"Обучение неподготовленной речи на уроках английского языка при использовании проектных форм работы"

Автор: Мешлок Лариса Сахдиновна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1 им.Ю.К.Намитокова"
Населённый пункт: Республика Адыгея,Теучежский район,аул Понежукай
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Обучение неподготовленной речи на уроках английского языка при использовании проектных форм работы"
Дата публикации: 02.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Управление образования администрации муниципального образования «Теучежский район»
Обучение неподготовленной речи

на уроках английского языка

при использовании

проектных форм работы
Из опыта работы учителя высшей категории Мешлок Ларисы Сахдиновны а. Понежукай 2013

Объективной потребностью современного общества является поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса в школе. Современный выпускник школы готов к полноценной творческой деятельности в современном информационном обществе, а это значит, он должен обладать умениями и навыками позволяющими осуществлять учебную и трудовую деятельность, а также, обладать современными ценностями, ориентациями и и опытом творческой деятельности, уметь пользоваться новыми технологиями. Используя современные образовательные технологии, в том числе метод проектов на уровне целостной системы. Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые даст ему школа, а уметь применять их на практике. Чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К ним можно отнести умение работать с текстом, анализировать информацию, делать обобщения, выводы. Задачей обучения различным видам речевой деятельности и является формирование многих из названных умений. К творческим умениям относятся: умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, умение находить компромисс с собеседником, умение лаконично излагать свою мысль. Таким образом, для грамотного использования метода проектов, требуется значительная подготовка, которая осуществляется, разумеется, в целостной системе обучения в школе, причем сосем не обязательно, чтобы проверяла работу учащихся над проектом. Такая подготовленная работа должна проводиться постоянно, систематически и параллельно с работой над проектом. Я хотела бы поделиться опытом работы по обучению неподготовленной речи на уроках английского языка при использовании проектных форм работы. На первом этапе учителю необходимо разработать план проектной работы и продумать систему коммуникативных упражнений, обеспечивающую ее речевой уровень. Учащиеся должны свободно владеть активной лексикой и грамматикой в рамках учебной темы, перед тем, как переходить к обсуждению проблемных вопросов. Следует тщательно отработать грамматические упражнения из учебника, либо предложенные учителем типа «Образуй нужную грамматическую форму глагола», «Назови отрицательный вариант данного предложения», «Уточни информацию...», «Переведи предложения с русского на английский» и т. д. Кроме того, должны уметь составлять все типы вопросов, включая разделительный. Необходимо повторение или изучение модальных глаголов. Работа над проектом занимает 10 уроков; при этом на защиту проектов отводится, как правило, сдвоенный урок. I.Первый этап(урок 1). Ученикам предлагается в скрытом виде проблема, которую нужно выявить, сформулировать. Помогут наводящие вопросы: Все ли тебе нравится в школе? Хотел бы ты что-нибудь изменить?, Почему вам приходится учиться во вторую смену? , Есть ли в школе клубы? и т.д. Задача учителя – раскрыть ситуацию так, чтобы учащиеся как можно более самостоятельно отнеслись к ее решению. Итогом может быть вывод: В школе что-то нужно изменить. Что? Все первоначальные предложения учеников записываются на доске без комментариев. При этом, я стараюсь наводящими вопросами подвести к тем пунктам плана, которые наметила реннее. затем начинается коллективное обсуждение этих пунктов. В результате остаются только запланированные
учителем вопросы. Далее я делаю учащихся на группы и предлагаю каждой из них разработать свой собственный проект по принятому плану. Желательно, чтобы в каждой группе был сильный, средний и слабый ученики; девочки и мальчики. Разумеется, необходимо учитывать и психологическую совместимость детей. Второй этап(уроки 2-8). Это подготовительный этап, который обеспечивает языковые и речевые умения школьников. Параллельно с этим проводится поэтапная работа над проектом. Тексты из учебника служат содержательной базой для развития речевых и исследовательских умений учащихся. Приведем примеры работы над некоторыми пунктами плана на данном этапе. 1.1 Описание школы. Для того, чтобы научить ребят описывать здание школы, нужно вспомнить и активизировать грамматические конструкции, необходимую лексику. После выполнения упражнений на закрепление лексики можно предложить учащимся описать свою школу или какую-либо другую по картинке. Для опоры предлагаются вопросы: How many floors are there in your school? Is there a swimming pool in your scool? и т.д. 1) Твой друг по переписке из Англии попросил тебя описать школу, в которой ты учишься. Информация может быть дана либо в форме аудирования, либо в виде текста письма. 