"Литература за рамками урока: творческая мастерская".

Автор: Гужавина Надежда Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 118 (СП-11)
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: исследовательский проект
Тема: "Литература за рамками урока: творческая мастерская".
Дата публикации: 29.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Педагогический проект.

Литература за рамками урока: творческая мастерская (модель

организации внеурочной деятельности по предмету при реализации

программы ФГОС второго поколения).
Автор Гужавина Надежда Анатольевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 11 ЮЗАО г. Москвы (тел. 8 916 051 39 56) Образовательное пространство многогранно, оно охватывает учебный процесс, внеклассную, общешкольную, внешкольную, внеурочную деятельность по предмету. Жизнедеятельность школы рассматривается как взаимосвязанный процесс обучения, воспитания, развития, социализации обучающихся. Основываясь на позициях нормативной документации, касающейся развития российской системы образования («Концепции модернизации российской системы образования на период до 2010 года», «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 годы», «Итогов реализации приоритетного национального проекта «Образование» за период 2006 – 2007 годов и определении контуров современной модели образования, Стратегии развития России до 2020 года, Современной модели образования, отвечающей задачам Концепции долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации до 2020 года, «Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования», «Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования», Посланий Президента РФ Федеральному Собранию, опираясь на работы Л.С. Выготского «Психология искусства», «Мышление и речь», «Воображение и творчество в школьном возрасте», М.М.Бахтина «Вопросы литературы и эстетики», «Эстетика словесного творчества», В.С.Библера
«Мышление как творчество», а также на исследования В.А.Сухомлинского, можно сделать некоторые обобщения по этой проблеме:  В нормативных документах обращается особое внимание на выявление, поддержку и развитие одаренных, талантливых детей и молодежи.  В нормативных документах уделяется большое внимание вопросам развития креативной личности, способной решать поставленные временем задачи преобразования, модернизации общества.  В нормативных документах определен алгоритм действий по развитию творческого потенциала учащихся.  В нормативных документах придается большое значение внеурочной деятельности по предмету. На основании вышеизложенного можно определить и стратегические задачи в преподавании литературы, исходя из позиции, что литература – важнейший источник познания, духовного, творческого развития личности: 1. Развитие навыков системного чтения. 2. Духовно – нравственное развитие и воспитание личности. 3. Выявление и развитие дарования ребенка средствами предмета. 4. Формирование художественного вкуса и др. Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения рассматривают литературу как искусство словесного образа, как особый способ познания жизни (художественное исследование), как художественную модель мира, как особый способ познания картины бытия («учебник жизни», «человековедение»). ФГОС определяют и новые аспекты целеполагания в ходе изучения предмета «Литература»: развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности, формирование ценностного отношения к социальной реальности, получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Особое внимание в концепции ФГОС уделяется внеурочной деятельности по предмету - многоплановой, разноуровневой деятельности вне урока (совместной деятельности взрослых и детей) в формах, отличных от урочной системы, включающей в себя тесно связанные между собой различные виды
и направления позитивной деятельности, исходящей из системы урочных занятий: - научно – познавательная деятельность - художественно – эстетическая деятельность (Художественное творчество) - социальное творчество - игровая деятельность - проектная деятельность - военно – патриотическая деятельность - спортивно – оздоровительная деятельность - туристско – краеведческая деятельность - общественно полезная деятельность - досугово – развлекательная деятельность - трудовая деятельность - проблемно – ценностное общение.
НН
Наблюдается новый подход и при определении результативности освоения учебного курса «Литература»: - личностные результаты (совершенствование духовно – нравственных качеств личности), - метапредметные результаты (умение понимать проблему, выдвигать гипотезу,) - предметные результаты (познавательные, ценностно-ориентационные, коммуникативные, эстетические).
Результаты и эффекты внеурочной деятельности учащихся:
Первый уровень Приобретение социальных знаний Занятия в рамках объединений художественного
творчества Второй уровень Формирование ценностного отношения к социальной реальности, получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Художественные фестивали, выставки искусств, спектакли. Третий уровень Получение опыта самостоятельного общественного действия. Личная инициатива школьников. Художественные акции школьников в окружающем социуме, социально – образовательные проекты Особое внимание в ФГОС второго поколения уделяется организации разноплановой, в том числе и творческой деятельности, во внеурочное время с целью духовно – нравственного развития личности, развития психо – эмоциональной сферы ребенка, формирования ценностных ориентиров школьников, преодоления негативных последствий воздействия среды. Детское творчество рассматривается как основа для становления мировоззрения школьника, для познания ребенком самого себя, для формирования модели гармоничной личности (как результата пережитого и самостоятельно созданного образа), для осознания своих внутренних позиций, для развития творческого потенциала личности (креативной личности). Детское творчество – это также упорядочение хаоса, поиск гармонии, радость открытия, это непосредственность мировосприятия, искренность самовыражения, свободная игра фантазии, ассоциативный характер постижения мира.
Цели и задачи проекта.
Программа модернизации российской системы образования, новые требования к организации учебного процесса, к организации образовательной деятельности в период перехода на новые образовательные
стандарты (ФГОС второго поколения), а также реальная ситуация, связанная с преподавания учебного курса «Литература»: спад интереса к книге, спад интереса к углубленному, осознанному восприятию произведений искусства, отсутствие целенаправленной деятельности по формированию художественного вкуса, грамотности чтения позволяет выдвинуть траекторию многоаспектной деятельности в данном направлении.
Цели и задачи проекта
