"Приоритетные направления в преподавании русского языка в условиях введения государственного стандарта"

Автор: Фесько Светлана Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ Сапроновская СОШ филиал вс. Дмитриевка
Населённый пункт: село Дмитриевка
Наименование материала: статья
Тема: "Приоритетные направления в преподавании русского языка в условиях введения государственного стандарта"
Дата публикации: 30.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Когда людей станут учить не тому,

что они должны думать,

а тому, как они должны думать,

то тогда исчезнут всякие недоразумения.

Г. Лихтенберг (слайд)
Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования - это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе. Подготовка к будущей жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты. Современное общество формирует новую систему ценностей, в которой обладание знаниями является необходимым, но далеко не достаточным результатом образования. Оно нуждается в человеке, способном мыслить самостоятельно, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира. Становление детской самостоятельности, инициативности и ответственности, в первую очередь формирование умения учиться понимается сейчас как ведущая ценность и цель образования нового столетия. 5 ноября 2008 года в Послании Федеральному собранию Президентом России Дмитрием Анатольевичем Медведевым была предложена Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». В национальной президентской инициативе «Наша Новая школа», утверждённой в феврале 2010 г., говорится о том, какой должна быть школа в 21 веке. Даются характеристики новой школы. Идёт речь и об учителях - «это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет…». В связи с переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего и среднего (полного) общего образования встаёт вопрос о том, как строить обучение русскому языку в новых условиях. На эти и другие вопросы можно найти ответ в Примерной программе по русскому языку для основной школы, которая составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования. Сегодня перед нами выдвинут следующий социальный заказ(
слайд)
Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика , воспитание порядочного и патриотичного 1
человека , личности , готовой к жизни в высокотехнологичном , конкурентном мире » ( Национальная инициатива « Наша новая школа ») Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе , предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний , но и на развитие его личности , его познавательных и созидательных способностей ( Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования ) Базовые документы, на которые должен опираться учитель в своей работе это:
(слайд)
1.Федеральный образовательный государственный стандарт общего образования: standart.edu (приказ Министерства образования и науки от 17.12.2010 №1897, зарегистрирован в Министерстве юстиции России 01.02.2011 №19644) 2. Примерные программы основного общего образования. Русский язык. – 3-е изд., дораб. – М: Просвещение, 2011. -112 с. - (Стандарты второго поколения). 3. Примерные программы основного общего образования. Литература. – 2-е изд. – М: Просвещение, 2011. – 176 с. - (Стандарты второго поколения).
(слайд)
Сегодня перед нами выдвинуты новые приоритетные направления в преподавании русского языка в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС): - утверждение личностно ориентированной парадигмы образования в целом; - ориентация на планируемые результаты обучения; - усиление метапредметной образовательной функции родного языка в учебно-воспитательном процессе; - реализация системно-деятельностного подхода в образовании; -формирование функциональной грамотности как способности максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать; - реализация компетентностного подхода в обучении: формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
(слайд)
Инновационные особенности содержания обучения русскому языку (
слайд)
- дифференцированное предъявление материала, использование заданий различной степени сложности, что позволяет обучать школьников любого уровня способностей и учитывать индивидуальные потребности ребёнка; - развитие творческих способностей учащихся, расширение культурологического кругозора, фоновых знаний, формирование эстетического вкуса учащихся средствами предмета и широким использованием в учебнике и других компонентах УМК красочных 2
иллюстраций произведений русской живописи и графики, фотографий, фотоколлажей и рисунков; - формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся с использованием разнообразной учебной литературы (словарей, справочников, самоучителей, практикумов, пособий для подготовки к экзаменам, мультимедийных средств и т.п.). При проведении уроков русского языка ориентация происходит на следующие планируемые результаты обучения: предметные, метапредметные, личностные(
слайд)
Предметные результаты теперь становятся только частью тех требований, которые предъявляются к результатам освоения основной образовательной программы. Новый стандарт ориентирован на метапредметные (межпредметные) знания и личностный результат. «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования других компетенций, формирования целостной картины мира. Программа универсальных учебных действий (УУД) и призвана обеспечить формирование универсальной способности человека – умения учиться.
(

