"Совместная индивидуальная деятельность учителя и ученика, как психолого-педагогический процесс в обучении и воспитании учащегося-музыканта"

Автор: Конищева Софья Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования(фортепиано)
Учебное заведение: МОУ"Гимназия №1"
Населённый пункт: г.Железногорск Курская обл.
Наименование материала: Доклад.
Тема: "Совместная индивидуальная деятельность учителя и ученика, как психолого-педагогический процесс в обучении и воспитании учащегося-музыканта"
Дата публикации: 25.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Гимназия №1»

Доклад

«Совместная индивидуальная деятельность

учителя и ученика, как

психолого-педагогический процесс в обучении

и воспитании учащегося-музыканта»

Подготовила

педагог дополнительного образования (фортепиано)

Конищева С.В.

Железногорск 2016

{ону начать свое сообтт{ение словами Ёаде>кдьт йосифовнь1 [олубовской (1891- 1975 г.)-: *9 у"у, потомучто играто. Бсли бьтя не играла, то не считала бьт возмоя{нь1м учить.)) €праведливо, ибо творческие открь1тия и прозрения, ро}кда}ощиеся в исполнительской практике, явля}отся во многом фундаментом обунения. Ёо последние не мо)1{ет ограничиваться ((показом)) (пусть да)ке завора)кивагощей силь{ воздействия|'), необходимо воорух{ить ученика пониманием поставленнь1х задач и методов их разре[пения; и|1ь\ми словами - научить самостоятельности. ,11тобовь к ученику- одна из ва)кнейтпих черт нравственной личности педагога. < ,|[тобить ученика- значит пере)кивать проблемь1 ребенка' как свои собственнь1е. Ёе вьтпячивать себя в качестве главного, строгого распорядителя, в качестве судьи того, !тто делает ребенок. Фтногшения дол)кнь1 бьтть основань1 на добровольном признание личности ученика педагогом и личности педагога-ребенком ) - таково сух(дение педагога Ра>кникова. €ледовательно, педагог- музь!кант в своей педагогической деятельности дол)кен осуществлять две взаимосвязаннь1е функции обунагощуго и воспить1ва}ощу}о. Фбе они требутот вь{сокого профессионального мастерства и глубоких знаний. }рок музь1ки как урок искусства совер|шенно особенньтй. Ёеобходимь1е музь|кальнь!е, педагогические и А1эугого рода знания' умения и навь{ки здесь конечно ну)кнь1. Ёо это недостаточно. Ружно еще и значительно боль|шие' что делает учителя ,|[ичность}о в глазах ученика' способной увлень музьткой ребенка, вь!звать )келание с удовольствием слу1пать и исполнять €€, стремиться к общени}о с вь1соким искусством, самостоятельно его познавать. Фбъектом педагогической деятельности является учащиеся. Фвладевая знаниями, навь1ками, находящимися в состоянии целостности, взаимосвязях и противоречиях, он приобретает основь] дальнейгпего развития. Фднако если в общеобразовательной 1пколе |4ли на групповь1х занятиях в музьткальной 1школе' училище работа по тому или иному предмету, дисциплине
планируется в рамках содер)кания, т.е' в аспекте приобретаемь!х знаний и навь1ков' то на индивидуальньтх занятиях планируется худоя{ественнь|й и инструктивнь1й репертуаР. Ёад репертуаром учащейся работает на основе формируемь1х сформированнь!х знаний' навь1ков) умений. А вот какие знания, навьтки, умения будет формировать у учащегося его педагог- остается ( засекреченньтм)). Фчень многое в практи!{еской деятельности педагога- музь1канта зависит от верного ре1пения одной из труднейгпих проблем музьткальной педагогики- вь1явление '1 развития в процессе обунения |4ндивидуальности ученика. |{онятито индивидуальность прида}от различнь1е значения' 3 узком смь1сле индивидуальность}о обьтчно назь1ва}от самобьттнуго творческу}о личность' созда1ощу}о новь1е худо)+(ественнь1е ценности ' Андивидуальность в этом смь{сле атрибут таланта. Ёо правомерно и другое, более |пирокое понимание индивидуальности. (а>кдьтй музь1кант, если профессия им вьтбрана осознана) долх(ен обладать своим отно1шением к музь1ке, своими вкусами и наклонностями) )келанием постоянно учиться и