"Проектная деятельность по русскому языку"

Автор: Полякова Наталья Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Комсомольская средняя общеобразовательная школа
Населённый пункт: пгт. Комсомольск Тисульского района Кемеровской области
Наименование материала: Брошюра
Тема: "Проектная деятельность по русскому языку"
Дата публикации: 02.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МО учителей русского языка и литературы

Проектная деятельность по русскому языку

Разработка и проведение учебного проекта

в условиях введения ФГОС

Автор-составитель: Полякова Н.П.

МБОУ Комсомольская СОШ

ТИСУЛЬ 2016


Одним из направлений современного образовательного процесса, предусмотренного ФГОС, стало обеспечение проектной и исследовательской деятельности обучающихся , направленной на овладение обучающимися учебно- познавательными приемами и практическими действиями для решения личностно- и социальнозначимых задач и нахождения путей решения проблемных задач.
Какое место занимает проектная деятельность в

реализации ФГОС нового поколения?
1. Основное отличие нового Стандарта заключается в изменении
результатов
, которые мы должны получить на выходе (планируемые
личностные, предметные
и
метапредметные
результаты) 2. Инструментом достижения данных результатов являются
универсальные учебные действия (программы

формирования УУД).
3. Основным подходом к формированию УУД, согласно новым Стандартам, является
системно-

деятельностный подход
. 4. Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является
проектная

деятельность
.

Проектная деятельность

Учащийся
приобретает опыт творчества; повышает уровень коммуникабельности; развивает устную и письменную речь.
Учитель
имеет возможность выбрать тему работы; использует разные формы работы.

ПРОЕКТ – это пять «П
»
ПРОБЛЕМА

ПЛАНИРОВАНИЕ

ПОИСК ИНФОРМАЦИИ

ПРОДУКТ


Мультимедийный продукт: презентация, видеоклип, видеофильм, гипермедиа – сочинение, компьютерная графика, веб-сайт. Нормативные документы: инструкция, законопроект, система школьного самоуправления. Публицистические материалы: стенгазета, журнал, заметка, интервью, обзор.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Типология проектов
 по доминирующей деятельности учащихся: практико-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие, ролевые;  по предметному содержанию: монопроекты, межпредметные проекты;  по продолжительности:
мини-проекты, краткосрочные, недельные, долгосрочные (годичные) проекты. Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, города, села. Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п. Ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания.
Паспорт проекта

1

Название проекта

2

Учебный предмет, в рамках

которого разрабатывается

проект, и смежные с ним

дисциплины

3

Тип проекта

4

Цель проекта


5

Задачи проекта

6

Руководитель и консультанты

проекта

7

Возраст участников проекта

8

Состав проектной группы

(имена и фамилии участников)

9

Аннотация проекта

(актуальность, личностная

значимость, практическое

применение)

10

Предполагаемые продукты

проекта

11

Этапы работы над проектом

(продолжительность,

содержание работы,

ответственные)

12

Необходимое оборудование и

ресурсы

Подготовка учеников к работе в проекте

1. Создание индивидуального плана
Подсказка учителя • Заполните таблицу.


Что

делать

К какому

сроку

Что

представить

Требования

к продукту

Что делать,

если не

сумеешь

выполнить

Мое

оценив

ание


1

Найти

2

Изучить

3

Создать

4
• По мере выполнения плана закрашивай ячейки:
Зеленым
– все удалось
Желтым
– надо доработать
Красным
– не получилось
Коричневым
– не начинал • Сделай вывод, как ты выполнил план и почему это удалось (или не удалось).
2. Создание плана группы.
Подсказка учителя • Заполните таблицу.


Что

делать

Кто

делает

К

какому

сроку

Что

предста

вить

Требов

ания к

продук

ту

Что делать,

если не сумел

выполнить

Мое

оценив

ание

продук

та

Оцен

иван

ие

груп

пы

1

Найти


2

Изучить

3

Создать

4
• Выберите ответственного за план в группе. • Подумайте, как будете фиксировать выполнение плана (таблица Google, таблица на стене класса, дерево выполнения и др.). • Определите, кто будет отмечать выполнение пунктов. • По мере выполнения плана закрашивайте ячейки. • Продумайте риски: запишите, что делать, если: не получается выполнить, кто-то болеет, кто-то не хочет, кто-то не сработался с другим участником выполнения задания и др. • Назначьте встречи групп для обсуждения промежуточного продукта. • Сделайте вывод, как группа выполнила план и почему это удалось (или не удалось).
3. Разработка плана проекта