2) Нравится тебе твоя школа? Мотивируй свой ответ. 3) Как ты представляешь себе идеальную школу? Опиши ее. 1. Обсуждение расписания. При работе над эти пунктом плана школьники сначала учатся описывать готовое расписание. Повторяется лексика: дни недели и названия предметов. С помощью заранее подготовленных вопросов я помогаю ученикам как можно полнее проанализировать данное расписание. Таким образом, ребята 9 готовятся к рассказу о своем собственном школьном расписании. Далее предлагаю учащимся сравнить школьное расписание британского школьника и свое собственное. Примерно по такой же схеме ведется работа над остальными вопросами. Важно отслеживать деятельность школьников шаг за шагом. Конечно, основная поисковая работа ведется во внеурочное время, но и на уроке нужно обязательно отводить время, чтобы потрудиться над проектом. На переменах до урока и после него учитель может поинтересоваться ходом работы. Кроме того, учащиеся сами обращаются к учителю, если сталкиваются с языковыми или иными трудностями. Наряду с работой по формированию языковых и речевых умений ребят в рамках обсуждаемой проблематики необходимо обучить их стратегии и тактике группового общения, т.е. тем коммуникативным шагам, которые научили бы школьников высказываться логично, связано и продуктивно. Большое значение при этом имеет целенаправленное обучение коммуникативным речевым
штампам. Вначале ребята учатся выражать свое собственное мнение. Затем для итоговой дискуссии учащимся предлагаются фразы согласия и несогласия. Тренировка школьников в использовании этих речевых клише начинается сразу со второго урока в разных упражнениях. Можно предложить учащимся разработать в парах небольшой диалог с использованием данных коммуникативных фраз. При этом виде деятельности ребята не только запоминают новые клише и закрепляют лексику, но и учатся связанному логичному изложению мыслей, этичному обращению к собеседнику. Важно, чтобы школьники тренировались в употреблении разговорных клише с самого начала, поскольку такого рода коммуникативные связки очень нужны при проведении дискуссии в группах. Следует поощрять учащихся к использованию таких клише как можно чаще. В качестве содержательно-смысловой основы, позволяющей успешно стоящие перед учителем и учениками задачи, выступают тексты различных функциональных стилей. Содержание этих текстов служит стимулом последующих высказываний учащихся. тексты могут быть взяты из учебника, а также предложены учителем. Мысли, содержащиеся в тексте, могут служить поводом к общению. Важно научить ребят использовать тексты в качестве образца высказывания, применяя к себе то, что необходимо, и трансформируя текст так, чтобы он соответствовал мыслям и желаниям школьника. Предъявление текстов учащимся может осуществляться на зрительной или аудитивной основах. Подробные рекомендации по работе с текстом можно прочитать в книге для учителя к данному учебнику. Итак, на подготовительном этапе проектной работы совершенствуются сформированные ранее навыки иноязычного общения и закладываются основы будущих самостоятельных высказываний учеников. III. Третий этап(защита и обсуждение проектов). Это заключительный этап. Каждая группа защищает перед классом свой проект по ранее обсужденному плану. После презентации проектов предполагается общая дискуссия, которая должна быть заранее продумана учителем. Как подготовить эту дискуссию? Прежде всего необходимо предварительно посмотреть готовые проекты учащихся, чтобы на их основе организовать обсуждение темы. Кроме того, заранее следует: 1) предложить ребятам подготовить возможные вопросы по теме проекта; 2) определить правила ведения дискуссии: организационные моменты, этические нормы, обязательность использования речевых клише, активность школьников, аргументированность высказываний и т.п. После презентаций проектов учащиеся выбирают наиболее интересный, на их взгяд, проект, а затем я предлагаю им для общего обсуждения один из вопросов. 1. Какое школьное задание вам кажется наиболее удобным и почему? 2. Какие предметы вы хотели бы изучать в школе? Какие предметы вам кажутся необязательными? Какое учебное расписание отвечает интересам большинства из вас? 3. Нужны ли домашние задания? Мотивируйте свой ответ. В результате обсуждения учащиеся должны прийти к общему решению по