совер1пенствоваться. ]акого музь1канта мь! вправе считать обладагощим индивидуальность}о' дах{е если он не практикует новь1х путей в искусстве. [{ервейгпий долг педагога- помо1{ь ка}кдому своему воспитаннику развить свои луч1пие задатки' найти себя, свой путь, лтобимуго професси}о' иньтми словами стать индивидуальность}о. Ёет ничего более огпибонного, как составив вначале об уненике определенное мнение, руководствуясь им на протяя{ении всего времени обунения. йзвестно' что в момент физинеского' творческого роста человек меняется' на протя)кен|4и иного да)ке небольгпого времени его качества могут стать инь1ми. 14ногда, в процессе работь]' педагог концентрирует свое внимание главнь1м образом на недостатках ученика, прилагая все свои усилия подтянуть, сгладить эти недостатки (зая<атость, вялость или, наоборот, несобранность, небрехсность в игре)' |{ри этом нередко мало уделя}от внимания наиболее и самостоятельному] что есть в
индивидуальности ученика. Б резтльтате происходит нивелировка личности (т.е. недостатки сгла}(ива}отся, а свое личное' эмоциональное затухает). 9асто педагогу приходится сталкиваться с неорганизованнь1ми учениками. Фни небрежнь{ в работе, неаккуратнь| в вь{полнении своих обязанностей. 1акое объясняется чаще всего отсутств1]ем стойкого интереса к де11}, слабость}о воли, неумением организовать свой рабоний день. 3 таких случаях педагогу ва}1{но (нащупать) то зерно) тот момент, которьтй наиболее интересен ученику и попробовать оттолкнуться от него в работе. Ё1ередко в классе с активнь|ми детьми встречаются о!тень способнь1е, но застенчивьте и скромнь1е. Фни часто неувереннь1 в своих силах, не уме}от (развернуться)) при исполнении г1рограммьт. 3десь педагогу надо использовать лгобу}о' пусть саму}о маленьку}о удачу в преодолении эмоциональной скованности. Ба>кно поощрить его творческие порь1вьт. [аких учеников надо !1аще пока3ь{вать на концертах, да;т{е перед самой небольгшой ауАиторией. йньте дети совсем ли|пень1 собственной инициативь{. Фни просят чтобьт им все показали и объяснили. 1аких учеников надо поставить в такие условия, при которь|х они развивали бьт сво!о самостоятельность, развивали свой иг1терес к конкретной пьесе или виА} музьткальной деятельности (игра в ансамбле, транспонирование). 1аким детям на уроках надо больгпе давать возмо}кности самим анализировать' сравнивать, т.е. давать развивать фантази}о, а она есть у ка)кдого. |гобая форма урока мо)кет бьтть уместной. [[росто опьттньтй и нуткий педагог найдет именно 1}, которая луч1ше всего воздействует на данного ученика в данньтй мо\'{ент работьт. 9мение слу|пать верньтй признак дарование педагога. €лугшая ученика, он как бьт соперех{ивает музь|ку вместе с ним] при этом лгобое дости)кение здесь рассматривается как ступень роста. Боспринимая игр), диалекти!1но, педагог сравнивает его игру про[плу}о и настоящую' и у){е мьтсленно планирует будущуго. Бще немаловахсньтй аспект - научиться дослу1пивать до конца, не прерь1вая, т.е. дать возмо)кность ученику вь]разить свое понимание' свои исполнительские
намерения. 3моциональное влияние сказь1вается в том, что с лгобимьтми учениками мь| занимаемся увле!1енно' а с остальнь1ми по обязанности. Ёередко такое отно1пение скрь|ть не удается. [{оэтому, педагог не имеет право бьтть равноду1пнь1м' т.к. такая градация иногда и способньтх учеников приводит к увяданито. !мение вь{ждать - одна из ва)кньтх форм воспитания. 9асто педагог торопит ученика' формирует его развитие] невольно скать1ваясь к натаскивани}о. |1оэтому, в данном случае, не требовать от ребенка сегодня того' к чему он сам' естественнь1м путем, без на)кима придет завтра. [{риемьт и формьт воспитания ученика как музь1канта очень разнообразнь1. [лавное здесь проявляется в том, нтобь; умело и чутко, в ках{дом конкретном случае пр!1менить наиболее действенньтй, рациональньтй подход или прием. [{ри учете возрастньтх особенностей педагог опирается на обобщеннь1е даннь1е возрастной психологии и педагогики : особенности темперамента' характера ; насколько вь1нослив в занятиях, способен ли к продол)кительному напря)1{ени}о ; какое у него преобладает настроение (ровное, спокойное, колеблется, вспьт|пки раздра)кительности), легко ли переходит от одного эмоционального состояния к другому; как ведет себя на сцене (сохраняет ли самообладание или теряет его); легко ли освобождается от негативнь1х сторон исполнения. 