"Леонид Пантелеев "Честное слово""

Автор: Сафонова Елена Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Комсомольский филиал МБОУ Шпикуловской СОШ
Населённый пункт: пос. Демьян Бедный, Тамбовская область
Наименование материала: Конспект урока литературное чтение
Тема: "Леонид Пантелеев "Честное слово""
Дата публикации: 26.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Комсомольский филиал МБОУ Шпикуловской СОШ
Урок литературного чтения 3 класс УМК «Перспективная начальная школа»
«Леонид Пантелеев "Честное слово"»
Учителя начальных классов Сафоновой Елены Николаевны
п. Демьян Бедный


Тема: «Л. Пантелеев "Честное слово"»

Цель урока:
учить понимать глубину содержания произведения и его главную мысль;
Задачи:
 Познакомить с творчеством Л. Пантелеева; учить понимать глубину содержания произведения и его главную мысль; продолжить работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения и умения работать с текстом; анализировать поступки героев и оценивать свои; отличать хорошее от плохого.  Работать над развитием речи, мышления; развивать умение читать в лицах; с помощью интонации передавать состояние героев.  Формировать представление о честности, отзывчивости, смелости; формировать нетерпимое отношение к отрицательным поступкам.
Оборудование
: 1.Карточки со словами ОБОРДАТ ВИЧОТЫЗТЬОВ С ВЖИЛСЬТО НССЕТЬЧТО 2.Надпись на доске а)
ЧЕСТЬ
–  Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы.  Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя (честь семьи; береги честь смолоду).  Почет, уважение (честь по труду). б) пословицы: Как аукнется, а давши – держись. Не давши слова – крепись, хозяин. Не по виду суди, так и откликнется. Будь своему слову а по делам гляди.

Планируемые результаты:
1. Личностные Понимание ответственности к людям, ориентация в нравственном смысле и содержании поступков, воспитание этических чувств, совести, стыда. Уважение к людям. Воспитывать интерес к чтению. 2. Метапредметные Регулятивные – умение работать по плану, выделять главное, планировать свою деятельность. Познавательные – находить разные виды информации, пользоваться разными видами чтения, использовать информацию словаря, осуществлять анализ произведения, устанавливать причнно0следственные связи, строить рассуждения. Коммуникативные – высказываться, обосновывая свою точку зрения, уметь принимать мнение других, приходить к общему решению в ходе обсуждения.
Ход урока

I. Организационный момент

II. Новая тема

1. Введение в тему урока
Ребята, я предлагаю вам разгадать зашифрованные слова. ОБОРДАТ ВИЧОТЫЗТЬОВС ВЖИЛСЬТО НССЕТЬЧТО (доброта) (отзывчивость) (лживость) (честность) Попробуйте назвать эти понятия одним словом.
(
Это качества человека.) Назовите, пожалуйста, “лишнее” слово.
(
Лживость.) Почему вы так решили? Объясните, как вы понимаете смысл слов: доброта, отзывчивость, честность. Какие это качества? 2. Откройте учебник на странице 164 и прочитайте название рассказа, с которым познакомимся на уроке. («Честное слово»)
Написал его Леонид Пантелеев. 3. Перед вами небольшие отрывки из биографии писателя. Поработайте с ними при помощи приема «Инсерт» Леонид Пантелеев, настоящее имя – Алексей Иванович Еремеев (1908 – 1987гг.), родился в Петербурге в семье военного. В годы гражданской войны потерял родителей и в 1921г. попал в школу для беспризорных детей. Воспоминания об этой школе легли в основу его рассказов. Пантелеев стремился, чтобы детская книга была книгой глубокого содержания, «где были бы юмор, и героика, и лирика, и настоящие человеческие страсти, и большая мысль». Этими качествами книги Пантелеева заслужили свою популярность. Умер писатель в 1987г. в Москве. - что знали? - что узнали? -что не поняли? - как думаете, о чем или о ком будет его произведение «Честное слово»?
4. Подготовительная работа
Перед чтением проведем подготовительную работу. Если встретятся непонятные слова, выделите их
5. Первичное знакомство с произведением
Чтение учителем 1 части - так выйдет из мальчика герой или нет? Ведь он плачет? (высказывания детей) (Он плачет, но не уходит с поста. Он выполняет свой долг, преодолевая страх. Этот мальчик честный, надежный, храбрый. Он вырастет настоящим человеком, потому что умеет держать слово). От чьего имени идёт повествование? (от рассказчика) - Где происходили действия? (в городском саду) - Почему мальчик плакал? (остался один, боялся)
- В какую ситуацию он попал? (старшие ребята пригласили играть и забыли про него) - Как к этому отнесся рассказчик? (Сначала улыбнулся, а затем задумался над ситуацией. Чтение 2 части детьми относительно законченными фрагментами. (отметки) - почему мальчик не ушел с поста, когда рассказчик предложил ему пойти домой поужинать? (мальчик играл честно, не хотел подводить других ребят. Он как в жизни, так и в игре дорожил своим честным словом) - выберите черты, характеризующие его, как человека (благородный, пугливый, верный, мужественный, озорной, ответственный, насмешливый, преданный, робкий, упорный) - как сначала воспринял слова рассказчика майор? Найдите и прочитайте (Командир захлопал глазами и посмотрел на меня с испугом…) - прочитайте, как изменил свое поведение после объяснения (-Идемте, идемте. Конечно. Что же вы мне сразу не сказали?) Почему изменилось его поведение? (понял серьезность происходящего). Чтение 3 части Прочитайте 3 часть про себя и во время чтения подчеркивайте карандашом слова, характеризующие мальчика.
6. Словарная работа
Какие слова непонятны? Прочитаем объяснение новых для нас слов на доске (читают по одному) СТОРОЖКА – помещение для сторожа. БЕЗУТЕШНО – не находя утешения. ЧАСОВОЙ – военнослужащий, стоящий на посту, на часах. КАРАУЛ – воинское подразделение, несущее охрану кого-либо или чего-либо.
ПРОТИСКИВАТЬСЯ – кое - как пробраться, протиснуться через что- нибудь. КРАСНОАРМЕЕЦ - боец Красной Армии. МАРШАЛ – самое высокое воинское звание. МАЙОР – офицерское звание. СЕРЖАНТ – звание младшего начальствующего состава в Армии. 7. Работа с пословицами. Ребята, давайте попробуем восстановить пословицы. (Работа с доской.) Как вы понимаете каждую пословицу? Какие пословицы подходят к произведению Л. Пантелеева? Какую бы из них вы выбрали для себя?
III. Итог урока
– Какую мысль хотел донести до вас рассказчик?
IV. Домашнее задание:

-
Хотели бы вы иметь такого друга?
-
Напишите письмо этому мальчику, поразмышляйте немного.