"О ранней профилактике курения и употребления ПАВ"

Автор: Марьик Эльвира Пеевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ Тазовская средняя общеобразовательная школа
Населённый пункт: ЯНАО, Тюменской области, п. Тазовский
Наименование материала: статья
Тема: "О ранней профилактике курения и употребления ПАВ"
Дата публикации: 19.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тема: «О ранней профилактике курения и употребления алкоголя»
Цель:  оказать помощь детям и подросткам в осознании ответственности за выбор здорового образа жизни, в решении личностных и социальных проблем, которые могут привести к употреблению ПАВ. Задача:  предоставить родителям объективную информацию о влиянии ПАВ на организм человека;  оказать педагогам и родителям помощь в приобретении специальных знаний и навыков, а также предоставлять семьям социальную и психологическую поддержку. Закладка установок, способных повлиять на поведение ребенка, происходит очень рано: 4-5 лет. Именно в этом возрасте дети начинают оценивать и регулировать своё поведение, общаться с друзьями, преодолевать первые трудности. Если в этот период ребенку не смогли помочь в налаживании контакта с окружающим миром, то впоследствии ему будет сложно учиться, находить общий язык с взрослыми. А это может стать причиной появления у детей вредных привычек. Вот некоторые родители рассуждают примерно так: «
У нас в семье никто не курит, не пьет – значит, нашему ребенку

ничто не грозит
». Вряд ли можно защитить детей от подобного рода информации сегодня – они видят, как курят и выпивают взрослые на улице, наблюдают подобные сцены на экране телевизора, слышат разговоры взрослых, видят курящих и выпивающих (пусть по праздникам) родителей. И далеко не всегда выводы, которые делают дети, можно считать негативными, зачастую бывает, что они воспринимают это как норму поведения. Они стремятся стать взрослыми, в этот период идеал подражания для них – взрослые люди, и в первую очередь – родители. Представляете, мама, всегда очень красивая и ухоженная, сидит вечером на кухне, в руках тоненькая сигаретка, которую она очень изящно держит в руках. Папа с сигаретой в понимании ребенка – воплощении мужественности и как же такому сильному папе может навредить такая маленькая палочка? Часто слышим от детей: хочу быть похожей на маму; стану таким, как мой папа… Заставляет ли это задуматься взрослых? Очень важно дать первую установку задолго до того, как возникает опасность первого опыта.
Удивительный факт
: негативный эффект, который оказывает табачный дым на самого курильщика, намного меньше вреда, причиняемого окружающим. Дело в том, что вдыхаемый курильщиком дым фильтруется. Дым от сигареты представляет собой настоящий букет из вредных газов. Об этом стоит задуматься родителям, который привыкли курить в присутствии детей. У детей дым, попавший в организм, вызывает защитную реакцию – кашель. Это крайне нежелательно для детей, страдающими заболеваниями дыхательных путей, так как кашель может привести к расстройству дыхания, вплоть до его остановки. Сигаретный дым делает ребенка очень возбудимым, а затем период повышенной активности быстро сменяется состоянием утомления, апатии. Надо помнить о том, что табачный дым – сильный аллерген. Постоянное вдыхание делает иммунную систему ребенка очень уязвимой и способствует возникновению различных аллергических заболеваний.
По статистике
, более чем у
70%
детей - аллергиков родители курят. Как показывают различные исследования, употребление наркогенных веществ в большинстве случаев отмечается среди детей с социально-психологическими проблемами. Как правило – это дети, который живут в обстановке непонимания, конфликта со взрослыми, отверженные среди сверстников, а так же те, которые бы не оставило времени на сомнительные пробы. А что насчет Алкоголя хочу сказать: глоток алкогольного напитка для ребенка до 11 – 12 лет равносилен химическому ожогу. Нельзя забывать об этом родителям тех детей, которые страдают нарушениями пищеварения. В некоторых семьях во время застолий детям не отказывают в пробе спиртного. Родители придерживаются такого мнения:
пусть попробует дома, чем где – нибудь в подъезде
. Стоит подумать над тем, что одно другому в этом случае не мешает. Процесс переработки алкоголя связан с определенными затратами: расход кислорода превышает нормы и возникает симптом «нехватки воздуха». Стоит также отметить негативное влияние алкоголя на нервную систему, нарушается координация движений. Незначительная доза алкоголя способна вызвать неадекватное поведение: истерический хохот, панический страх, беспричинный плач и т.п. Подумайте над тем, сможете ли вы в такой ситуации спокойно наблюдать за поведением ребенка? А вдруг ему понравится такое состояние? А вы не сможете объяснить ему, что это плохо, так как в детском сознании приятное не может быть плохим. Если ему понравиться состояние легкого опьянения, то при каждом удобном случае он будет просить вас позволить ему алкоголь. Если вы ему откажете, то ваш ребенок не застрахован от сомнительных проб в подъезде и прочих гостеприимных местах. Взрослые могут знать и реально оценивать свое состояние, что после употребления алкоголя ему будет плохо, после излишка выкуренных сигарет тошнота – множество неприятных симптомов. Ваш ребенок этого не поймет силу возраста и наивности. Уважаемые родители не стоит, на мой взгляд, отнимать у ребенка детский взгляд на окружающие вещи и не в коем случае не нужно приобщать его к порокам взрослости. Социальный педагог МБОУ Тазовской средней общеобразовательной школы Марьик Э.П.
Отношения в семье, стиль воспитания, который выбирают взрослые, во многом определяют то, насколько гармоничной будет личность подростка, насколько успешно он будет справляться с жизненными проблемами и искушениями. Возможно этот, материал, поданный в форме обращения ребенка к родителям, поможет вам по- новому взглянуть на ваши отношения с детьми.
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЮ ОТ РЕБЕНКА
1. Не балуйте меня, вы меня этим портите. 2. Не бойтесь быть твердым со мной. 3. Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. 4. Не давайте обещаний, которых вы не можете исполнить; это ослабит мою веру в вас. 5. Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». 6. Я не имею это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне. 7. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. 8. Не делайте для меня и за меня того, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги. 9. Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. 10.Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. Мой слух притупляется в это время, и у меня остается мало желания сотрудничать с вами. Будет лучше, если мы поговорим об этом несколько позднее. 11.Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. 12.Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен. 13.Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращусь в лжеца. 14.Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим. 15.И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне тем же…

НЕСКОЛЬКО СПОСОБОВ ПРАВИЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ С

РЕБЕНКОМ
 Любите ребенка за то, что он есть;  Выражайте свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом или его чувствами;  Выслушивайте и старайтесь понять его переживания, потребности;  Бывайте вместе;  Не вмешивайтесь в занятия, которыми занят ребенок, если он не просит о помощи;  Делитесь своими чувствами;  Разрешайте конфликты с выигрышем для всех;  Обнимайте ребенка;  Помогайте, когда просит;  Берите на себя только то, что ребенок не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому;  Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему;  Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий;  Дисциплина – не до, а после установленных добрых отношений;  Поддерживайте успехи Вашего ребенка! Используйте в повседневном общении приветливые фразы:  Мне хорошо с тобой  Как хорошо, что ты у нас есть  Я рада тебя видеть  Хорошо, что ты пришел  Мне нравится как ты…  Я по тебе соскучилась  Давай вместе…  Ты мой хороший  Я горжусь тобой Главное в общении с ребенком – сохранить с ним контакт и доверительные отношения, стараться быть в курсе его жизни и не оставлять без внимания любые изменения в его поведении.