9то касается теп4перамента и характерологических черт учащегося, то они весьма разнообразньт' имегот сво}о структурность и индивидуальность. |1едагог в своем классе мо)кет разделить обунатощихся на следугощие категории типов характеров: ].Флегматик. 3то малоподви;кньтй тип нервной системь1. {арактеризуется слабьтм проявлением чувств; вь{вести флегматика из
обьтчного для него состояние нелегко: он медлителен в дви)кениях и речи, мимика у него малоподвих(на, )кесть1 скупьт. в деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Флегматики' с одной сторонь{ трудол}обивьт и усидчивь|' с Аругой больтпие (тугодумь1)), усердно следу1ощие разведанному порядку в )кизни. Ах медлительность мох(ет ме1пать в унебной деятельности' особенно там, где требуется бьтстро запомнить, понять, сообраз'1ть и сделать, но на ряду с этим он запоминает обьтчно надолго' основательно и прочно. йного работьт доставляет создание у ученика- флегматика необходимого настроения при исполнении музь]кального произведения. 1аким ученикам трудно дается перекл}очение на (нову}о волну)> худо)кественного пере)кивания1 они склоннь1 по инерции повторять себя в лтобой новой пьесе, причем зачасту}о без унета ее характера' стиля и других важнь{х особенностях. Фбунение и воспитание в данном случае доля{но ставить цель}о- развитие навь1ков ((живого реагирование>> на музь1ку' повь1|пение нервной системь{ за счет вкл}о1-1ение в репертуар произведений энергичного, волевого характера, побу>кда}ощих исполнителя к активнь1м, инициативнь1м действиям. 2.€ангвеник. Ребенок с сильной, уравноветпенной, подви>кной нервной системой, ;кивой, лгобознательньтй. Бьтстро находит контакт с лгодьми] общителен' не чувствует скованности в новой обстановки. 9аще всего уверенньтй в себе, не испь!ть1вакэщий какого- либо на{1ря)кения в обунении; с легкость}о усваивает значительньтй по объему материал, полность}о поглощен очереднь1м занятие\4. 11очти не бьтвает усталь1м) вяль1м, расслабленнь!м. {ля него возможнь1 долгие нагрузки. €пособен вь1полн ять за тот )ке период времени больтле, чем другие учащееся, благодаря своей вь1носливости. ! сангвеника эмоции легко возникагот' легко сменя}отся. Фни обладатот глубоким умом' бьтстро схватьтва}от н0вое, г{рочно удер)кива}от его в памяти, легко перекл}оча}от внимание. €ангвеники неприну)кденно входят в ритм урока, моментально зажигаготся интересом к А€!}, по первому
требовани1о педагога перестраива}отся на вь1полнение нового задания. Ёаладить контакт с ним нетрудно, ].(. он общителен, непосредственен, отличается ровнь1м оптимисти!{нь!м настроением. ! учащихся - сангвеников нух{но воспить1вать усидчивость' устойнивьте интересь|' более серьезное отно1]]ение к лтобому дел}' не торопиться пош{огать бороться с легкомь]слием, если оно начнет проявляться. 3. йеланхолик. Фни полная противополо)кность сангвеникам, халерикам. Фтличаготся вь;сокой эмоциональной чувствительность}о. Ёесколько замкнутьт, особенно если встреча!отся с новь1ми л}одьми, новой обстановкой, новь1ми видами деятельности. Ёерегпительнь1 в своих действиях. 3ти свойства учителго следует помнить при работе с учащимися 1 класса. йеланхолики бьтстро утомля}отся' поэтому ну)кно постепенно увеличивать нагрузку. Ёередко таким детям не хватает уверенности в себе, им свойственньт болезнь неуда!