"Роль этнокультурного воспитания в духовно-нравственном становлении современного ученика"

Автор: Гарифуллина Вакиля Асгатовна
Должность: учитель истории и однк нр
Учебное заведение: МБОУ СОШ №7 г.Туймазы республики Башкортостан
Населённый пункт: г.Туймазы респ.Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Роль этнокультурного воспитания в духовно-нравственном становлении современного ученика"
Дата публикации: 25.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

В. А. Гарифуллина, учитель истории и ОДНК НР,МБОУ СОШ №7(г.Туймазы)
Роль этнокультурного воспитания в духовно-нравственном становлении

современного ученика
В настоящее время федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) общего образования определяет предметные, метапредметные и личностные требования к результатам образования. Личностные требования стандарта ориентированы на развитие человека, обогащение духовно- нравственной сферы личности. В современном полиэтническом пространстве республики Башкортостан живут и работают представители разных вероисповеданий, культур, национальностей в тесном контакте друг с другом. Поскольку процесс обучения неотделим от процесса воспитания, в подобной ситуации именно образовательные учреждения могут сыграть огромную роль в плане воспитания толерантной личности, способной приспособиться к жизни в современных условиях. Неоценимую помощь в этом может сыграть этнокультурное наполнение содержания образования. Среди множества учебных дисциплин новый предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» занимает особое место. Своеобразие заключается в том, что в ходе его изучения учащиеся приобретают не знания основ науки, а формируют мировоззренческие ориентиры. Основным носителем, хранителем культуры традиционно является старшее поколение, которое передает золотые крупинки духовно-нравственных основ молодым. В современной России, где широко пропагандируется и насаждается чуждая культура и образ жизни, эта преемственность разрушается. Таким образом, теряется нить этнокультурного воспитания. Выросло целое поколение, которое оторвано от исторического прошлого и не имеющее четких идеалов на будущее. Многовековой педагогический опыт наших предков убеждает в воспитательной эффективности этнокультурных традиций своего народа. Сегодня как никогда раньше учащиеся остро нуждаются в социальных ориентирах, опирающихся на национальные ценности в русле общечеловеческой направленности. Построение воспитательного процесса на традициях этнической культуры придает ему гуманистический характер, способствует формированию ценностных ориентаций, духовно-нравственной устойчивости, гражданско-патриотической позиции, этнической идентичности. Этнокультурные традиции кроме всего прочего пробуждают у воспитанников генетическую память, обеспечивают межпоколенную преемственность, способствуют значительному повышению результативности воспитательного процесса.[ 2 ¿ Учащиеся нашей школы активно занимаются научно-исследовательской деятельностью по изучению истории своей семьи, города, малой родины и участвуют в различных всероссийских и международных конкурсах. В 2015-м
году, в год 70-летия Победы учащимися нашей школы был исследован боевой путь 9-го запасного полка из состава 112-ой Башкирской кавалерийской дивизии. Каждый класс подробно изучил боевой путь ветеранов - земляков, были восстановлены места захоронений пропавших без вести. По итогам исследовательских работ в школе прошла конференция с участием родственников погибших ветеранов. Основой этнокультурного воспитания является семья – малая модель общества. Именно в семье детьми приобретается понимание смысла жизни и вырабатывается жизненная позиция, закладываются потребности в своей национальной культуре, в стремлении самоидентифицироваться. Она воспитывает гражданское отношение к истории родного края, духовно -нравственным ценностям своего народа, национальным традициям как части мировой культуры. В развитии ребенка важную роль играет его непосредственное общение с родителями, бабушками и дедушками, которых не может заменить ни один современный гаджет. Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту прошлых поколений, к истокам этнокультурного воспитания, поскольку именно там можно найти ответы на волнующие современность вопросы. Мудрость народного воспитания как исторически проверенного опыта должна стать основой современного учебно-воспитательного процесса. У каждого народа как непреложные истины проповедуются любовь к родителям, родному краю, трудолюбие, честность, доброта, справедливость. В нашей школе ежегодно проводится праздник День семьи, в рамках которой проходят мастер-классы родителей для детей, конкурсы поделок, чествование семей. Активно участвующих в коллективных творческих делах класса и школы. Доброй традицией стали так же проводимые Фестиваль культуры народов мира и Сабантуй. Этнокультурное развитие предусматривает комплексный подход в вопросах передачи детям национальных достоинств, который позволит положительно воздействовать на процесс воспитания и обучения. Этнокультурный компонент обеспечивает включение личности в диалог с полиэтническим окружением, позволяет выявить в народных культурах не только национально особенное и уникальное, но и общее, универсальное. Иными словами, этнокультурный компонент обуславливает знание других национальных культур, способствует воспитанию толерантной личности. В 2013году в нашей школе открылся клуб ЮНЕСКО и мы стали членами международного проекта, куда входят 182 страны. Участники проекта распространяют информацию о деятельности ООН и ЮНЕСКО, занимаются экологией и изучением всемирного культурного наследия. Делегация в составе учащихся и директора школы А.В.Михеева в январе 2016 года участвовали в Московском VII международном семинаре «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество». Учащиеся выступили в молодежном форуме «Каков ты – таков и мир вокруг тебя ». Легенды о родных местах, притчи, традиции и обряды, песенный фольклор, старинные ремесла национальной культуры народов Башкортостана
дают богатую пищу для ума, являются ценным материалом для проведения уроков ОДНК НР. Сложно переоценить педагогические возможности литературных жанров, как фольклор. На основе этих жанров формируются представления об уме, добре, героизме, поведенческие и другие морально- этические нормы. Немалый интерес представляют и многие другие жанровые типы – поговорка, песня, басня и пословица. Все они ценны для педагогической деятельности и служат существенными источниками педагогики. Произведения классиков башкирской литературы М. Гафури, З. Биишевой, М. Карима, Ф. Исянгулова являются богатейшими кладовыми при изучении нравственных аспектов современной жизни, способствуют раскрытию духовно-нравственных понятий. Таким образом, идея комплексного подхода в обучении и воспитании через официальную педагогику с применением этнопедагогических традиций народа, дает положительные результаты. Приобщение к основам народной духовной и материальной культуры способствует развитию творческой индивидуальности, воспитания патриотических чувств, развития эстетических и этических взглядов на окружающую действительность, вырабатывает стойкий иммунитет к чуждой морали.
Литература
1. Ахияров К.Ш. Народная педагогика и современная школа. - Уфа: Баш ГПУ, 2000. - 328 с. 2.Болбас, В. С. Этнокультурное воспитание школьников в условиях глобализации / /ИДМ : сборник научных статей. – Душанбе : ЭР-граф, 2010. – С. 181–188. 3.М.А.Бикмеев//Основы духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации (нормативно-правовые и теоретико-методологические основы организации учебного процесса) Учитель Башкортостана.2015.- №11.- С.61 -65. 4. Латышина Д.И. Традиции воспитания детей у русского народа.- М.: Школьная пресса, 2004. - 128 с. 5.М. Л. Федорова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 378-380.