"Совершенствование процесса развития речи дошкольников на основе усвоения ими традиционных ценностей посредством реализации идей К.Д. УШИНСКОГО"

Автор: Логвинова Татьяна Игоревна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Дворец пионеров и школьников г. Курска"
Населённый пункт: Город Курск, Курская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Совершенствование процесса развития речи дошкольников на основе усвоения ими традиционных ценностей посредством реализации идей К.Д. УШИНСКОГО"
Дата публикации: 31.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ РЕЧИ

ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ УСВОЕНИЯ ИМИ

ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ

ИДЕЙ К.Д. УШИНСКОГО
Логвинова Т.И., педагог дополнительного образования МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска» (г. Курск) Государство и общество обеспокоены состоянием ценностно-смысловой сферы детей и молодежи, подтверждением этого является тот факт, что разрабатываются различные нормативно-правовые акты, которые задают вектор в развитии и воспитании современной молодежи. В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» указывается, что «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» [1]. Нам видится, что для поиска пути достижения поставленной цели следует обратиться к трудам великих отечественных педагогов, чьи взгляды со временем не становятся менее актуальными, а, наоборот приобретают всё большую значимость. В частности, мы хотели бы обратиться к идеям К.Д. Ушинского. Основным положением педагогических взглядов К.Д.Ушинского выступало утверждение о том, что воспитание и обучение детей в семье, в школе должно осуществляться на родном языке. Это было ведущим демократическим требованием в его учении. Он доказывал, что обучение и воспитание на чужом языке, задерживает психическое развитие и не обеспечивает формирование нравственных качеств личности. По мнению К.Д. Ушинского, именно родной язык должен выступать в качестве основного средства воспитания подрастающего поколения, и продолжающим учить его и тогда, когда появилась цивилизация [2]. В связи с этим, главной задачей элементарного обучения должно стать овладение родным языком. Причем обучение ему детей должно осуществляться уже с первых дней учения, а родной язык должен стать «центральным» предметом, входящим во все другие предметы и собирающим в себе их результаты. В течение длительного времени К.Д. Ушинский стремился разработать методику обучения родному языку, чтобы сделать его учебным предметом, на основе которого будет осуществляться умственное, нравственное и эстетическое воспитание и развитие детей.
Идеи К.Д. Ушинского оказали значительное влияние на становление русской народной школы и школьного обучения нерусских народов, которые стремились в условиях царской России обеспечить себе развитие национальной культуры [3]. К.Д. Ушинский считал, что дети начинают осваивать элементы народной культуры уже в раннем возрасте через познание родного языка, что в свою очередь, обеспечивает нравственное развитие детей. Он разработал и сформулировал рекомендации по развитию речи и мышления дошкольников, эти советы не утратили своей актуальности и в настоящее время. К.Д. Ушинский доказал, что развитие речи у детей тесно связано с развитием мышления, и утверждал, что мысль и язык находятся в неразрывном единстве. Главное в развитии речи детей - развивать мыслительные способности, научить правильно выражать свои мысли [2]. Он также утверждал, что появление новой мысли всегда осуществляется на основе уже приобретенных знаний о тех предметах и явлениях, которые окружают ребенка. В связи с этим, основополагающим критерием для самостоятельного понимания ребенком той или иной мысли является наглядность. К.Д. Ушинский в своих работах доказывает наличие тесной связи между наглядностью обучения и развитием речи и мышления детей. Он советовал воспитателям путем простых упражнений развивать у детей способность наблюдать за разными предметами и явлениями, обогащать сознание детей более точными, яркими образами, которые потом станут элементами их мыслительного процесса [3]. В развитии речи детей дошкольного и раннего школьного возраста Ушинский придавал большое значение рассказыванию по картинкам. Он также указывал на большое значение произведений устного народного творчества как средства воспитания и обучения детей. На первое место К.Д. Ушинский ставил русские народные сказки, подчеркивая, что в силу особенностей развития своего воображения дети очень любят сказки. В народных сказках их привлекает динамичность действий, повторение одних и тех же фраз, и действий, простота и яркость образов, звучание народных выражений. В то же время, русские народные сказки носят ярко выраженный воспитательный характер, с их помощью можно в доступной форме познакомить детей с важными нравственными императивами [2]. Ведущую роль в обучении родному языку и воспитании детей К.Д. Ушинский отводил и другим произведениям русского народного творчества - пословицам, прибауткам и загадкам. Русские пословицы он считал простыми по форме и выражению и глубокими по содержанию произведениями, отразившими взгляды и представления народа - народную мудрость. Загадки, согласно его точке зрения, обеспечивают упражнение уму ребенка, являются источником интересной и живой детской беседы. Поговорки, прибаутки и скороговорки способствуют развитию у детей фонематического слуха и языковой догадки. К.Д. Ушинским было составлено две учебные книги для обучения: «Родное слово», которое обеспечивало формирование первичных навыков чтения, способствовало развитию мышления детей и расширению запаса их