ти' страх глупо вь1глядеть. €лабьтм детям в 1школе приходиться ((ломать)> себя, приспосабливаться к требованиям обунения. |]о отно1пени}о к у!1ащимся меланхоликам от педагога требуется повь11пенная бере;кность, добро>келательность и чуткость. Фбращаться с ними ну)кно ласково' спокойно' не повь11пая голоса. Фни могут замкнуться от лгобого, неост0ро)кно вьтсказанного замечания. |{о '','-."'* '| ;; неуместнь1 ирония, 1путка. }}4менно ме'1анхолики испь]ть1ва!от особенно сильньтй страх в ответственнь1х ситуац14ях (на эстраде) и ну)кда}отся в постоянной психотерапии. йеланхоликов ну}кно постепенно отучать от излигпней робости и застенчивости' давать и возмо)кность больтпе действовать и проявлять активность. |1утешт правильной тактики опросов и поощрений (не только отметкой' но и вь1сказь1ваниями' ти11а ((хоро|по)), (умница))' <(молодец)), формировать уверенность в своих силах' обязательно поощрять их за старания, да)ке если результат далек от )келаемого. и.п' |1авлов считал, что путем умелой и длительной тренировки мо)кно укрепить
слабу}о нервну}о систему' бьтли бьт только созданьт благоприятнь1е условия х{изни' обуиения и воспитания. 4.)(олерик. 3то сильньтй, неуравнове|пеннь|й (или как говорит |{авлов <безулер>кньтй>) тип. 1о, что он принадле)кит к сильному типу] говорит о его работоспособности, способности вь1держивать больгпие нагрузки. 3то представитель наиболее яркого и динамичного темперамента. Фн очень подви)кен' моментально реагирует на изменения обстановки, эмоции проявля}отся ярко и несдер}(анно. 1{ак холерик проявляет себя в унебной деятельности? Фн работает нетерпеливо] порь1висто. Бго поспе[пность моя(ет привести к необдуманнь1м ответам. €о страстьго берется за дело' работает с подъемом, иниц|1ативой. Ёо если работа однообразна, требует усидчивости и терпения, то запас энергии мох{ет бьтстро истощиться в процессе работьт. {олерик не отличается тщательность1о' углубленному вь1полнени}о дома1пних заданий, занасту}о усваивает учебньтй материал бессистемно и поверхностно' ((наскоком)), не замечая важньтх деталей, не вникая в суть дела. Фдним из признаков полноценной работь1 психологи счита}от контроль за своими действиями' !мение ученика контролировать себя очень важно. }ченики игнориру}от эту сторону унебной деятельности. |{оэтому учитель дол)кен контрол}о за работой унащегося-холерика уделить особое внимание' шричем не только сам контроль' 00Ф и заставлять их делать это самостоятельно. в занятиях нужно стремиться к ровному и спокойному общениго' {олерику нельзя делать резкое замечание, особенно если оно задевает его самолгобие. Фт этих учащихся нужно постоянно мягко' но настойчиво требовать спокойньтх, обдуманньтх ответов' воспить1вать сдерх{анность в поведение. в }чебной работе воспить1вать последовательность, аккуратность и порядок; требовать хоро1пего вь1полнения всех заданий. Б целом они хоро1по приспособлень1 к условиям унебной деятельности, так как они активнь{, инициативньт, лтобознательнь1.
Таким образом – задача педагога в том, чтобы находить наилучшие пути воспитания положительных черт личности применительно к особенностям темперамента, преодолевать недостатки, развивать его положительные стороны. Успех в учебно – воспитательной работе, а так же межличностные взаимоотношения на уровне «учитель-ученик», во многом зависит от знаний и учета их возрастных особенностей. В процессе воспитания – обучения младшего школьника – пианиста уже в начальных классах остро встают вопросы музыкально – творческого и психологического контакта педагога с учеником. Дети младшего школьного возраста воспринимают музыку непосредственно, конкретно и эмоционально. В связи с их ограниченной возможностью долго сосредотачивать внимание на отдельных деталях нотного текста, педагог должен постоянно стимулировать их интерес к новому, давать толчок воображению. Вместе с тем уже в 3-4 классах появляется особенность к опосредованному познанию музыки, в котором сочетаются образно – эмоциональное и логически –смысловое ее восприятие. Таким образом, у ученика постепенно появляется оценочное отношение к исполняемому им