:  Разработка, апробирование, реализация на практике позиций, обозначенных в программных документах, в прогрессивных теоретических исследованиях, рекомендациях по организации деятельности учащихся в рамках учебного курса «Литература», предполагающего реализацию на практике линейно – наступательного движения от урока к внеурочной деятельности, принципов образовательной конгруэнтности и образовательной комплементарности – комплексного линейно-наступательного движения от урока к внеурочной деятельности.  Оформление результатов поиска новых эффективных форм, методов, технологий развития творческого потенциала личности ребенка в урочное и внеурочное время средствами предмета.  Выдвижение идеи и распространение прогрессивного педагогического опыта в педагогическом сообществе: модели организации внеурочной деятельности по предмету, модели расширения образовательного пространства в рамках социально – педагогического партнерства (ГОУ СОШ № 11 - Библиотека № 174 имени Данте Алигьери)
Актуальность педагогического исследования.
Современная педагогика, прежде всего, педагогическая практика, вплотную подошла к проблеме преподавания литературы в школе как одного из предметов творческого, эстетического цикла.
Современное состояние преподавания литературы не соответствует возросшим требованиям, не решает вопросы формирования художественного вкуса, не формирует навыки чтения, не развивает на должном уровне вопросы продвижения чтения в детскую и юношескую среду. Результаты российских и международных исследований демонстрируют это. Особенно показательны результаты программы международной оценки качества обучающихся PISA. Международное исследование «грамотности чтения» знакомит российских педагогов с новыми концепциями и идеями, волнующими педагогическую науку за рубежом, в освоении методик измерения результатов обучения и развития детей, подростков и юношества. Результаты проведенного исследования показали, что в России существуют большие проблемы в формировании «грамотности чтения», понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях. По общей шкале «грамотности чтения» пятнадцатилетние подростки, обучающиеся в образовательных учреждениях системы общего и профессионального образования, заняли 27-29 место из 32 стран, участвовавших в исследовании. Средний результат России в «грамотности чтения» составил 462 балла (по 1000-балльной шкале). В 23 странах результаты оказались статистически значимо выше результатов России По всем трем шкалам, выделенным в исследовании («Нахождение информации», «Интерпретация текста» и «Рефлексия и оценка») результаты российских учащихся значительно ниже результатов учащихся стран ОЭСР и соответствуют 2 уровню грамотности чтения. По шкале «Интерпретация текста» результаты российских подростков наилучшие по сравнению с другими двумя шкалами.
Ученые – исследователи считают, что причины невысоких результатов российских учащихся заключаются в том, что в процессе обучения они почти не встречаются - с заданиями междисциплинарного характера, а общеучебным умениям обучаются в границах учебных предметов; - с жизненными ситуациями, в которых чтение им необходимо для решения общественных и частных задач; - с заданиями, отражающими жизненные интересы подростков и требующими привлечение их социального опыта; - с заданиями с выбором ответа, выполнение которых требует специальной подготовки; - с текстами делового стиля (такими, как интервью), с текстами, включающими диаграммы, таблицы, схемы и пр. Анализ результатов российских учащихся показал, что наблюдается снижение мотивации к чтению, что сам процесс обучения в отечественной школе недостаточно практикоориентирован, отгорожен от реалий окружающей жизни, не носит диалогический характер, что российские учащиеся с трудом выполняют задания, требующие соотнести различные точки зрения, высказать собственное мнение, собственную версию явлений и событий. В системе школьного образования сохраняются традиции единой и всегда верной «точки зрения на мир», не даются различные позиции и взгляды на общественные явления, художественные ценности, не сформированы такие качества личности, как самостоятельность мысли и инициатива в выборе собственной жизненной позиции. Из результатов исследования грамотности чтения следует вывод о необходимости
- поиска более разнообразных путей обучения школьников работе с текстами различного содержания, характера и формата; - организации работы по творческому осмыслению текста как в знакомых, так и незнакомых познавательных ситуациях; - расширения диапазона текстов и заданий к ним на уроках и во внеурочное время; - организации работы по интерпретации текстов, оформлении отклика на него, рефлексии и оценки; - включения в программу текстов современной художественной публицистики на волнующие подростков темы; - выполнения заданий к художественным текстам, предполагающих обсуждение разных точек зрения на прочитанное. Проблемы, касающиеся функционирования современной системы образования, в том числе и в преподавании литературы, требуют незамедлительного решения, т.к.  наблюдается тенденция отставания российской системы образования в мировом образовательном пространстве, наблюдается снижение качества обучения с точки зрения актуальности, современности, соответствия его возросшим требованиям общества в ситуации модернизации;  усиление знаниевого (интеллектуального) компонента, игнорирование развития чувственно-эмоциональной, творческой, социальной сферы деятельности приводит к безжалостному вторжению в природу ребенка, нарушается естественно гармоничное развитие ребенка;
 активное развитие левого полушария, блокирование развития правого полушария головного мозга приводит к подавлению природных потребностей ребенка, соответственно, школа осознанно или неосознанно (а это еще хуже: значит, непрофессионально) вносим свои «коррективы» в развитие личности. Преподавание предмета «Литература», направленного на формирование личности, на развитие потенциальных возможностей личности ребенка, призванного воспитывать любовь к книге и прививать художественный вкус, часто сводится к простому пересказыванию и заучиванию наизусть художественных произведений, входящих в программу, сведению многоуровневого образовательного курса «Литература» к постижению образовательной программы «Литературоведение», особенно в рамках подготовки к ЕГЭ. В педагогической практике преподавания литературы определяется также круг следующих проблем: - отсутствует целенаправленная система формирования читательской деятельности; - падает интерес к углубленному, осознанному чтению; - падает интерес к книге; - часто не формируется, а разрушается целостное восприятие художественного текста; - восприятие и понимание словесно-художественного образа находится на репродуктивном уровне; - не учитываются психолого-педагогические аспекты преподавания предмета творческого, эстетического цикла; - остаются без внимания психологические особенности детей школьного возраста.
Все вышеизложенное не дает ученику возможности проникнуть вглубь произведения, принять его в качестве собственных ценностных ориентиров, не развивает в полной мере его личностный и творческий потенциал.
Теоретическая часть.