Слайд)
Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно- деятельностный подход в обучении школьников. Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания. Именно ученики являются главными “действующими героями” на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена и значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал. Говоря о деятельностном подходе, следует обратиться к методическому письму от 24.07.2011г «О преподавании учебного предмета «Русский (родной) язык» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования», где речь идёт о разгрузка содержания образования по русскому (родному) языку. Деятельностный подход к обучению родному языку создает условия для разгрузки учебного процесса, так как предполагается смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения. Деятельностный подход отражен не только в целевом блоке стандарта, но и в требованиях, состоящих из трех компонентов: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками по русскому языку, основными видами речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и в повседневной жизни. 3
Таким образом, требования к уровню подготовки, которые определяют содержание итогового контроля, имеют ярко выраженный практический характер, а это означает, что основное внимание в учебном процессе будет сосредоточено на решении практических задач овладения родным языком. Кроме того, разгрузка содержания образования по русскому (родному) языку достигается путем дифференцированного предъявления учебного материала : 1) материал, обязательный для п р е д ъ я в л е н и я ученику (Обязательный минимум), 2) материал, обязательный для и т о г о в о г о к о н т р о л я (Требования к уровню подготовки выпускников). В связи с этим некоторые понятия (они обозначены в стандарте курсивом) включаются в Обязательный минимум, но не даются в Требованиях. Например, в основной школе ученики в ознакомительном плане получают краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах, о лексических и фразеологических новациях последних лет, об основных выразительных средствах фонетики, морфемики, лексики и фразеологии, грамматики и т.п. Другой путь разгрузки, использованный при разработке стандарта, - перенос ряда понятий из основной в старшую профильную школу. Так, в основной школе учащиеся получают информацию обо всех жанрах разговорной речи (рассказ, беседа, спор), научного (отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк), официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей. Однако такие жанры, как доклад, статья, рецензия, статья, интервью, очерк, резюме не включены в Требования к уровню подготовки выпускников на этом этапе обучения. Но на заключительном этапе обучения (профильная школа) от выпускников требуется владение и этими жанрами. В образовательной области “Филология” приоритетным является коммуникативное развитие – формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском родном языке, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации. Итак, приоритетные направления в методике преподавания русского (родного) языка –это обновленные цели обучения русскому (родному) языку, деятельностный характер предъявления материала в государственном стандарте , который определяет стратегию развития школьного курса русского (родного) языка. Однако наряду с положительными результатами перед школой стоит ряд проблем, которые требуют решения и будут решаться постепенно. В части материально-технического обеспечения: - оснащение мультимедийным оборудованием все классы - недостаточное финансирования не позволяет приобрести необходимые электронные учебные пособия для эффективной организации УВП в классах в соответствии с требованиями нового ФГОС. В части информационно-методического обеспечения: - требуется совершенствование ресурсного потенциала: кадрового, программно-методического; 4
В части оценочной деятельности и диагностики: - влияние внешних оценок (оценочный опыт, привнесенный из ДОУ; личный оценочный опыт родителей) мешает эффективному введению самооценки в оценочную деятельность обучающихся при безотметочном обучении; - отсутствие диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий осложняет деятельность учителя; - проведение комплексной диагностики и анализ результатов вручную требуют достаточно много времени, что не может не сказываться на качестве деятельности педагогов Проблем много. Они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности. . Трепетно, нежно, заботливо, ласково, С каждым ребёнком с открытой душой, Всё, что умеем, знаем и можем, Просто отдали и в сердце большом Место найдётся для каждого школьника. Каждого нужно увидеть, раскрыть, Всем нам желаю всего наилучшего, Чтобы всегда нам хотелось учить. 5