произведению. Чувственное восприятие становится чувственно – логическим. Общаясь с учеником, педагог должен выявить особенности дарования своего воспитанника, понять причины недостатков в исполнении разучиваемых им произведений. На этой основе зарождается индивидуальный подход к отбору форм и приемов воздействия на ребенка, важный его успешного продвижения в музыке. Вопросы общения с учеником, специфики художественного и пианистического воздействия на него могут быть рассмотрены на примере разных музыкально – исполнительских индивидуальностей. Сближение педагога с учеником в значительной степени зависит от мастерства педагога и меры самостоятельности ученика. Именно воспитание
самостоятельности дол}кно стать неустанной заботой учителя' начиная с млад1пих классов. [.['Ё{ейгауз с!1итал' что (одна из главнь{х задач педагога- скорее бьтть нену}кнь1м ученику' т.е. привить ему самостоятельность мьт|пления, методов работьл' самопознания и умения добиваться цели. ..)). Боспитание и обучение ученика-пианиста в стар1пих классах во многом иначе, нежели в млад1пих. €ами требования возраста вь1двига}от необходимость применения изп.|ененнь]х, значительно дополненнь1х' ярче индивидуализированнь!х средств воздейств14я педагога. }ченик все больгпе вкл}очается в атмосферу музь1ки, и стремление ее познава'|'ь и изучать непрерь{вно возрастает. Фсобенно полезнь{ вслу1пивания и размь]1пления ученика, направленнь1е на работ1- педагога над произведением' которое впоследствии ученику придется самостоятельно разучивать. в условиях работьг со стар|шеклассниками при ясно вь1ступа}ощих различиях в их музь1кальном и пианистическом развитии в числе ва>кнейтпих вопросов преподавания вь1двигается требование тщательного изучения педагогом индивидуальнь1х даннь1х и их проявлений в исполнительском обунение ках{дого учащегося. Б распознавании всего ко1\1плекс а индивидуальности ученика следует иметь в виду не только его пианистические наклонности, но и его черть1) проявля}ощиеся в общеобразовательной |пколе. 1аким образом, музь1кальное развитие ученика не мо)кет бьтть отделено от многообразней|пих сторон его интеллектуальнь{х проявлений. в своих набл*одениях педагог все полнее обнарух<ивает специфику музь1кально-исполнительского Развития разнь1х типов учащихся - отс}ода и возникновение !1асто контрастньтх ситуаций в методах их обунения. 1{ак результат совместной деятельности учителя и ученика в рамках унебного процесса - это конечно )ке публинное вь1ступление (экзамен, концерт). 3то серьезное дело' за которое ученик несет ответственность перед слу1пателями, перед автором произведения, перед самим собой и своим
педагогом, и вместе с тем- это праздник в творческой работе, луч1шие минуть1 его )кизни. 3страда] как правило, вь1зь1вает волнение. !ости>кение эстрадной уверенности является очень ва)кнь{м моментом в унебном процессе, поэтому педагогу ну}кно внимательно и вдумчиво' подходя индивицуально к ка)кдому ученику' проанализировать причинь1 ка>кдой неудачи на сцене. Бсли учитель музь1ки по-настоящему музьткален, он способен помочь ребенку почувствовать себя музь{кантом. Без этого музь1кальное воспитание невозмо)кно. Фпираясь на принципы передовой музьткальной науки, пианист педагог доля{ен постоянно искать, учиться] наблгодать; он должен помнить' что в педагогике' так )ке как в лтобом виде искусства' нетерпимь1 рутина 14 1птампь1. Фб этом точно писал ,г|.1олстой: <9ем легче у!{ител}о учить' тем труднее ученикам учиться. 9ем трулнее учител}о, тем легче ученику. 9ем больтше будет учитель сам учиться...тем легче будет учиться ученик).

Литература.
1.Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984. 2.Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. М.: Классика-XXI,1999. 3.Психология музыки и музыкальных способностей. Хрестоматия. М.: Сост.- ред.А.Е.Тарас,2005. 4.Психология музыкальной деятельности. Под ред. Г.М.Цыпина. М.: Издательский центр «Академия», 2003.