Обоснование новых подходов в преподавании литературы и

организации внеурочной деятельности по предмету.
Сила восприимчивости на вершине своих возможностей неизбежно становится силой творческой. Т. Манн. Вопрос о преподавании литературы, как предмета творческого, эстетического цикла, рассматривался в ходе развития системы преподавания литературы в советской школе. Учитывая возрастные особенности школьников, В. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» отмечал: «Каждый ребенок не только воспринимает, но и рисует, творит, создает. Детское видение мира – это своеобразное художественное творчество. Образ, воспринятый и в то же время созданный ребенком, несет в себе яркую эмоциональную окраску. Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского творчества… Я глубоко убежден, что без эмоционального подъема невозможно нормальное развитие клеток детского мозга»[24]. В середине 80-х годов прошлого столетия учеными – педагогами Г.Н.Кудиной и З.Н.Новлянской были разработаны новые подходы к
преподаванию литературы как предмета творческого, эстетического цикла. В статье «Детское творчество и развитие литературных способностей»[18] выделяется главный принцип данного подхода: «от маленького писателя к большому читателю». В данной статье художественное произведение рассматривается во взаимодействии позиции автора, рассказчика, героев «в их взглядах на изображаемый мир и овладение способами художественного выражения этого взаимодействия». Как отмечают ученые: «Развитие литературных способностей протекало бы более гармонично, если бы работа ребенка с книгой постоянно и последовательно сочеталась с его авторской работой, которая должна … стать ведущим принципом» . Общие закономерности восприятия искусства, пути его формирования рассматриваются в статье «Как развивать художественное восприятие у школьников» (авторы Г.Н.Кудина, А.А.Мелик-Пашаев, Э.Н.Новлянская), где восприятие искусства рассматривается как «сотворчество понимающих», а «читатель, зритель, слушатель как бы воплощают авторский замысел, открывая его для себя, вступая во внутренний диалог с художником… Предметом литературной деятельности выступает художественное целое произведение, как художественная модель мира, в центре которого стоит герой, погруженный в поток жизненных событий, проживающий свою жизнь «изнутри». Автор же и читатель проживает эту жизнь героя эстетически, оформляя её в художественный образ»[19] В основе данного подхода лежит концепция М.М.Бахтина: рассматривая литературу через исходное отношение: «автор – художественный текст (в центре которого – герой) - читатель», мы приходим к творческой деятельности самих школьников, т.е. к позиции автор. Обе эти позиции творческие: как «автор», так и «читатель», т.к. не имеют готового образа: автор создает его по законам искусства, а читатель «воссоздает его по вехам, заданным автором».[9]
Графически этот процесс можно изобразить следующим образом: А → Г →Ч Опираясь на теоретические взгляды М.М.Бахтина, необходимо проследить развитие данной позиционной схемы, исходя из той цели, которую преследует современная школа – развитие креативности, творческого мышления и творческой деятельности учащихся, реализация творческого потенциала личности. Рассматривая с этой точки зрения проблемы преподавания, мы приходим к следующей позиционной схеме: «автор – художественный текст – читатель - творец»: А → Г → Ч → Т При этом творческая деятельность учащихся является заключительным этапом позиционной схемы, и чтение выступает не самоцелью, а служит «толчком» (пуском) для реализации творческих возможностей личности. Л.С.Выготский в статье «Психология творчества»[14] отмечал, что «смысл и значение этого творчества в том, что оно позволяет проделать тот крутой перевал в развитии творческого воображения, который дает новое и остающееся на всю свою жизнь направление его фантазии». Переход от позиции «Читатель» к позиции «Творец» предполагает и наличие промежуточной позиции, т.к. «процесс погружения…вглубь сознания есть… процесс превращения развернутых и относительно самостоятельных «образов культуры», его готовых феноменов в культуру мышления, динамичную и расплавленную, конденсированную в «точке»
личности. Объективно развитая культура получает во внутренней речи субъективное определение, т.е. такое, где она оказывается обращенной в будущее формой творчества новых, ещё не существующих, но только возможных «образцов культуры». Философское осмысление понятия «внутренней речи» (внутренней творческой деятельности) известным философом В.С.Библером[12] еще раз показывает существование переходной позиции от восприятия к созданию новых «образов культуры». Это и есть внутренняя творческая деятельность: А → Г → Ч → Втд → Т В зависимости от особенностей художественного произведения (содержательной стороны и изобразительных средств языка) определяются различные виды творческой деятельности, то есть ученики могут быть поставлены в различные позиции: личностное мышление, внутренняя творческая деятельность могут протекать в различных направления (в зависимости от художественно-эстетического мира произведения). Если создаваемое учеником свое видение предмета, образа, явления «оформляется» внутренним словом и выносится вовне (по Выготскому), то следует говорить о реализации возможных позиций: «Критик», «Филолог- литературовед», «Философ», «Историк», «Автор» (писатель, поэт). Л.С.Выготский, описывая переход от зарождения мысли ребенка к её оформлению в слове, замечает: «Мысль ребенка первоначально рождается как смутное и нерасчлененное целое…».[14] В дальнейшем происходит «превращение совершенно самобытного и своеобразного синтаксиса, смыслового и звукового строя внутренней речи и другие структурные формы, присущие внешней речи…». Первоначально, на бессознательном уровне формируется то, что затем при определенных условиях (наличие способностей, умение учителя организовать работу в этом направлении и т.д.)
может быть реализовано в позициях: «Декламатор» («Актер», «Режиссер»), «Художник», «Композитор», «Автор (ПП)», «Философ» и т.д. Преподавание литературы, как одного из предметов эстетического, творческого цикла, основанного на принципе введения и утверждения позиций читательской деятельности учащихся с переходом в позицию «Творец» («Творчество») на основании коллективно – распределительной деятельности можно изобразить графически следующим образом: К Втд И Втд А Г Ч Втд А Втд Втд Втд Х Ф ДАР(Т) Позиции: I А - автор II Г – художественный текст, герой III Ч - читатель
IV Т – творец, М – музыкант, Х – художник, Д – декламатор, А – артист, Р – режиссер, К – критик, Ф – филолог, А – автор, (писатель), Ф – философ, И – историк. Промежуточная между III и V позицией – внутренняя творческая деятельность, личностное мышление: Втд И – с позиции историка Втд Ф – с позиции философа Втд А – с позиции автора-писателя Втд В – с позиции филолога т.д.
Сферы деятельности:
1. Читательская деятельность. 2. Творческий поиск. Внутренняя творческая деятельность 3. Творческая деятельность. Оформление творческого продукта. Данная графическая схема может стать исходной и для восприятия различных видов искусств, где III и II позиции можно определить как II - музыкальное произведение ( образ) III С – «слушатель» II - картина III З – «зритель» II – С – театральное представление (герой) III З - «зритель» На этих принципах предлагается построить внеурочную деятельность по предмету, что крайне актуально при переходе на ФГОС второго поколения.

Практическая часть.

