"Обобщающие слова при однородных членах предложения"

Автор: Косумова Займан Зайнадиевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1 с. Чечен - Аул Грозненского муниципального района"
Населённый пункт: ЧР, Грозненский район, с. Чечен - Аул
Наименование материала: Конспект урока русского языка
Тема: "Обобщающие слова при однородных членах предложения"
Дата публикации: 02.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

План – конспект урока русского языка в 8 классе на тему: «Обобщающие слова при однородных членах предложения». Подготовила и провела Косумова З.З., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1 с.Чечен - Аул».

Учитель:Косумова З.З.

Предмет:
русский язык
Тема
: Обобщающие слова при однородных членах предложения.
Продолжительность:
40мин
Класс:
8 Урок русского языка в 8-ом классе при изучении темы «Обобщающие слова при однородных членах предложения» запланирован, как урок-закрепление ранее изученного материала с использованием ИКТ. При подготовке к уроку ставила следующие задачи: 1. повысить мотивацию учащихся к учебной деятельности через использование ИКТ 2. систематизировать полученные знания по теме «Обобщающие слова при однородных членах предложения» 3. развивать познавательную активность учащихся 4. воспитывать любовь и уважение к русскому языку. Данный урок является вторым в данной теме, который помогает закрепить знания, умение и навыки, полученные на предыдущем уроке. Применение ИКТ на уроке позволяет разнообразить виды работ, повысить работоспособность учащихся, активизировать их внимание к изучаемому материалу. При подготовке к уроку была сделана презентация, и каждый этап урока был отражен на отдельном слайде. На уроке использовала следующие методы:  репродуктивный (фронтальный опрос; сообщение темы и цели)  объяснительно-иллюстративный (синтаксическая пятиминутка с творческим заданием; работа со схемами)  частично-поисковый (самостоятельная работа; выборочное списывание) С целью заинтересовать учащихся изучением данной темы, повторить изученный материал самостоятельно детям задается творческое домашнее задание с использованием компьютера (составить и напечатать тест из 5 вопросов по теме «Обобщающие слова при однородных членах предложения»).
№ этапы Деятельность учителя Работа учащихся Примечание 1 Организационный момент -Здравствуйте, ребята! Тихо садитесь. 2 Сообщение темы и цели -Тема нашего урока «Обобщающие слова при однородных членах предложения». -Скажите, что вы должны знать и уметь по данной теме? -Откройте тетради и запишите число, классная работа, тему урока. Знать понятия : обобщающие слова, однородные члены. Уметь: поставить знаки препинания при обобщающем слове в предложении с однородными членами. Слайд №1 Слайд №2 3 Словарная работа -Повторим домашнее задание. Дома вы повторяли слова из словаря. Смотрим на экран, где даны слова. На месте точки вам нужно вставить пропущенную букву. Выполняем работу на листочках. Пам
я
тник,
о
белиск, тр
а
диция, ид
е
ал, ст
и
пендия, д
и
плом, ат
т
естат, д
и
ректор, мит
и
нг, д
е
путат, т
е
атр, режис
с
ер, к
о
нгресс,к
а
рнавал, и
л
люминация, к
о
миссия,тро
л
лейбус, п
ь
еса,эксп
е
римент Слайд №3 4 Синтаксическая пятиминутка с творческим заданием - Посмотрите на экран, на котором записан алгоритм выполнения задания. Составьте предложение, выполнив предварительно следующие действия; дальше под цифрами 1) из предложения Неопытному грибнику легко заблудиться в лесу взять обстоятельство места. (в лесу) 2)добавить сказуемое из предложения Экскурсантов Слайд №4
даны ваши действия. -Один человек работает у доски, остальные в тетради. -Продолжите полученное предложение однородными членами к обобщающему слову. -Составьте схему к данному предложению. Объясните. поражает старинный сад в усадьбе Тургенева. (поражает) 3)добавить подлежащее предложения В маленьком домике на окраине всё напоминало об отце. (всё) В лесу поражает всё:…(трава, деревья, птицы) 5 Работа со схемами. Повторение правила -Перед вами карточки со схемами, расскажите правило о знаках препинания при обобщающих словах в предложении с однородными членами и выберите на доске предложение, которому соответствует данная схема. -Давайте посмотрим на экран и еще раз прочитаем правило о знаках препинания при 1)Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед однородными членами ставится двоеточие. Например: Всё было серое: затуманенный лес, озеро, небо. 2)Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то за ними ставится тире. Например: Затуманенный лес, озеро, небо – всё было серое. 3)Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то перед однородными членами ставится двоеточие, а после них перед остальной частью Слайд №5
обобщающих словах в предложении с однородными членами. предложения – тире. Например: Всё вокруг: затуманенный лес, озеро, небо – было серое. 6 Выборочное списывание -Прочитайте текст на экране. Используя этот текст, выполните задание по карточке, которая лежит перед каждым из вас. Текст:Обстановка старого дома Тургеневых хранится в Орле. Богатая библиотека со стари
нн
ыми книгами, стол, за которым писал Тургенев, кр
о
вать, большая черная икона в серебряном окладе, будто бы пожалова
нн
ая роду Тургеневых Иваном Грозным, - всё подли
нн
ое. - если прилагательное образовано от существительного с основой на Н (старина) -непроверяемая безударная в корне слова, написание которой нужно запомнить. Слово из словаря. (кровать) -в суффиксах полных причастий, образованных от глаголов совершенного вида Задание на карточке: 1.Прочитайте текст. Подберите синоним к слову подлинное (истинное, настоящее). 2.Определите стиль и тип речи. (художественный, повествование) 3. Выпишите предложение с однородными членами и обобщающим словом, расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы. Определите падеж однородных членов и обобщающего слова, каким членом предложения они являются. 4.Составьте схему к предложению. Слайд №6
(пожаловать) -слово из словаря, написание, которого нужно запомнить. (подлинное) 7 Самостоятельная работа. -Спишите предложения, расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, сделайте схемы. - Выполнили, сдайте тетрадь на проверку. 1)Теплоход остановился в крупных волжских городах: Ярославле, Самаре, Саратове, Волгограде. 2) Крупнейшие реки Западной Сибири: Обь, Енисей, Лена – впадают в Северный Ледовитый океан. 3)Отовсюду веяло запахом весны: и от влажной земли, и от набухающих почек, и от невидимой за садами реки. 4)Все породы смолистых деревьев, как-то: ель, сосна, пихта - называют красным лесом. 5)На крышах домов, на деревьях, на скамейках аллеи – везде была изморозь. Слайд №7 8 Подведение итогов. Оценки. Сегодня на уроке мы все хорошо поработали, повторили понятия : обобщающие слова, однородные члены. Повторили знаки препинания при обобщающем слове в
предложении с однородными членами. -Ваши оценки за урок: за словарную работу …. Оценки за самостоятельную работу вы узнаете на следующем уроке. 9 Домашнее задание Откройте дневники и запишите домашнее: используя компьютер, составьте тест из 5 вопросов по теме: «Обобщающие слова при однородных членах предложения». Слайд №8