Пример плана проекта

1 неделя:
Погружение учащихся и родителей в проектную деятельность: Знакомство учащихся с вводной презентацией и вопросами. Создание плана работы группы, распределение ролей внутри группы посредством листа планирования работы в сообществе.
Знакомство с критериями оценивания работ сообществ. Знакомство родителей с темой и направлениями деятельности по проекту, определение роли родителей в совместной работе с детьми. Изучение родителями материалов о безопасной работе детей в Интернете.
2 неделя:
Анализ проблемных вопросов, выдвижение гипотез, определение целей их исследования. Корректировка планов работы в сообществах. Определение сроков выполнения и форм представления работ учащихся.
3 неделя:
Знакомство с правилами поиска и работы с различными источниками информации. Знакомство с рекомендованным организаторами проекта списком информационных ресурсов, сбор своей коллекции информационных источников.
4 неделя:
Сбор сообществами информационных материалов из разных источников по решению своих проблемных вопросов. Анализ и отбор собранных материалов.
5 неделя:
Обсуждение и систематизация сообществами собранных материалов, подготовка сообществами презентаций по своей части проекта. Самооценивание совместной работы в группах.
6 неделя:
Выполнение сообществами практических заданий.

7 неделя:
Совместная работа сообществ по созданию общей презентации проекта и текста научно-исследовательской работы. Подготовка к защите проекта.
8 неделя:
Защита проекта. Подведение итогов работы над проектом и самооценка участников проекта.
Требования к

плану

проекта

План

проекта

учитывает
• возраст детей (планированием длительности проекта, формулировкой заданий проекта),
• мероприятия по обучению работы с информационными источниками, с использованием методик оценивания, постановки целей исследования и планированию работы группы и др. метапредметными умениями, • поставленные цели проекта, план должен привести к достижению целей, • Проверку соответствия продуктов проекта поставленным целям.
План проекта написан для учащихся и содержит
• характеристику этапов, • описание вида деятельности учащихся, • ссылки на методические материалы и критерии оценивания, • методическое и ресурсное обеспечение, • сроки, • ответственных, • мероприятия по реализации проекта (учебные практики, объем и последовательность заданий для учащихся) и необходимые ресурсы.
4. Этапы работы над проектом