вопросу. Школьники могут обсудить и другие аспекты этой проблемы. В результате они вместе с учителем могут прийти к таким решениям: 1) утвердить проект школьного здания; 2) составить расписание занятий, отвечающие интересам большинства учеников и школьной программе; 3) сделать вывод о необходимости разумных домашних заданий. Я, разумеется, анализирую высказывания ребят; слежу за тем, как усвоена ими лексика, правильно ли они употребляют грамматические структуры; оцениваю ответы. Важным моментом является подведение итогов дискуссии. Для того, чтобы поддерживать и стимулировать активность учащихся во время дискуссии и иметь возможность объективно оценить участие каждого из них в работе, учитель может использовать различные способы поощрения учащихся. Так, например, во время урока ученики могут заработать баллы(получить карточку) за удачный ответ или вопрос, использование активной лексики, употребление коммуникативных клише и т.д. В конце урока баллы суммируются, и по этим результатам проставляются оценки. Следует отметить, что при такой форме работы наряду с преимуществами имеется определенные трудности. Они обусловлены следующими факторами: недостаточным уровнем языковой подготовки в отдельных группах; нехваткой времени(по учебному плану на изучение каждого раздела отводится в среднем 3 недели, т.е. 10 уроков); непривычностью этой формы работы; недостаточной подготовленностью учителя проектным формам работы; невысокой мотивацией к данному виду деятельности; трудностью вовлечения слабых учащихся в активную дискуссию; риском трансформации дискуссии в спор между отдельными учащимися. Хочется еще раз подчеркнуть: чем вдумчивее учитель готовится к уроку, прогнозируя возможные речевые и неречевые действия учеников, планируя уровень опор, необходимых для каждой группы или школьников в отдельности, тем продуктивнее проходит занятие. Велика роль юмора и экспромта на уроке. Я считаю, что данную технологии можно использовать и при работе с другими учебниками, если учитель отдает предпочтение проектной форме и дискуссии в группах. В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для ученика(человек и его окружение). Главное – это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в ходе работы над темой. Как мы видим, метод проектов четко ориентирован на реальный практический результат, значимый для школьника. Во время работы над проектом строятся новые отношения учителя и учащегося. Учитель уже не является для ребят единственным источником информации. Он становится консультантом, помощником. Свою работу ученики предъявляют скорее своим товарищам, чем учителю. Работа над проектом поможет детям проявить себя совершенно неожиданно. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты.
Умение пользоваться методом проектов, обучением в сотрудничестве – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методике обучения и развития учащихся. недаром эти технологии относят к технологиям XXI века. Учебник «Happy English 2» В.П. Кузовлева и др. содержат информативный и познавательный материал, который ориентирован на развитии личностной активности учащихся, вовлечении их в творческую деятельность7 В этом я убедилась после прохождения первого раздела учебника в 8 классе. На примере работы с разделом 2 я хочу рассказать о том, как и на каких этапах использовалась мною проектная методика в процессе освоения темы «What are you good at?» Работу над разделом 2 я начинаю с перевода названия «What are you good at?». А чтобы учащиеся зримо представили круг будущих вопросов обсуждения, мы в первую очередь рассматриваем заставку в картинках на с. 32. Здесь школьники высказывают предположение о том, что они узнают из этого раздела и о чем научатся говорить, слушать и писать по-английски. Имея опыт работы с разделом 1, учащиеся уже с первого урока пытаются догадаться, какой будет тема их проекта в разделе 2. Итак, я провожу вступительную беседу. Моя задача – вызвать интерес к теме и настроить учащихся на восприятие материала. Приступаем к выполнению упражнений I, II, III, IV, и тут творчество начинается, и его невозможно уже остановить. Пока еще только начинаем с высказываний по образцу, с изучения образования наречий от прилагательных, но я уже на этом этапе предлагаю ребятам открыть т.н. копилки для своих проектов и задумать, может быть даже наметить ступени своего творчества. Затем на других уроках, читаем ли мы тексты, повторяем ли Present Perfect и Past Perfect, выполняем ли лексико – грамматические упражнения учебника и рабочей тетради, я знаю, что процесс творчества идет и учащиеся представляют себе его конечный результат. Ребятам предстоит собрать информацию и отобрать необходимый ее минимум для выполнения проекта. Проект становится существенным компонентом учебного процесса, он же и разнообразит работу над темой. Какое бы упражнение не выполнялось, какой бы текст не читался, я как учитель напоминаю детям поискать в изученном материале что там для их будущего проекта. Постепенно лексика, грамматические структуры, умение, навыки начинают объединяться. На первом проектном уроке дети составляют план работы, просматривают «копилки», анализируют информацию, читают задания к проекту на стр. 46, рапределяют роли. На последующих двух уроках продолжается работа по освоению темы и, конечно же, работа по созданию проектов. Столы в классе расставлены для удобной работы в группе. ребята приносят все необходимое в класс, и раскладывают на столах и начинают трудиться. я сама решаю, когда нужно начинать работу над проектом и ка долго эта работа продлится. Можно сделать промежуточный контроль, который покажет, как долго нужно учащимся работать над проектом. Ребятам предстоит ярко преподнести весь собранный материал, чтобы вызвать интерес у других школьников. В процессе работы возникает соревновательный момент.
