"В мастерской дымковской игрушки"

Автор: Гудкова Дарья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №142"
Населённый пункт: г.Рязань
Наименование материала: конспект
Тема: "В мастерской дымковской игрушки"
Дата публикации: 27.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тема: «В мастерской дымковской игрушки»
Образовательная область: « Художественно-эстетическое развитие». Раздел:, приобщение к искусству. Цель: Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении. Задачи: 1. Создать условия для практического применения знаний по изготовлению и росписи дымковской игрушки. 2. Стимулировать мыслительную, речевую, игровую активность детей 3. Воспитать интерес и эстетическое отношение к народному искусству. Предварительная работа: 1. Знакомство с процессом изготовления дымковской игрушки. 2. Чтение книг, стихов, потешек, рассматривание иллюстраций, игрушек. 3. Знакомство с декоративными приемами рисования. 4. Используя шаблоны, учились расписывать силуэты игрушек. 5. Изготовление детьми игрушек из глины. 6. Рассматривание вылепленных игрушек; Закрашивание бычков белой краской, смешанной с клеем ПВА. В самостоятельно художественной деятельности (за несколько дней до занятий) воспитатель предлагает детям рассмотреть вылепленные игрушки, погладить, полюбоваться, почувствовать, что глина подсохла. Показывает дымковскую игрушку и спрашивает, чем она отличается от игрушек, вылепленных детьми. (Дети замечают, что настоящие дымковские игрушки белые, нарядные, с узором). Воспитатель напоминает, что после выхода из печи, мастерица сначала белит свои игрушки белой краской. (белую гуашь для грунтовки смешивают с небольшим количеством клея ПВА) Материал, инструменты, оборудование.
Выполненные из глины фигурки, гуашь, кисточки, ватные палочки, баночки с водой, салфетки, коробочки для установки вылепленных фигурок в процессе декоративной росписи. Таблицы с элементами дымковской росписи и характерными цветосочетаниями. Рисунки - варианты узоров на фигурках. Ход занятия Приветствие
Воспитатель.
Сегодня мы с вами посетим художественную мастерскую, где трудятся народные умельцы. Возьмите за руки тех, кто стоит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками. Пожелаем доброго дня Обращаясь, друг к другу по имени, дети желают доброго утра, доброго дня. А что бы попасть в мастерскую, нам надо выполнить задание
Игра «Зашиваем ковер»
Цель: для развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Ход игры : На красивом коврике. ( три коврика) оказались дырки. возле коврика расположены несколько заплаток, из них надо выбрать только те, которые помогут закрыть дырки в ковре. Дети делятся на три команды. Молодцы! Смотрите ребята, здесь картинки попробуем сложить их и узнать, что на них изображено.
«Разрезные картинки»

Цель:
Закрепить знания о выразительных средствах, применяемых в разных промыслах, упражнять в составлении целой картинки и. отдельных частей, развивать внимание, сосредоточенность, стремление к достижению результата, наблюдательность, творчество, вызвать интерес к предметам декоративного искусства.
Материал.
Два одинаковых плоскостных изображения различных предметов, одно из которых разрезано на части (можно подготовить варианты разрезных изделий, поделив их на четыре-восемь частей различной геометрической формы).
Игровые правила.
Быстро составить из отдельных частей изделие в соответствии с образцом.

Ход игры.
В игре может принять участие один ребенок или группа. Воспитатель показывает образцы, дает возможность внимательно их рассмотреть. По сигналу взрослого играющие собирают из частей изображение какого-либо изделия. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.
Игра «Сделай так»
Цель: развитие навыков самоконтроля. Сложить из имеющихся у детей геометрических фигур несложные узоры или рисунки. По образцу повторить узор. Педагог : А вы знаете, что в этих элементах есть секрет: круг означает солнце, волнистые линии - воду, а пересечение прямых линий (ромб) - землю. Посмотрите сколько тут красивых, ярких, нарядных предметов. Эти вещи радуют нас своей красотой. Как называются эти игрушки? Организационный момент: дети сидят полукругом на стульчиках на ковре, в центре стол, на котором расставлены дымковские игрушки. - Сегодня мы с вами отправляемся в интересное путешествие в мир искусства, где еще раз познакомимся с дымковскими игрушками. - Глиняные расписные игрушки делали в слободе Вятке очень давно. Продавали их на весенних торгах и ярмарках, куда стекался народ на праздничное гулянье – «свистунью». - Каких только глиняных свистулек не лепили мастерицы к этому дню! Как называются эти игрушки? - Правильно, дымковские. - Перечислите названия игрушек, которые вы видите на столе. - Мы видим барышню и гармониста, индюка, петушка и лошадку. - Из какого материала делают игрушки мастера? - Правильно, из глины. - Значит, игрушки какие? - Верно, глиняные. - Какие элементы росписи вы видите на игрушках? - Прямые и волнистые линии, точки, кольца, круги, овалы, ромбы. - Какие цвета использовали художники для росписи дымковской игрушки? - Синий, красный, желтый, зеленый, малиновый цвета. Еще черный и золотистый.
- Правильно, все цвета яркие, нарядные, праздничные. - Узоры в дымковских игрушках не случайные, а традиционные. - «Много-много лет назад мастерицы стали расписывать свои игрушки кругами, прямыми и волнистыми линиями. Такие узоры всем понравились, полюбились. Эти мастерицы научили других мастериц – своих дочек и внучек, а те своих дочек. И в наши дни мастерицы в селе Дымково продолжают расписывать игрушки так, как это делали их бабушки и прабабушки». - Создание дымковской игрушки - трудоемкое ручное производство. Не зря среди народных мастериц бытует такая история о рождении дымковской игрушки: « Пока игрушка станет вот такой, много надо труда положить. Ведь игрушка должна 3 раза родиться. Первый раз рождается, когда ее вылепят. Она коричневая и ломкая. Второй раз рождается, когда ее обжигают, чтобы она окрепла. Третий раз рождается, когда ее раскрашивают. -Вот мы и попали в мастерскую глиняной игрушки. -Предлагаю стать настоящими мастерами, для это оденем фартучки и садимся за столы. Пальчиковая гимнастика: А теперь потрем ладошки Друг о друга мы немножко, Кулачки разжали –сжали. Вот и пальчики размяли - Сейчас мы с вами сядем и будем расписывать наши игрушки. -Давайте еще раз рассмотрим с вами нашего вылепленного бычка. - Какие части тела есть? - Правильно, голова, туловище, лапы; на голове рога , уши, глаза. - Узор идет рядами сверху вниз и по туловищу. Сначала нужно нарисовать все вертикальные линии. Это лучше сделать тоненькой кисточкой. Затем линии горизонтальные. А потом поставить точки – вокруг кругов или вдоль уже нарисованных рядов. Схема на доске, показывающая последовательность работы, и предлагается детям приступить к работе. Напоминаю детям о том, что мы раскрашиваем фигуру по кругу , не забываем поворачивать игрушку, узор чередуем. Советую быть аккуратными, промакивать кисточку о салфетку, краску брать густо. После завершения работы дети оставляют игрушки на свободном столе для
высыхания. Ребята рассматривают бычков и выделяют самого яркого, праздничного. Объясняют свой выбор. Рассказывают чем им понравился тот или иной бычок. Все старались! У всех получилось! Работа в мастерской закончена.