Этапы

Цели и задачи

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Деятельн

ость

родителей
1. Погруж Цель – подготовка Отбирает возможные темы Осуществля ют вживание Помогаю т в
ение в проект учащихся к проектной деятельности. Задачи: – определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся; – создание группы (групп) учащихся для работы над проектом. и предлагает их учащимся. Побуждает у учащихся интерес к теме проекта. Помогает сформулировать : • проблему проекта; • сюжетную ситуацию; • цель и задачи. Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта. Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта. Помогает в анализе и синтезе, наблюдает, контролирует. Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их в ситуацию. Обсуждают тему проекта, предмет исследовани я с учителем. Получают дополнитель ную информацию . Определяют свои потребности. Принимают в составе группы (или самостоятель но) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументиру ют свой выбор. Осуществля ют: • анализ ресурсов и поиск оптимальног о способа достижения цели проекта; • личностное присвоение выборе тематиче ского поля, темы; в формули ровке проблем ы, цели и задач проекта. Мотивир уют детей.
формулировку. Формирует необходимые специфические умения и навыки. проблемы. Формулируют (индивидуаль но или в результате обсуждения в группе) цель проекта. 2. Планир ование деятель ности Цель – пооперацион ная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных. Задачи: – определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации; – установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов). Предлагает учащимся: • различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы; • распределить роли в группах; • спланировать деятельность по решению задач проекта; • продумать возможные формы Осуществля ют: • поиск, сбор, систематизац ию и анализ информации; • разбивку на группы; • распределен ие ролей в группе; • планировани е работы; • выбор формы и способа презентации предполагае мых результатов; • принятие решения по установлени ю критериев оценивания результатов и процесса. Продумываю Консульт ируют в процессе поиска информа ции. Оказыва ют помощь в выборе способов хранения и системат изации собранно й информа ции, в составле нии плана предстоя щей деятельн ости.
– распределение задач (обязанностей) между членами группы. презентации результатов проекта; • продумать критерии оценки результатов и процесса. Формирует необходимые специфические умения и навыки. Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов. т продукт групповой и/или индивидуаль ной деятельности на данном этапе. Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы. 3. Осущес твление деятель ности по решени ю пробле мы Цель – разработка проекта. Задачи: – самостоятельна я работа учащихся по своим индивидуальны м или групповым задачам проекта. – промежуточны е обсуждения полученных Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности. Выполняют запланирова нные действия самостоятель но, в группе или в комбинирова нном режиме. При необходимос ти консультиру ются с учителем (экспертом). Осуществляю Наблюда ют. Контроли руют соблюден ие правил техники безопасн ости. Следят за соблюден ием временн ых рамок этапов деятельн ости. Оказыва
данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время). т промежуточн ые обсуждения полученных данных в группах. ют помощь в сборе информа ции, оформле нии материал ов и портфоли о проектно й деятельн ости. 4. Оформл ение результ атов Цель – структуриров ание полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. Задачи: – анализ и синтез данных; – формулировани е выводов. Наблюдает, советует, направляет процесс анализа. Помогает в обеспечении проекта. Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого. Оформляют проект, изготавлива ют продукт. Участвуют в коллективно м анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненны й проект, выясняют причины успехов, неудач. Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы. Наблюда ет, советует. Помогае т в обеспече нии проекта. Мотивир ует учащихся , создает чувство успеха.
5. Презент ация результ атов Цель – демонстрация материалов, представление результатов. Задачи: – подготовка презентационн ых материалов; – подготовка публичного выступления; – презентация проекта. Организует презентацию. Продумывает и реализует взаимодействие с родителями. При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио. Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности. Выступает в качестве эксперта. Принимает отчет: • обобщает и резюмирует полученные результаты; • подводит итоги обучения; • оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, Выбирают (предлагают) форму презентации. Готовят презентацию. Продолжают оформлять портфолио. При необходимост и консультирую тся с учителем (экспертом). Осуществляю т защиту проекта. Отвечают на вопросы слушателей. Демонстриру ют: • понимание проблемы, цели и задач; • умение планировать и осуществлять работу; • найденный способ решения проблемы; • рефлексию деятельности и результата. Выступают в Консульт ируют в выборе формы презента ции. Оказыва ют помощь в подготов ке презента ции. Выступа ют в качестве эксперта.
толерантность и др.; • акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленны х критериев оценивания результатов и процесса.
Контрольный лист для планирования проекта

Вопросы

Заметки

Постановка целей
 Каковы ваши цели в проекте?  Существуют ли противоречащие друг другу цели?

Разработка плана
 Спланировали ли вы последовательность действий?  Включили ли вы необходимые для действий ресурсы?  Понятен ли ваш график выполнения?
Наблюдение процессов.
 Если ли какие-то трудности?  Как мы будем их преодолевать?  Что и кого вы используете в качестве ресурсов проекта?  Есть ли у вас план контроля продвижения по проекту?  Что будете делать, если не будете успевать?  Как вы поймете, что работа соответствует критериям?  Как вы определите, что еще должно быть сделано?
Рефлексия
 Включили ли вы отзывы в план улучшения проекта?  Что вы узнали о себе самом?  Какие области вы хотите улучшить?
5. Оформление проекта
Обычное, стандартное оформление
пояснительной

записки
выглядит следующим образом. На первой странице пишется название проекта, имя, фамилия, школа и класс автора проекта, а также год
выполнения. Здесь же можно указать данные о руководителе проекта, если таковой имеется. На второй странице – содержание или оглавление проекта. С третьей страницы начинаем описывать суть проекта.
Введение
– постановка цели и задач работы, краткая предыстория вопроса и отношение самого ученика к проблеме, описанной в проекте. Далее само
описание проекта
, где вы детально разворачиваете проблему и либо находите решение, либо описываете, как это делают другие, опираясь на определенных авторов, цитируя различные высказывания.
Заключение
– вывод, сделанный в результате исследования.
6. Отчет о выполнении проекта
1. Фамилия, имя_________________________________________ 2. Название проекта______________________________________ _______________________________________________________ 3. Почему я начал работу над проектом? _______________________________________________________ _______________________________________________________ 4. Для чего я работал над проектом?
_______________________________________________________ _______________________________________________________ 5. Какой продукт я хочу получить? _______________________________________________________ 6. Как я работал над проектом:
Дата

Что

делал

Затрачено

времени

Вопрос/

затруднение

Консультант

Помощь
7. Какой продукт я получил в результате работы над проектом? _______________________________________________________ _______________________________________________________ 8. Что нового я узнал, чему научился? _______________________________________________________ _______________________________________________________ 9. Мои впечатления от работы над проектом_______________________________________________ _______________________________________________________
7. Оценивание проекта

Лист индивидуального оценивания
Оцени свою работу по 5-балльной системе. Фамилия, имя участника проекта _________________________ Класс_________________________________________________ Руководитель проекта __________________________________
Критерии

Всегда

Часто

Иногда

Редко

1.

