"Формирование здоровьесберегающих технологий на уроках татарского языка и литературы"

Автор: Хуснуллина Чулпан Нургалиевна
Должность: учитель татарского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №125" Советского района города Казани
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование здоровьесберегающих технологий на уроках татарского языка и литературы"
Дата публикации: 28.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Формирование здоровьесберегающих технологий

на уроках татарского языка и литературы
Здоровье – самая большая ценность, которая дана человеку. Но человек не может быть совершенно здоровым, не ведя здорового образа жизни, т.е. образ жизни, способствующий сохранению и развитию здоровья отдельного человека и общества в целом. Факторы сохранения здоровья – это компоненты здорового образа жизни, как основа долголетия. Факторы риска – это факторы, способствующие возникновению заболеваний. Здоровый образ жизни зависит от того, соблюдает ли человек факторы сохранения здоровья, исключает ли человек из своей жизни факторы риска и обладает ли человек: 1. Нравственным здоровьем – характеризующим духовность человека – систему ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе. 2. Физическим здоровьем – уровень раз0вития функциональных возможностей органов и систем организма. 3. Психическим здоровьем – состояние психики человека, ено сознание, мышление, эмоции и воля. Главная причина, основа, успеха в обучении – это комфортность эмоциональная, физическая, интеллектуальная. Условие комфорта – отсутствие каких-либо помех и преград. Недомогание, усталость, непонимание – это огромная помеха в овладении новыми знаниями, в учёбе; это стресс, который приводит к ухудшению здоровья. Одна из главных задач учителя – не навредить своими действиями ребёнку. А это не просто, ведь в погоне за результатами мы забываем о физиологических особенностях детей, их болезнях, особенностях восприятия и запоминания материала, не думаем об их самочувствии, не допускаем мысли о возможных проблемах в семье
или коллективе.Как сделать, чтобы на уроках не чувствовалась усталость, а правила запоминались сами собой, положительные эмоции преобладали над отрицательными, а от процесса обучения каждый раз получали удовлетворение и учитель, и ученик. В этом должны помочь здоровьесберегательные технологии. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий способствует повышению качества обучения, мотивации, сохраняет здоровье школьников. В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить: 1. создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния; 2. творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения; 3. обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок - субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью; 4. предпочтение значимого осмысленного содержания при освоении нового материала, обучение "по единицам, а не по элементам", принцип целостности; 5. осознание ребенком успешности в любых видах деятельности. Педагогу нет необходимости быть необъективным - он может выделить какой-то
кусочек или аспект работы, похвалить за старание в определенный период времени; 6. рациональная организация двигательной активности. 7. обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимо во избежание переутомления детей; 8. обеспечение прочного запоминания. Научно обоснованная система повторения - необходимое условие здоровье сберегающих технологий; На уроках татарского языка в начальных классах, я стараюсь использовать все необходимые средства, способствующие здоровьесбережению.  Введение и закрепление слов происходит в игровой форме с использованием движения.  При изучении и драматизации диалогов дети активно используют движения, то есть, они не просто рассказывают диалоги, а показывают их.  Здоровьесберегающие технологии важны для любого учителя, поэтому необходимо уделять внимание данной проблеме. Необходимо строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывать время для каждого задания. Во избежание усталости учащихся нужно чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.  От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное
состояние школьников в процессе учебной деятельности. Татарский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. Что может сделать учитель на уроках татарского языка и литературы? Прежде всего, учитель не должен допускать перегрузки учеников, определяя оптимальный объём учебной информации и способы её предъявления, учитывать интеллектуальные, физиологические особенности учащихся, индивидуальные способности каждого ученика. Чтобы не было перегрузки учащихся, стараюсь соблюдать объём всех видов диктантов, текстов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию. Провожу различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок, что позволяет избежать монотонности на уроке, предотвратить усталость. При планировании урока включаю зарядки- релаксации (Релаксация должна освобождать на какое-то время от умственного напряжения. Вот несколько примеров: 1.Разрядка для снятия напряжения глаз с использованием проектора и экрана - физкультминутка для глаз. Дети следят за появляющимися на экране разноцветными фигурками, время такой зарядки-1-2 минуты. 2.Разрядка с использованием различного вида движения, физкультминутка, хорошо знакомая детям еще по начальной школе. 3. Шутливые истории на уроке, притчи, загадки т.д.) , в общей сложности отводя на них 3-5 минут. Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что

Физкультминутки и релаксационные паузы

на уроках татарского языка и литературы

1.

Без шулай ял итәбез
Без әле бераз ардык, Ял итәргә уйладык. Башны иябез алга, Ә аннары- артка. Уңга, сулга борабыз, Аннан карап торабыз. Иң өсләрен сикертәбез, Кулларны биетәбез, Бер алга, бар артка сузып, Күңелле ял итәбез. Аннары без чүгәлибез, Тезләрне кочаклыйбыз, Башларны алга яшереп, Азрак кына “йоклыйбыз”. Менә ничек ял иттек, Дәресне дәвам иттек.
2. Ак куянкай утырган, Колакларын селкетә. Менә шулай, менә шулай, Колакларын селкетә. Куян туңа башлагач Аякларын җылыта. Менә шулай, менә шулай Аякларын җылыта. Куян һаман да туңа, Сикергәләп тә куя. Менә шулай, менә шулай, Сикергәләп тә куя. Кемдер аны куркытты, Ул урманга элдерде. 3. Сәгать суга: « Даң,даң! » (кулларны чәбәклибез) Хәбәр бирә таңнан. ( атлыйбыз ) Бакчага барырга Унбиш минут калган.
1) Сикереп торды Марат, (бер урында сикерәбез, Күрә эшләр харап. куллар белән яңакларны Тагын соңга калган, тотып башны селкетәбез, Шул йокыга карап. кулларны уабыз). 3) Сәгать йөри « келт- келт! » ( кулларны билгә куеп, - Тиз бакчага кит- кит! як- якка бөгелү; Марат ана дэшэ бер урында йөгерү) - Тукта, мине көт, көт! 4) Сәгать җырлый: « диң- диң! » (кулларны чәбәклибез) - Мин бит туктый белмим. Моннан ары « зиң- зиң! » (уң кулның имән бармагын селкибез) Миңа карап йөр син! (атлыйбыз)
Литература:
1. Апанасенко Г.Л. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и
практики. М.; Просвещение, 1987. 2. Антропова М.В. Родителям о здоровье школьников, М.: Педагогика, 1975. 3. Козловская Г.В. Состояние психического здоровья детского населения // Журн. социальной психиатрии. 2002. № 2. С. 22–25; Козловская Г.В. Психологическое здоровье детей – социальная проблема страны // Вестник педагогики. 2003. № 3. С. 42–47 4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление). 5.Криворучко Т.С. Динамика показателей функционального состояния организма учащихся с 1 по 8 класс. // В кн.: Актуальные вопросы гигиены обучения и воспитания. М.: Просвещение. 1977. 6. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская). 7. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/авт.-сост. Н.Н. Шапцева. Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с. 8. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей: [гендер. подход в обучении и воспитании: психол. аспект]/ С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.-№2.-С.171-187. 9. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62. 10. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе.-2005.-№2.-С.40-44. Т. Б. Федорова, МКОУ "Алфимовская сош", д.Алфимово, Ступинский район, Московская область