"Современные педагогический технологии на уроках истории"

Автор: Мищенко Татьяна Александровна
Должность: педагог-библиотекарь, учитель истории
Учебное заведение: МБОУ школа с. Анучино
Населённый пункт: с. Анучино
Наименование материала: статья
Тема: "Современные педагогический технологии на уроках истории"
Дата публикации: 29.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


"Современные педагогические технологии на уроках истории"

Игровые технологии.
Игра — школа жизни и практика развития детей. (С.Л. Рубинштейн). Игра наряду с трудом и ученьем — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции: — развлекательную (это основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); — коммуникативную: освоение диалектики общения; — самореализации в игре как полигоне человеческой практики; — игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; — диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; — коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; — межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей; — социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития. В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации. В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребление предметов, то есть замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно- рекреактивными возможностями. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в
терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании. Игру как метод обучения и воспитания, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в педагогике. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: — в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; — как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; — в качестве технологии урока (занятия) или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); — как технология внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД ). Понятие
«игровые педагогические технологии
» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — чётко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; б) познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие; в) репродуктивные, продуктивные, творческие; г) коммуникативные, диагностические,психотехнические и другие. Обширна типология педагогических игр и по характеру игровой методики. Три большие группы составляют: игры с готовыми правилами; игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий; игры,
которые сочетают и свободную игровую стихию, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по её ходу. Важнейшие из других методических типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По содержанию игры с готовыми правилами различают: все предметные (математические, химические и т.д.), спортивные, подвижные, интеллектуальные (дидактические), строительные и технические, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные), лечебные, коррекционные (психологические игры- упражнения), шуточные (забавы, развлечения), ритуально-обрядовые и так далее. По содержанию «вольные» (свободные) игры различают по той сфере жизни, которые они отражают: военные, театральные, художественные, бытовые игры в профессию, этнографические и другие. Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с разными средствами передвижения. И, наконец, по форме можно выделить в самостоятельные типовые группы следующие игры: игры-празднества, игровые праздники; игровой фольклор; театральные игровые действия; игровые тренинги и упражнения; игровые анкеты, вопросники тесты; эстрадные игровые импровизации; соревнования, состязания, противоборства, соперничества; конкурсы, эстафеты, старты; игровые обычаи; мистификации, розыгрыши, сюрпризы; карнавалы, маскарады; игровые аукционы.
Классификационные параметры игровых технологий.
Уровень и характер применения: все уровни. Философская основа: приспосабливающаяся. Методологический подход: индивидуальный, групповой, личностно- ориентированный. Ведущие факторы развития: психогенные. Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная + гештальт + суггестия. Ориентация на личностные сферы и структуры: ЗУН + СУД + СУМ + СЭН + СДП. Характер содержания: все виды + проникающий. Вид социальнопедагогической деятельности: обучающая, воспитательная, развивающая. Тип управления учебновоспитательным процессом: все виды — от системы консультаций до программного. Преобладающие методы: развивающие, поисковые, творческие. Организационные формы: все формы. Преобладающие средства: практические + наглядные + программированные. Подход к ребёнку и характер воспитательных взаимодействий: свободное воспитание. Направление модернизации: активизация.
Категория объектов: массовая, все категории.
Спектр целевых ориентаций.

Дидактические:
расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
Воспитывающие:
воспитание самостоятельности, воли; формирование определённых подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
Развивающие:
развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие:
приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Концептуальные основы игровых технологий.
Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации. Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности. В своей работе я использую игровую деятельность в следующих случаях: 1. В качестве части урока (при работе с хронологией и терминами). * Словарная разминка, хронологическая разминка (фронтальный опрос с элементами соревнования по группам). * Словарное лото: на доске написаны с одной стороны слова, на другой - значения. Соединить стрелками слова и значение. Какая команда сделает быстрее? * Хронологическая дуэль: команды задают вопросы, требующие знание дат, словарная дуэль - аналогичная работа с терминами. * Словарный аукцион: учащимся предлагается назвать слова: термины, имена, географические названия по одной теме. Побеждают те, кто больше знает слов и назовет слово последним. * На уроке можно использовать цветные кружки, которые будут обозначать варианты ответов, а также эмоциональное состояние учеников на уроке. У меня нарезаны треугольники разных цветов, которые я вручаю за ответы на уроке. * Работая с терминами: провожу игру “Поле чудес”, “Пойми меня”. 2. Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока. При проведении повторительно-обобщающего урока “Русь в IX-XIV веке” проводила игру “Что? Где? Когда?” в 6-м классе. ( “Славянский поселок” -
картина: расскажи о жизни и занятии славян. Как образовалось древнерусское государство показать на карте. Как представляешь Древний Киев? Расскажи об управлении государством? Назови имена князей? Почему Русь распалась на самостоятельные княжества? Покажи княжества карте. Кому принадлежат слова, и с какими событиями они связаны: “Когда нас всех не будет, тогда все ваше будет”. “По льду летели с лязгом, громом. К мохнатым гривам наклоняясь”. “Я хочу как словом, так и делом наперед всем быть?” Какие захватчики вторглись в пределы Русского государства? Рассказать о монголо-татарском нашествии и о разгром крестоносцев). 3. Игровые технологии использую во вне классной работе. ( КВН “Мифы Древней Греции”, интеллектуальная игра "Умники и умницы" и др.) Таким образом, игра находит широкое применение в учебно-воспитательном и образовательном процессе.
Вопрос 2: Технология педагогического проектирования.
Педагогическое проектирование - это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором происходит создание принципиально нового в содержании, организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно- практических проблем. Педагогическое проектирование - проявление постоянного разностороннего творчества. Оно предполагает наличие у педагога: * совокупности творческих способностей и исследовательских умений, среди которых важное место занимают инициативность и активность, * глубокое внимание и наблюдательность, * искусство нестандартно мыслить, * богатое воображение и интуиция, * исследовательский подход к анализу учебно-воспитательных ситуаций, решению педагогических задач, * самостоятельность суждений и выводов. Педагогическое проектирование с технологической точки зрения - это система, основными компонентами которой являются: * высокая общая культура, * гуманистическая направленность, * профессиональные знания и умения, * творчество и педагогические способности, * технологическая компетентность.