Проект мне интересен

2.


3.

Я самостоятельно

искал и обрабатывал

информацию

4.

Я использовал сеть

Интернет, книги,

учебники

5.

Я работал вместе с

другими участниками

проекта

6.

Я оцениваю

выполнение своего

проекта

В работе мне

помогали учителя,

родители, друзья

Я оцениваю конечный

продукт проекта
Личное мнение о проекте _______________________________________________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________
Оценочный лист для группы
Название группы_________________________________________ Класс_______
Критерии

Всегда

Часто

Иногда

Редко

Наша группа работала

дружно

Мы советовались друг

с другом

Мы помогали друг


другу

Мы вместе искали и

обрабатывали

информацию

Мы вместе работали

над конечным

продуктом
Выразите свое мнение о работе над проектом_______________________________________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________ В чем была трудность при работе над проектом_______________________________________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________ Кто помогал в работе над проектом _______________________________________________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________
Поощрение от сверстников
Ваше имя, фамилия _______________________________________________________ Фамилия, имя рецензируемого _________________________________________________ Название проекта _______________________________________________________ Две похвалы работе:
_______________________________________________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________ Два предложения о работе: _______________________________________________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________ • Я хочу знать больше о …… • Я не уверен, что это значит... • Я хочу знать больше деталей о ... Другие идеи и замечания: _______________________________________________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________
Лист оценивания презентации
1 балл – качество представленного компонента низкой степени; 2 балла - качество представленного компонента средней степени; 3 балла - качество представленного компонента высокой степени. Максимальное количество баллов – 18 баллов.
Критерии оценивания

Оценка ученика

Оценка учителя

1

балл

2

балла

3

балла

1

балл

2

балла

3

балла
1. Наличие
правильно оформленного титульного слайда (указано название проекта, темы, в рамках которой выполняется презентация, ФИ участников творческой группы и руководителей, даты выполнения) 2. Содержание презентации соответствует теме, материал изложен доступно и ясно. 3. Грамотность (нет ошибок). 4. Дизайн презентации (шрифты, их крупность; цветовое оформление; наличие более сложных решений, в том числе при оформлении полупрозрачного или иного фона; наличие анимации и ее оптимальность). 5. Объем презентации
(минимальное количество 2-5 слайдов - 1 балл; 5- 7 слайдов – 2 балла; 25 слайдов - 3 балла). 6. Наличие списка источников информации (учебник – 1 балл; + дополнительная литература – 2 балла; + использование Интернет-ресурсов – 3 балла). Всего
16-18 баллов - отличная работа;

12-15 баллов – хорошая работа;

менее 9 - 11 баллов – работа нуждается в доработке

Оценивание наблюдения группы
• Дайте ученикам эту форму, когда они будут смотреть презентацию группы. • Попросите их посмотреть на приведенные ниже характеристики и дать свой отзыв на работу группы. • Отметьте каждую характеристику: + отличная работа (трудно улучшить) = хорошая работа (хорошо, но вы видите способ улучшить) – слабая работа (многое нужно улучшить) Фамилия, имя __________________________________________ Дата: __________________________________________________ Группа, которую наблюдал: _______________________________ � Группа работала над темой _____________________________
_______________________________________________________ � Презентация группы была интересно (голос, движение, взаимодействие, контакт с аудиторией) � Презентация была понятной и визуально ясной - она помогла мне лучше понять тему � Все члены группы участвовали в презентации � Все участники отнеслись к проекту серьезно � Группа подробно и детально отвечала на вопросы � Презентация была содержательной (броское начало, детали в середине, хорошее заключение) � Я узнал новые вещи из презентации � Презентация хорошо отработана (без ошибок, каждый человек знает свою часть) � Выступающие говорят ясно и громко, так что всем слышно Пожалуйста, добавьте пояснения к своим оценкам: _______________________________________________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________
Рефлексия

Как проверить,

достигнут ли результат?

Когда

возможно

получить

результат?

Возможно ли

достигнуть

результата?

Для

чего?

Кому нужен

результат?

ПРОЕК

ТТ

ПРОЕК

ТТ