"КОГДА ДЕЛАТЬ ПРИВИВКУ ОТ ФАШИЗМА?.."

Автор: Опарина Татьяна Степановна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ДО "Дворец пионеров и школьников г. Курска"
Населённый пункт: город Курск, Курская область
Наименование материала: Статья
Тема: "КОГДА ДЕЛАТЬ ПРИВИВКУ ОТ ФАШИЗМА?.."
Дата публикации: 31.03.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


КОГДА ДЕЛАТЬ ПРИВИВКУ ОТ ФАШИЗМА?..
Опарина Т.С. Совсем недавно, в феврале, на занятии с дошкольниками на мой вопрос: «А вы видели по телевизору, что происходит на Украине?» я услышала от очень хорошенькой умненькой девчушки: «Нет. Мы еще маленькие. Нам родители запрещают это смотреть. Там страшно»… Правда, страшно. Мне было 10 лет (в 1968 году), когда я увидела на маленьком экране черно-белого телевизора хроникально-документальный фильм «Обыкновенный фашизм» режиссера Михаила Ромма. Сказать, что я была потрясена – ничего не сказать. Я замкнулась, перестала есть. Когда в доме выключали свет, я начинала тихо плакать от ужаса: не могла спать, потому что перед глазами стояли кадры из фильма. Так продолжалось несколько дней. Измученная мама поняла, что это не капризы дочери. Она обняла меня и наконец-то разговорила: я рассказала о своих страхах, я боялась, что опять придут фашисты. Мама успокаивала меня: «Глупенькая! Да мы ж их победили! Никто и никогда к нам не придет чужой!» И рассказала о том, как во время войны в их хате жили оккупанты – мадьяры (так называли венгерских солдат, воевавших на стороне фашистской Германии). В семье было пятеро детей. Старших – Нину и Женю – прятали в погребе или на чердаке от угона на работы в Германию, а младшие - 13, 7 и 3-х лет от роду, - все время сидели на печке, потому что фрицы не любили шума. Фашисты забирали все продукты. Голодные дети просили есть и, чтобы они не плакали и не попадались на глаза, мать кормила их супом из мака. Они поедят – и спят, спят… Хорошо помню мамину поговорку: «будешь спать, как после маковки». Огромные маковые рулеты выпекались в нашем доме в настоящей русской печке перед каждым праздником. Но, чтобы варить суп с маком?! Я и верила и не верила маминому рассказу. Однако факт есть факт: во время оккупации моя бабушка - Пелагея Ивановна Гошкодёра- «маковым супчиком» спасла от смерти всех своих пятерых детей. Они в этом уверены.
Все наши соседи, родители были свидетелями или участниками Великой Отечественной войны. Книги и фильмы с раннего детства формировали стойкое неприятие зла. Самым оскорбительным ругательством было слово «фашист». Наше детство трудно представить без командных игр «в войну». Обычно мы делились на две армии: в войне должны участвовать «наши» и «немцы». Но никто не хотел быть «немцем», иногда игра так и не начиналась из-за этого. Потом кто-то из старших ребят предложил называться армиями «красных» и «зеленых». Мы договаривались о правилах «войны», назначали командиров, разведчиков. Ставилась задача найти «секретный пакет», который кто-то из больших ребят прятал где угодно: в самых дремучих зарослях крапивы, или на самом высоком дереве, или в заброшенном сарае. Играли с упоением по несколько вечеров подряд, вооружившись автоматами из подсолнуховых стеблей, до полной победы одной из команд. Победе радовались все, потому что «немцев» среди нас не было, все были «наши». Но, если вдруг случалось предательство, главное наказание - презрение: предателя больше не принимали в игру. А еще было особое чувство гордости победителя, когда уставшие и разгоряченные, мы после «боев» возвращались на свою улицу и бабушки, сидящие на лавочках, поздравляли нас… Сейчас можно только сожалеть о том, что у нынешних «комнатных» детей нет даже примера для подражания, компьютерные игры не могут заменить жизненной правды тех игр. Наши характеры формировали коллективные игры. В Музее истории Дворца пионеров и школьников г. Курска есть уголок, посвященный памяти бывшего воспитанника туристического клуба ДПШ, бойца ОМОНА, Героя России Андрея Хмелевского, совершившего свой подвиг в бою у станицы Асиновская в Чечне в 2000 году. Детям разных возрастов, приходящим в наш Музей, задаю один и тот же вопрос: «Кто этот юноша на портрете? Что вы знаете о нем?». 99% учащихся ничего не знают. Рассказываю о детстве Андрея, о его мечте стать военным, о его маме, о ежегодном
городском фестивале патриотической песни в его честь, который проходит в день его рождения. Больше всего ребят поражает, что он был так молод: погиб за две недели до своего 23-летия! Погиб за Россию! Современные дети такие же, как и в другие времена, а вот взрослые изменились. За внешним материальным благополучием ушло чувство ответственности за тех, кого мы растим и воспитываем. Помните, как в сказке: «упитанный, а не воспитанный». На государственном уровне уже звучат выводы об «утерянных поколениях». Воспитывая молодое поколение, необходимо помнить о великих традициях, об истории нашего народа, нашей великой России, чтобы не пришлось российским детям видеть воочию страшные картины из жизни современной Украины. 24.04. 2015 г.