Урок знаний в 3 классе на тему "Твоя правовая культура"

Автор: Литвинцева Наталья Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №9
Населённый пункт: Г.ИРКУТСК
Наименование материала: РАЗРАБОТКА ДНЯ ЗНАНИЙ
Тема: Урок знаний в 3 классе на тему "Твоя правовая культура"
Дата публикации: 31.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Урок знаний в 3 классе на тему «Твоя правовая культура» Цель: воспитание гражданских и патриотических чувств. Ход урока. 1.Вступительное слово учителя: Человеку много нужно , Чтобы счастливо прожить! Нужен дождь, и даже лужи, Нужно с кем-нибудь дружить. Нужен ветер, нужно солнце. Нужно море, и леса, Нужно счастье, нужно горе, И родные голоса. Не возможно без природы, Без синеющих небес. Хорошо иметь свободу, Мир загадок и чудес. Чтобы жить на белом свете, Чтоб остался рядом друг, Надо главное заметить, Все почувствовать вокруг. 2.Тема урока. Чтобы определить тему нашего разговора, отгадаем кроссворд: 1.Отдых, перерыв между уроками(перемена) 2.Если она крепкая, то она не сломается и не расклеится от дождей и вьюг(дружба) 3.Основная деятельность учеников в школе(учеба) 4.Возможность выбирать или когда человек не находится в заключении под стражей(свобода) 5.Синоним к слову страна, где живут люди, говорящие на одном языке, имеют общие традиции(государство) Какое ключевое слово получилось в кроссворде?(права) Что такое права?(права человека, водительские права, права потребителя) 3.Понятие «право» Так что такое право? .Немецкий философ Гегель говорил, что право-»это торжество разума» .Мы остановимся на таком определении -ПРАВО-ЭТО ДОГОВОР О ТОМ, ЧТОБЫ НЕ ВРЕДИТЬ И НЕ ТЕРПЕТЬВРЕДА. Как вы думаете, для чего каждому человеку нужны права? 4.Актуализация знаний. Ну что же, молодцы! Я вижу , что за лето вы подросли, окрепли и поумнели. Какие взгляды у вас серьезные, взрослые .Самое время поговорить на взрослую тему.
Сегодня , во всех школах России 1 сентября-День знаний. И проводится он под девизом: Я-гражданин России».Всмотритесь в эти слова, вслушайтесь. Скажите, что обозначает каждое слово? Я- часть речи, местоимение человек, личность. Гражданин-человек, живущий в государстве. Россия- государство, наша Родина. Сегодня урок знаний мы посвятим Правовой культуре гражданина России. 5.Из истории права. Давным-давно тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что имеют право и на что не имеют? Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. Например, многие столетия в мире существовало рабовладение. Владельцы рабов считали, что не все люди равны. Люди с другим цветом кожи или рожденные в другой стране могли быть обращены в рабов. Как вы думаете, чем разрешались конфликты в другом мире, в доисторическом обществе? Да, наверное, обычными драками. Только к 12 веку человечество научилось понимать, что это несправедливо. Люди поняли, что необходимо решать проблему в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем международных переговоров и т. д. 6.Основные документы. В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появились очень нужные документы. 10 декабря 1948 г. Организация Объединенных Наций(ООН) приняла Всеобщую декларацию прав человека. Взрослые люди имеют много различных прав .А есть ли какие- нибудь права у детей? Да, есть. 20 ноября 1989г.Конвенция о правах ребенка была единогласно принята в ОНН,Этот детский закон защищает права ребенка. Декларации имеют право лишь рекомендовать, их нормы не обязательны для исполнения. Другое дело-Конвенция- это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал. 7.Календарь правовых дат. А вот знаете ли вы, что...... 21 век век ребенка. С 2001по 2010-Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты. 1 июня-Международный день защиты детей. 20 ноября-Всемирный день детей. 10 декабря-День прав человека. 12 декабря-День Конституции Российской Федерации. 8.Права ребенка в новом веке. Попробуем разобраться с правами детей. А чтобы вам было легче, объединим их в группы. 1 гр. прав -основные :на жизнь, на имя, на равенство в правах и др. 2 гр.прав-обеспечивает семейное благополучие ребенка(обязывает родителей заботиться о