Организация творческой деятельности учащихся в рамках урока и

во внеурочное время.
Определив основные позиции различных сфер деятельности, далее необходимо остановится на практических вопросах организации деятельности учащихся в каждой из позиций.
I. Позиция А ( Г)
Рассматривая позицию А (Г) мы, прежде всего, должны ответить на вопрос: «Что читают наши ученики». На мой взгляд, это самый актуальный вопрос современной дидактики. К данному вопросу обращались великие умы человечества, оставили огромное количество исследований, но, пожалуй, ни одна из проблем педагогики не рассматривалась в таком отрыве от научного наследия прошлого, как эта. Проблема, которая была поставлена ещё в конце XVIII века Н.М. Карамзиным, не решена до сегодняшнего дня. Есть серьезные научные исследования, но педагогическая практика существенно не продвинулась в решении этого вопроса. Целью данного исследования не является рассмотрение вопроса отбора произведений для чтения подрастающим поколением в связи с чем, обозначим лишь некоторые позиции:  Читать дурно выбранные книги для них хуже и вреднее, чем ничего не читать: первое зло – положительное, второе – отрицательное (Н.М. Карамзин)  Подлинное произведение искусства отличает высокая идея, глубокая нравственная мысль, согретая чувством писателя, яркая образность и совершенство формы, её органическое единство с содержанием» (В.Г. Белинский)  Ребенок не требует понятливого, но требует живого, сильно действующего на воображение. (Л.Н. Толстой)
 «Дитя должно быть дитятею, но не юношей, не взрослым человеком. Первые впечатления сильны и плодом неразборчивого чтения будет преждевременная мечтательность, пустая и ложная идеальность, отвращение от бодрой и здоровой деятельности, наклонность к таким чувствам и положениям жизни, которые не свойственны детскому возрасту. Все хорошо и прекрасно в гармонии, в соответствии с самим собою… Искусство в той мере действительно для каждого, сколько каждый находит в нем истолкования того, что живет в нем самом как чувство, что знакомо ему, как потребность его души. Не заботьтесь о том, что дети мало тут поймут, но именно и старайтесь, чтобы они как можно менее понимали, но больше чувствовали. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердца преисполняются чувством изящного, пусть и поэзия действует на них как музыка, прямо через сердце, мимо головы, для которой еще настанет свое время, свой черед» (В.Г. Белинский)  «Произведение литературы лишь тогда более или менее сильно действует на читателя, когда литература дает ему возможность тоже «вообразить» - дополнить, добавить – картины, образы, фигуры, характеры, данные литератором из своего читательского, личного опыта, из запаса его, читателя, впечатлений, знаний. От слияния, совпадения опыта литературы с опытом человека и получается художественная правда – та особая убедительность словесного искусства, которой и объясняется сила влияния литературы на людей». (А.М. Горький)  «Произведения для детского чтения должны быть «отмечены печатью истинного таланта». (К. Ушинский). Традиционная школа, вводя в программу не соответствующие художественно-эстетическим требованиям произведения, снижает границы познания учащихся, не способствует развитию творческих способностей детей, препятствует формированию развитого читателя. А искаженная
действительность, изображенная в произведениях детских писателей, в дальнейшем сыграет отрицательную роль в формировании личности. Только показывая действительность такую, «какова она есть на самом деле, во сем ее очаровании и во всей её неумолимой суровости, чтобы сердце детей, научась её любить, привыкло бы в борьбе с её случайностями находить опору в самом себе. В одной истине и жизнь, и благо: истина не требует помощи у лжи», - писал В.Г.Белинский[11].
II. Позиция «Читатель» (Ч)
Основная задача данной позиции – восприятие художественного текста, что служит основой для сложной психологической деятельности – воссозданию художественного образа М.М.Бахтин [9] отмечает, что читатель также творит образ: он строит адекватный, но не тождественный авторский образ, т.е. читатель является «соавтором». Это сотворчество «понимающих», возникающие между автором и читателем, происходит в процессе диалога между автором и читателем посредством художественного текста, образа главного героя. Такой подход в позиции «Читатель» противоречит широко принятому в обучении представлению о читательской деятельности как репродуктивной и меняет цели обучения – не запоминание сюжетов и трактовок текста, а «воссоздание художественного образа». Одна из задач современной педагогики - воспитание творческого читателя, создающего свою целостную картину мира, способного самостоятельному постижению авторского принципа видения мира и самостоятельной оценке произведения. Исходя из сказанного выше, на практике апробированы основные виды деятельности с позиции «Читатель». Первый этап работы – непосредственное эмоциональное вслушивание. Здесь важно создание определенной эмоционально-эстетической атмосферы
средствами различных видов искусств при первом прочтении художественного текста.
Методы, технологии, способы и формы организации

образовательной деятельности (урочной и внеурочной):

Первый этап работы.
1. Выразительное чтение учителя, профессионального чтеца, прослушивание записи спектакля («Взрослое прочтение»). Это «театр одного актера», который своей «игрой»: интонацией, паузой, расстановкой акцентов – помогает создать художественно-поэтическую атмосферу текста, помогает открыть в тексте новые глубины и оттенки. 2. Самостоятельное прочтение художественного произведения самими учащимися в классе или дома. Здесь важно то, что в позиции: А → Г → Ч нет посредника: ребенок сам погружается в поэтическую атмосферу текста, впечатления от прочитанного зависят от того, насколько читатель подготовлен к этому виду работы, т.к. процесс «воссоздания образа» требует определенных познаний, жизненного и литературного опыта учащихся. Важным является то, что слово включает в себя поэтический мир действительных, образных явлений жизни и этим приближает учащихся к проблеме поиска истины, своего видения предмета, т.е. лишь слово выступает начальным этапом в развитии внутренней творческой деятельности, личностного мышления, исключая некоторые умозрительные (морализаторские) комментарии учителя. Здесь важно то, что ученик сам выбирает направление размышлений, и этот процесс не зависит от кого-либо. 3.Выразительное чтение детей. Здесь основное – психологическая подготовленность ученика воспринимать художественный текст, умение передать свое эмоциональное восприятие, переживание, владение навыками выразительного чтения.
4.Творческое прочтение текста. Чтение – размышление. Чтение сложных, многоплановых произведений необходимо сопровождать комментариями учителя. Например, так может быть организована работа над «библейскими сказаниями», над сказкой Антуана де Сен-Экзюпери «Маленький принц», над повестью А.Грина «Алые паруса», над сказкой Г. Х. Андерсена «Снежная королева», над циклом произведений: («Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Пугачев» С. Есенина, «Последний бой майора Пугачева» В. Шаламова\ военной тематики \ пейзажная лирика русских поэтов XIX века и др.) На первом этапе работы можно использовать различные методические приемы и различные виды уроков: урок- погружение в текст; урок- созерцание; литературно-музыкальная композиция; урок-чтение; урок- слушание. При организации таких уроков исключительно важным является создание эмоционально – эстетической атмосферы средствами различных видов искусств: использование музыкальных произведений, репродукций картин, также важны «световые» решения: например, чтения при свечах; важно пространственное оформление класса… и т.д. Важно все, что способно воздействовать на чувственно – эмоциональную сферу ребенка.
Второй этап работы:
повторное чтение с целью углубленного осмысления художественного произведения. Построение работы на этом этапе зависит от сложности произведения и дальнейших видов работ, от того, в какой позиции будет организована работа.
Методы, технологии, способы и формы организации

образовательной деятельности (урочной и внеурочной):

