"Кислоты"

Автор: Кузина Ирина Владимировна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: филиал МБОУ Токаревской СОШ №2 в с. Гладышево
Населённый пункт: с Гладышево
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Кислоты"
Дата публикации: 29.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Филиал МБОУ Токаревской СОШ №2 в с.Гладышево

Урок по химии в 8 классе на тему

Автор: Кузина Ирина Владимировна,

учитель химии.


Тема
КИСЛОТЫ
Цель
 Сформировать комплекс знаний у учащихся о кислотах как классе неорганических веществ.
Тип урока
Урок открытия новых знаний
Форма урока
Комбинированный урок
Девиз урока
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не одной памяти.» Л.Н.Толстой
Планируемый

результат
 Знать определение, состав кислот и их классификацию;  Знать правила техники безопасности при работе с кислотами;  Знать важнейшие неорганические кислоты;  Уметь определять заряд кислотного остатка и составлять формулы кислот;  Уметь распознавать кислоты с помощью индикаторов;  Уметь использовать возможности ИКТ, Интернет-ресурсов и других информационных источников для выполнения домашних заданий и представления результатов;
Основные понятия
 Кислоты ;  Кислотный остаток;
 Систематическая (IUPAC) и историческая номенклатура неорганических кислот;  Индикаторы .
Ресурсы: основные

и дополнительные
Химия. 8 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений/О.С.Габриелян.-М.:Дрофа,2013. Химия. Вопросы,задачи,упражнения.8-9 кл.:учеб.пособие для общеобразоват. учреждений/Л.С.Гузей,Р.П.Суровцева.-2-е изд., стереотип.-М.:Дрофа, 2002.-288 с. Фестиваль педагогических идей. Открытый урок.
festival.1september
Учительский портал
uchportal
Социальная сеть работников образования nsportal Сеть творческих учителей/химоза it-n
Организация

пространства
Работа фронтальная, индивидуальная (работа с тестами, подготовка докладов, самостоятельная работа), парная (проведение эксперимента, взаимопроверка, взаимопомощь).
Приемы и средства

обучения:
Опора на знания обучающихся, использование алгоритмов, сравнение и анализ, компьютер, мультимедийный проектор, слайды, выполненные в программе Microsoft Power Point.

Материально-

техническое

обеспечение
- компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point, Internet; - электронное приложение к учебнику Габриеляна О.С. Химия. 8 класс; - дидактический материал для обучающихся: - таблица кислот и кислотных остатков; таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде; - периодическая таблица Д.И.Менделеева - карточки с контекстными заданиями для групповой работы; - заготовки таблицы «Окраска индикаторов в кислой среде»; - анкеты (для рефлексии). - штатив с пробирками, раствор соляной кислоты, раствор серной кислоты, раствор гидроксида натрия, индикаторы: фенолфталеин, лакмус, метилоранж;
На столе учителя:
концентрированная серная кислота, вода, стаканы.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД
1 2 3 4 5 1
Мотивация к

деятельности.

Организационный

момент

Цель этапа:
включение учащихся в деятельность. Проверка готовности рабочих мест к началу урока. На столах у ребят лежат по три смайлика. Ребята выбирают из предложенных рисунков тот, который соответствует настроению. А теперь пожелаем всем хорошего настроения и успешной работы! Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места. Выбирают свой смайлик Коммуникативные: проявление уважительного отношения к партнерам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия Личностные: готовность к равноправному сотрудничеству, доброжелательное отношение к окружающим 2
Актуализация знаний

и фиксация

затруднений в

деятельности

Цель этапа:
подготовка мышления учащихся и Какие классы неорганических соединений мы уже с вами знаем?
слайд 1
Важнейшие классы соединений – оксиды, летучие водородные соединения и гидриды, основания. Двое обучающихся загадывают загадки: 1.Если в паре элементов Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; Коммуникативные: планирование учебного
организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. Создает проблемную ситуацию путем предложенного задания:
1 задание
H 2 SO 4 , СаO, КOH, N 2 O 5 , Fe(OH) 2 , Li 2 O, HCl, CO 2 , Ba(OH) 2 , H 3 PO 4
Слайд 4
Распределить предложенные вещества по классам, дать определения известных классов. Кислород вторым стоит, Ты же знаешь, эта пара Называется …
(оксид) слайд 2
Если в формуле заметишь – Впереди металл стоит И своей ОН-подвеской Как большим хвостом вертит, Ты не думая ответишь: “Знаю, это – гидроксид”. Но гидроксид – начало названия, А класс веществ –
(основания).