представлений об окружающей жизни. В книге «Детский мир» сообщались детям первоначальных знания в области естествознания и географии [3]. В «Родном слове» К.Д. Ушинский представил художественный материал (стихотворения, басни, сказки и т. п.) и небольшие рассказы нравственного содержания, которые отличаются простотой, лаконичностью, научным содержанием, изяществом и образностью изложения. Их можно использовать для развития духовно – нравственной сферы и современных детей, так как содержание этих тексов актуально и может выступать в качестве средства воспитания современных детей. Здесь также представлены упражнения для развития у детей умения сравнивать, различать, обобщать [2]. Идеи К.Д. Ушинского применимы и к сфере дополнительного образования детей, так как именно здесь многие дети получают первые навыки чтения и письма. Но работа педагогов по формированию и развитию нравственных качеств ребёнка, уважения и любви к русской литературе и к русской культуре также должна активно осуществляться в учреждениях дополнительно образования. Довольно широкие возможности для реализации идей К.Д. Ушинского по развитию психических процессов ребенка и формированию нравственных личностных качеств, мировоззрения имеются в условиях такого предмета как развитие речи, в задачи которого и входит развитие фонематического слуха, языковой догадки, воспитание чувства уважения к русской культуре и русским традициям, бережное отношение к слову. В рамках этого предмета должно осуществляться развитие и личностных качеств через знакомство детей с произведениями русского народного творчества, русских писателей и поэтов, что в свою очередь, обеспечивает развитие мышления, речи, воображения детей и способствует обогащению их духовно-нравственной сферы. Используя идеи К.Д. Ушинского в своей практической деятельности, мы не только развиваем психические процессы детей, но и формируем интерес к национальной культуре, фольклору, уважение к старшим, чувство любви к Отечеству, родной природе, патриотизм и чувство принадлежности и гордости за русский народ. Исходя из идеи «народности» образования и воспитания и теоретических положений, раскрывающих сущность преподавания родного языка, изложенных в «Родном слове», нами активно внедряются в образовательный процесс следующие приёмы и формы работы в обучении детей дошкольного возраста по развитию речи и формированию духовных ценностей в учреждении дополнительного образования: - загадки («Шубу два раза в год снимает. Кто под шубою гуляет?» (овца)); - пословицы и поговорки («Мал да удал». «Яйца курицу не учат»); - сказки («Гуси-лебеди», «Елена Премудрая», «Финист – ясный сокол») [4]; - былины («Добрыня и змей», «Три богатыря» и др.); - русские народные песни («Барыня», «Калинка», «Жили у бабуси») [5]; - потешки и прибаутки: В руки мы берем совочек,
Сыплем желтенький песочек. Помогай мне, не ленись! Наш куличик, получись! Вот болотце на пути! Как его нам перейти? Прыг да скок! Прыг да скок! Веселей скачи, дружок! [6] - русские народные считалки: Раз, два, три, четыре, пять! Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает, Прямо в зайчика стреляет. Пиф! Паф! Не попал. Серый зайчик Убежал! [7] - День русских традиций (на занятии учащиеся знакомятся со славянскими праздниками - Иван Купала, Рождество, Троица и т.д.). - русские народные игры («Салки», «Гуси-лебеди» и др.) [8]. Использование выше изложенных приемов позволяет не только обучать детей навыкам чтения и связной речи, но и обеспечивает развитие кругозора детей, способствует формированию чувства патриотизма, обогащению духовно- нравственной сферы детей на занятиях по развитию речи, следовательно, позволяет решать задачи, озвученные в «Стратегии развития воспитания…».
Ссылки на источники:
1. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». – URL: consultantdocument/cons_doc_LAW_180402/, (дата обращения 19.11.2015). 2. Великий русский педагог КД. Ушинский. - URL: detskiysadped/ped125.html (дата обращения: 12.02.2016). 3. К.Д. Ушинский. О воспитании. - URL: nnpkcdu.ucozload/raboty/raboty_ushinskogo/k_d_ushinskij_o_vospitanii/2- 1- 0-1 (дата обращения: 12.02.2016). 4. Русские народные сказки для детей. - URL: kostyortales/ (дата обращения: 12.02.2016). 5. Русские народные песни. - URL: (gusli.su/narodnye_pesni_detiam/ дата обращения: 12.02.2016). 6. Потешки и прибаутки для детей. - URL: allforchildrenkidfun/poteshki15.php (дата обращения: 12.02.2016).
7. Русские народные считалки. - URL: malchishki-i- devchonkiSchitalki.html (дата обращения: 12.02.2016). 8. Русские народные игры. – URL: supercookdet-prazdnik/det- prazdnik-27.html (дата обращения 15.02.16).