"Проектирование и осуществление образовательного процесса на основе развивающих технологий во Дворце пионеров и школьников города Курска".

Автор: Балахнина Ольга Ивановна
Должность: методист высшей категории, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Дворец пионеров и школьников г. Курска"
Населённый пункт: город Курск, Курская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Проектирование и осуществление образовательного процесса на основе развивающих технологий во Дворце пионеров и школьников города Курска".
Дата публикации: 31.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тема семинара: «Проектирование и осуществление образовательного

процесса на основе развивающих технологий во Дворце пионеров и

школьников города Курска»

План

1.
Дополнительное образование на современном этапе развития общества, необходимость использование в образовательном процессе развивающих технологий.
2.
Педагогическое проектирование по предварительной разработке основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов, развивающей образовательной среды в условиях реализации ФГОС:
3.
«Проектирование образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения».
4.
Проектирование учебных занятий
5.
Роль педагога в реализации педагогических технологий развивающего обучения
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а

учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для

него материал».

К. Д. Ушинский

1. Дополнительное образование на современном этапе развития

общества, необходимость использования в образовательном процессе

развивающих технологий.
Под развивающим обучением понимается новый, активно - деятельностный тип обучения, идущий на смену объяснительно - иллюстративному типу. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума; опережает, стимулирует, направляет и ускоряет развитие наследственных данных личности; расценивает ребенка как полноценного субъекта деятельности; направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности. Существенным признаком развивающего обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований. Методологической основой развивающего образования является - у своение «знаний-умений-навыков» из цели образования превращается в средство развития способностей и важных качеств (методы мышления, способы порождения и употребления знаний, техники понимания и рефлексии, приёмы и способы коммуникации и действия). Мышление,
понимание, рефлексия, коммуникация образуют деятельностный материал, из которого строятся единицы культуры и уникальности личности. (Рубцов). Современное дополнительное образование не просто элемент существующей системы общего образования, а самостоятельный источник образования, способствующий достижению ключевых компетентностей в различных сферах жизненного и профессионального самоопределения ребенка. До недавнего времени в соответствии с традиционной «знаниевой» парадигмой считалось, что качественное образование - это знание основ отдельных наук. Сегодня количество информации в мире с каждым годом удваивается, что порождает увеличение объема содержания образования.
«Образование в течение всей жизни» - вот девиз сегодняшнего дня.
В последнее время во всем мире активно пропагандируется идея непрерывного образования. Такой пересмотр взглядов связан с ориентацией на формирование компетентности обучающихся в различных сферах деятельности, обеспечивающих их социализацию и личностное развитие. Обобщение характеристик компетентности, представленных в научной, методической литературе, позволяет определить это понятие как интегральное качество личности, характеризующее решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Формирование базовых компетенций (чтение, письмо, слушание и говорение), мыследеятельностных компетенций (причинно- следственное мышление, принятие решений, критическое мышление), личностных компетенций (ответственность, самооценка, коммуникативность, нравственность). Основной результат образования рассматривается на основе деятельностного подхода как достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметных областей. И в этом еще одна отличительная особенность новых стандартов. Реализация этой особенности в образовательном процессе требует его новой организации на основе планирования совместной деятельности учителя и учащихся. Являясь частью системы общего образования, дополнительное образование детей не может не учитывать требования общества к образованию, поэтому в условиях перехода школы на ФГОС, перед системой дополнительного образования
стоят задачи по внесению изменений как в

содержание и технологии организации образовательного процесса, так и

в систему оценивания образовательных результатов обучающихся
. Среди целей выделяется - ориентация образовательного учреждения на новые подходы в обучении учащихся: системно-деятельностного, компетентностного, личностно-ориентированного, что позволяет обучающемуся, главному субъекту образования,
не только усваивать