Я назначаю день сдачи проектов, т.е. их защиты. В день защиты все проекты вывешиваются к классе или в школьном коридоре. Обычно я создаю экспертную группу для оценки проектов. В нее вхожу я и двое учащихся старших классов. Некоторые школьники просто вывешивают свой проект, другие же, вывесив проект, сопровождают его устным комментарием на английском языке. Оценку проектов экспертная группа производит по разным критериям: «самый смелый проект», «самый изящный», «самый обоснованный» и т.д. Проекты висят в классе несколько дней, они привлекают внимание других детей. Учитель школы должен ясно представлять себе образовательные, практические и воспитательные цели обучения преподаваемому им предмету, хорошо понимать систему обучения и методические принципы, лежащие в ее основе. Очень большое значение для успешного обучения школьников, я считаю, имеют правильная организация учебно-воспитательного процесса, приобщение их и созданию в каждом классе здорового, работоспособного коллектива. Их следует учить умению осуществлять взаимо и самоконтроль, оценивать знания свои и своих одноклассников. Думаю, что одна из задач, стоящих перед учителем, -поддержание атмосферы доверия, доброжелательности и в то же время требовательности на уроках. Для решения всех этих вопросов необходимо знать каждого ученика, его возрастные и индивидуальные особенности. Из опыта работы я вижу, с каким интересом дети занимаются иностранным языком на начальном этапе его изучения, и как с годами меняется их отношение к данному предмету. Чтобы этого не произошло, я стараюсь помочь каждому ученику удержаться на первоначальных позициях, намечаю перспективы его роста, создаю на каждом уроке условия для творческого труда, учу школьников преодолевать возникающие трудности. Уже с первых занятий в классе внушаю своим ученикам уверенность в том, что все они в состоянии изучить английский язык. И первое условие для достижения этого - активная работа в течении всего урока. Тогда они смогут выполнить любое задание и упражнение, усвоить необходимый учебный материал. Приучаю детей задавать вопросы учителю, если они чего-либо не поняли. Ребята знают, что их обязательно спросят на каждом уроке и непременно проверят, выполнили ли они домашнее задание. Планируя урок, я предусматриваю действия каждого ученика на различных этапах, учитываю при этом степень его подготовки по английскому языку. Перед выполнением любой самостоятельной работы в классе стараюсь снять трудности: обязательно объясняю, с какой целью, выполняется то или иное задание, с чего следует начать, какой материал можно использовать при этом, как проверить правильность и качество его выполнения и оценить свою работу или работу своих одноклассников. При тренировке в употреблении любого изученного языкового материала провожу работу по схемам: класс - хорошо успевающий ученик средне успевающий ученик слабо успевающий ученик; хорошо успевающий ученик - средне успевающий ученик - класс -слабо успевающий ученик. Во время такой тренировки осуществляется негласный контроль степени усвоения материала. Затем, с помощью тестов, взаимопроверки при парной работе, отчетов групп ведется гласный контроль выполнения заданий. При обучении говорению сначала учу детей умению подтверждать высказывание и
возражать собеседнику, отвечать на общие и альтернативные вопросы, умению задавать те и другие, отвечать на специальные вопросы и формулировать их; затем учу составлять монологические сообщения вначале по опорам (по плану, вопросам, с помощью картинок, схем), позднее без них. Одновременно приучаю учеников реагировать на прослушанные сообщения, употреблять при этом реплики оценочного и уточняющего характера, задавать вопросы, выражать сомнения по поводу сказанного или согласие, т.е. готовлю их к участию в диалоге. Контроль усвоения изученного материала осуществляю следующим образом: Проводится коллективная работа (составляется рассказ по изучаемой теме способом «снежный ком» ) - тестирование. Первым отвечает хорошо успевающий ученик (его ответ является образцом). Взаимоконтроль, проводимый при работе в парах и группах за ограниченное время с опорой на тесты. Выставление предварительных оценок друг другу работающим в парах или группах при выполнении тестов. Коллективная оценка, данная каждому ученику за время изучения темы. Определение оценок приучает школьников предъявлять определенные требования к ответам своим и соучеников, учит самовзаимоконтролю., развивает умение вызывать свое отношение к обсуждаемым событиям, фактам, составлять дополнительные вопросы и услышанному, т.е. приобщает учеников и активному участию во всех сферах учебной деятельности на всех этапах урока, а это заставляет их быть инициативными, заинтересованными. Воспитание таких качеств и усвоение указанных умений способствуют формированию активной жизненной позиции учащихся уже со школьной скамьи. При переходе к изучению новой темы определяю ее связь с ранее изученными, нахожу точки и соприкосновения, т.