"Развитие основ православной культуры во внеурочной деятельности"

Автор: Стрельцова Маргарита Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №11 им. И. А. Кабалина"
Населённый пункт: г.Канаш, Чувашская Республика
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие основ православной культуры во внеурочной деятельности"
Дата публикации: 29.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

В числе важнейших проблем воспитания находятся вопросы духовного и нравственного воспитания детей. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный образец – общечеловеческие ценности и идеалы. Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. «Воспитать» - значит способствовать формированию духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо зажечь и раскалить в нём как можно раньше духовный «уголь», чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте. Именно эти цели ставила перед собой наша школа, наши педагоги , когда по настоятельной просьбе родителей решили открыть первый православный класс. Перед нами стояли задачи, которые должны были решаться в тандеме: администрация образовательного учреждения, церковь, учитель, педагоги дополнительного образования , родители , дети. Только всем вместе можно было добиться положительных результатов. Была поставлена цель:
Воспитание духовно - нравственной личности ребенка через приобщение к

духовному опыту, основанному на традициях православия.
Задачи , поставленные перед педагогами , должны были решаться через внеурочную деятельность. Благо дело, что фундамент для реализации этих задач уже был. На протяжении многих лет в школе ведется курс «Истоки». Этот курс в православном классе преподает классный руководитель Стрельцова Маргарита Викторовна. Так, как школа находится в микрорайоне ВРЗ , рядом с Храмом Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», работа ведется в тесном сотрудничестве с этим приходом. Все православные праздники дети отмечают с прихожанами этой церкви, принимают участие в праздничных службах, в конкурсах , которые проводятся в этом храме: «Православная ярмарка», конкурс «Пасхальные фонарики», «Рождественская игрушка» и др. Через участие в конкурсах дети знакомятся с историей праздников. Таинство причастия дети познают именно в храме Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Настоятель храма протоиерей Александр Ермолаев всегда рад видеть нас. За три года существования православного класса дети посетили храмы и монастыри не только в Чувашии, но и соседних республик. Дети и родители посетили Свято-Троицкий мужской монастырь в г. Алатырь , Цивльский Тихвинский Богородицкий женский монастырь, побывали в музее – заповеднике города Казани. Ребята и родители православного4 Б класса являются участниками концертов, фестивалей. Педагоги дополнительного образования вносят неоценимый вклад в развитие и продвижение православной культуры в в нашем образовательном учреждении. Под руководством хореографа Порфирьевой Евгении Владимировны дети постигают премудрости народного танца. Танцуют не только дети , но и их родители. Основной целью обучения детей изобразительному искусству, наряду с приобретением изобразительной грамоты, расширением кругозора и развитием
творчества, является
формирование представлений о Красоте
, понимания Красоты как духовного совершенствования человека, отражённого в его облике, помыслах и поступках. Этому обучает детей директор художественной школы Петрова Ирина Михайловна. В православном классе ведется такой предмет, как история искусств. Изучая историю искусств, обучающиеся знакомятся с шедеврами мирового искусства и через осмысление и анализ произведений осваивают художественный опыт разных эпох. Расширение представлений о ценностях Христианского искусства идет через знакомство с иконами и иконописцами. Программа, которую разработала Сергеева Елена Владимировна, учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Особую благодарность хочется выразить директору музыкальной школы, преподавателю хорового пения в нашем православном классе Андреевой Лиане Анатольевне. Именно под ее руководством дети достигли больших результатов. Лиана Анатольевна , применяя особенную методику преподавания, научила детей петь «душой». В репертуаре хора православного класса как народные песни, так и молитвы, богослужебные песнопения, духовная музыка. Участниками православного хора являются дети и родители детей нашего класса. Хор является лауреатом VIII городского Рождественского фестиваля, лауреатом VII Межрегиональной детской Вокально-Хоровой Ассамблеи «Солнечный круг», лауреатом фестиваля «Русь Возрождающаяся», посвященного700летию со дня рождения Сергия Радонежского, лауреатом Всероссийского хорового фестиваля «Поют Чебоксары». Хор детей и родителей этого класса имеет благодарность Чувашской митрополии, благотворительного фонда «Рождество» за участие в республиканской Благотворительной Рождественской елке 2015, 2016 г..Лиана Анатольевна приобщает детей к православной культуре через мир музыки. Первые результаты работы в православном классе уже заметны: 1.Произошло серьезное сплочение родительского коллектива , их включение в жизнь класса. 2.Заложены основы религиозно-эстетического восприятия и духовно – нравственных представлений об окружающей жизни, фундамент культурологических представлений, связи представлений ребенка о его жизни с православной культурой. 3.В детях стало меньше жестокости и агрессии, стали более милосердными, великодушными, научились «слышать» друг друга. 4. В классе царит атмосфера дружбы и взаимопомощи. 5.Дети познакомились с основными ценностями в православной культуре: почитание старших («Чти отца и мать»), ценность человеческой жизни («Не убей»), , ценность частного и общественного имущества («Не укради) и др. Работа будет продолжена. Евангелие учит, что главное в жизни человека - правильное состояние его сердца. Мы постараемся дать доброе направление сердцу ребенка.