слайд 3
Выполняют задание выделяют 2 группы веществ по признакам классов: оксиды и основания; вещества третьей группы неизвестны. Дают определения оксидов и оснований:
Оксиды
- это сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых – кислород со степенью окисления -2.
слайд 5

Основания
- это сложные вещества, состоящие из ионов сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные положительное отношение к учению, желание приобретать новые знания
На какие виды делятся оксиды? металла и связанных с ними гидроксид-ионов.
слайд 6
Кислотные, основные и амфотерные.
Слайд 7
3
Постановка учебной

задачи

Цель этапа:
обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). Создает условия для формулирования темы, цели и задач урока. К какой группе веществ мы отнесем H 2 SO 4 , HCl, H 3 PO 4 ? Изучали ли мы подобные вещества?
Слайд 8
Для того чтобы ответить на этот вопрос и сформулировать тему урока, предлагает обучающимся выполнить контекстные задания в группах. Работа обучающихся в 3 группах – смысловое чтение материала: 1. В составе кока-колы присутствует данное вещество. Популярный напиток широко применяется для очистки канализации, заржавевших болтов. 2. Это вещество, выделяемое муравьями в момент опасности, служит сигналом для всех остальных особей этого вида и является средством защиты при нападении хищников. 3. С древнейших времен люди разводили виноград и запасали впрок виноградный сок. При хранении в сосудах сок бродил, Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: постановка вопросов; Познавательные: общеучебные – смысловое чтение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
На основе прослушанной информации учитель предлагает сделать вывод, о каком веществе идет речь? Мы нашли название группы веществ 3 класса. Какова будет тема урока? Цель? Что мы можем узнать о кислотах?
Слайды 9-11
получалось вино. Иногда вино скисало и превращалось в уксус. Впоследствии его научились использовать как лекарство, приправу к пище, растворитель красок. Представитель от каждой группы зачитывает информацию. Речь идет о кислотах. Формулируют тему урока и цель. 4
Построение проекта

выхода из затруднения
Организует изучение темы по блокам Проверка выполнения опережающего домашнего задания по теме.
1 блок. История открытия

кислот
Доклады: История открытия Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; Регулятивные:
Побуждает к высказыванию своего мнения. Организуется работа по исследованию состава класса кислот.
2 задание
Посмотрите на экран. Здесь даны формулы кислот из 1 задания. Что между ними общего?
слайд 12
Исходя из состава, дайте определение понятию – кислота. Знакомит с формулами кислот.
слайд 14
Мотивирует к проведению исследования. Демонстрируется соляной, серной кислот.
2 блок. Состав кислот
Проводят сравнение
Ученики:
Атомы водорода. Первый элемент слева в формуле – водород (
Н
), справа- кислотный остаток. Формулируют определение класса кислот, записывают в тетрадь.
Кислоты
- это сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка
слайд 13
Прочитайте названия и формулы кислот на экране.
3 блок. Распознавание кислот
Учащиеся проводят определение кислот с помощью различных самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия; Познавательные: общеучебные – смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания; логические – построение логической цепочки рассуждений, анализ, синтез. Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.
видеофрагмент «Действие кислот на индикаторы» (files.school- collection.edudlrstore/0ab6f5a6- 4185-11db-b0de- 0800200c9a66/ch08_20_01.swf) Учитель: Рассмотрим физические свойства кислот. Организует обсуждение проблемы. Рассмотрите формулы кислот и ответьте на вопрос: как можно разделить кислоты по составу? Что является на ваш взгляд основой? Обратите внимание на то, сколько атомов водорода может быть в кислоте. индикаторов, оформляют результаты в таблицу «Окраска индикаторов в кислой среде», сравнивают с изменением окраски в щелочной среде.
Учащиеся делают вывод:
Независимо от вида кислоты, индикаторы изменяют свой цвет одинаково, а это означает, что все кислоты обладают сходными свойствами. Смотрят видеофрагмент.
4 Блок
.
Физические свойства
Делают записи в тетрадь.
Слайд 15

5 блок. Классификация
Выдвигают гипотезы классификации.
Ответ учащихся
: основой является водород. 1.По числу атомов водорода кислоты можно разделить на

Учитель:
Какой второй признак классификации кислот вы бы выделили?
Учитель:
третий признак: Демонстрация растворения концентрированной серной кислоты в воде с разогреванием.
Учитель:
Есть кислоты, которые в - одноосновные (HCl, HNO 3 ) - двухосновные (H 2 S, H 2 SO 4 , H 2 CO 3 ) - трехосновные(H 3 PO 4 ) Составляют схему.
слайд 16