знания, но, главное, постигать способы этого усвоения.
В связи с этим возрастает роль мышления и деятельности в учебной практике обучающегося, что способствует развитию познавательной активности и творческого потенциала в нём. Именно эти характеристики прописаны в
«Портрете выпускника основной школы», который составлен с учётом быстро изменяющихся реалий современного мира. Чтобы обеспечить достижение образовательных результатов, в первую очередь личностных, образовательному учреждению необходимо так организовать образовательный процесс, чтобы у обучающихся появилась возможность развивать свой интеллектуально-творческий потенциал. Наилучшим образом поможет решить эту задачу проектирование развивающей образовательной среды, включающей пространственно-предметный компонент; технологический компонент; социальный компонент.
К
аким должно быть содержание образования, чтобы оно отвечало задаче развития творческого потенциала детей, как его «обогатить»?
К
акие формы организации необходимо использовать для развития интеллектуально-творческого потенциала личности обучающегося? Какие технологии, методы, применять в образовательном процессе, ориентированные на развитие личности. Педагоги и руководство МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска» нашли свой продуктивный путь, выстроили свою модель развивающего творческого пространства, чтобы эффективно выявлять и развивать интеллектуально-творческий потенциал каждого учащегося и помочь особо одарённым детям. О
пределение результатов и постановки

целей,
проектируется в программах развития Дворца пионеров и школьников, где они прописаны, прежде, всего, как
ресурс развития

творческого потенциала обучающихся
. Тактика нашего образовательного учреждения заключается в выбранных направлениях, нацеленных на: изменение уровня социальной адаптации детей к изменяющимся условиям жизни; успешную социализацию детей; формирование готовности к самостоятельному гражданскому, нравственному выбору, индивидуальной творческой самореализации; проявление социальной ответственности, осознанного жизненного самоопределения и выбора профессии. Такой подход позволяет сделать образовательную деятельность более гибкой, более ориентированной на индивидуальные особенности обучающихся, подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Причины выбора современных инновационных технологий педагогами обусловлено рядом причин:  образовательные технологии легко вписываются в учебный процесс;  позволяют достигать поставленных программой образования целей по конкретной учебной направленности обучения;  обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно- ориентированного подхода;
 обеспечивают интеллектуальное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к педагогу, к друг другу;  проявляют особое внимание к индивидуальности человека, его личности,  ориентируются на развитие творческой деятельности. Внедрение педагогами в образовательный процесс новых современных педагогических технологий преследует реализацию целей:  повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;  освоение способов последовательности действий по конструированию занятий с использованием современных педагогических технологий;  выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих педагогов. Педагогическая технология включает в себя процессуальную часть, которая представлена системной следующими элементами: - организация учебного процесса; методы и формы учебной деятельности учащихся; методы и формы работы педагога; деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала; диагностика учебного процесса. Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики, в нашем образовательном учреждении выбраны педагогические технологии, которые в большей степени соответствуют методологии продуктивного обучения. Это технологии проектной и исследовательской деятельности, информационные технологии, технология развития критического мышления через чтение и письмо, проблемное обучение. В информационных технологиях мы видим инструмент для реализации основных идей продуктивного обучения и других технологий. Проблемы, которые позволяет решить данный инструмент: усилить мотивацию обучения, повысить скорость усвоения материала, повысить активность учащихся в процессе обучения; установить тесную обратную связь создать благоприятные условия для проблемного обучения, проведения учебно-исследовательских работ, решать вопросы дифференцированного подхода и индивидуализации обучения. (Примеры)
Участие обучающихся ДПШ в творческих проектах
- Творческий проект «Даруй, судьба, нам вдохновенье…», авторы декоративно-прикладного творчества представление работы, состоящие из двух частей: практической и теоретической. Теоретическая часть содержала информацию об изготовлении изделия, об истории происхождения данной поделки, туда входила: краткая аннотация, описание работы (цель, задачи, ожидаемый результат, практическая значимость изделия, историческая справка, выводы, используемая литература), в номинации «Иллюстрации к любимым книгам» . Ю ные художники - участники представляли 2-3
иллюстрации своей любимой книги, сопровождали строками иллюстрируемого отрывка из произведений писателей, поэтов, философов - юбиляров: С.А. Есенина, К.М. Симонова, А. А. Фета, Е. А. Долматовского, М. Л. Матусовского, А. П. Чехова, М. М. Шолохова. - в конкурсе исследовательских работ «Хроники детской военной судьбы» обучающихся научного общества «Поиск» Дворца пионеров и школьников, в рамках городской акции «Дети войны», приуроченной к Всероссийской акции «День юного героя - антифашиста», приняли участие обучающиеся детских объединений: «Чаровница», «Юный исследователь», «Декоративное творчество», «Память», «Сокол», военно-патриотические отряды: «Нахимовец», «Россияне», «Витязи», «Юнармеец», так же был организован творческий литературный проект «Рассказы о детях - героях- антифашистах», - в творческом проекте – конкурсе «По прочтению литературных произведений Курских писателей и поэтов», в номинации: защита исследовательских проектов, литературных творческих работ были представлены работы на темы: «Оригинальность стихов Юрия Асмолова», «Писатель и воин Константин Воробьев», «Красота разлита по всему мирозданью». (А. Фет) «Поэт-гражданин – воин Н. Корнеев», было организован конкурс чтецов по чтению стихотворений и отрывков из прозы Курских писателей и поэтов. - в творческом проекте «Красная книга Курской области в творчестве детей» - цель творческого проекта - развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам курского края, приняли участие обучающиеся восьми детских объединений Дворца пионеров и школьников, - в создании творческого проекта – одного из видов социальной рекламы – буклета на тему: "Мы этой памяти верны!", который стал победителем
о
бластного конкурса творческих работ "Символы Победы", Проект выполнили обучающиеся детского объединения "Юный исследователь», - в творческом литературном проекте Э ссе на тему «Реклама – это средство заставить людей нуждаться в том, о чём они раньше не слыхали» (Мартти Ларни).
II. Педагогическое проектирование по предварительной разработке