1. «Вычитывание» (интерпретация, толкование) – «Идеальное вычитывание» - создание целостной партитуры текста; последовательное движение за развитием характера героя, авторской позиции; воссоздание модели мира. Толкование художественных форм как содержательных – от родо-видовых признаков до уровня слова, ритма, языка. 2. «Акцентное вычитывание» – выделение из текста определенных моментов для решения тех или иных читательских задач (например, переживание лирического героя, развитие его мыслей, чувств; развитие характера героя). Этот этап работы ставит целью, прежде всего, формирование развитого читателя; здесь оформляются основные направления работы с художественным текстом с переходом в различные позиции. В традиционной школе все виды работ слиты воедино, и, в основном, работа над анализом художественного произведения, не начав, заканчивается тем, что учащиеся, пересказав текст, отвечают на вопросы в конце текста и выполняют задания. Традиционная система обучения также включает некоторые виды работ позиции «критик», но, в основном, читательская деятельность рассматривается как репродуктивная, вторичная. При этом ставиться цель: запоминание сюжетов, заучивание трактовок текста, литературоведческий анализ, в лучшем случае – интерпретация текста. Такие виды работ не несут в себе специфических художественных задач, а решают чисто логические задачи. Это упрощенный подход к художественному произведению, в котором каждое слово значимо. Еще К.Д.Ушинский[26] писал: «Пересказывание прочитанного своими словами также весьма плохое упражнение дара слова. Здесь ребенок борется с развитой формой мысли и языка, которые гораздо выше его собственного развитии, достигает только
того, что пропусками, недомолвками, нелогичным переставлением мысли искажает и мысль, и речь писателя».] Также следует отметить еще один недостаток, характерный и часто встречающийся в современных учебниках литературы: к произведениям различных жанров предлагаются одни и те же по характеру вопросы и задания, которые обезличивают произведения, авторскую индивидуальность и создают у ребенка недифференцированное представление о литературном богатстве, с которым он встречается. Исследование художественного образа часто основывается на сопоставлении художественного образа и жизненных явлений, постоянно опирается на «жизненный опыт» учащихся. Нередко выносятся морализаторские «приговоры» типа: «хороший - плохой», «честный - бесчестный» и др. Таким образом, смешивается реальный мир и художественно-эстетический мир произведения, где все основано на других законах – единства формы и содержания, времени и места, существуют другие понятия: пафос произведения, изобразительные средства языка и др. В традиционной школе понятие «сотворчество» часто заменяется понятием «сопереживание». Сотворчество предполагает понимание красоты и глубины содержания художественного образа, что «развивает в человеке чувство прекрасного, проявляющееся не только в оценке произведений искусства, но и в оценке окружающей жизни»[20]. Так читатель, постигая образ, проникая в художественно-эстетический мир произведения, изменяется и сам – так идет развитие творческой личности, обогащение его жизненного и духовного опыта. Схематически процесс восприятия художественного текста можно изобразить следующим образом: где Ч 1 – читатель – «сопереживатель» Ч 2 – читатель – «соавтор»
Ч/Т/ - читатель – «творец» Проанализировав систему работы над текстом в современном учебном процессе, нужно обратится к различным видам работ над художественным произведением в зависимости от идейно-художественных особенностей, художественно-эстетического мира произведения.
III. Позиция А → Г → Ч → Втд → К («Критик»)
На мой взгляд эту позиции, необходимо рассматривать совместно с позицией А → Г → Ч → Втд → Ф («Филолог»), т.к. в школе все они сливаются в единое целое и ставится задача: выработка своей позиции в процессе диалога с автором. Никакое понимание невозможно без оценки, даже неподготовленный читатель сопровождает свое понимание эмоционально-нравственными оценками героев. Также ставятся задачи чисто философского плана – это выявление точек зрения автора, рассказчика и героев, понимание авторской позиции, характеров героев, мотивов их поведения. Открытие закона художественной формы и создание художественного образа, теоретические знания необходимы как условие развития практики разных видов литературной деятельности, совершенствование которой невозможно без определенного уровня знаний.
Методы, технологии, способы и формы организации

образовательной деятельности (урочной и внеурочной):
- художественно-поэтический анализ произведений; - структурный анализ произведений (наглядно-схематический); - составление литературного портрета; - сочинение – исследование (индивидуальная творческая работа); - составление плана бесед на литературоведческие темы;
- составление плана на постепенном сжатии смысловых частей (выявление проблематики, темы, идеи, пафоса произведения и т.д.); - сочинение – отзыв (литературно - критическая работа); - художественный анализ на основе становления в различные позиции; - выпуск литературных журналов, - ввод и разработка теоретических проблем на практических семинарах. Методические приемы: переход на точку зрения героев, автора: многовариантность ответов, невозможность изначального результата, интерпретация.
IV. Позиция А → Г → Ч → Втд → Ф («Философ»)
Художественное произведение для детей, как отмечалось выше, не должно содержать в себе нравственных постулатов, а должно направлять ум на размышление о жизни, выработку собственной позиции, познание человека, познание истины, познание добра. Здесь художественный текст служит примером жизненной ситуации, реальной картины жизни с многообразными установками и служит средством постижения окружающего мира. Система деятельности в этой позиции играет большую роль в личностном развитии детей, в формировании тех нравственных качеств, которые наиболее ярко выразил В.Г.Белинский: «Уважение к имени человеческому, бесконечная любовь к человеку за то, только, что он человек, без всяких отношений к своей личности и его национальности, вере или званию, даже к личному его достоинству или недостоинству, словом, бесконечная любовь и бесконечное уважение к человечеству даже в лице последнейшего из его членов…должны быть стихиею, воздухом, жизнью человека»[11].

Методы, технологии, способы и формы организации

образовательной деятельности (урочной и внеурочной):

-
публицистические сочинения – рассуждения; - письменные работы философского характера (эссе, рецензии, наблюдения, заметки, художественные произведения малых жанров), выпуск журнала, рукописного сборника; - устная работа «Созвучие» (подбор стихотворных или прозаических отрывков, созвучные душевному настроению, идее, воплощенной в картине учеников на философские темы); - урок философского осмысления окружающего мира (на основе художественного произведения, где затрагиваются философско – этические вопросы); в дальнейшей работе – обязательное изучение тех философских вопросов, которые в качестве исходных ученик находит в тексте); - сочинение по картине, в которой затронуты проблемы философского характера (часто эти картины нарисованы самими детьми). Требования к картинам: это должны быть произведения абстрактного искусства (яркие образы, наличие философской мысли). Цель такой работы - понять автора его мысли и чувства, вывести «философский смысл произведения». Необходимо отметить, что организация работы в этой позиции тесно взаимосвязана с творческой работой в других позициях (таких как Х, М, ДАР, А, И и др.); - диспуты, дебаты; - исследовательская деятельность (групповая и индивидуальная); - творческий отчет (коллективный, индивидуальный); - дискуссия по анализу методики и результатов выполнения исследований; - проектная деятельность.
VII. Позиция А → Г → Ч → Втд → И («Историк»)

Для того чтобы понять глубину произведения, необходимо знакомить учащихся с той исторической действительностью, которая отражена в тексте.
Методы, технологии, способы и формы организации

образовательной деятельности (урочной и внеурочной):
- беседы на исторические темы; - рассказ учителя; - чтение отрывков из исторических произведений, где дается фактический материал о событиях, отраженных в тексте; - исследовательская работа поискового характера «Творческий отчет»; - викторины.
VIII. Позиция А → Г → Ч → Втд → Х («Художник»)
Цель: воссоздание в своем воображении, а затем в картине той художественной действительности, художественной ситуации, художественного образа, которые отражены в словесном тексте. На основе слова (словесного вида искусства) возможно создание нового произведения.
Методы, технологии, способы и формы организации

образовательной деятельности (урочной и внеурочной):

-
иллюстрирование; - создание нового произведения – картины; - создание слайд – фильма; - создание медиа – проекта; - создание картины и её словесное оформление (картины-сочинения); - отзыв о картине (главное: понятие мысли, чувства и позицию автора); - знакомство с произведениями изобразительного искусства, которые способствуют пониманию словесного произведения (сопровождается беседой);
- рассматривание \изучение\ картины (при музыкальном сопровождении или поэтическом); - выставка одной картины (как художника, так и начинающих художников-школьников); - посещение и организация выставки одной картины; - посещение выставок, встречи с художниками; - творческая работа «Созвучие»; - выставка детских работ (разные темы\ одна тема); - оформительская работа: создание сборников сочинений, произведений, стихотворений; - оформление личной творческой тетради.
VII. Позиция А → Г → Ч →Втд → ДАР