детях, государство -помогать детям, оставшимся без родителей) 3 гр. прав обеспечивает свободное развитие личности ребенка(права свободно выражать свое мнение, объединяться в ассоциации, иметь свободу мысли, совести и религии) 4гр.правобеспечивает здоровье детей( право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и т. д.) 5гр.прав способствует образованию детей и их культурному развитию(право на бесплатное образование, на пользование культурой и т. п.) 6 гр. прав призвана защитить ребенка от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к распространению наркотиков и др.) 9.Игра «Правознайка» Конечно же , поиск ответов на Главные вопросы не мог оставить в стороне литературных героев. Чиполлино и Царевна лягушка, кот Леопольд и князь Гвидон занялись решением вопросов о Правах Человека. И вместе с ними тысячи и тысячи других литературных героев ...И правильно сделали !Без этого они были бы нам совершенно не интересны.! А сейчас рассмотрим и обсудим некоторые статьи Конвенции прав ребенка. Викторина. Вспомните сказку «Приключения Буратино » и выберите ответы на вопросы. ( На доске 3 варианта ответов): 1.Право на бесплатное образование 2. Право на труд, защиту от безработицы 3. Право на неприкосновенность жилища. Вопросы: Когда полицейские ворвались в коморку папы Карло , то, какое право они нарушили? Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права? Буратино продал свою азбуку, он не воспользовался каким право? Картинки. «По щучьму велению» сказка. Ст .9 Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию . «Лиса и заяц» сказка. Ст.4 Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии;рабство или работорговля запрещается во всех видах. Каждый имеет право на неприкосновенность жилища «Серая Шейка» Мамин-Сибиряк, «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Ст.3 Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность «Гадкий утенок» Андерсен. Ст. 5.Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию. «Сказка о попе и его работнике Балде» А.С .Пушкин Ст.7.Все люди равны перед законом и имеют право без всякого различия, на равную защиту закона. А теперь посмотрите на последнюю картинку и скажите, каким правом воспользовалась Лягушка?»Лягушка-путешественница» Гаршин.(Право на отдых и свободное передвижение) Песни о правах. Послушайте песню и скажите о каких правах в ней идет речь? 1.Песня бременских музыкантов( право на свободу передвижения, право на свободу мирных собраний)
2.»Чему учат в школе?» (право на образование) 3. «В траве сидел кузнечик»(право на жизнь) Игра «Разрешается-запрещается» Вот в углу стоит мальчонка, Плачет, надрывается. Бить, наказывать ребенка........ С мамой дети должны жить, Ей цветы всегда дарить- Это......... Рисовать, и петь, учиться, Если заболел-лечиться Это...... Этот трудится ребенок Мало у него силенок, Ноги подгибаются В детстве тяжкая работа......... Вместе дружно в мире жить , С разными детьми дружить Это.......... Этот слабый горбит спину, Пред сильным преклоняется. Быть рабом у господина Строго......... И в заключении хочу, чтобы вы вспомнили известное всем правило-ХУДО ТОМУ, КТО ДОБРА НЕ ДЕЛАЕТ НИКОМУ. Права ребенку нужно знать, Не только знать, Но соблюдать, Тогда легко нам будет жить, Играть, дружить и не тужить. Я хочу напомнить, чтобы вы соблюдали права другого человека. 10.Итог урока. Итак, мы узнали, что каждый ребенок имеет право на отдых, игру и образование.Мы знаем пословицу-ДЕЛУ-ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ-ЧАС. Ваша работа-это учеба.Если человек не будет учиться, то он не сможет овладеть какой-либо профессией, не сможет реализовать права взрослого человека.