"Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

Автор: Савельева Нина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС 366 города Челябинск
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"
Дата публикации: 29.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Савельева Н.А., Валеева К.Г. воспитатели Город Челябинск МБДОУ ЦРР Д/С №366 Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. Развитие речи у детей дошкольного возраста изучаются психологами, педагогами, невропатологами, лингвистами и другими учеными. При этом каждый рассматривает их под определенным углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки. Речь рассматривается как сложившаяся исторически в процессе материально преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком [8, стр. 283]. Речь выполняет коммуникативную функцию (средство общения), интеллектуальную функцию (средство обобщения), индикативную (средство указания на предмет). Основное назначение речи – служить средством общения между людьми. Наличие у ребенка выраженных нарушений речи обычно сказывается на всем его психическом развитии. Наличие тяжелых речевых расстройств и тем более полное отсутствие речи оказывают отрицательное влияние на формирование характера ребенка, приводят к отклонениям в его поведении [9, стр. 11,12]. Психологическая природа речи раскрыта в исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, И.А. Зимней, А.А. Леонтьева, Н.И. Жинкина и в трудах других ученых. Дошкольное детство является периодом чрезвычайно интенсивного развития коммуникативных форм и функций языковой деятельности, практических речевых навыков, осознания речевой действительности. Это свя зано с усложнением деятельности ребенка и изменением его отношений с окружающими. Речь дошкольника при обретает функции установления социальных контактов и планирования, реализация которых обеспечивается монологической контекстной речью и формой внутренней речи. Важным направлением развития речи дошкольников яв ляется превращение ее в орудие мышления. Возросшая самостоя тельность ребенка открывает возможности для возникновения различных творческих видов деятельности (изобра зительной, конструктивной, начальных форм учебной и трудовой деятельности). У ребенка возникает потребность в формулировании замысла деятельности, в констатации затруднений, в рассуждениях по поводу способов выполнения деятельности. К концу дошкольного периода дети должны владеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о
коррекционных возможностях театра. Огромную, ни с чем несравнимую радость доставляет детям театр. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно- конкретного мышления детей театрализация художественных произведений помогает им ярче и правильнее воспринимать содержание литературных произведений. Однако им интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и деятельное участие в своих собственных представлениях: подготовка декораций, кукол, создание и обсуждение сценариев. Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребенок имеет свои вещи, игрушки, мебель, одежду и так далее. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх деятельность взрослых. По играм и как в них играют дети можно представить наше будущее общество. Огромно и воспитательное значение в развитии речи дошкольников имеет театрализованная деятельность. У детей формируется уважительное отношение друг к другу, они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей в театрализованной деятельности, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение. Поэтому особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире. Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном. Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в
действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, развивая речь; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов. При проведении непосредственно образовательной деятельности с использованием театрализованной деятельности необходимо использование различных методик педагогов новаторов, таких как Артемова Л.В. театрализованные игры дошкольников (методическое пособие), Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. театрализованные игры в детском саду (методическое пособие), технология проблемно – развивающего обучения, Боровик Т.А., Жилина В.А., Тютюнниковой Т.Э.. Это дает возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с ребенком, создавая условия для развития их творческих способностей. Развитие речи у будущих школьников, их подготовка к обучению в рамках ФГОС общего образования является одной из задач образовательного учреждения. Основным направлением становления и развития речи детей является театрализованная деятельность в детском саду. В настоящее время реализация содержания образовательных областей «Коммуникация» и «Социализация» является важнейшим звеном в процессе творческого и познавательно-речевого развития ребенка-дошкольника. Организуя театрализованную деятельность детей, находится решение многих проблем современной педагогики и психологии, связанных с художественным образованием и воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, обучением вербальным и невербальным видам общения. Работа по театрализованной деятельности ведется в тесном контакте с педагогическим коллективом: музыкальным руководителем, учителем- логопедом, педагогом-психологом и инструктором по физическому воспитанию. А для более успешной работы создается предметно-пространственная среда. Сотрудничество с родителями включило в себя такие формы работы, как выступление на родительских собраниях; индивидуальное консультирование; помощь в изготовлении атрибутов, театральных костюмов и декораций; участие в написании сценариев и так далее. Таким образом, неотъемлемым элементом и важнейшим средством коррекционно-воспитательной работы является театрализованная деятельность. Это обусловлено тем, что обладая большим развивающим потенциалом, театрализованная деятельность оказывает огромное влияние на психофизическое развитие дошкольника, а так же она оказывает большое влияние на развитие высших психических функций, в особенности на развитие речи детей дошкольного возраста. Список литературы:
1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4. – 24 с. 2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М., 1991. 3. Баряева Л.Б. Театрализованные игры – занятия/ Баряева Л.Б. - Санкт- Петербург, - Издательство «СОЮЗ» 2001. – 310 с. 4. Выготский Л.И. Из записок конспекта к лекциям по психологии детей дошкольного возраста // Д.Б. Эльконин. Психология игры. – М.: Просвещение, 2004. - 398 с. 5. Доронова Т.Н. Играем в театр / Доронова Т.Н. - М.: Просвещение, 2004, - 300 с. 6. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание №4. – 2005 7. Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр // Дошкольное воспитание. – №1. – 1989 8. Понятийно–терминологический словарь логопеда \ под ред. В.И.Селиверстова. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. – 400 с. 9. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей дет. сада. Под. ред. Ф.А.Сохина. М., «Просвещение», 1976 г.