основных деталей предстоящей деятельности

учащихся и педагогов,


развивающей образовательной среды в условиях реализации ФГОС.

Педагогическое проектирование
заключается в предварительной разработке основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов; разработке конкретных занятий, отдельных тем, целых учебных дисциплин, комплексов учебных занятий или учебных видов деятельности. Педагогическое проектирование способствует созданию более технологичных педагогических объектов, вклю чая и педагогические процессы. Чтобы обеспечить достижение образовательных результатов, в первую очередь личностных, образовательному учреждению необходимо так организовать образовательный процесс, чтобы у обучающихся появилась возможность развивать свой интеллектуально-творческий потенциал. Наилучшим образом поможет решить эту задачу проектирование развивающей образовательной среды, включающей пространственно-предметный компонент; технологический компонент; социальный компонент. Каким должно быть содержание образования, чтобы оно отвечало задаче развития творческого потенциала детей, как его «обогатить»? Какие формы организации необходимо использовать для развития интеллектуально-творческого потенциала личности обучающегося? Какие технологии, методы, применять в образовательном процессе, ориентированные на развитие личности. Педагоги и администрация МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска» нашли свой продуктивный путь, выстроили свою модель развивающего творческого пространства, чтобы эффективно выявлять и развивать интеллектуально-творческий потенциал каждого учащегося и помочь особо одарённым детям. О
пределение результатов и постановки

целей,
проектируется в программах развития Дворца пионеров и школьников, где они прописаны, прежде, всего, как
ресурс развития

творческого потенциала обучающихся
. Тактика нашего образовательного учреждения заключается в выбранных направлениях, нацеленных на: изменение уровня социальной адаптации детей к изменяющимся условиям жизни; успешную социализацию детей; формирование готовности к самостоятельному гражданскому, нравственному выбору, индивидуальной творческой самореализации; проявление социальной ответственности, осознанного жизненного самоопределения и выбора профессии. Такой подход позволяет сделать образовательную деятельность более гибкой, более ориентированной на индивидуальные особенности обучающихся, подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.
III. «Проектирование образовательного процесса с применением

дистанционных образовательных технологий и электронного обучения».

Информационно-коммуникационные технологии в дополнительном


образовании
(ИКТ) - это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. Использование применяемых в сфере образования ИКТ ставит своей целью реализацию следующих задач, таких как: поддержка и развитие системности мышления обучаемого; поддержка всех видов познавательной деятельности обучающегося в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений; реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности. Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров: Учебно-методический аспект. Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Педагог может применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к занятию; непосредственно при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля качества знаний; для организации самостоятельного изучения обучающимися дополнительного материала и т.д. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний. Кроме того, педагог может использовать разнообразные электронные и информационные ресурсы при проектировании учебных и внеаудиторных занятий.
Информационные ресурсы расширяют воспитательные возможности