ДАР

Декламатор



Актер

Режиссер
Ребенок, читая художественное произведение, непроизвольно вступает в позицию чтеца-декламатора. Работая постоянно и целенаправленно в этом направлении, возможна и реализация позиции «Актер», «Режиссер».
Методы, технологии, способы и формы организации

образовательной деятельности (урочной и внеурочной):

-
игра – драматизация (сюжетно-ролевая игра); - театральная репетиция; - театр одного актера; - театр двух актеров; - театральное представление, подготовка и показ спектакля; - творческая работа по созданию образа (игра - воплощение);
- конкурсы стихов одного поэта, разных поэтов, объединенных одной темой; - конкурсы художественного слова, чтецкого искусства; - подготовка и проведение поэтических вечеров; - составление музыкально-поэтических композиций, их исполнение; - индивидуально-коллективные этюды; - включение импровизированных театральных действий в ход урока (игра импровизации – эмоциональный отклик); - озвучивание иллюстрации, картин; - уроки поэтического мастерства.
VIII. Позиция А → Г → Ч → Втд→А («Автор»: «Писатель», «Поэт»)
В процессе чтения ученик начинает осознавать самого себя, в нем возникает потребность выразить свои чувства, свои представления об окружающем мире и о самом себе. Творчество – это неотъемлемая часть ребенка, ибо он – первооткрыватель. Исследуя мир, он познает себя. И самый доступный способ выражения мыслей – это слово, устное или письменное. Так ребенок начинает создавать свои произведения, т.е. реализует свой творческий потенциал и позиции «Автор» («Писатель», «Поэт»). Именно авторская работа выступает основным условием воспитания творческого читателя.
Методы, технологии, способы и формы организации

образовательной деятельности (урочной и внеурочной):
- урок звучащей поэтической речи с выходом на творчество; - урок-погружение в текст (свеча, книга, музыка и чтение); - урок одной книги; - словесное творчество: написание стихов, рассказов, эссе, поэтических набросков и т.д.;
- составление сборников творческих работ, издание книг (тематический подбор с выходом на творчество); - составления коллективных тематических «собраний сочинений» (подготовительный этап или самостоятельное творчество); - выпуск сборников рассказов, стихов; - издание рукописных журналов; - сочинение-миниатюра; - коллективные этюды (работа над одной темой, над разными темами, но в одном жанре; - индивидуальные письменные классные или домашние работы; - урок – «бенефис»; - встреча с поэтом; встреча с поэтом-учеником («Урок ведет поэт»); - конкурсы стихов одного поэта, тематический поэтический конкурс; - индивидуальная работа (доработка образа, «кристаллизация» мысли).
IХ. Позиция А → Г → Ч → Втд → М («Музыкант», «Композитор»)
Образовательная деятельность в данном направлении организуается параллельно с позициями «Автор», «Художник», ибо «…литература, музыка, изобразительное искусство имеют между собой нечто глубинно общее».
Методы, технологии, способы и формы организации

образовательной деятельности (урочной и внеурочной):

-
подбор музыкального оформления; - прослушивание музыкальных произведений; - подбор музыкальных произведений к произведениям словесного творчества (по принципу «Созвучие»); - выбор ритмичного рисунка (например, к былинам, историческим песням); - создание музыкальных произведений к произведениям. При организации подобной образовательной, творческой деятельности, как отмечалось ранее, необходимо придерживаться принципов линейно –
наступательного движения от урока к внеурочной деятельности, принципов образовательной конгруэнтности и образовательной комплементарности – комплексного линейно-наступательного движения от урока к внеурочной деятельности, принципов организации распределительной деятельности в системе внеклассной работы, объединяя методы, технологии, способы и формы организации образовательной деятельности (урочной и внеурочной) в единый комплекс – творческую мастерскую.
Творческая мастерская
– это комплекс, технологическая цепочка организации разноплановой (научно – познавательной, творческой, художественно – эстетической, проектной) деятельности учащихся и педагогов в урочное и внеурочное время, основанной на принципах образовательной конгруэнтности и образовательной комплементарности, деятельностного подхода, формирующей качественно новое образовательное пространство. В качестве примера продемонстрируем несколько творческих мастерских, реализованных в педагогической практике: 1.
Творческая мастерская «Поклоном благодарным поклонимся

тебе, Солдат!»
(6, 8, 9 классы)
Урочная деятельность
.  Вахта памяти «Память жива» (Реализация позиции «Читатель»)  Защита рефератов «Поэты - фронтовики» (Реализация позиции «Читатель»)
Внеурочная деятельность.
 Подготовка и издание сборников творческих работ: «В единстве народов – путь к Победе», «Семейная книга Памяти», «Мы – наследники Победы» (Реализация позиции «Автор»)
 Конкурс чтецов «Поклоном благодарным поклонимся тебе, Солдат!» (Реализация позиции «Декламатор», «Актер»)  Выставки оригинальных произведений изобразительного искусства: «И во снах его цветут цветы…», «И он прошел уж сто дорог…» (Памяти А.Т. Твардовского посвящается), «Давайте, люди, никогда об этом не забудем!», «Память» (Реализация позиции «Художник»)  Подготовка и издание сборника воспоминаний детей войны «Мы родом из войны» (Реализация позиций «Историк», «Автор»)  Акция «Цветы – ветерану» ( Формирование опыта самостоятельного общественного действия) 2.
Творческая мастерская «Память жива», посвященная 70–

летию битвы под Москвой
(6, 9 классы
):

Урочная деятельность.
 Чтение рассказов М. Шолохова «Судьба человека», В. Шаламова «Последний бой майора Пугачева», повести В. Закруткина «Матерь человеческая», поэзии фронтовиков (Реализация позиции «Читатель»)  Поэзия участников Великой Отечественной войны. Стихотворения, написанные в годы войны (Позиция «Читатель»)  Урок – погружение «Глаза в глаза»: что мог сказать погибший солдат? (Рассматривание, изучение портретных снимков неизвестных воинов Великой Отечественной войны).
Внеурочная деятельность.
 Творческий проект «Глаза в глаза» Реализация позиций «Историк», «Автор»)  Подготовка к изданию сборника творческих работ «Память жива» (Реализация позиций «Историк», «Автор»)
 Творческий медиа - проект «Что вы сделали с моей страной?» » (Реализация позиций «Историк», «Философ», «Автор»)  Фестиваль детского творчества «Мы свой победный путь к Берлину открыли битвой под Москвой», номинации: литературное творчество, чтецкое искусство, изобразительное искусство, музыкальное творчество (Реализация позиций «Историк», «Философ», «Автор», «Художник», «ДАР», «Музыкант – исполнитель»)  Выставка творческих работ «Семейная книга памяти» (Реализация позиций «Историк», «Философ», «Автор», «Художник»)  Акция «Поклонимся великим тем годам…» ( Формирование опыта самостоятельного общественного действия)
3.