е. возможность употребить знакомый языковой материал в новых естественных ситуациях. Считаю, что при обучении иностранному языку положительные результаты достигаются благодаря сочетанию различных видов работы: фронтальной, групповой, индивидуальной. Особенно характерно применение их в совокупности на завершающем этапе работы над темой, когда подводится итог усвоения изученного, проводится как бы тематический зачет.Также считаю, что нетрадиционные формы работы вызывают интерес у учащихся. Например, игровые формы обучения, Это уникальное средство ненасильственного обучения детей. Игра соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, Благодаря играм активизируется все познавательные процессы учащихся: развиваются внимания, память, мышления, творческие способности обучающие игры помогают снять усталость, преодолеть языковой и психологический барьеры. Мне кажется что их использование всегда дает хорошие результаты, повышает интерес к предмету, позволяет сконцентрировать внимания на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации общения во время игры. В ходе игры я не исправляю ошибки, а отмечаю для себя, на какие языковые явления следует обратить внимания над чем поработать. Главное при проведение игры создать доброжелательную атмосферу и ситуацию успеха для учащихся. Например, ролевые игры это эффективный способ вовлечь учащихся в
коммуникацию. При проведении ролевых игр возможны два варианта: - учащемуся предлагается роль другого человека; - учащийся изображает самого себя, попавшего в определенную ситуацию. Известно, что ролевые игры могут быть различного вида, но в любом варианте, считаю, что до проведения мероприятия я должна убедиться, что учащимся понятна идея. Необходимо выделить время для того, чтобы ученики освоили роли и обдумали свои действия. В это время я могу дать консультацию и оказать помощь отдельным учащимся. Я применяю в своей работе, ролевую игру и она может использоваться как на начальном этапе обучения, так и на продвинутом, В ней всегда представлена ситуация, Я распределяю роли, но могут выбирать и сами учащиеся. Обязательно надо обсудить проведенную игру. И начинаю я обсуждение результатов игры с удачных моментов и лишь затем перехожу к недостаткам. Также главным в обучении иностранному языку является чтение и письмо. При работе с текстом ставлю несколько задач. Например: Определите главное событие текста, назовите количество персонажей, дайте характеристику главному персонажу. Очень важным в этом виде работы я считаю пересказ. Обучение письму. Письменная речь - это коммуникативное умение, т.е. способность излагать свои мысли. Для этой цели часто задаю написать мини-сочинения. Также очень часто применяю на своих уроках диктанты, всевозможные письменные упражнения. В конце каждой темы есть смысл составить и написать тему. Каждый урок должен быть динамичным и управляемым. Что это такое? 1) Нормальный темп урока 2) Строгая логичность перехода от этапа к этапу урока 3) Методически оправданные разнообразия формы обучения При закреплении нового материала можно использовать также аудирование. Готовясь к урокам, я стараюсь использовать ИКТ . Хочу отметить, что на уроках необходимо использовать страноведение. Ребятам очень нравится слушать истории о культуре, быте, традициях и обычаях англичан. Считаю, что, необходимо проводить уроки -- лекций о спорте, культуре, чтобы повысить интерес к изучаемому языку. Также надо проводить внеклассные мероприятия по языку в форме диспутов, конкурсов, викторины, даже театральных представлений. Это все что касается моей работы по предмету. Кроме того я являюсь классным руководителем. Трудовое воспитание. Ребенок в семье должен заниматься определенным, трудом, который ему под силу. В школе детей тоже надо активно занимать трудом. Обучение английскому языку протекает наиболее успешно, когда учащиеся вовлечены в творческую деятельность. Процессы работы над проектом стимулирует школьников быть деятельными, развивает у них интерес к английскому языку, воображение, творческое мышление, самостоятельность и другие качества личности. Наличие элементов поисковой деятельности, творчества создает условия для взаимообогащающего общения, как на родном, так и на иностранном языке. Учитель прежде всего воспитатель. Чтобы хорошо воспитывать детей надо их любить, понимать, и в каждом из них видеть человека и личность. Нужно воспитывать не только на словах, но и личным примером. Именно мы, учителя вместе с родителями
должны пытаться направлять детей на правильный путь, где их ждет интересная взрослая жизнь и любимая работа.

Методическая система
Мешлок Ларисы Сахдиновны, учителя иностранных языков МОУ «СОШ № 1 им. Ю.К. Намитокова» а. Понежукай