обучения: способствуют
созданию условий для позитивного развития детей в информационной среде (интернет, кино, телевидение, книги, СМИ, в том числе радио и телевидение); содействие популяризации традиционных российских культурных, нравственных и семейных ценностей в информационном пространстве; Компьютеризация создает экологически чистое, гармоничное, гуманизированное общество знания, не имеющее границ для развития культурной и интеллектуальной деятельности человека. Техника новых поколений, техника "третьей волны" выдвигает на первый план ценности человеческого самосовершенствования. Необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, научить технологии работы с информацией для принятия решений на основе коллективного знания. Задача образования как раз и заключается в том, чтобы подготовить учащегося к переходу и проживанию в информационном обществе, помочь ему овладеть информационной культурой.
Учащиеся ДПШ принимали участие в дистанционных конкурсах
Системы сертификации информационных технологий, России, учредители конкурса - В сероссийская общественная организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооружённых сил и правоохранительных органов, научный руководитель конкурса - Заслуженный работник искусств, профессор А.А. Емельянцев. Для педагогов и образовательных учреждений, проводится сертификация образовательных услуг. Для администраций,
руководителей административных образований, для управленческих структур в сфере образования, для родителей - рейтинги в сфере образования. На основе аналитической обработки результатов конкурсов выстраиваются рейтинги учреждений административных образований. Педагоги, чьи воспитанники, становятся Победителями в основной номинации по России за 1 место получают «Золотой сертификат», по второму уровню - Центральному федеральному округу - "Серебряный сертификат», а за второе или третье место получают "Бронзовые сертификаты". Педагоги ДПШ дважды получали "Серебряный сертификат». "Бронзовый сертификат". Дети принимали участие в конкурсных проектах: «Там, где живет кенгуру», посвященный изучению Австралии и Океании; «Они такие хорошие», посвященный 120-летию со дня рождения В. Бианки»; «Ключ - на старт», посвященный 60 - летнему юбилею космодрома Байконур»; «Моя Родина», «Буйничское поле», посвященный годовщине со дня рождения К. Симонова. - в Международных дистанционных конкурсах проекта «ИНФОУРОК» приняли участие 22 обучающихся на тему «70 - лет окончания Второй мировой войны», рекомендованной Минобрнауки Р.Ф, Он-лайн олимпиаде «Осень - 2015», в олимпиадах предметной направленности. Возраст детей 10-17 лет. Д/О «Юный исследователь»; Дошкольники и учащиеся младшего школьного возраста участвовали в международных дистанционных конкурсах по решению интеллектуальных заданий - «Мой дом – моя Родина», «Студии «Хочу все – знать»; - во Всероссийском конкурсе исследовательских работ учащихся дистанционного проекта «Медалинград». Участники дистанционных мероприятий награждены Дипломами 1-й, 2-й, 3-й. степени, Сертификатами участников.
IV. Проектирование учебных занятий нацелено на два подхода:
В процесс проектирования учебных занятий в системе дополнительного образования детей необходимо учесть два подхода.
Подход первый:

-
ориентация учебных занятий на достижение предметных, метапредметных (надпредметных) и личностных результатов; использование продуктивных методик и технологий, направленных не только на усвоение, но и на генерирование информации); соответствие содержания учебных занятий содержанию образования в современной школе по принципу «дополнительности».
Подход второй: -
оценивание образовательных результатов обучающихся на основе: использование оценочных процедур, ориентированных на индивидуальные нормы; перехода от оценки отдельных, изолированных умений к интегральной и междисциплинарной оценке; внедрения деятельностных методов оценивания (в форме проектов, деловых игр, дебатов); использование ситуационных заданий и задач; сочетание оценки индивидуальных умений с оценкой умений работать в группе.
Новые требования к образовательным результатам
являются

-

новыми целевыми ориентирами.
Для достижения результатов требуется новый педагогический инструментарий. Для этого педагогам необходимо поменять не только элементы педагогической системы, но и пересмотреть всю систему своей деятельности,
научиться проектировать занятие
в
логике учебной деятельности: ситуация – проблема - задача – результат.
В этом случае должна измениться роль педагога: из «транслятора» информации он превращается в организатора деятельности обучающегося. Соответственно и учащийся не просто сидит, слушает и воспринимает информацию на занятии, а становится активным участником по приобретению и освоению этой информации, осуществляется «перенос акцента с изучения основ наук на обеспечение развития универсальных учебных действий на материале основ наук». Педагог должен проектировать занятие так, чтобы ребенок учил решать проблемы, что способствует получению предметных, метапредметных и личностных и результатов
V. Роль педагога в реализации образовательного процесса на основе