Уровень педагогического проектирования зависит от уровня технологической компетентности и определяется на основе следующих основных критериев:
* целесообразности (по направленности); * творчества (по содержанию деятельности); * технологичности (по уровню педтехники); * оптимальности (по выбору эффективных средств); * продуктивности (по результату); Итак, технология педагогического проектирования - это совокупность практических умений, необходимых для организации творческой деятельности педагога. Одной из эффективных форм работы выступает ученическое исследование. Цель ученического исследования — глубокое и прочное усвоение программного материала, формирование у учащихся исследовательских навыков. В ходе ученического исследования используются разнообразные источники: текст учебника, научно-популярная литература, документы, ресурсы Интернет, материалы СМИ и др. Технология педагогического проектирования, позволяет обеспечить высокий уровень самостоятельности и творческой активности обучающихся. Использование данной технологии позволяет педагогу разнообразить формы и методы работы, активизировать деятельность учащихся. Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов. Проектная деятельность содержит: анализ проблемы; постановку цели, выбор средств ее достижения, поиск и обработку информации, оценку полученных результатов и выводов. Учащиеся разрабатывают различные формы проектов: доклад, эссе, реферат, плакат, презентация, видеоролик и т.д. Я совместно с учащимися разрабатываю критерии оценки защиты проекта: * Качество работы: полнота представления темы, аргументированность, убедительность представления проекта, объем и глубина знаний * Культура речи: использование наглядных средств, чувство времени, удержание внимания аудитории * Ответы на вопросы: полнота, аргументированность , дружелюбность * Деловые качества докладчиков: готовность к дискуссии, доброжелательность, контактность * Достижение цели проекта. В своей работе стараюсь применять различные виды проектно- исследовательской деятельности. Пример 1: учащиеся составляют кроссворды по разным темам. Использование такой традиционной формы творческой работы, как составление авторского кроссворда на историческую тему также предоставляет большие возможности для развития самых разнообразных умений и компетенций. Для составления кроссвордов используются самые разнообразные источники информации, актуализируются межпредметные связи и развиваются коммуникативные навыки. Такая творческая работа требует большого объема времени и поэтому чаще всего это одно из разновидностей домашнего мини-
проекта. Кроссворды используются для проверки больших блоков пройденного материала. Пример 2: в 6 классе по курсу истории средних веков учащиеся изготавливают мини-книжки «Средневековые рыцари», описывают внешний вид рыцаря, его занятия, быт. Все это сопровождается собственными иллюстрациями, с комментариями "ученого историка" . Пример 3: на уроке по истории России в 8-9 классах обучающиеся создают проекты с использованием ИКТ. Ребята самостоятельно работают над выбранной темой и презентуют готовый проект. Например, презентации по разделам культуры, доклады об общественных и государственных деятелях, эссе. Применение технологии педагогического проектирования на уроках истории и в процессе внеклассной работы позволяет решать ряд важных образовательных задач: выдвигать темы проектов, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы, приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения работы. Опыт, приобретаемый в процессе проектной деятельности, базируется на интересах учащихся. Использование этой технологии способствует самостоятельному овладению знаниями, выходящими за пределы учебной программы, повышению уровня учебной мотивации, развитию креативности мышления, формированию умений и навыков научно-исследовательской деятельности, привитию навыков публичного выступления, формированию мировоззрение.