Творческая мастерская «Алые паруса» - символ веры в мечту

и в ее исполнение»
(6 класс)
Урочная деятельность.
 Чтение повести А. Грина «Алые паруса» » (Реализация позиции «Читатель»)  Просмотр художественного фильма «Алые паруса» (Реализация позиции «Зритель»)  Многоуровневая викторина «Страна Гринландия» (Реализация позиции «Читатель»)  Мини – исследования «Юные гриноведы»: «Слово - образ», «Выразительные средства языка» (Реализация позиций «Читатель», «Филолог»)
Внеурочная деятельность.
 Выставки творческих работ «Картины о море», «Морские суда».  Просмотр театральной постановки РАМТ «Алые паруса» (Реализация позиции «Зритель»)  Позитивное целеполагание. Написание и оформление сочинений - миниатюр «Под парусами своей мечты» (Реализация позиций «Автор», «Художник»)
 Выставка одной книги «Алые паруса» - символ мечты и веры в ее исполнение» (Реализация позиций «Автор», «Художник»)  Конкурс творческих работ (индивидуальных и коллективных) на тему: «О том, чего не увидишь глазами…» (Реализация позиций «Автор», «Художник»)  Дизайнерский проект оформления образовательного пространства «Алые паруса». (Реализация позиции «Художник») 4.
Творческая мастерская «Калейдоскоп смыслов»
(5 класс)
Урочная деятельность.
 Чтение сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева» (Реализация позиции Читатель»)
Внеурочная деятельность.
 Творческие проекты: «Исповедь розы», «Поиск добра». (Реализация позиций «Автор»,»Философ», «Художник»)  Создание синквейнов «Мой город – город добра и света». (Реализация позиций «Автор», «Художник»)  Индивидуальные исследовательские проекты: «Калейдоскоп смыслов сказочной поэмы Г.Х. Андерсена «Снежная королева», «Христианские мотивы в сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева» (Реализация позиций «Автор», «Историк»«, «Философ», «Художник»)  Выпуск стенгазеты «Как добры все люди и птицы» (с использованием технологии «Единство разных») (Реализация позиций «Автор», «Художник»). 5.
Творческая мастерская «И закружилась листва золотая…»
(6 класс)
Урочная деятельность.

 Урок – погружение. Пейзажная лирика С. Есенина (Реализация позиций «Автор», «Декламатор»)
Внеурочная деятельность.
 Поэтический вечер на родине С.Есенина. Экскурсионная поездка в село Константиново. (Реализация позиций «ДАР», «Историк)  Выставка творческих работ «И закружилась листва золотая…» (Реализация позиций «Автор», «Художник»)  Конкурс эссе «Путешествие осеннего листа» (Реализация позиций «Автор», «Художник»)  Конкурс поэтического слова «И закружилась листва золотая…» (Реализация позиций «ДАР») Данный подход позволяет решить поставленные задачи развития навыков системного чтения, духовно – нравственного развития и воспитания личности, выявления и развития дарования ребенка средствами предмета, формирования художественного вкуса и др. Данный подход также позволяет учащимся одерживать победы на разноплановых творческих конкурсах районного, окружного, городского, международного уровней: Международный конкурс эссе «Моя семья в летописи Великой Отечественной…», посвященный 70 – годовщине битвы под Москвой; Московский Открытый конкурс чтецов «Мир вокруг нас»; I Московский Открытый инклюзивный фестиваль искусств (в номинациях «Литературное творчество, «Изобразительное искусство», «Исполнительское чтецкое искусство»); Городской конкурс чтецов, посвященный 75 – летию со дня рождения Николая Михайловича Рубцова «Россия, Русь! Храни себя, храни!»; VI Заочный открытый конкурс «В единстве народов – путь к Победе (Великая Отечественная война глазами детей XXI века)» в номинации «Литературное творчество»; Окружной конкурс чтецов «Я лиру посвятил народу своему», посвященный Всемирному дню поэзии; Окружной конкурс XII Фестиваля детского и юношеского творчества «Юные таланты Московии» в жанре «Литературное творчество» (в номинациях «Стихи», «Сборники, циклы»), «Художественное слово»; Окружной конкурс
художественного творчества учащихся, посвященного памяти героя Отечественной войны 1812 года Дениса Давыдова в номинации «Чтецы»; Фестиваль художественного творчества ветеранов и молодежи, посвященный 70 – летию битвы под Москвой «Пролог Великой Победы» и другие.
Принципиальные позиции в становлении социально-педагогического

