Выполнение проекта предполагает успешное решение нескольких интересных для учащихся задач, связанных с реальной жизнью. Ценность проекта в том, что в ходе его выполнения у обучающихся формируются универсальные учебные действия, способствующие самостоятельному приобретению знаний, критическому оцениванию своих возможностей, планированию и организации своей деятельности, работе в коллективе единомышленников, получению и накоплению опыта познавательной и учебной деятельности. Одним из самых эффективных инструментов формирования универсальных учебных действий является приобщение учащихся к особому виду проектной деятельности – веб-квесту. Веб-квест представляет собой прием развития учебной автономии, когда воспитание навыков проектной деятельности происходит через адресный поиск информации в сети. Давая определение веб-квесту, Т. Марч особое внимание обращает на аутентичность мотивирующей задачи веб-квеста, способствующей развитию умений работать индивидуально и коллегиально. Как известно, структура веб-квеста включает в себя следующие обязательные разделы: введение с кратким описание темы; непосредственно само задание, где четко сформулирована проблемная задача, а также дано описание формы представления конечного результата. Для успешного завершения веб-квеста необходимо четко прописать порядок работы и необходимые ресурсы для выполнения задания (ссылки на Интернет-ресурсы и любые другие источники информации), а также предоставить вспомогательные материалы в виде фотографий, схем, шаблонов, алгоритмов, графиков, таблиц, которые позволяют более эффективно организовать работу над веб-квестом. Заключительный этап включает описание критериев оценки выполнения веб-квеста и краткое
описание того, чему смогут научиться подростки, выполнив данный веб- квест. Эффективный, интригующий, интересный веб-квест представляет особую ценность в процессе познавательной деятельности школьников в системе дополнительного образования. Отличаясь от традиционной презентации знаний, он «толкает» учащихся к более активной позиции по их получению, включающей социальный и прагматический аспекты процесса обучения. Технология веб-квеста требует соответственного уровня владения языком для работы с аутентичными Интернет-ресурсами. Имея четкий сценарий, веб-квест «ведет» школьников через все этапы исследования. Это позволяет интенсифицировать учебный процесс и рациональнее использовать время занятия. Более того, при предварительной оценке ссылок на сайты, можно быть уверенным в безопасности, «чистоте», информации. Естественно, процесс разработки веб-квестов требует значительных временных затрат, интеллектуальных усилий и наличие преподавательского опыта, чтобы оценить возможность использования тех или иных интернет- источников для проектной работы. Для учащихся работа над веб-квестами способствует повышению мотивации к изучению иностранных языков и к процессу обучения в целом. Реальное размещение веб-квестов в сети в виде web–сайтов, созданных самими подростками, позволяет значительно повысить мотивацию учащихся на достижение наилучших учебных результатов, на формирование у них универсальных учебных действий.
Литература
1. Коваленко Н.А., Смирнова А.Ю. Функции контроля при коммуникативном обучении иностранному языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2013. - № 8 (26). Ч.1. – С. 90-92. 2. Кытманова Е.А. Веб-квест как вид проектной деятельности и его использование в обучении иностранному языку / Е. А. Кытманова // Вестник Московского государственного областного университета. – 2011. - № 1. – С. 108-116. 3. Леонтович А.В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности. – Исследовательская работа школьников. – 2003. - №4 (6). 4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под. ред. Е.С. Полат. – Москва, 2004. 5. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Разработка авторских учебных Интернет-ресурсов по иностранному языку // Иностранные языки в школе. – 2009. - №2. – С. 8-16. 6. March T. WebQuests [Электронный ресурс]// Tom March. - Режим доступа:tommarchstrategies/webquests/ - Загл. с экрана. Дата обращения 18.02.2015.