Консультация для воспитателей "Знакомство детей с нетрадиционными способами рисования"

Автор: Левкина Татьяна Ферапонтовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 50"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Консультация для воспитателей "Знакомство детей с нетрадиционными способами рисования"
Дата публикации: 02.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Консультация для воспитателей ДОУ на тему: «Нетрадиционные способы рисования в дошкольном возрасте» составила старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 50» Т.Ф. Левкина
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений. Воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, никакой вид творческой деятельности не может обойтись без воображения. Воображение в значительной степени определяет эффективность учебно- воспитательной деятельности в ДОУ. Дошкольный возраст синзитивен, наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. В последующие годы не складываются такие благоприятные условия и возможности для его развития. Поэтому творчество, развитие творчества - одна из главных задач воспитания. В детском творчестве окружающий его мир открывается по- разному, в зависимости от его внутреннего состояния, только ему одному ощущений и желаний. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают нас своим необъяснимым сочетанием цвета, формы, невероятностью событий. В их рисунках можно увидеть голубого слона, шагающий дом, красный дождь и многое другое.
Многие ученые в своих исследованиях затрагивали проблемы развития творчества, воображения: Л.С. Выготский О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцова, Е.Е. Сапогова Н.А. Ветлугина, В.А. Сухомлинский, Т.С. Комарова, Г.Г. Григорьева, Н. П. Сакулина, Т.Г. Казакова и многих других. Исследования Т.С Комаровой показывают, что изобразительная деятельность способствует развитию познавательных процессов и в частности формированию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения. Основным условием развития творчества является развитие личности ребенка. У детей с высоким уровнем креативности к 7 годам практически сформированы важнейшие характеристики личности (положительное отношение к себе и окружающему миру, развитая личностная рефлексия); со средним и низким уровнем креативности – средний и низкий уровень развития личностных качеств. На современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать вне вопросов обучения изобразительной деятельности. Вся трудность заключается в нахождении этой взаимосвязи. Творческий процесс предлагает создание детьми выразительного образа доступными им изобразительными средствами. На мой взгляд, изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным продуктивным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Ребенок, не умея еще читать и писать, с помощью рисунка может выразить свое настроение, мечты: рисование – один из методов общения ребенка. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие особенности ребенка. Сегодня, используя новые и довольно интересные программы и педагогические технологии, стараемся не навязывать детям свою точку
зрения на отображение окружающего мира, даем детям возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала. Этим требованиям соответствуют нетрадиционные способы рисования. Они демонстрируют необычайные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством нетрадиционных способов рисования является универсальность их использования, рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. На сегодняшний день нетрадиционных способов рисования насчитывается множество. Как из множества интересных способов выбрать тот правильный, который бы соответствовал возрасту детей. Дети уже 3-го года жизни могут освоить такие нетрадиционные способы рисования как рисование пальчиками и ладошками, рисование поролоновым тычком. Дети младшего дошкольного возраста, кроме предыдущих трех, могут освоить рисование смятой бумагой, где оттиск мятой бумаги оставляет на бумаге неотразимый след, который невозможно повторить кистью. К пяти годам ребенку возможны такие нетрадиционные техники рисования как монотипия предметная, свеча + акварель, оттиск поролона, печатками листьев или ластика. В старшей и подготовительной группах у ребенка повышается активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности; умение находить новые способы для художественного изображения; умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности. Поэтому детям доступны такие нетрадиционные методики рисования как монотипия пейзажная, дорисовывание, кляксография с трубочкой, фотокопия – рисование свечой, граттаж черно-белый и цветной и др. Дети с удовольствием смешивают рисование восковыми мелками, гуашью, фломастером, тычками. Нетрадиционные способы рисования вызывают у детей стремление наиболее содержательно решать изобразительную задачу в рисунке, дополнять создаваемый образ интересными деталями и воспитывают у них
способности эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках. Не существует четкой границы, в каком возрасте необходимо детям показывать ту или иную технику нетрадиционного рисования. Но придерживаться некоторых правил необходимо. Так, в младшей группе рекомендуется знакомить с такими нетрадиционными техниками:  рисование жесткой полусухой кистью;  пальчиком;  рисование ладошкой;  рисование ватной палочкой;  печатками из картофеля;  оттиск пробкой. В среднем возрасте:  оттиск поролоном;  оттиск печатками из ластика, листьев;  восковые мелки + акварель;  свеча +акварель;  рисование мятой бумагой;  монотипия предметная. В старшей и подготовительной группах:  монотипия пейзажная;  дорисовывание;  расчесывание краски;  набрызг ;  воздушные фломастеры;  кляксография с трубочкой;  фотокопия – рисование свечой;  граттаж черно- белый, цветной;  рисование нитками;  рисование солью, рисование песком;  Восковые мелки +акварель+гуашь+фломастеры. В результате, предвосхищая его, можно предвидеть, что:  у ребенка проявляется устойчивый положительный интерес к эстетическим явлениям окружающей действительности и в искусстве;
 умение дать эстетическую оценку окружающим явлениям, событиям, предметам, нравственную - поведению людей;  различать виды и жанры произведений основных видов искусства; стремление находить выразительные средства в музыке, живописи, литературе. Список литературы 1. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991. 2. Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей // Художественное творчество и ребенок./Под.ред. Н.А.Ветлугиной, М., Просвящение, 1972г. 3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: 1967г. 4. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2000. 5. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1999. 6. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П.. Математика для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2003.
7. Журнал “Дошкольное воспитание”, 1992, №2, статья Торшилова Е. “Эстетическая одарённость: что это?”. 8. Журнал ”Дошкольное воспитание”, 1995, №3, статья Некрасова- Каратаева О. и Осорина М. “Психологическая природа детского рисования”. 9. Журнал “Дошкольное воспитание”, 1992, №2, статья Торшилова Е. “Эстетическая одарённость: что это?”. 10.Журнал ”Дошкольное воспитание”, 1995, №3, статья Некрасова- Каратаева О. и Осорина М. “Психологическая природа детского рисования”. 11.Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. - М., 1994. 12.Комарова Т. С. Дети в мире творчества. - М., 1995. 13.Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2003. 14.Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию./ Под ред. Т. С. Комаровой. - М., 1991. 15.Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. - М., 1981. 16.Мелик-Пашаев А.А.., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. - М., 1995. 17.Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 1973. 18.Саккулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. - М., 1965. 19.Система эстетического воспитания в детском саду./ Под. ред. Н. А. Ветлугиной. - М., 1962. 20.Обухова Л. Ф. Возрастная психология. - М., 1996. 21.Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. 22.М., 1956г. 23.Художественное творчество и ребёнок / Под. ред. Н. А. Ветлугиной. - М., 1972. 24.Эстетическое воспитание в детском саду./ Под. ред. Н. А. Ветлугиной. - М., 1978.