партнерства ГОУ СОШ № 11 ЮЗАО г. Москвы и библиотеки № 174

им. Д. Алигьери ЮЗАО г. Москвы по продвижению чтения в детскую

и юношескую среду, по развитию творческого потенциала личности

ребенка.
В «Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» одной из форм организации образовательной деятельности, формой, позволяющей усилить воспитательные эффекты, является организация социально – педагогического партнерства образовательного учреждения с другими учреждениями, прежде всего, с учреждениями культуры. Социально – педагогическое партнерство ГОУ СОШ № 11 с библиотекой № 174 имени Данте Алигьери позволяет объединить усилия для развития потенциальных возможностей школьников, для развития их творческих способностей, для продвижения чтения в детскую и юношескую среду. Как указывалось ранее, мониторинговые исследования чтения ( PISA), педагогические наблюдения позволяют сделать вывод о том, что реальностью сегодняшнего дня становится проблема – “ нечитающее поколение”. Возникшие в последнее время проблемы духовно-нравственного воспитания, размытости ценностных ориентиров школьников являются следствием в том числе и отсутствия у подрастающего поколения
потребности чтения, хотя стимулирующая потребность общения с книгой является интеллектуальным и духовным ресурсом нации на пути к культуре и прогрессу. Национальная программа поддержки и развития чтения в России, констатируя негативные факты современной действительности, определяя стратегические направления развития чтения, не включает в программу действий одну из самых важных стратегических задач эффективной деятельности – объединение усилий всех инфраструктур, занимающихся проблемами детства, по продвижению чтения в детскую и юношескую среду. Социально- педагогическое партнерство образовательного учреждения и библиотеки (как центра чтения) позволит  объединить усилия взрослых по формированию у подрастающего поколения потребности в чтении как основе непрерывного образования и самообразования;  сформировать систему внеурочной деятельности по гуманитарному циклу предметов;  реализовать на практике деятельностную парадигму образования;  апробировать в педагогической практике эффективные методы, технологии, средства продвижения чтения в детскую и юношескую среду;  создать развивающую среду, которая позволит решить стоящие перед педагогическим сообществом проблемы. И в конечном итоге, можно говорить о том, что социально- педагогическое партнерство позволит эффективнее решить проблемы духовно-нравственного развития, творческой самореализации личности ребенка. Основные задачи современного образовательного учреждения:
 Создание благоприятных условий, моделирование деятельности образовательного учреждения по становлению духовно-ценностных ориентаций школьников для осознания ребенком личностных ценностей, для постижения им норм, отношений, образцов поведения, в основе которых – культурно-нравственные ценности, традиции общества, ориентиры добра.  Организация гармонично выстроенной развивающей системы, в основе которой – поиск Истины, Добра, Красоты, освоение общечеловеческих ценностей и собственная творческая деятельность, что содействует становлению духовной зрелости, формирует внутреннее богатство, культуру мышления, содействует сохранению здоровья (прежде всего, психического), формированию гуманных чувств: доброты, эмпатии, милосердия, толерантности. Заявленное социально-педагогическое партнерство будет способствовать более эффективному решению поставленных задач, т.к.  позволит выстроить систему многоаспектной деятельности по продвижению чтения в детскую и юношескую среду, по организации творческой деятельности школьников. Соответственно, позволит решить вопросы становления духовно-ценностных ориентаций школьников;  позволит определить стратегию становления открытой развивающей среды в современном образовательном учреждении более высокого уровня;  позволит повысить качество обучения, воспитания, развития, социализации (прежде всего, баланса социализации и индивидуализации) современных школьников. Перечень мероприятий (17 разноплановых мероприятий за два года, таких как выставки, конкурсы поэтического творчества, конкурсы художественного слова, литературного творчества, конкурсы исследовательских проектов,
вечера встречи, поэтические вечера, творческие фестивали и др.), проводимых в рамках социально-педагогического партнерства, - это этап формирования развивающей среды, этап становления, выстраивания (апробирования, моделирования) новой прогрессивной системы образовательной деятельности. На втором этапе (этапе формирования системы) будет структурно выстроена основная парадигма деятельности в данном направлении. Критерии отбора основных составляющих системы: эффективность, оптимальность, современность. Социально – педагогическое партнерство позволит скоординировать действия и объединить усилия для решения поставленных задач, расширяет образовательное пространство и позволяет более эффективно решать вопросы воспитания, развития, социализации подрастающего поколения.
Заключение

Творческая мастерская – эффективная модель организации внеурочной

деятельности по предмету, усиливающая воспитательные эффекты.

Социально – педагогическое партнерство – эффективная модель

расширения образовательного пространства, усиливающая

воспитательные эффекты.
В рамках перехода на ФГОС второго поколения предстоит большая методическая работа по разработке и апробированию образовательных программ внеурочной деятельности по предмету, по отбору методов,
технологий, способов и форм организации образовательной деятельности (как урочной, так и внеурочной). Внеурочная деятельность, являясь неотъемлемой частью образовательного процесса, объединяет все виды деятельности, тесно связанные между собой и представляющие единый комплекс, движимый идеей развития, социализации, воспитания подрастающего поколения. Система внеурочной деятельности по предметам творческого, эстетического цикла может быть объединена в творческие мастерские - комплекс разноплановой (научно – познавательной, творческой, художественно – эстетической, проектной) деятельности учащихся и педагогов в урочное и внеурочное время, основанной на принципах образовательной конгруэнтности и образовательной комплементарности, наступательного движения от урока к внеурочной деятельности, деятельностного подхода, формирующей качественно новое образовательное пространство. Предлагаемая модель организации внеурочной деятельности по предмету является эффективной формой развития творческого потенциала личности ребенка в урочное и внеурочное время средствами предмета, где творческая деятельность является заключительным этапом позиционной схемы, а чтение (произведение словесного искусства) - средством для реализации творческих возможностей личности. Предлагаемая модель ориентирована на приобретение опыта самостоятельного действия, на развитие ребенка как личности, на духовно – нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения. В конечном итоге – на долгосрочные воспитательные эффекты. Социально – педагогическое партнерство образовательного учреждения с другими учреждениями, прежде всего, с учреждениями культуры позволит также усилить воспитательные эффекты. Опыт организации социально – педагогического партнерства (ГОУ СОШ № 11 - Библиотека № 174 имени
Данте Алигьери) может быть интересен как для педагогов, так для руководителей образовательных учреждений, реализующих на практике нормативные документы, касающиеся модернизации российской системы образования в рамках перехода на ФГОС второго поколения.
Источники. Литература

1.
Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы
2.
Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков).
3.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393
4.
Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы. Распоряжение правительства РФ от 3 сентября 2005г. п. 1340-р
5.
Концепция общероссийской системы оценки качества образования. Версия 02.02.08, вторая редакция Федеральная целевая программа «Дети России на 2010 г. (подпрограмма «Одаренные дети»)» // Распоряжение Российской Федерации от 26.01.2007г. № 79-р об утверждении подпрограммы «Одаренные дети»
6.
Концепция Федеральных Государственных Образовательных стандартов второго поколения. - М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения)
7.
Послания Президента Федеральному Собранию Российской Федерации
8.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования. (Приказ министерства образования и науки РФ № 373 от 06
октября 2009 года «Об утверждении и введения в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»). ---------------------------------------------------------------------------------------------------- -------------
9.
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. –М.: Искусство, -1979.
10.
Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – в сб. Эстетическое наследие и современность: Межвуз. сб. науч. тр.: в 2 ч. Саранск: Издательство Мордов. Университета, 1992.
11.
Белинский В.Г. Собрание сочинений. – М.: Просвещение, - 1887.
12.
Библер В.С. Мышление как творчество. – М. : Педагогика, 1975.
13.
Библер В.С. Нравственность. Культура. Современность: Философские размышления о жизненных проблемах. - М.: Институт истории естествознания и техники АН СССР, 1988.
14.
Выготский Л.С .Психология искусства. – М. : Просвещение,- 1985.
15.
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. Собр. Соч.6 в 6 т.- М.: Педагогика, 1983.
16.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя \ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.- (Стандарты второго поколения)
17.
Горький А.М. Собр. Соч. в 30-ти т. – М.: 1953 т.25
18.
Кудина Г.Н, Новлянская З.Н. Детское творчество и развитие литературных способностей. – М.: Педагогика. - 1987.
19.
Кудина Г.Н., Мелик Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. – М.: Педагогика, 1997.

20.
Кудина Г.Н., Мелик Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла. – М.: Просвещение. -1988.
21.
Мелик – Пашаев А.А. Ступеньки к творчеству: художественное развитие ребенка в семье/ А.А. Мелик – Пашаев, З.Н. Новлянская. М.: Редакция журнала «Искусство в школе», 1995.
22.
Примерные программы основного общего образования Литература. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения)
23.
Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы\ Под ред. Проф. И.А. Зимней. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Агентство «Издательский сервис», 2004.
24.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.: М.: Педагогика. - 1982.
25.
Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. – М.: Педагогика. -1989.
26.
Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения – М.: Педагогика, - 1982.