"ВСЕ ПОМНИТСЯ ДО БОЛИ"

Автор: Калинин Виктор Иванович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Дворец пионеров и школьников г. Курска"
Населённый пункт: город Курск
Наименование материала: Статья-эссе
Тема: "ВСЕ ПОМНИТСЯ ДО БОЛИ"
Дата публикации: 31.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


"ВСЕ ПОМНИТСЯ ДО БОЛИ"
Калинин В.И. педагог дополнительного образования МБУ ДО "Дворец пионеров и школьников г. Курска"(г. Курск) Сегодня в России идет процесс определения ценностных ориентиров, обретение духовного стержня, национальной идеи. Мы столкнулись с тем, что базовыми ценностями нашего общества, к сожалению, становятся потребление, нажива, развлечения, расслабление и прочее, которое разрушают страну и душу человека. У современной молодежи на первое место выдвигаются материальные ценности, а духовные отодвигаются на задний план, тем самым искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме, проявляясь эмоциональной, волевой и духовной незрелостью. В сложившейся ситуации, возвращение к традиционным православным, христианским ценностям, способствует воспитанию у нашей молодежи духовно-нравственных ценностей таких , как - человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро, стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством. Духовно-нравственные ценности сложились в процессе культурного развития России и сегодня, отражены в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года как ведущие. У всех народов во все времена была и остается традиция своевременного и достойного захоронения павших воинов, почитание имен героев. Одним из тяжких последствий Великой отечественной войны является проблема не захороненных останков защитников нашего Отечества. Только по Курской области тысячи, так называемых боевых и санитарных захоронений. Увы, это тоже суровые реалии войны. После Победы многие семьи не дождались своих близких. Наравне с «похоронками», извещения со словами «пропал без вести» тревожили души, но ещё в большей степени угнетали морально, поскольку подразумевать под этой формулировкой можно было всё, что угодно: попал в плен (а может быть, сдался?), дезертировал и жив, а может быть, все же честно погиб, защищая Отечество. Не обошла война и мою семью. Так, в доме моей матери Животковой Евгении Васильевны получено извещение о её старшем брате Животкове Федоре Васильевиче, с пометкой «пропал без вести». В извещении присутствует странное запись («Есть основания полагать убитым в сентябре 1944 года на территории Польши").Мой дед Калинин Максим Андреевич претерпел весь ужас концлагерей фашистского режима. Родной дядька моей матери, Бучельников Иван Андреевич, в звании старшего сержанта, сражался и погиб в самом начале войны. Из электронной объединенной базы данных «Мемориал» я узнал информацию о его гибели. Такое жестокое испытание коснулось тысяч семей Курской области и миллионов семей России. Суровые испытания и горе вошли практически в каждый дом. Актуальность данной
проблемы и, в частности, её морально- этический аспект неразрывно связаны с вопросами исторической памяти и самосознания народа. В таких условиях возрастает роль военно-патриотического воспитания молодежи, развитие поисковой и краеведческой деятельности. Актуальность поисковых объединений и организаций, существующих и действующих в рамках поискового движения, бесспорно, не вызывает сомнений. Важно помнить, что их прямое назначение во-первых: сохранение памяти и «мест памяти», что составляет предмет исследований современных направлений исторической науки и историографии, во-вторых - специальная, целенаправленная деятельность, связанная с поиском, в целях выявления неизвестных воинских захоронений и погребенных останков, установления имен погибших или имен пропавших без вести, в - третьих - военно- патриотическое и историко-культурное воспитание молодежи. Создание военно-поискового отряда на базе учреждения дополнительного образования дает возможность включить в поисковую работу подростков разного возраста и разного уровня исторических и других специальных знаний, объединенных общими интересами и стремлением. Воспитательная эффективность поисковой работы проверена временем: традиция поисковых экспедиций «Вахта Памяти», зародившихся в 80-е годы XX века, продолжается поныне. Поисковый отряд «Славяне» создан в 1994 году. За это время сотни детей прошли школу практического знакомства с историей Великой Отечественной войны: побывали на местах сражений, приняли участие в раскопках боевых, санитарных, смешанных захоронений, испытали трудности проживания в полевых условиях при отсутствии бытовых и социальных благ, провели исследовательскую работу обстоятельств боевых действий в 1941-1943 годах. Все это позволило подросткам иначе взглянуть на ветеранов Великой Отечественной войны. После участия в поисковых экспедициях, они увидели в ветеранах Великой отечественной войны своих «ровесников», на долю, которых выпала война: они также учились, влюблялись, танцевали, а потом вдруг на их руках начали умирать люди, дома, в которых они жили, обращались в руины, а им самим пришлось учиться стрелять. Занимаясь поисковой работой в составе отряда «Славяне», подростки, прикасались, своими руками к тому, что осталось от былых сражений, реалистично знакомились с подробностями произошедшего в военные годы, внимательно изучали виды смертоносного металла, с которым увы, до настоящего времени, можно встретиться на Курской земле, исследовали судьбы погибших, останки которых, по сей день не захоронены и не опознаны. Находки поискового отряда становятся учебным материалом по подготовке молодых поисковиков. Именно эти снаряды и осколки были направлены в сердца и души наших дедов и отцов. Как сражались и выживали тогда, чем громили фашистов? Перед педагогом возникает задача объяснить молодому человеку естественность взаимодействий, не бояться и правильно воспринимать различные суровые исторические и происходящие события. Поисковая работа способствует развитию наблюдательности, памяти, логического мышления, культуры речи, самостоятельности и активности,
психологической подготовки обучающихся к выполнению специфической работы поисковика, развитию навыков использования различных источников информации и умения их применять в практической деятельности. Работа в полевых условиях приближает подростков к чувственному осознанию условий, в которых сражались их деды и прадеды: сырые промерзшие окопы и продуваемые всеми ветрами дороги. Поэтому в поисковом отряде «Славяне» большое внимание уделяется физическому закаливанию, купание в холодной воде. Тем более, что наши предки укрепляли свое здоровье, купаясь в ледяной воде, это стало православной традицией. Посещение святых мест и православных храмов также стало и традицией участников поискового отряда «Славяне». Поисковая работа стимулирует подростка к самосознанию и социальному самораскрытию, способствует сделать выбор каким он станет человеком. Молодой человек, если он по-настоящему не будет любить Родной край, не пожелает его защищать, легко может променять свою Родину на более удобный и уютный уголок планеты. Такие уроки мы познаем для того, чтобы завтра этого не случилось. Увы, у России нет соседей, которые бы на неё не нападали! А жить в любви и согласии в родном краю, наверное, это и есть нормальное человеческое счастье. Когда такой принцип становится нормой для сознания подростка, то его становление как личности - состоялось. Именно поэтому поисковое движение снимает тень времени, лежащую на душах миллионов, возвращая добрые имена всем тем, кто не пощадил собственной жизни ради защиты Отечества, ради Веры в светлую и разумную жизнь будущих поколений. Славен тот народ, чьи потомки почитают ушедших героев, сохраняют традиции и оберегают Отечество.
Список литературы.
1. Педагогический вестник «ТРИ КЛЮЧА». Издательский дом Амонашвили, Москва 1997 год. 2. Садовников С. И. «Поиск, ставший судьбой» Москва 2003 год. 3. Цуканов И. П. «Никто не забыт, ничто не забыто», Курск 2004 год.