Учащиеся:
по наличию атомов кислорода. Состав кислотных остатков различен: в одни входит кислород, в другие не входит.
слайд 17

Учащиеся:
по растворимости (по таблице растворимости определяются кислоты растворимые в воде и нерастворимые), нерастворимая кислота - кремниевая H 2 SiO 3.
слайд 18 -19
Делают зарисовку в тетрадь.
слайд 20-21

свободном виде не существуют
H

2

CO

3
=CO 2 ↑ + H 2 O
H

2

SO

3
= S O 2 ↑ +H 2 O
Слайд 22
Учитель проводит параллель с ранее изученным материалом. Объясняет алгоритм нахождения степени окислении элементов- неметаллов в кислотах, нахождение зарядов ионов кислотных остатков.
Слайд 23
По формулам кислот можно определять степени окисления атомов химических элементов, образующих кислоты. Рассмотрим
6 блок. Определение степени

окисления элементов,

входящих в состав кислот и

зарядов ионов
Обучающиеся прослушивают материал, делают записи в тетрадь.
бинарные кислоты +1 -1 +1 -2
HCl
и
H

2

S
Рассчитаем степени окисления элементов в серной кислоте. +1 x -2
H

2

SO

4
Составим уравнение: (+1)∙2+х+(-2)∙4=0 , где х- степень окисления серы; х=6 Заряды кислотных остатков определяются по основности, например: + - + 2 -
HNO

3

H

2

SO

4.

слайд 24
Составим оксиды соответствующих кислот +5 +5
HNO

3

- N

2

O

5


+6 +6
H

2

SO

4

– SO

3


слайд 25


5
Первичное

закрепление

Цель
: развитие умения решать учебно- познавательные задачи Организует работу по отработке умений находить степени окисления элементов в формулах кислот. Акцентирует внимание на правильность выполнения задания, выявление пробелов, их устранение Организует работу по отработке умений устанавливать соответствия: формула кислоты – формула оксида. Работа обучающихся с таблицей кислот и кислотных остатков, тренажером (электронное приложение к учебнику Химия О.С. Габриеляна): 1. Определение степени окисления элементов в формулах кислот; 2. Сопоставление формулы кислоты и формулы соответствующего ей оксида. Регулятивные: : самоконтроль и самооценка достигнутого результата Познавательные: обработка и использование информации, извлечение нужной информации, выполняют учебно- познавательные действия. 6
Самостоятельная

работа
Учитель организует деятельность по применению новых знаний, анализирует выполнение обучающимися Индивидуальная работа Дайте характеристику следующим кислотам HCl, Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что
заданий, корректирует, оценивает их деятельность. Обеспечивает мотивацию выполнения.
Выставление отметки.
HNO 2 , H 2 SO 3 по плану: 1.Наличие кислорода 2.Основность 3Растворимость 4.Степени окисления элементов, образующих кислоту 5.Заряд иона, образуемого кислотным остатком 6.Соответствующий оксид Учащиеся выбирают для характеристики любую кислоту.
слайд 26-27
Обучающиеся осуществляют самопроверку заданий. Оценивают результаты своей работы. еще подлежит усвоению; Личностные: самоопределение. 7
Рефлексия

деятельности

(итог урока)

Цель:
сформировать личную Организует рефлексию в форме анкетирования
слайд 28
: 1. На уроке я работал(а): активно/пассивно 2. Своей работой на уроке я: Обучающимся предлагается заполнить анкету. Обучающиеся осуществляют самоанализ, дают качественную и количественную оценку урока Познавательные: рефлексия Личностные: смыслообразование Коммуникативные: умение с достаточной
ответственность за результаты деятельности доволен/ не доволен 3. Урок для меня показался: коротким/ длинным 4. За урок я: не устал(а)/ устал(а) 5. Мое настроение: стало лучше/ стало хуже 6. Материал урока мне был: понятен/ не понятен полезен/ бесполезен интересен/ скучен 7. Домашнее задание мне кажется: легким/ трудным полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: самоконтроль и самооценка достигнутого результата 8
Домашнее задание
Учитель формулирует задание, комментируя его по необходимости: параграф 21, вопросы 1 – 2, составить кроссворд по теме «Кислоты».
Слайд 29
Обучающиеся воспринимают информацию, фиксируют задание. Регулятивные: принимают учебную задачу, планируют самостоятельно дальнейшие необходимые действия.