развивающих технологий.
Компетентность педагога должна заключаться в области владения и эффективного применения современных образовательных технологий и методик, в том числе информационно-коммуникационных технологий. Умение работать с современными компьютерными средствами. Владение современными информационно-коммуникационными технологиями на уроке и во внеурочной деятельности. Распространение опыта применения продуктивных образовательных технологий. Во Дворце пионеров и школьников в образовательном процессе педагоги широко используются продуктивные технологии обучения: проектные, исследовательские, проблемного обучения и развития критического мышления, а так же реализуют воспитательный компонент, представленный федеральных государственных образовательных стандартах: - содействие разработке и реализации образовательных программ, включению в образовательные программы элементов, направленных на повышение уважения детей к семье и родителям, старшим поколениям, подготовку личности к браку и семейной жизни на основе традиционных семейных и нравственных ценностей; - расширение вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребёнка, с учётом его потребностей, интересов и способностей; - совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей; - развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, трудовую, общественно-полезную, художественную, физкультурно- спортивную, игровую деятельности на основе использования потенциала системы дополнительного образования;
- развитие у подрастающего поколения интереса к чтению; создание условий для повышения у детей уровня владения русским и родным языками и иными коммуникативными компетенциями; - создание условий для психолого-педагогической поддержки воспитания в системе каникулярного отдыха и оздоровления детей. Педагоги активно участвуют в дистанционных конкурсах, Интернет- конференциях, которые организуются в Интернет-пространстве в соответствии ч. 2 ст. 77 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (в ред. от 31.12.2014) и направлены на поддержку творческого потенциала педагогических работников. Участвуя в конкурсе, конкурсант реализует свое право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах и других массовых мероприятиях в соответствии с п. 22 ст. 34 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г. (в ред. от 31.12.2014). Целью конкурсов является: выявление, обмен и распространение передового педагогического опыта в образовательной и творческой деятельности, выявление творческих педагогов, оригинальных замыслов, перспективных инициатив, инновационной практики обучения, развития и воспитания, публичное признание личного вклада участников фестиваля в развитие образовательной деятельности. Педагоги участвовали в дистанционных конкурсных мероприятиях: - во Втором Всероссийском (с международным участием) методическом конкурсе «Интерактивный Учитель - 2014. Весенняя капель». Учредителем всероссийского конкурса выступил электронный журнал «Учитель». Были представлены э лектронные презентации, созданные педагогами как для проведения занятий, так и в рамках воспитательной деятельности в номинациях: «Педагог-предметник». «Педагог-воспитатель»; - во Всероссийском конкурсе «Лучшая статья по педагогике и психологии «Развитие - 2014», организованном Центром педагогических инноваций им. К. Д. Ушинского «Новое образование»; - в XI-ом Всероссийском конкурсе дополнительных общеобразовательных программ (Министерство образования РФ). В 2015 году; Всероссийский конкурс «Лучшая статья по педагогике и психологии «Развитие - 2014», других; - в дистанционном тренинге "Сервисы WEB 2.0 в профессиональной деятельности педагога" АНКЕТА
«Информационно-коммуникативные технологии как

средство повышения профессиональной компетенции педагога МБУ ДО

«Дворец пионеров и школьников г. Курска»

Информационно –

Респонденты

Кол-во

%


коммуникативные

Технологии

педагогов

владеющих

, технолог.
Владеют элементарными навыками работы на компьютере 183 182 99,5% Используют возможности сети Интернет в процессе самообразования 183 165 90,1 % . Трансляция опыта: публикация своих разработок на сайтах Дворца/ в сети Интернет 183 64 35% Участия в заочных конкурсах, конференциях семинарах, онлайн-конференциях 183 40 21, 9% Открывают персональные сайты 183 7 3,8% Имеют свою электронную почту 183 141 77% Имеют группу в соцсетях, в контакте, одноклассниках и др. 183 99 54%